Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.И. Антиповой рассмотрел дело N А60-24317/2017 по заявлению Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) (далее - заявитель, НМУП "Горэнерго")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) (далее - заинтересованное лицо, Департамент)
о признании незаконным предписания от 23.03.2017 N 29-24-11-43,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Воронин В.В., представитель по доверенности от 22.03.2017,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 23.03.2017 N 29-24-11-43.
От заинтересованного лица поступил отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что Департаментом выявлены нарушения обязательных требований в части применения площади жилого дома при начислении платы за коммунальную услугу отопление, без подтверждающего изменения сведений технического (кадастрового) паспорта жилого дома N 25 - 27 по ул. Челябинская в г. Нижний Тагил, заключающееся в том, что при анализе копии платежного поручения за октябрь 2016 г. начисление платы за коммунальную услугу отопление произведено из расчета площади жилого дома 150 кв. м с учетом недостроенного второго этажа, при этом начисление платы за коммунальную услугу отопление должно производиться на площадь 76.1 кв. м (46,7 кв. м +29,4 кв. м площадь первого этажа, согласно плану на жилой дом), несанкционированное подключение произведено на площадь 29,4 кв. м.
В помещении второго этажа дома услуга теплоснабжения не потребляется, радиаторы в помещении второго этажа к системе теплоснабжения дома не подключены, не функционируют.
Учитывая изложенное, заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В период с 20.02.2017 по 22.03.2017 на основании приказа директора Департамента N 29-24-09-43 от 16.02.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении НМУП "Горэнерго".
Основанием проведения проверки послужило обращение собственника жилого дома N 25 - 27 по ул. Челябинская в г. Нижнем Тагиле о нарушение жилищных прав в результате необоснованного доначисления платы за коммунальную услугу.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
08 февраля 2017 года помощником прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Ищенко А.В. по доводам заявителя (собственника дома) о незаконном начислении платы (выставления задолженности) за услугу теплоснабжения на площадь, не соответствующую фактически отапливаемой площади, в отношении объекта находящегося по адресу ул. Челябинская, 25 - 27 в г. Нижний Тагил, проведена проверка, по результатам проверки составлен акт проверки.
В ходе проверки установлено:
- в помещениях первого этажа осуществляется потребление услуги теплоснабжения с использованием тепловой энергии НТ МУП "Горэнерго". Площадь помещений первого этажа составила 76,67 кв. м (согласно копии поэтажного плана на жилой дом площадь первого этажа составляет 46,7 кв. м + 29,4 кв. м = 76,1 кв. м),
- в помещениях второго этажа дома услуга теплоснабжения не потребляется, радиаторы в помещениях 2-го этажа к системе теплоснабжения дома не подключены, не функционируют.
По результатам проверки составлен акт N 29-24-10-43 от 22.03.2017.
22.03.2017 Департаментом вынесено НМУП "Горэнерго" предписание N 29-24-11-43 о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому предписано обеспечить соблюдение обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу отопление собственнику жилого дома N 25 по ул. Челябинская в г. Нижнем Тагиле, в части применения площади жилого дома с учетом сведений технического (кадастрового) паспорта.
Не согласившись с указанным постановлением, НМУП "Горэнерго" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что поскольку имеется сверхнормативное потребление тепла, то в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О теплоснабжении", при установлении факта несоответствия общей площади жилого дома документам, на основании которых производится расчет платы за отопление, заявителем сделано доначисление платы за 3 предшествующие года, при расчете использована формула Правил N 354.
В обоснование заявленных требований заявителем представлены в материалы дела акт, составленный НМУП "Горэнерго" от 20.10.2016 г., согласно которому при проверке жилого дома по адресу г. Н. Тагил улица Челябинская 25 - 27 было выявлено несоответствие площади, указанной в договоре теплоснабжения, фактической площади объекта, а именно увеличение этажности и площади строения. НМУП "Горэнерго" зафиксировано в акте, что по состоянию на 20 октября 2016 г. по вышеуказанному адресу расположен двухэтажный жилой дом, площадью 150 кв. м.
Кроме того, 08.02.2017 г. заявителем произведена проверка дома, находящегося по указанному адресу, которым установлено, что в результате замеров площадь жилого дома в два этажа составила 150 кв. м (площадь первого этажа 75 кв. м, площадь второго этажа 75 кв. м), при обследовании второго этажа обнаружены смонтированные инженерные сети с запорными устройствами. На момент проведения проверки радиаторы отопления второго этажа были подключены к общей инженерной сети жилого дома. Температура на 1 этаже +20 С, температура на втором этаже +5 С, температура наружного воздуха - 28 С. В жилом доме отсутствуют приборы учета.
