Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 N 13АП-31134/2015 ПО ДЕЛУ N А42-3877/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А42-3877/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 72531);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 72532);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31134/2015) Жилищно-строительного кооператива "Рыбак Заполярья" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2015 по делу А42-3877/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Рыбак Заполярья"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Рыбак Заполярья" (183032, г. Мурманск ул. Заводская, д. 1 кв. 44, ОГРН 1025100857011, далее - ЖСК "Рыбак Заполярья", кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26, ОГРН 1025100849850, далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 13.05.2015 N 457/35.
Решением суда кооперативу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным и обоснованным вынесением оспариваемого предписания.
Не согласившись с решением суда, ЖСК "Рыбак Заполярья" направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неправильными выводами суда относительно установленных обстоятельств дела, поскольку органом жилищного контроля и судом не учтено решение общего собрания от 18.11.2007, которым собственники жилых помещений определили размер платы в размере 4,50 рублей с квадратного метра площади, данное решение собственников подтверждено протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования от 08.11.2015 в котором разъяснено, что 3,00 рубля из вышеуказанных денежных средств подлежат перечислению на специальный счет в Мурманском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк", а оставшиеся 1,50 рублей непосредственно на счет кооператива для капитального ремонта.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 28.04.2015 по 13.05.2015 Государственной жилищной инспекцией Мурманской области на основании распоряжения N 884 от 27.04.2015 проведена внеплановая документарная проверка ЖСК "Рыбак Заполярья" по вопросу соблюдения кооперативом требований пункта 8.1 статьи 156, пункта 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основанием для проведения проверки послужило обращение жильца многоквартирного дома о неправильном исчислении платы на капитальный ремонт многоквартирного дома N 1 по улице Заводская в городе Мурманске.
В ходе проверки инспекцией было установлено, что расчет размера платы в статье капитальный ремонт в платежных документах за январь 2015 года не соответствует ранее принятому решению собственников помещений в многоквартирном доме от 01.09.2014, а именно, вместо предусмотренных 3,00 рублей с квадратного метра площади, в обязанность собственников входит уплата суммарно 4,50 рублей (3,00 рубля - на специальный счет в Мурманском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк", 1,50 рублей - непосредственно на счет кооператива для капитального ремонта).
По итогам проверки ГЖИ Мурманской области составила акт проверки N 896 от 13.05.2015 и вынесла в отношении ЖСК "Рыбак Заполярья" предписание N 457/35 от 13.05.2015, которым обязала кооператив в срок до 15.06.2015 устранить выявленные нарушения и привести в соответствие с принятым решением собственников помещений многоквартирного дома размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, сообщить в инспекцию о выполнении предписания.
Ссылаясь на незаконность предписания, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая, в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Аналогичное положение содержится в статье 17 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, инспекция в пределах осуществления государственного жилищного надзора обязана выдать предписание при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством.
В данном случае, предметом спора является предписание ГЖИ Мурманской области от 13.05.2015 N 457/35 о необходимости кооперативу привести размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в соответствие с принятым решением собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальных услуг входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Согласно пункту 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Пунктом 3 статьи 170 ЖК РФ предусматривается, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (пункт 5 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно статье 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в пункте 3 статьи 175 данного Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере (минимальный размер), установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц на 2014-2015 годы установлен Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП в размере 3,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений пункта 5 статьи 170 ЖК РФ, предельным сроком принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализация является 12.10.2014.
Как видно из материалов дела, во исполнение требований пункта 5 статьи 170 ЖК РФ, протоколом общего собрания собственников помещений в ЖСК "Рыбак Заполярья" от 01.09.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 1 по улице Заводская на специальном счете кооператива и определении ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере 3,00 рублей с квадратного метра жилой площади.
Указанные сведения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ЖСК "Рыбак Заполярья" и утверждении размера ежемесячного взноса в размере 03,00 рублей поступили в инспекцию 22.09.2014.
Вместе с тем, в ходе проверки инспекция установила, что в платежном документе для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за январь 2015 года, выставленном собственнику помещения Шумовой Т.В., кооператив указал начисление в графе "капитальный ремонт" - 4,50 рублей за квадратный метр площади помещения. Данный факт кооператив не отрицает.
Необоснованны ссылки заявителя на то, что фактически размер взноса в размере 4,50 рублей был установлен ранее протоколом внеочередного общего собрания членов ЖСК "Рыбак Заполярья" от 18.11.2007, а протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 01.09.2014 только принято решение о направлении части взноса в размере 3,00 рублей на капитальный ремонт на специальный счет, оставшиеся 1,50 рублей - непосредственно на счет кооператива.
Так, из протокола от 01.09.2014 следует, что на повестке дня стоял вопрос именно об определении ежемесячной суммы взносов на капитальный ремонт. Собственники определили сумму взноса в размере 3,00 рублей. Решение собственников помещений многоквартирного дома по утверждению тарифа по статье "капитальный ремонт" в размере 4,50 рублей не принималось. Иных решений собственников об установлении и перечислении дополнительного взноса на капитальный ремонт в размере 1,50 рублей протокол от 01.09.2014 не содержит.
Таким образом, кооператив начислил и предъявил плату по статье "капитальный ремонт" в счетах по оплате жилищных услуг за январь 2015 года в размере 4,50 рублей за квадратный метр площади помещения собственникам помещений многоквартирного дома без принятия решения в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 170 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного, у инспекции имелись все основания для направления кооперативу предписания N 457/35 от 13.05.2015.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы кооператива и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27 октября 2015 года по делу N А42-3877/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Рыбак Заполярья" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)