Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2016 N 09АП-363/2016 ПО ДЕЛУ N А40-195503/15

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. N 09АП-363/2016

Дело N А40-195503/15

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2015 по делу N А40-195503/15, принятое судьей Аксеновой Е.А. (шифр судьи: 121-1613)
по заявлению ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" (121615, Москва, ул. Рублевское шоссе, д. 18, корп. 1)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (129090, Москва, ул. Проспект Мира, д. 19)
о признании недействительным решения,
при участии:
- от заявителя: Матвеева О.С. по доверенности от 06.10.2015 N 06-10/2015;
- от ответчика: Рубцова Н.В. по доверенности от 21.12.2015 N 1149-и;

- установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" с заявлением о признании незаконным и отмене решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от 20.08.2015 N З-1124/15/О-626-15 Государственной жилищной инспекции города Москвы в отношении ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1".
Решением суда от 18.11.2015 г. требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение вынесено Государственной жилищной инспекцией г. Москвы с нарушением норм действующего законодательства, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Государственная жилищная инспекция г. Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что ни один из представленных документов на переустраиваемое помещение не доказывает, что именно собственники являются балансодержателями общедомового имущества, а лишь подтверждают принятие собственниками решения об отнесении определенных объектов к общему имуществу и использовании этого имущества для определенных целей.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными. Заявителем представлены возражения на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 29.01.2015 г. председателем ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1", в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы было подано заявление о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N TX I, расположенного в техническом подвале МКД по адресу: ул. Рублевское ш., д. 18, корп. 1 (л.д. 29-30).
Решением Мосжилинспекции от 17.02.2015 г. N З-0091-15/0-093-15, ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" было отказано в согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения N TX I, в соответствии с представленным проектом (проектной документацией) по основания некомплектности приложенных к заявлению документов (л.д. 27-28). В решении Мосжилинспекции ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" было предложено дополнительно представить следующие документы: заверенную в ГУ ИС копию протокола общего собрания собственников дома по вопросу проведения работ, оформленную согласно 508-ПП; подлинник заключения ГлавАПУ; подлинник заключения Роспотребнадзора; согласование ГлавАПУ (фотомонтаж) на устройство приямка и проема (лист 18); документы БТИ "до красных линий"; откорректированный проект переустройства.
30.04.2015 г. Товарищество вновь обратилось в Мосжилинспекцию с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N TX I, расположенного в техническом подвале МКД по адресу: Рублевское ш., д. 18, корп. 1 (л.д. 19-21).
При этом, к заявлению, помимо первоначально указанных документов, были приложены дополнительные документы, указанные в решении начальника Инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по ЗАО г. Москвы от 17.02.2015 г. N З-0091-15/0-093-15 (л.д. 22-23).
Кроме того, были представлены пояснительные записки по технической документации, по дополнительным документам и согласованиям, по документации, подтверждающей собственность и согласие собственников на проведение перепланировки, пояснения относительно правомочности действий заявителя (л.д. 24-26).
Решением Мосжилинспекции N З-1656015/0-381-15 от 01.06.2015 г., ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" было отказано в согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения N TX I, расположенного в техническом подвале МКД по адресу: Рублевское ш., д. 18, корп. 1, в соответствии с представленным проектом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, по причине несоответствия проекта переустроила и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, а именно: устройство наружных тамбуров не предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 г. N 508-ПП (л.д. 18).
Исправив выявленные замечания, приведя проект переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения N TX I в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 г. N 508-ПП, 23.07.2015 г. ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" повторно обратилось в Мосжилинспекцию с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения N TX I, расположенного в техническом подвале МКД по адресу: Рублевское ш., д. 18, корп. 1 (л.д. 11-13).