В акте проверки от 08.02.2017 г., составленном прокурором, указаны аналогичные показатели температур в помещении. Также в акте установлено, что помещение второго этажа ограничено от помещения первого этажа перегородкой (дверью).
Из содержащегося в материалах дела кадастрового паспорта от 25.04.2012 г. следует, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу г. Н. Тагил улица Челябинская 25 - 27, составляет 107,6 кв. м (степень готовности объекта незавершенного строительства), количество этажей: два. Год ввода в эксплуатацию 1956 г., 2012 г. В примечании указано, что техническая характеристика дома указана по данным обследования на 12.04.2012 г., общая площадь изменена в результате внутренней перепланировки и строительства второго этажа.
При этом как следует из представленного в материалы дела договора на предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению N 145 от 01.09.2012 г., заключенного собственником дома с НМУП "Горэнерго", как с теплоснабжающей организацией, коммунальные услуги в виде отпуска тепловой энергии оказывается абоненту, площадь объекта которого составляет 47,5 кв. м.
Таким образом, в результате проведенных проверок, было установлено увеличение площади жилого дома без уведомления ресурсоснабжающей организации, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании произведенных проверок заявителем произведено доначисление по услуге отопления за предшествующие три года в объеме разницы между указанной в договоре площади дома и фактической, а именно 102,5 кв. м (150 кв. м - 47,5 кв. м). При этом, как пояснил представитель заявителя, при проведения перерасчета НМУП "Горэнерго" руководствовалось п. 9 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Последующее начисление платы производилось на общую площадь жилого дома 150 кв. м.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года", предписано применение нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в городе Нижний Тагил установлен постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2009 N 997 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Нижний Тагил, проживающего в жилых помещениях и не имеющего индивидуальных приборов учета" норматив потребления тепла установлен в размере 0,0307 Гкал к общей площади жилого помещения.
Согласно пп. Е пункта 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в отношении определения объемов потребления коммунальной услуги отопления применяется Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
В силу п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок определения общей площади в жилом доме, в том числе и отапливаемых площадей жилого дома, установлен в следующих нормативных актах.
На основании пункта 5.4 СП 23-101-2004 (Методика проектирования тепловой защиты зданий), на стадии проектирования отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.
В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
Согласно п. 1.8 Постановлению Госстроя РФ N 9 от 23.02.1999 года "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, где для определения платы за отопление принимается в расчете 1 кв. м жилья площади квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. Где холодная кладовая в жилом доме не может быть более 2 кв. метров (Приказ Госстроя от 10.11.98 года N 8).
В соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" и Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади зданий, помещений" общая площадь жилого помещения жилого дома состоит из сумм площади всех частей такого помещения жилого дома, включая помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещением, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. При определении единства здания данные нормативные акты указывают, что признаками единства здания (жилого дома) служат:
- - фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;
- - при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Кроме того, письмом Минстроя РФ от 23.11.2015 года N 38988-ОГ/04 даны разъяснения о размере платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, а площадь отапливаемых помещений равна общей площади жилого дома в контурах капитальных стен. При этом, устанавливается единообразный подход ко всем группам потребителей, на которых распространяется Постановления Правительства РФ N 354 (ранее ПП РФ N 307) о порядке определения платы за коммунальные услуги.
При определении объема потребления коммунальной услуги по отоплению существенным является присоединение сетей потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации, и возможностью внутридомовых инженерных сетей получать ресурс.
В силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Постановлений Правительств РФ N 306, 307, 354 и иных нормативных и подзаконных актах при определении размеры платы за отопление принимается общая площадь жилого дома. Применение в формуле начисления платы общей площади жилого дома является императивной нормой для участников правоотношений. При этом, законодатель в отсутствие прибора учета определяет объем потребления коммунальной услуги отопление в пределах общей площади, устанавливая объем потребления, равным размерам общей площади жилого дома.
Учитывая изложенное, довод Департамента о том, что в помещениях второго этажа услуга теплоснабжения не потребляется, а, следовательно, отсутствуют основания для ее оплаты, отклоняется, поскольку при расчете платы за отопление должна учитываться общая площадь всего дома, а не только его отапливаемые помещения.
Таким образом, при отсутствии прибора учета объем потребления коммунальной услуги определяется по нормативу, где принимается общая площадь жилого дома. При неоднократных обследованиях жилого дома в актах зафиксировано, что площадь дома не соответствует техническим и правоустанавливающим документам.
Заявитель подтвердил увеличение площади жилого дома, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.
