Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, товарищества собственников жилья "Волга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению товарищества собственников жилья "Волга" (ИНН 3446016998, ОГРН 1043400428390)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986)
о признании недействительным предписания
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Чуенкова Анна Сергеевна (400119, г. Волгоград, ул. им. Карла Маркса 7, кв. 121), Саргсян Артур Сосович (400119, ул. им. Карла Маркса 7, кв. 121),
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:
ТСЖ "Волга" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным и отменить предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28.03.2017 N 4, о нецелевом использовании средств фонда капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 признано незаконным предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области N 4 от 28.03.2017 в части списания денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования, вынесенного в отношении товарищества собственников жилья "Волга".
В удовлетворении остальной части заявленных ТСЖ "Волга" требований отказано.
ТСЖ "Волга", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2017 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области также не согласился с решением Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2017 года в части удовлетворения заявленных требований и обратился в суд апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки в соответствии с приказом от 20.02.2017 N 4 установлено следующее: владельцем специального счета ТСЖ "Волга" в соответствии с Протоколом б/н от 22.12.2014 общего заочного собрания членов ТСЖ "Волга" многоквартирного дома по ул. им. Карла Маркса, д. 7 и повестки дня, согласно:
- пункта 1 - Утвердить перечень услуг и работ по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по ул. им. Карла Маркса, д. 7 на 2014-2015 (приложение N 1).
Согласно приложению N 1 в перечень услуг и работ по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома включены следующие виды работ:
- - замена лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствием документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации;
- - ремонт противопожарного водопровода;
- - ремонт фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки; (Ремонт участков стен фасада, бордюров входных групп, опорных столбов)
- замена окон и дверей на незадымляемой лестнице в подъездах N 1 и N 2. (Окна, Двери).
- Источник финансирования - спец. счет;
- Следовательно, со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Волга", в отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, - в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт и нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации предусмотренного пунктом 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом Волгоградской области. Указанный перечень включает в себя:
- - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- - ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- - ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- - ремонт фасада, в том числе ремонт и замена балконов;
- - ремонт фундамента многоквартирного дома;
- - утепление фасада;
- - усиление ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома;
- - разработку проектной документации, в случаях, если такая разработка требуется в соответствии с действующим законодательством;
- - проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта;
- - осуществление строительного контроля;
- - осуществление авторского надзора в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- - проведение государственной экспертизы проекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В связи со списанием ТСЖ "Волга" со счета открытого в Сбербанке, денежных средств за период с 19.03.2014 по 22.02.2017 включительно на проведение работ по замене лифтового оборудования, а также фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки в размере 374627,21 руб., контролирующий орган усмотрел нецелевое использованием денежных средств, поскольку данные виды работ не предусмотрены нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, согласно пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.03.2017 N 4, составленном с участием председателя правления ТСЖ "Волга" Дубаковой И.М., которая указала в данном акте, что "с актом не согласна".
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений 28.03.2017 Комитетом выдано предписание N 4 об устранении нарушений законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, в соответствии с которым на ТСЖ "Волга" возложена обязанность в срок до 10.05.2017 ТСЖ "Волга" устранить нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля, принять меры к восстановлению денежных средств со специального счета владельцем, которого является ТСЖ "Волга" (средств собственников): в сумме 374627,21 руб. на специальный счет открытый в ПАО Сбербанк.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Волга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание в части нецелевого использования ТСЖ "Волга" денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по ремонту фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки соответствует действующему законодательству, оснований для признания его недействительным не имеется.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Статьей 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом Волгоградской области и установлен перечень соответствующих работ.
Вместе с тем, протоколом общего заочного собрания членов ТСЖ "Волга" от 22.12.2014 утвержден перечень работ по проведению капитального ремонта, включающий работы, не предусмотренные указанными выше нормами действующего законодательства. В частности: ремонт цоколя, приямков, входных групп, отмостки.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому:
- к числу работ, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (конструктивным элементом которых является отмостка) многоквартирных домов, является проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности (п. 1)
- - к числу работ, выполняемых для надлежащего содержания стен (конструктивным элементом которых является цоколь) многоквартирных домов, является выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
- - к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (конструктивными элементами которых являются входные группы и приямки) относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9).
В силу пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных названным постановлением, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются товариществом собственников жилья в порядке, определенном уставом товарищества.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому:
- к числу работ, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (конструктивным элементом которых является отмостка) многоквартирных домов, является проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности (п. 1)
- - к числу работ, выполняемых для надлежащего содержания стен (конструктивным элементом которых является цоколь) многоквартирных домов, является выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
- - к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (конструктивными элементами которых являются входные группы и приямки) относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9).
На основании п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных названным постановлением, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются товариществом собственников жилья в порядке, определенном уставом товарищества.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 2) взнос на капитальный ремонт 3) плату за коммунальные услуги.
За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).
Таким образом, плата за выполнение товариществом указанных выше работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в соответствии с Минимальным перечнем), структурно входит в состав платы за содержание жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) и не может быть произведена за счет взносов на капитальный ремонт.
Как следует из ст. 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Для принятия решения о выборе способа формирования фонда капремонта на специальном счете необходимо большинство голосов не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44, ч. 2, п. 1.1; ст. 46, ч. 1 ЖК РФ).
