Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2017 N 15АП-8145/2017 ПО ДЕЛУ N А32-44940/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. N 15АП-8145/2017

Дело N А32-44940/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.03.2017 по делу N А32-44940/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
к обществу с ограниченной ответственностью "Гидрострой"
о передаче технической и иной документации,
принятое судьей Ивановой Н.В.,
установил:

ООО "Жилсервис", г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Гидрострой" г. Краснодар, о передаче технической документации и иные связанные с управлением домом документы на многоквартирный дом N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар (уточненные требования):
- - Архивные карточки регистрации формы N 9;
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- - инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях):
- - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- взыскать с Ответчика в пользу Истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000,00 (Пятнадцать тысяч) рублей.
Решением суда от 17.03.2017 суд обязал ответчика передать ООО "Жилсервис" техническую документацию и иные связанные с управлением домом документы на многоквартирный дом N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар:
- - архивные карточки регистрации формы N 9;
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- - инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях):
- - выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд также взыскал в пользу ООО "Жилсервис" судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Жалоба мотивирована следующим.
О судебном разбирательстве ответчик уведомлен только 11.03.2017, направленное ответчиком 16.03.2017 ходатайство об отложении судебного заседания судом не рассмотрено.
Ответчик управлял спорным многоквартирным домом в период с ноября 2013 по март 2016 года. Применяя положения постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2016 суд не учел изменения редакций данного акта.
Суд неправомерно обязал ответчика передать истцу:
- - документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- - документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
- - инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- - инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях):
- - списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответчик утверждает, что передал истцу техническую и иную документацию, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Артезианская, д. 20 на общем собрании 09.07.2015, проведенном путем заочного голосования приняли решение о смене управляющей компании. На данном собрании собственники решили расторгнуть договор с ООО "Гидрострой" и в качестве способа управления своим домом выбрать управление управляющей компанией ООО "Жилсервис", с которой соответственно заключить договор.
15.07.2015 вх. N 288 в адрес ООО "Гидрострой" от представителя собственников МКД было направлено сообщение о расторжении договора с приложенной копией Протокола общего собрания.
15.07.2015 ООО "Жилсервис" в адрес ООО "Гидрострой было направлено письмо о передаче технической и иной документации по МКД N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар на которое, ООО "Гидрострой ответил отказом.
Поскольку ответчиком не передана техническая документация, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме N 20 выбрали один из способов управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 3. ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о 5 выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (п. 8.2. ст. 162 ЖК РФ).
Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. (п. 10. ст. 162 ЖКРФ).
В связи с тем, что ООО "Гидрострой" отказывался в добровольном порядке передавать техническую и иную документацию на МКД N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар, в отношении ООО "Гидрострой" лицензионным органом на основании Акта проверки органа государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 831 от 14.03.2016 г из реестра лицензий Краснодарского края были исключены сведения о многоквартирном доме N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар и включены в сведения о том, что ООО "Жилсервис" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар.
В апелляционной жалобе заявитель признает, что фактически осуществлял управление многоквартирным домом до марта 2016 года.
В силу ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Жилищного кодекса РФ (Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней).
ООО "Жилсервис" 22.03.2016 исх. N 121 в адрес ООО "Гидрострой" было направлено письмо с просьбой о передаче технической и иной документации по дому N 20, ул. Артезианская, г. Краснодар, на которое ООО "Гидрострой" ни как не отреагировало.
ООО "Гидрострой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании действий Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по исключению сведений о многоквартирном доме N 20 по ул. Артезианской г. Краснодар из реестра лицензии незаконной. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2016 г. (дело N А32-12943/2016) в удовлетворении заявленных требований ООО "Гидрострой" было отказано.
В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской 6 Федерации N 416 от 15.05.2013 (п. 18) организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление от уполномоченного собранием лица о досрочном расторжении договора на управление любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. Вместе с технической документацией передаются сведения указанные в подпункте "б" пункта 4 вышеуказанных правил.