Сам факт неведения помещений в эксплуатацию или отсутствие регистрации права собственности на расчет платы за отопление не влияет, законодатель в данном случае предусмотрел формальный подход, закрепив в нормативно-правовом акте правило о расчете платы за отопление, исходя из общей площади жилого дома.
По смыслу пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорным является, в том числе, потребление тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления.
На основании пункта 8 статьи 22 указанного Закона теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
При проверке потребления тепловой энергии в доме, составлены акты от 20.10.2016, от 08.02.2017 г., которыми фактически выявлено сверхдоговорное потребление тепловой энергии ввиду установления общей площади дома не менее 150 кв. м. Между тем, договорные отношения между сторонами сложились в отношении жилого дома площадью 45,5 кв. м (договор N 145 от 11.09.2012 г.).
Ввиду выявления факта бездоговорного потребления тепловой энергии, НМУП "Горэнерго" произведено доначисление платы за отопление за предшествующие 3 года.
Учитывая изложенное, заявителем правомерно произведено начисление платы за коммунальную услугу отопление из расчета площади 150 кв. м с учетом второго этажа.
Департамент в свою очередь не доказал, что заявителем не правомерно произведено доначисление услуг теплоснабжения, поскольку в помещении второго этажа услуга теплоснабжения не потребляется, также проведенная проверка и вынесенное предписание основано на произведенных замерах прокурора, Департамент замеры не производил, на объект с целью установления фактов, положенных в основу проверки, не выезжал.
Таким образом, поскольку оспариваемое предписание N 29-24-11-43 от 22.03.2017 нарушает права и законные интересы заявителя тем, что административный орган без должных оснований возлагает на юридическое лицо обязанности, требующие при определении размера платы за коммунальную услугу отопление применять площадь жилого дома с учетом сведений технического (кадастрового) паспорта, при том, что фактически площадь жилого дома превышает размер площади жилого дома, указанного в кадастровом паспорте, имеются основания для признания предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по госпошлине подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 22.03.2017 N 29-24-11-43.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в пользу Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" в возмещение судебных расходов государственную пошлину в размере 3000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-24317/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. по делу N А60-24317/2017
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.И. Антиповой рассмотрел дело N А60-24317/2017 по заявлению Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" (ИНН 6623053107, ОГРН 1086623007998) (далее - заявитель, НМУП "Горэнерго")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) (далее - заинтересованное лицо, Департамент)
о признании незаконным предписания от 23.03.2017 N 29-24-11-43,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Воронин В.В., представитель по доверенности от 22.03.2017,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 23.03.2017 N 29-24-11-43.
От заинтересованного лица поступил отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что Департаментом выявлены нарушения обязательных требований в части применения площади жилого дома при начислении платы за коммунальную услугу отопление, без подтверждающего изменения сведений технического (кадастрового) паспорта жилого дома N 25 - 27 по ул. Челябинская в г. Нижний Тагил, заключающееся в том, что при анализе копии платежного поручения за октябрь 2016 г. начисление платы за коммунальную услугу отопление произведено из расчета площади жилого дома 150 кв. м с учетом недостроенного второго этажа, при этом начисление платы за коммунальную услугу отопление должно производиться на площадь 76.1 кв. м (46,7 кв. м +29,4 кв. м площадь первого этажа, согласно плану на жилой дом), несанкционированное подключение произведено на площадь 29,4 кв. м.
В помещении второго этажа дома услуга теплоснабжения не потребляется, радиаторы в помещении второго этажа к системе теплоснабжения дома не подключены, не функционируют.
Учитывая изложенное, заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В период с 20.02.2017 по 22.03.2017 на основании приказа директора Департамента N 29-24-09-43 от 16.02.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении НМУП "Горэнерго".
Основанием проведения проверки послужило обращение собственника жилого дома N 25 - 27 по ул. Челябинская в г. Нижнем Тагиле о нарушение жилищных прав в результате необоснованного доначисления платы за коммунальную услугу.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
08 февраля 2017 года помощником прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила Ищенко А.В. по доводам заявителя (собственника дома) о незаконном начислении платы (выставления задолженности) за услугу теплоснабжения на площадь, не соответствующую фактически отапливаемой площади, в отношении объекта находящегося по адресу ул. Челябинская, 25 - 27 в г. Нижний Тагил, проведена проверка, по результатам проверки составлен акт проверки.
В ходе проверки установлено:
- в помещениях первого этажа осуществляется потребление услуги теплоснабжения с использованием тепловой энергии НТ МУП "Горэнерго". Площадь помещений первого этажа составила 76,67 кв. м (согласно копии поэтажного плана на жилой дом площадь первого этажа составляет 46,7 кв. м + 29,4 кв. м = 76,1 кв. м),
- в помещениях второго этажа дома услуга теплоснабжения не потребляется, радиаторы в помещениях 2-го этажа к системе теплоснабжения дома не подключены, не функционируют.