При этом к заявлению, помимо ранее представленных документов был представлен исправленный проект перепланировки и переустройства диспетчерской, а также в качестве правоустанавливающих документов на переустраиваемое нежилое помещение ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" были представлены следующие документы: протокол N 2 от 27.10.2010 г. общего собрания собственников МКД об утверждении состава общего имущества собственников МКД по адресу: ул. Рублевское шоссе, д. 18, корп. 1, и определении порядка владения, пользования, переустройства и передаче его во временное пользование; протокол N 3 от 29.04.2011 г. общего собрания собственников МКД о переустройстве и перепланировке части подвального помещения МКД (заверенный ГУ ИС района Кунцево); доверенность лица, представлявшего интересы города Москвы в МКД при голосовании на собраниях в МКД (заверенная в ГУ ИС района Кунцево); протокол N 5 от 26.11.2012 г. общего собрания членов ТСЖ о переоборудовании части подвального помещения; состав общего имущества собственников МКД, утвержденный решением общего собрания собственников от 27.10.2010 г. (л.д. 14-15).
Также к заявлению были приложены пояснения, из которых следовало, что входная группа, обеспечивающая вход в помещение, подлежащего перепланировке, расположена на земельном участке, отнесенном к МКД на основании - кадастровый номер земельного участка 77:07:0002001:91, что соответствует п. 9 постановления Правительства Москвы N 508-ПП. Кроме того, Заявитель приложил к заявлению анализ объекта недвижимости для оценки возможности проведения работ, связанных с частичным изменением внешнего архитектурного облика объекта или отдельных элементов (частей) фасадов или конструкций, проведенный ГлавАПУ Москомархитектуры (л.д. 16-17).
Решением первого заместителя начальника Мосжилинспекции от 20.08.2015 N З-1124-15/0-626-15 ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1" было отказано в согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме и жилом помещении (л.д. 10).
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Согласно п. 2.32 "Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 110.2011 г. N 508-ПП (далее - Административный регламент) основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме являются: Несоответствие Проекта требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. Вступление в законную силу решения суда, ограничивающего право лица на проведение переустройства и (или) перепланировки указанного помещения. Заключение о недопустимости переустройства и (или) перепланировки помещения, выданное Департаментом культурного наследия города Москвы. Заключение проектной организации о техническом состоянии конструкций здания и о невозможности производства планируемых работ в случае согласования переустройства и (или) перепланировки в соответствии с типовым проектом переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме. Неполучение от заявителя документа и (или) информации в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления о предоставлении документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме при получении ответа от органов исполнительной власти города Москвы и организации, указанных в пункте 2.5 настоящего регламента, на межведомственный запрос об отсутствии документа и (или) информации в Базовом регистре.
На основании п. 2.33 Административного регламента перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Решением общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рублевское шоссе, д. 18, корп. 1, отраженным в Протоколе N 2 от 27.10.2010 г., был утвержден состав общего имущества и определен порядок владения, пользования, распоряжения им, проведения переустройства (л.д. 71-72).
На общем собрании собственников МКД 29.04.2011 г, было принято решение о переустройстве и перепланировке части подвального помещения МКД, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рублевское шоссе, д. 18, корп. 1 (л.д. 82).
На общем собрании членов ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1", было принято решение: переоборудовать часть подвального помещения, свободного от инженерных коммуникаций, расположенного под пристройкой к жилому дому со стороны 12 подъезда, с целью использования подвального помещения для хозяйственных нужд жителей дома.
Удовлетворяя требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нежилое помещение N TX I, расположенное в техническом подвале МКД по адресу: Рублевское ш., д. 18, корп. 1, не подлежит передаче в пользование какому-либо лицу, не является предметом совершения каких-либо сделок, а предназначено для размещения диспетчерской службы, в целях обслуживания собственников МКД. При этом Мосжилинспекцией не представлено доказательств нарушения Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно признано недействительным оспариваемое решение, как вынесенное с нарушением действующего законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Указание в решении суда предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы от 20.08.2015 N З-1124/15/О-626-15 вместо решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от 20.08.2015 N З-1124/15/О-626-15 не привело к принятию неправильного решения и по существу является опечаткой, которая может быть исправлена в установленном порядке. Из решения суда следует, что предметом рассмотрения является решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от 20.08.2015 N З-1124/15/О-626-15 Государственной жилищной инспекции города Москвы в отношении ТСЖ "Рублевское шоссе, 18-1".
С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2015 по делу N А40-195503/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)