Судом первой инстанции указано, что перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов установлен пунктами 24 и 26 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 13.08.2006 г.
Оценив представленные истцом доказательства, суд признал исковые требования ООО "Жилсервис" подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд исходит из следующего.
Исходя из ранее изложенного, фактической датой прекращения ответчиком управления спорным многоквартирным домом является 14.03.2016.
Факт управления многоквартирным домом до марта 2016 года ответчиком признан в апелляционной жалобе.
Перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов установлен пунктами 24 и 26 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 13.08.2006.
Дата начала и прекращения управления многоквартирным домом подлежит учету при определении перечня документов, наличие которых у управляющей компании обусловлено требованиями закона.
Ответчиком заявлены возражения по перечню истребуемых документов.
Так, ответчик считает, что законом не обусловлено наличие у него на дату прекращения управления МКД нижеперечисленных документов.
1. Документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний.
Документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
- Списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Наличие указанных документов предусмотрено пунктами 24 и 26 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 13.08.2006 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1434, которое вступило в действие с 07.01.2016, т.е. в период управления многоквартирным домом ответчиком.
Указанные документы в соответствии с Правилами N 491 входят в состав технической документации многоквартирного жилого дома, их наличие является обязательным, и при фактическом отсутствии данных документов на момент рассмотрения судебного дела ответчик обязан обеспечить их получение и передачу истцу в процессе исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
2. Акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Наличие указанных документов предусмотрено п. п. "в" п. 24 Правил N 491.
В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1434, действовавшей в период управления ответчиком многоквартирным домом, содержание данного пункта было следующим:
"акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям".
Редакция данного пункта, изложенная в решении суда вступила в действие с 27.07.2016 т.е. после прекращения управления ответчиком многоквартирным домом.
Вместе с тем, само по себе указание на включение в перечень подлежащих передаче актов осмотра (проверки) состояния (испытания) оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, в данном случае судом не признается основанием для изменения решения суда, поскольку и в применимой к спорному периоду редакции п. п. "в" п. 24 Правил N 491 также было указано на необходимость наличия актов осмотра иного оборудования, отвечающего следующим критериям: оборудование обслуживает более одного помещения в многоквартирном доме, относится к общему имуществу. Таким образом ответчик в любом случае обязан передать акты проверки состояния (испытания) оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, отвечающего данным критериям.
3. Инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях).
Обязательность наличия данной документации предусмотрено пп. г п. 24, п. 25 Правил N 491, в частности относительно получения управляющей организацией у застройщика инструкции на бумажном и электронном носителе, в актуальной на момент управления многоквартирным домом ответчиком редакции.
4. Акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду.
Заявитель указывает, что пп. в(1)) п. 24 Правил N 491 введен в действие с 07.01.2016, т.е. после окончания подготовки к отопительному периоду 2015-2016.
Вместе с тем, апелляционный суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении иска в данной части, исходя из того, что данный пункт введен в действие в период управления ответчиком многоквартирным домом, пунктом 24 Правил N 491 предусмотрена обязательность наличия у управляющей компании актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, а составление актов проверки готовности к отопительному сезону с передачей их копий проверяемому лицу предусмотрена Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103.
Ответчик не утверждал и не доказал, что оценка готовности спорного многоквартирного дома к отопительному периоду в период его управления данным домом не проводилась по уважительным причинам.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
Указание в преамбуле Правил N 170 на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не является основанием считать, что эти правила не обязательны для исполнения лицами, наделенными в силу закона полномочиями по управлению многоквартирным домом. Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (абзац третий пункта 1.1 Правил N 170).
С учетом системного толкования преамбулы и пункта 1.1 Правил N 170 очевидно, что они обязательны для исполнения собственниками помещений и управляющими организациями.
При этом, Правила N 170 являются нормативным правовым актом, обладающим всеми характерными признаками (общеобязательность, формальная определенность и т.п.) и соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Правила N 170 утратившими силу не признаны, следовательно, соблюдение требований указанных правил является в силу закона обязательным для лица, наделенного полномочиями по управлению многоквартирным домом.