По результатам проверки составлен акт N 29-24-10-43 от 22.03.2017.
22.03.2017 Департаментом вынесено НМУП "Горэнерго" предписание N 29-24-11-43 о прекращении нарушений обязательных требований, согласно которому предписано обеспечить соблюдение обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу отопление собственнику жилого дома N 25 по ул. Челябинская в г. Нижнем Тагиле, в части применения площади жилого дома с учетом сведений технического (кадастрового) паспорта.
Не согласившись с указанным постановлением, НМУП "Горэнерго" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области, в рамках исполнения которого выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, Департамент, принимая оспариваемое предписание, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является органом исполнительной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области.
Таким образом, проведение проверки соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на территории Свердловской области и выдача предписания об устранении выявленных нарушений входят в полномочия Департамента.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что поскольку имеется сверхнормативное потребление тепла, то в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О теплоснабжении", при установлении факта несоответствия общей площади жилого дома документам, на основании которых производится расчет платы за отопление, заявителем сделано доначисление платы за 3 предшествующие года, при расчете использована формула Правил N 354.
В обоснование заявленных требований заявителем представлены в материалы дела акт, составленный НМУП "Горэнерго" от 20.10.2016 г., согласно которому при проверке жилого дома по адресу г. Н. Тагил улица Челябинская 25 - 27 было выявлено несоответствие площади, указанной в договоре теплоснабжения, фактической площади объекта, а именно увеличение этажности и площади строения. НМУП "Горэнерго" зафиксировано в акте, что по состоянию на 20 октября 2016 г. по вышеуказанному адресу расположен двухэтажный жилой дом, площадью 150 кв. м.
Кроме того, 08.02.2017 г. заявителем произведена проверка дома, находящегося по указанному адресу, которым установлено, что в результате замеров площадь жилого дома в два этажа составила 150 кв. м (площадь первого этажа 75 кв. м, площадь второго этажа 75 кв. м), при обследовании второго этажа обнаружены смонтированные инженерные сети с запорными устройствами. На момент проведения проверки радиаторы отопления второго этажа были подключены к общей инженерной сети жилого дома. Температура на 1 этаже +20 С, температура на втором этаже +5 С, температура наружного воздуха - 28 С. В жилом доме отсутствуют приборы учета.
В акте проверки от 08.02.2017 г., составленном прокурором, указаны аналогичные показатели температур в помещении. Также в акте установлено, что помещение второго этажа ограничено от помещения первого этажа перегородкой (дверью).
Из содержащегося в материалах дела кадастрового паспорта от 25.04.2012 г. следует, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу г. Н. Тагил улица Челябинская 25 - 27, составляет 107,6 кв. м (степень готовности объекта незавершенного строительства), количество этажей: два. Год ввода в эксплуатацию 1956 г., 2012 г. В примечании указано, что техническая характеристика дома указана по данным обследования на 12.04.2012 г., общая площадь изменена в результате внутренней перепланировки и строительства второго этажа.
При этом как следует из представленного в материалы дела договора на предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению N 145 от 01.09.2012 г., заключенного собственником дома с НМУП "Горэнерго", как с теплоснабжающей организацией, коммунальные услуги в виде отпуска тепловой энергии оказывается абоненту, площадь объекта которого составляет 47,5 кв. м.
Таким образом, в результате проведенных проверок, было установлено увеличение площади жилого дома без уведомления ресурсоснабжающей организации, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании произведенных проверок заявителем произведено доначисление по услуге отопления за предшествующие три года в объеме разницы между указанной в договоре площади дома и фактической, а именно 102,5 кв. м (150 кв. м - 47,5 кв. м). При этом, как пояснил представитель заявителя, при проведения перерасчета НМУП "Горэнерго" руководствовалось п. 9 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Последующее начисление платы производилось на общую площадь жилого дома 150 кв. м.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года", предписано применение нормативов, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в городе Нижний Тагил установлен постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2009 N 997 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Нижний Тагил, проживающего в жилых помещениях и не имеющего индивидуальных приборов учета" норматив потребления тепла установлен в размере 0,0307 Гкал к общей площади жилого помещения.
Согласно пп. Е пункта 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в отношении определения объемов потребления коммунальной услуги отопления применяется Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
В силу п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Порядок определения общей площади в жилом доме, в том числе и отапливаемых площадей жилого дома, установлен в следующих нормативных актах.
