Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В силу предписаний действующего законодательства муниципальные органы приняли и согласовали решения собственников произвольно выбранного земельного участка, который является территорией общего пользования, без постановки на кадастровый учет земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья О.А. Иванова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу З.С., З.Ю., Щ. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года по делу по административному иску с учетом уточнений З.С., З.Ю., Щ. о признании незаконным решения Муниципального собрания внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3"; о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Хорошевский от 17 ноября 2016 года N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50 корп. 2"; об обязании Совета депутатов муниципального округа Хорошевский, Префектуру Северного административного округа г. Москвы осуществить демонтаж незаконно установленных ограждающих устройств - двух автоматических шлагбаумов и трех металлических столбиков придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ***, дом 50, корпус 2, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
З.С., З.Ю., Щ. обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований об оспаривании решений указали на законность их вынесения поскольку, в силу предписаний действующего законодательства, без постановки на кадастровый учет земельного участка, без его формирования (определения его границ и площади) и постановки его на кадастровый учет муниципальные органы приняли и согласовали решения собственников произвольно выбранного земельного участка, который является территорией общего пользования.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года постановлено: в удовлетворении административного иска З.С., З.Ю., Щ. - отказать.
В апелляционной жалобе З.С., З.Ю., Щ. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский г. Москвы по доверенности Б. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, по доводам апелляционной жалобы, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2013 г. Муниципальным собранием внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве принято решение N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3".
17 ноября 2016 года Советом депутатов муниципального округа Хорошевский принято решение N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корп. 2" в виде двух автоматических шлагбаумов и трех металлических столбиков на придомовой территории жилого многоквартирного дома по указанному адресу.
Этим решением признано утратившим силу решение муниципального собрания от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал на отсутствие оснований для признания незаконными оспариваемых решений Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский г. Москвы.
С такими выводом суда судебная коллегия не может согласиться, ввиду следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов (п. 5 введен Законом г. Москвы от 29 октября 2014 N 49).
Согласно Приложению к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" установка ограждающих устройств на придомовых территориях осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3). В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов (п. 4). Кроме того, запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход и проезд транспортных средств на территории общего пользования (п. 13).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе Правила землепользования и застройки территории г. Москвы (п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, для целей, указанных в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок считается сформированным с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
Анализируя выводы суда первой инстанции с учетом вышеприведенных требований Закона, судебная коллегия находит их необоснованными в части признания законным оспариваемых решений Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский "О согласовании ограждающих устройств на придомовой территории".
Суд первой инстанции без учета статуса земельного участка пришел к неверному выводу о том, что спорная территория является дворовой территорией жилых многоквартирных домов по адресу: г. Москва, ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3" и не является территорией общего пользования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными положениями Закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование исключительно для нужд жителей земельного участка путем установки ограждающего устройства (шлагбаума), без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает законные права и интересы смежных землепользователей, в том числе, права и интересы административных истцов по делу.
Таким образом, при разрешении дела судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства на основании которых суд пришел к необоснованным выводам и постановил незаконное решение, подлежащее отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, в удовлетворении требования об обязании осуществить демонтаж ограждающих устройств, судебная коллегия считает необходимым отказать в связи со следующим.
Управа района г. Москвы действует на основании постановления Правительства от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы").
Пунктами 2.3.2., 2.3.3., 2.3.4. Положения об управе района города Москвы предусмотрены полномочия управы по осуществлению мониторинга района на предмет выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, самовольного строительства, в том числе по заявлениям физических и юридических лиц, информирует о выявленных фактах незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, выявляет незаконно размещенные на территории района объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, составляет акты о выявлении указанных объектов и направляет их в префектуру административного округа.
Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
Согласно п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с п. 1.1. Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (Приложение 3 к постановлению Правительства г. Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы") окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Принимая во внимание предписания вышеуказанных законоположений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований административных истцов о возложении обязанности на административных ответчиков по демонтажу ограждающих устройств, поскольку для этого существуют специальные механизмы выявления, актирования, рассмотрения вопросов, касающихся демонтажа объектов самовольного строительства на заседаниях окружных комиссий. При этом административные истцы не лишены возможности реализации своих прав по вопросу демонтажа ограждающих устройств путем обращения в компетентные органы.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия,
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования административного искового заявления З.С., З.Ю., Щ.