В силу п. 1.8. Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя подготовку к сезонной эксплуатации.
В силу п. 2.6.10. Правил N 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
- - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9);
- - актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- - актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
При этом апелляционный суд отмечает, что с учетом длящегося характера нарушения ответчика, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, так как законных оснований для удержания документации у ответчика не имеется, и восстановление прав следует производить с учетом объема фактического их нарушения, существующего на момент разрешения спора судом, так как обязанность по исполнению судебного акта возникает только с момента вступления его в законную силу.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда, предусматривает, что лица обязаны в установленном законодательном порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491).
При этом отсутствие или утрата документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (аналогичная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулирована в Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09).
Ответчик, приняв на себя осуществление функций по управлению спорным многоквартирным домом, действуя разумно и добросовестно, должен располагать всей необходимой документацией, предусмотренной действующим законодательством в качестве необходимой для управления многоквартирным домом.
Довод заявителя о том, что часть технической документации передана ответчиком истцу, судом апелляционной инстанции учтен.
В материалах дела имеются акт от 12.01.2017 подтверждающий передачу ответчиком истцу карточек регистрации формы N 9 и акты передачи ответчиком истцу технической документации - актов освидетельствования работ, исполнительных схем, сертификатов на материалы и паспортов на электрооборудование (л.д. 82-93), представленные самим истцом при уточнении исковых требований с учетом данных документов.
Вместе с тем, ответчик, несущий риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, не доказал, что переданная документация носит исчерпывающий характер применительно к сформулированной судом резолютивной части решения.
Передача документов в части (иного ответчиком не доказано), а именно карточек регистрации формы N 9, актов освидетельствования работ, исполнительных схем, сертификатов на материалы и паспортов на электрооборудование, с учетом сформулированной судом обязанности последнего передать архивные карточки регистрации формы N 9, документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведений о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний, в полном объеме, - не свидетельствует об ошибочности решения суда в части указания перечня подлежащей передаче документации.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец также просил взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. Рассмотрев данное требование с учетом ст. ст. 101, 016, 110 АПК РФ, положений информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 г. N 121, информационного письма от 13.08.2004 N 82 и сложившейся гонорарной практики, суд первой инстанции пришел к выводу о его удовлетворении. Апелляционный суд, с учетом норм Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и наличия в материалах дела доказательств несения заявленных ко взысканию судебных расходов (т. 1 л.д. 70-75), считает взысканную судом первой инстанции сумму судебных расходов на оплату услуг представителя соразмерной и отвечающей критерию разумности.
Довод заявителя о его ненадлежащем извещении о судебном разбирательстве отклоняется.
В материалах дела имеется уведомление (л.д. 95), свидетельствующее о том, что определение о назначении дела к судебному разбирательству получено ответчиком 11.03.2017. Ответчик утверждает, что период времени с 11.03.2017 до 15.03.2017 являлся недостаточным для подготовки к судебному заседанию. Вместе с тем, в судебном заседании 15.03.2017 был объявлен перерыв до 17.03.2017, информация о котором размещена в установленном порядке в открытом доступе 15.03.2017 в 17 час. 29 мин. В судебное заседание 15.03.2017 и 17.03.2017 ответчик не явился, ходатайство об отложении судебного заседания в материалах дела отсутствует. Довод о том, что такое ходатайство им направлялось, не доказан, подтвердить данный довод представитель ответчика затруднился. Апелляционный суд считает, что период времени с 11.03.2017 до 17.03.2017, с учетом характера и сложности дела, является достаточным для подготовки к судебному заседанию, либо, при наличии необходимости, заявления ответчиком ходатайства об отложении судебного заседания.
При этом ответчиком не приведено доводов и доказательств, свидетельствующих о процессуальных либо материально-правовых пороках обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2017 по делу N А32-44940/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)