Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 августа 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чапаева И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования - городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года по делу N А44-1313/2016 (судья Янчикова Н.В.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (ИНН 5321104579; ОГРН 1055301030355; место нахождения: 173014, Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 14; далее - ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к муниципальному образованию городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода (ИНН 5321092080, ОГРН 1035300278397; место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; далее - Комитет финансов) о взыскании 101 164 руб. 45 коп., в том числе 95 832 руб. 33 коп. задолженности по внесению платы за ремонт и содержание общего имущества за период 01.06.2015 по 31.12.2015, а также 5 332 руб. 12 коп. стоимости потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в период с июня по август и с октября по декабрь 2015 года.
Решением суда от 25.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с Комитета финансов взыскано 4034 руб. 93 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет финансов с решением не согласился и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции сослался на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку к полномочиям Комитета финансов не относится управление и распоряжение муниципальным имуществом Великого Новгорода. Также указывает, что договор управления многоквартирным домом ООО "Уют" и Комитетом финансов не заключался, в связи с этим предъявленные требования о взыскании с ответчика расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома являются необоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Уют" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2011 оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом N 41 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, в том числе услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Муниципальное образование "Городской округ Великий Новгород" является собственником нежилого встроенного помещения (подвал) площадью 673,5 кв. м с кадастровым номером 53:23:8100800:0025:05790:0034 в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу.
Решением общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме, оформленным протоколом от 06.05.2015 N 1, с 01.05.2015 утвержден тариф за содержание и ремонт общего имущества данного дома в размере 20 руб. за 1 кв. м.
ООО "Уют" в адрес Комитета финансов выставило счет от 30.06.2015 N 264, на сумму 12 640 руб. 85 коп., и с сопроводительным письмом от 30.06.2015 N 341, направило в адрес последнего.
Комитет финансов направил истцу письмо от 30.06.2015 N 341, в котором указал, что расходы на содержание вышеназванного многоквартирного дома должны осуществляться за счет средств городского бюджета. Однако оплатить счет не представляется возможным, поскольку денежные средства в бюджете не предусмотрены.
Ответчик не оплатил оказанные истцом в период 01.06.2015 по 31.12.2015 услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 41 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, а также расходы на общедомовые нужды (далее - ОДН) по электроэнергии в период с июня по август и с октября по декабрь 2015 года, ООО "Уют" обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Освещение мест общего пользования многоквартирных домов - это коммунальная услуга. В связи с изменениями законодательства (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с 2012 года на смену коммунальной услуге по освещению мест общего пользования введено понятие расходов на ОДН, сумма данных расходов предъявлена ответчику к уплате. Расход на ОДН определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным расходом по индивидуальным приборам учета.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также расходов в связи с истребованием задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, в силу прямого указания закона на собственнике помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество, а также по оплате коммунальных услуг.
Отказываясь нести данные расходы, ответчик фактически неосновательно обогащается за счет ООО "Уют".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1105 Кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период истец осуществлял функции управления многоквартирным жилым домом и оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Расчет платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен истцом на основании тарифов, установленных на основании решений общего собрания собственников помещений спорного дома от 06.05.2015 N 1, расчет платы на ОДН по электроснабжению - в соответствии с положениями Правил N 354, а также пропорционально доле в общем имуществе жилого дома. Методику расчета и использованные для расчета данные ответчик не оспаривает.
Довод Комитета финансов о том, что требование о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества незаконно, поскольку договор управления многоквартирным домом между сторонами не заключался, не принимается апелляционным судом, так как отсутствие указанного договора не освобождает собственника помещения от исполнения обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ввиду того что данная обязанность лежит на собственнике в силу закона.
Отклоняется судом апелляционной инстанции и ссылка подателя жалобы на то, что Комитет финансов не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку к его полномочиям не отнесено управление и распоряжение муниципальным имуществом Великого Новгорода, так как в данном случае вопреки указанным доводам ответчиком по делу привлечен не Комитет финансов, а муниципальное образование "Городской округ Великого Новгорода" как публично-правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ), а Комитет финансов выступает от имени муниципального образования на основании пункта 2 статьи 125 Кодекса. Следовательно, довод подателя жалобы о ненадлежащем ответчике является несостоятельным.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года по делу N А44-1313/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования - городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2016 ПО ДЕЛУ N А44-1313/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А44-1313/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 августа 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чапаева И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования - городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года по делу N А44-1313/2016 (судья Янчикова Н.В.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (ИНН 5321104579; ОГРН 1055301030355; место нахождения: 173014, Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 14; далее - ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к муниципальному образованию городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода (ИНН 5321092080, ОГРН 1035300278397; место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; далее - Комитет финансов) о взыскании 101 164 руб. 45 коп., в том числе 95 832 руб. 33 коп. задолженности по внесению платы за ремонт и содержание общего имущества за период 01.06.2015 по 31.12.2015, а также 5 332 руб. 12 коп. стоимости потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в период с июня по август и с октября по декабрь 2015 года.