- Признать незаконным решение Муниципального собрания внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3";
- Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Хорошевский 17 ноября 2016 года N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50 корп. 2".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3862/2017
Требование: О признании незаконным решения о согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В силу предписаний действующего законодательства муниципальные органы приняли и согласовали решения собственников произвольно выбранного земельного участка, который является территорией общего пользования, без постановки на кадастровый учет земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N 33а-3862
судья О.А. Иванова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу З.С., З.Ю., Щ. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года по делу по административному иску с учетом уточнений З.С., З.Ю., Щ. о признании незаконным решения Муниципального собрания внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3"; о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального округа Хорошевский от 17 ноября 2016 года N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50 корп. 2"; об обязании Совета депутатов муниципального округа Хорошевский, Префектуру Северного административного округа г. Москвы осуществить демонтаж незаконно установленных ограждающих устройств - двух автоматических шлагбаумов и трех металлических столбиков придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ***, дом 50, корпус 2, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
З.С., З.Ю., Щ. обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований об оспаривании решений указали на законность их вынесения поскольку, в силу предписаний действующего законодательства, без постановки на кадастровый учет земельного участка, без его формирования (определения его границ и площади) и постановки его на кадастровый учет муниципальные органы приняли и согласовали решения собственников произвольно выбранного земельного участка, который является территорией общего пользования.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года постановлено: в удовлетворении административного иска З.С., З.Ю., Щ. - отказать.
В апелляционной жалобе З.С., З.Ю., Щ. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский г. Москвы по доверенности Б. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, по доводам апелляционной жалобы, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что 23 декабря 2013 г. Муниципальным собранием внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве принято решение N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3".
17 ноября 2016 года Советом депутатов муниципального округа Хорошевский принято решение N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корп. 2" в виде двух автоматических шлагбаумов и трех металлических столбиков на придомовой территории жилого многоквартирного дома по указанному адресу.
Этим решением признано утратившим силу решение муниципального собрания от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал на отсутствие оснований для признания незаконными оспариваемых решений Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский г. Москвы.
С такими выводом суда судебная коллегия не может согласиться, ввиду следующего.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов (п. 5 введен Законом г. Москвы от 29 октября 2014 N 49).
Согласно Приложению к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2013 года N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве" установка ограждающих устройств на придомовых территориях осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3). В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов (п. 4). Кроме того, запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход и проезд транспортных средств на территории общего пользования (п. 13).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе Правила землепользования и застройки территории г. Москвы (п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП).
Согласно ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, для целей, указанных в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок считается сформированным с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
Анализируя выводы суда первой инстанции с учетом вышеприведенных требований Закона, судебная коллегия находит их необоснованными в части признания законным оспариваемых решений Совета депутатов Муниципального округа Хорошевский "О согласовании ограждающих устройств на придомовой территории".
Суд первой инстанции без учета статуса земельного участка пришел к неверному выводу о том, что спорная территория является дворовой территорией жилых многоквартирных домов по адресу: г. Москва, ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3" и не является территорией общего пользования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства в совокупности с вышеприведенными положениями Закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что использование исключительно для нужд жителей земельного участка путем установки ограждающего устройства (шлагбаума), без установления границ такого участка и постановки его на кадастровый учет, нарушает законные права и интересы смежных землепользователей, в том числе, права и интересы административных истцов по делу.
Таким образом, при разрешении дела судом неправильно определены значимые для дела обстоятельства на основании которых суд пришел к необоснованным выводам и постановил незаконное решение, подлежащее отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, в удовлетворении требования об обязании осуществить демонтаж ограждающих устройств, судебная коллегия считает необходимым отказать в связи со следующим.
Управа района г. Москвы действует на основании постановления Правительства от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы").
Пунктами 2.3.2., 2.3.3., 2.3.4. Положения об управе района города Москвы предусмотрены полномочия управы по осуществлению мониторинга района на предмет выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, самовольного строительства, в том числе по заявлениям физических и юридических лиц, информирует о выявленных фактах незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, выявляет незаконно размещенные на территории района объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, составляет акты о выявлении указанных объектов и направляет их в префектуру административного округа.
Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
Согласно п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с п. 1.1. Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (Приложение 3 к постановлению Правительства г. Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы") окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Принимая во внимание предписания вышеуказанных законоположений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований административных истцов о возложении обязанности на административных ответчиков по демонтажу ограждающих устройств, поскольку для этого существуют специальные механизмы выявления, актирования, рассмотрения вопросов, касающихся демонтажа объектов самовольного строительства на заседаниях окружных комиссий. При этом административные истцы не лишены возможности реализации своих прав по вопросу демонтажа ограждающих устройств путем обращения в компетентные органы.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 марта 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым частично удовлетворить требования административного искового заявления З.С., З.Ю., Щ.
- Признать незаконным решение Муниципального собрания внутригородского муниципального образования Хорошевское в городе Москве от 23 декабря 2013 года N 25/5 "О согласовании установки ограждающего устройства с тремя автоматическими шлагбаумами (воротами) на придомовой территории у жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50, корпус 2 и корпус 3";
- Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального округа Хорошевский 17 ноября 2016 года N 63/6 "О согласовании установки ограждающих устройств на придомовой территории жилого многоквартирного дома по адресу: ***, дом 50 корп. 2".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)