Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 33А-7605/2017

Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления в части неуказания срока для сноса жилого дома, обязании направить собственникам жилых помещений требование о сносе, установить срок для сноса аварийного дома.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом срок для сноса аварийного дома до сих пор не установлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. N 33А-7605


Судья: Старченкова О.А.
Докладчик: Евтифеева О.Э.

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Пронченко И.Е., Никулиной И.А.,
при секретаре: О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. административное дело по апелляционной жалобе Администрации Гурьевского муниципального района Кемеровской области на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2017 года
по делу по административному исковому заявлению З. о признании незаконным постановления Администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 в части не указания срока для сноса жилого дома и обязании ответчика не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу направить собственникам жилых помещений требование о сносе, установить срок для сноса аварийного дома не более 6 месяцев,

установила:

З. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 в части не указания срока для сноса жилого дома и обязании ответчика не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу направить собственникам жилых помещений требование о сносе, установить срок для сноса аварийного дома не более 6 месяцев.
Требования мотивированы тем, что З. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для сноса аварийного дома не установлен.
Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района N 114 от 31.05.2016 "Об утверждении состава и Положения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" вынесено заключение N 18/2016 от 26.12.2016 многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для отселения до 2021 года.
Заключением Департамента строительства Администрации Кемеровской области, Государственным предприятием Кемеровской области "Облстройпроект" само здание признано представляющим угрозу для жизни и здоровья проживающих.
Заключением МЧС России по Кемеровской области N 322 от 29.03.2012 установлено, что имеются нарушения противопожарного состояния дома, что создает угрозу пожара и гибели людей.
Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик жилых помещений экономически нецелесообразно. Требуется срочное отселение жильцов данного дома и снос здания.
Отсутствие определенного срока сноса дома и расселение жильцов из жилых помещений после 2017 года, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей, что нарушает права собственников.
Административный истец обратился к административному ответчику с просьбой указать дальнейшее использование помещения, конкретные сроки отселения людей из аварийного многоквартирного дома, т.к. в постановлении они не указаны. На что был направлен ответ о том, что сроки для отселения граждан, проживающих в домах, будут определены после утверждения Региональной адресной программы переселения граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу.
В течение длительного времени дом находится в аварийном состоянии, в нем опасно проживать, он является пожароопасным, не соответствующим санитарно-эпидемиологическим нормам, находится под угрозой обрушения. Административный истец считает разумным сроком для сноса аварийного дома не более 6 месяцев. Установление более длительного срока может свидетельствовать о нарушении жилищных прав собственника жилого помещения, создающих угрозу жизни и здоровья проживающих.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2017 года постановлено: "Удовлетворить административное исковое заявление З.
Признать незаконным постановление администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 в части не указания срока для сноса жилого дома.
Возложить на администрацию Гурьевского муниципального района обязанность привести постановление администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу" в соответствии с требованиями действующего законодательства, указав сроки отселения граждан и сроки сноса дома не более шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Установить срок для внесения изменений в постановление администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Администрации Гурьевского муниципального района сообщить об исполнении решения суду и З. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда".
В апелляционной жалобе Администрация Гурьевского муниципального района Кемеровской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Настаивают, что решение суда является незаконным, необоснованным и противоречащим нормам материального и процессуального права.
Указывают, что постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от 29.12.2016 N 1565 был установлен срок для отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу; <адрес>. Кроме того, более конкретный срок для отселения был определен в уведомлении, с которым был ознакомлен 03.02.2017 один из собственников квартиры (П. - собственник квартиры N 4).
В рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" на 2013-2017 годы в настоящее время переселению подлежат только граждане, проживающие в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и региональной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" на 2013-2017 годы, за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и местного бюджетов.
То есть, на сегодняшний день, переселяются граждане, проживающие в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012.
Согласно заключению межведомственной комиссии Гурьевского муниципального района от 23.12.2016 N 18/2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом внесен в Перечень аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012, данные сведения направлены в Департамент строительства Кемеровской области и размещены на сайте Реформа ЖКХ.
Указывают, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения. Однако, стоит отметить, что конкретные сроки отселения жильцов действующим законодательством Российской Федерации не установлены.
На апелляционную жалобу административным истцом З. принесены возражения (л.д. 85-87).
В судебном заседании представитель Администрации Гурьевского муниципального района и Межведомственной комиссии Н. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что требование о сносе в адрес собственника З. Администрацией Гурьевского муниципального района после принятия постановления не направлялось.
З. в судебном заседании в удовлетворении жалобы возражала, пояснила, что полагает свои права нарушенными, поскольку не реализуются права и обязанности, установленные п. 10 ст. 32 ЖК РФ, не направлено требование о сносе жилого дома, не установлен срок отселения.
Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. Заинтересованными лицами представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом требований ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что З. является собственником квартиры, общей площадью 36,87 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2011 (л.д. 14).
Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района N 114 от 31.05.2016 "Об утверждении состава и Положения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" на основании акта обследования N 18/2016 от 23.12.2016 (л.д. 11-13) вынесено заключение N 18/2016 от 26.12.2016 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-10).
Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района N 1565 от 29.12.2016 (л.д. 8) многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1). Отделу по управлению жилищной сферой администрации Гурьевского муниципального района в целях формирования региональной адресной программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2012 года направить информацию о доме, расположенном по адресу: <адрес> в департамент строительства Кемеровской области. Отселение граждан осуществить после 2017 года в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу (пункт 2).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции постановил указанное выше решение, указав, что не установление органом местного самоуправления конкретных сроков отселения граждан и сроков сноса дома создает правовую неопределенность, влечет за собой нарушение прав собственников и нанимателей жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Необходимость отселения граждан обусловлена наличием высокой степени опасности их пребывания в аварийном доме, а установление сроков отселения и сроков сноса дома путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным в силу императивных норм федерального законодательства. В порядке восстановления нарушенных прав заявителя на Администрации. Гурьевского муниципального района следует возложить обязанность изменить постановление в части установления срока сноса.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, полагает, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда постановлены на основе неправильного применения норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 установлено, что на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно п. 7 "Положения" решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что все 4 квартиры указанного 4-квартирного жилого дома находятся в частной собственности физических лиц.
Из оспариваемого постановления следует, что в постановлении определено дальнейшее использование жилого дома, в частности постановлено направить информацию о доме, признанном аварийным и подлежащим сносу для целей формирования региональной адресной программы переселения граждан из многоквартирных домов, установлено, что отселение осуществить после 2017 года в соответствии с региональной адресной программой.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.04.2013 N 160 в целях создания безопасных условий проживания граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" на 2013-2017 годы.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства, содержит принятое органом местного самоуправление решение о дальнейшем использовании жилого дома и сроках отселения граждан, соответствующие полномочиям органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 14 ЖК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, выводы суда о незаконности оспариваемого постановления не соответствуют содержанию оспариваемого акта и постановлены на основе неправильного применения норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вместе с тем, выводы суда об устранении нарушенных прав путем обязания органа местного самоуправления внести в акт изменения с указанием сроков, установленных в решении суда, нельзя признать законными, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа, принявшего данный акт, учитывая также, что конкретный срок для совершения действий законодательством не установлен и его определение относится компетенции органов исполнительной власти.
Как следует из административного искового заявления и пояснений, данных административным истцом в ходе рассмотрения дела, административный истец полагает нарушенными права вследствие невыполнения обязанности органа местного самоуправления, установленной п. 10 ст. 32 ЖК РФ по направлению требования о сносе или реконструкции дома в разумный срок.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что в адрес З. требование о сносе не направлялось. Из материалов дела также следует, что председателем Межведомственной комиссии в адрес П. являющейся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, направлено уведомление, согласно которому рекомендовано произвести снос или реконструкцию многоквартирного дома в срок до 2021 года (л.д. 61). Уведомление получено 03.02.2017. Иных сведений об исполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной в п. 10 ст. 32 ЖК РФ, не представлено.
Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Указанное разъяснено, в частности, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Следовательно, не выполнение органом, принявшим решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в рассматриваемом случае - Администрацией Гурьевского муниципального района, обязанности по направлению собственникам требования о сносе жилого дома в разумный срок, препятствует реализации прав, установленных ст. 32 ЖК РФ, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, с которым административный истец связывает нарушение права, что является основанием для удовлетворения требований административного истца.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, принимая новое решение, судебная коллегия полагает необходимым в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Администрации Гурьевского муниципального района от 29.12.2016 N 1565 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кемеровская область, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу" отказать, обязать Администрацию Гурьевского муниципального района в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> требование о сносе дома, установив разумный срок. Принимая во внимание, что постановление о признании дома аварийным принято 29.12.2016, оспариваемая обязанность до настоящего не выполнена, срок, равный 2 месяцам, судебная коллегия полагает достаточным.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

определила:

решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение: обязать Администрацию Гурьевского муниципального района в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предъявить собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> требование о сносе дома, установив разумный срок, в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Администрации Гурьевского муниципального района от 29.12.2016 N 1565 отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)