Решением суда от 25.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с Комитета финансов взыскано 4034 руб. 93 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Комитет финансов с решением не согласился и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции сослался на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку к полномочиям Комитета финансов не относится управление и распоряжение муниципальным имуществом Великого Новгорода. Также указывает, что договор управления многоквартирным домом ООО "Уют" и Комитетом финансов не заключался, в связи с этим предъявленные требования о взыскании с ответчика расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома являются необоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Уют" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.12.2011 оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом N 41 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, в том числе услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Муниципальное образование "Городской округ Великий Новгород" является собственником нежилого встроенного помещения (подвал) площадью 673,5 кв. м с кадастровым номером 53:23:8100800:0025:05790:0034 в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу.
Решением общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме, оформленным протоколом от 06.05.2015 N 1, с 01.05.2015 утвержден тариф за содержание и ремонт общего имущества данного дома в размере 20 руб. за 1 кв. м.
ООО "Уют" в адрес Комитета финансов выставило счет от 30.06.2015 N 264, на сумму 12 640 руб. 85 коп., и с сопроводительным письмом от 30.06.2015 N 341, направило в адрес последнего.
Комитет финансов направил истцу письмо от 30.06.2015 N 341, в котором указал, что расходы на содержание вышеназванного многоквартирного дома должны осуществляться за счет средств городского бюджета. Однако оплатить счет не представляется возможным, поскольку денежные средства в бюджете не предусмотрены.
Ответчик не оплатил оказанные истцом в период 01.06.2015 по 31.12.2015 услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 41 по ул. Кочетова в Великом Новгороде, а также расходы на общедомовые нужды (далее - ОДН) по электроэнергии в период с июня по август и с октября по декабрь 2015 года, ООО "Уют" обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Освещение мест общего пользования многоквартирных домов - это коммунальная услуга. В связи с изменениями законодательства (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), с 2012 года на смену коммунальной услуге по освещению мест общего пользования введено понятие расходов на ОДН, сумма данных расходов предъявлена ответчику к уплате. Расход на ОДН определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным расходом по индивидуальным приборам учета.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а также расходов в связи с истребованием задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, в силу прямого указания закона на собственнике помещения в многоквартирном доме лежит обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество, а также по оплате коммунальных услуг.
Отказываясь нести данные расходы, ответчик фактически неосновательно обогащается за счет ООО "Уют".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 2 статьи 1105 Кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период истец осуществлял функции управления многоквартирным жилым домом и оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Расчет платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен истцом на основании тарифов, установленных на основании решений общего собрания собственников помещений спорного дома от 06.05.2015 N 1, расчет платы на ОДН по электроснабжению - в соответствии с положениями Правил N 354, а также пропорционально доле в общем имуществе жилого дома. Методику расчета и использованные для расчета данные ответчик не оспаривает.
Довод Комитета финансов о том, что требование о взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества незаконно, поскольку договор управления многоквартирным домом между сторонами не заключался, не принимается апелляционным судом, так как отсутствие указанного договора не освобождает собственника помещения от исполнения обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ввиду того что данная обязанность лежит на собственнике в силу закона.
Отклоняется судом апелляционной инстанции и ссылка подателя жалобы на то, что Комитет финансов не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку к его полномочиям не отнесено управление и распоряжение муниципальным имуществом Великого Новгорода, так как в данном случае вопреки указанным доводам ответчиком по делу привлечен не Комитет финансов, а муниципальное образование "Городской округ Великого Новгорода" как публично-правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ), а Комитет финансов выступает от имени муниципального образования на основании пункта 2 статьи 125 Кодекса. Следовательно, довод подателя жалобы о ненадлежащем ответчике является несостоятельным.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года по делу N А44-1313/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования - городской округ Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.
Судья
И.А.ЧАПАЕВ
И.А.ЧАПАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)