На основании пункта 5.4 СП 23-101-2004 (Методика проектирования тепловой защиты зданий), на стадии проектирования отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.
В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
Согласно п. 1.8 Постановлению Госстроя РФ N 9 от 23.02.1999 года "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, где для определения платы за отопление принимается в расчете 1 кв. м жилья площади квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. Где холодная кладовая в жилом доме не может быть более 2 кв. метров (Приказ Госстроя от 10.11.98 года N 8).
В соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" и Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011 N 531 "Об утверждении Требований к определению площади зданий, помещений" общая площадь жилого помещения жилого дома состоит из сумм площади всех частей такого помещения жилого дома, включая помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещением, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. При определении единства здания данные нормативные акты указывают, что признаками единства здания (жилого дома) служат:
- - фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;
- - при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.
Кроме того, письмом Минстроя РФ от 23.11.2015 года N 38988-ОГ/04 даны разъяснения о размере платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, а площадь отапливаемых помещений равна общей площади жилого дома в контурах капитальных стен. При этом, устанавливается единообразный подход ко всем группам потребителей, на которых распространяется Постановления Правительства РФ N 354 (ранее ПП РФ N 307) о порядке определения платы за коммунальные услуги.
При определении объема потребления коммунальной услуги по отоплению существенным является присоединение сетей потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации, и возможностью внутридомовых инженерных сетей получать ресурс.
В силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Постановлений Правительств РФ N 306, 307, 354 и иных нормативных и подзаконных актах при определении размеры платы за отопление принимается общая площадь жилого дома. Применение в формуле начисления платы общей площади жилого дома является императивной нормой для участников правоотношений. При этом, законодатель в отсутствие прибора учета определяет объем потребления коммунальной услуги отопление в пределах общей площади, устанавливая объем потребления, равным размерам общей площади жилого дома.
Учитывая изложенное, довод Департамента о том, что в помещениях второго этажа услуга теплоснабжения не потребляется, а, следовательно, отсутствуют основания для ее оплаты, отклоняется, поскольку при расчете платы за отопление должна учитываться общая площадь всего дома, а не только его отапливаемые помещения.
Таким образом, при отсутствии прибора учета объем потребления коммунальной услуги определяется по нормативу, где принимается общая площадь жилого дома. При неоднократных обследованиях жилого дома в актах зафиксировано, что площадь дома не соответствует техническим и правоустанавливающим документам.
Заявитель подтвердил увеличение площади жилого дома, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.
Сам факт неведения помещений в эксплуатацию или отсутствие регистрации права собственности на расчет платы за отопление не влияет, законодатель в данном случае предусмотрел формальный подход, закрепив в нормативно-правовом акте правило о расчете платы за отопление, исходя из общей площади жилого дома.
По смыслу пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорным является, в том числе, потребление тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления.
На основании пункта 8 статьи 22 указанного Закона теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
При проверке потребления тепловой энергии в доме, составлены акты от 20.10.2016, от 08.02.2017 г., которыми фактически выявлено сверхдоговорное потребление тепловой энергии ввиду установления общей площади дома не менее 150 кв. м. Между тем, договорные отношения между сторонами сложились в отношении жилого дома площадью 45,5 кв. м (договор N 145 от 11.09.2012 г.).
Ввиду выявления факта бездоговорного потребления тепловой энергии, НМУП "Горэнерго" произведено доначисление платы за отопление за предшествующие 3 года.
Учитывая изложенное, заявителем правомерно произведено начисление платы за коммунальную услугу отопление из расчета площади 150 кв. м с учетом второго этажа.
Департамент в свою очередь не доказал, что заявителем не правомерно произведено доначисление услуг теплоснабжения, поскольку в помещении второго этажа услуга теплоснабжения не потребляется, также проведенная проверка и вынесенное предписание основано на произведенных замерах прокурора, Департамент замеры не производил, на объект с целью установления фактов, положенных в основу проверки, не выезжал.
Таким образом, поскольку оспариваемое предписание N 29-24-11-43 от 22.03.2017 нарушает права и законные интересы заявителя тем, что административный орган без должных оснований возлагает на юридическое лицо обязанности, требующие при определении размера платы за коммунальную услугу отопление применять площадь жилого дома с учетом сведений технического (кадастрового) паспорта, при том, что фактически площадь жилого дома превышает размер площади жилого дома, указанного в кадастровом паспорте, имеются основания для признания предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по госпошлине подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 22.03.2017 N 29-24-11-43.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в пользу Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия "Горэнерго" в возмещение судебных расходов государственную пошлину в размере 3000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
М.В.КОВАЛЕВА
М.В.КОВАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)