Однако, информация о принятии такого решения собственниками жилого дома по ул. К. Маркса, 7 г. Волгограда в материалах дела отсутствует.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ТСЖ "Волга" о том, что судом неправильно применены положения Постановления Правительства от 03.04.2013 N 290 "О Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку данный довод основан на неверном толковании заявителем жалобы норм материального права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом, что оспариваемое предписание в части нецелевого использования ТСЖ "Волга" денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по ремонту фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки соответствует действующему законодательству, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Арбитражным судом Волгоградской области обоснованно отказано в удовлетворении требований в указанной части.
Оспариваемым предписанием заявителю также вменено нецелевое использование денежных средств - осуществлено списание денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования.
В предписании отражено, что произведена замена лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствием документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Комитет полагает, что доводы ТСЖ "Волга" о том, что замена лифтового оборудования произведена на основании периодического технического освидетельствования безосновательны, поскольку на момент проведения проверки в адрес Комитета подтверждающие документы не представлялись, что подтверждается письмом ТСЖ "Волга" N 25 от 01.03.2017, направленным в адрес Комитета.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, пунктом 13 приказа Комитета о проведении плановой выездной проверки от 20.02.2017 N 4 у ТСЖ "Волга" были запрошены следующие документы, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
- - заверенные копии документов, на основании которых проведено списание денежных средств со специального счета по адресу: ул. им. Карла Маркса, д. 7, г. Волгоград (в случае проведения работ по капитальному ремонту);
- - справка об оборотах денежных средств размещенных на специальном счете с момента открытия и по состоянию на 01.03.2017.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период в ходе периодического технического освидетельствования, проведенного ООО "Инженерно-консультационный центр "Лифтсервис" 31.03.2014 г., выявлены нарушения и дефекты, влияющие на безопасную эксплуатацию лифтов N 67598, N 67599, N 67184. Согласно п. 5.10 ГОСТ Р 53783-2010 владелец лифта обеспечивает выполнение мероприятий по устранению нарушений и дефектов. Согласно п. 2.3.7 договора N 012-17э/2011 на полное комплексное обслуживание и ремонт лифтового оборудования, заключенного с ООО "Специализированное предприятие Лифт-сервис" (далее - Исполнитель) 30.06.2014 г. ТСЖ "Волга" заключены с Исполнителем договоры на капитальный ремонт лифтов: N 1/С-14, N 2/С-14, N З/С-14. В рамках указанных договоров в трех лифтах произведена замена канатоведущих шкивов лифтовых лебедок. Согласно пункту 7.6.2 ГОСТа 559642014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 г. N 93-ст "... в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в том числе: лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода.
В материалах дела имеются: договор N 012-17э/201 от 24.08.2011 на полное комплексное обслуживание и ремонт лифтового оборудования; договор на капитальный ремонт лифта от 30.06.2014 N 1/С-14; акты оценки соответствия лифта от 31.03.2014 N 288/03-14а, от 31.03.2014 N 289/03-14а, от 31.03.2014 N 291/03-14а.
При этом из материалов проверки не видно, что Комитетом у ТСЖ "Волга" запрашивались, документы, подтверждающие, что лифтовое оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ТСЖ "Волга" произвело замену лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствия документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
В материалы дела заявителем представлены доказательства того, что лифтовое оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации и подтверждена замена лифтового оборудования.
Судебная коллегия считает правомерным, что предписание в части нецелевое использование денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования следует признать незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 12АП-10773/2017, 12АП-11005/2017 ПО ДЕЛУ N А12-12558/2017
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А12-12558/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, товарищества собственников жилья "Волга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению товарищества собственников жилья "Волга" (ИНН 3446016998, ОГРН 1043400428390)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ИНН 3460012716, ОГРН 1143443000986)
о признании недействительным предписания
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Чуенкова Анна Сергеевна (400119, г. Волгоград, ул. им. Карла Маркса 7, кв. 121), Саргсян Артур Сосович (400119, ул. им. Карла Маркса 7, кв. 121),
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:
ТСЖ "Волга" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным и отменить предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 28.03.2017 N 4, о нецелевом использовании средств фонда капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 признано незаконным предписание Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области N 4 от 28.03.2017 в части списания денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования, вынесенного в отношении товарищества собственников жилья "Волга".
В удовлетворении остальной части заявленных ТСЖ "Волга" требований отказано.
ТСЖ "Волга", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2017 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области также не согласился с решением Арбитражного суда Саратовской области от 02 августа 2017 года в части удовлетворения заявленных требований и обратился в суд апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки в соответствии с приказом от 20.02.2017 N 4 установлено следующее: владельцем специального счета ТСЖ "Волга" в соответствии с Протоколом б/н от 22.12.2014 общего заочного собрания членов ТСЖ "Волга" многоквартирного дома по ул. им. Карла Маркса, д. 7 и повестки дня, согласно:
- пункта 1 - Утвердить перечень услуг и работ по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по ул. им. Карла Маркса, д. 7 на 2014-2015 (приложение N 1).
Согласно приложению N 1 в перечень услуг и работ по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома включены следующие виды работ:
- - замена лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствием документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации;
- - ремонт противопожарного водопровода;
- - ремонт фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки; (Ремонт участков стен фасада, бордюров входных групп, опорных столбов)
- замена окон и дверей на незадымляемой лестнице в подъездах N 1 и N 2. (Окна, Двери).
- Источник финансирования - спец. счет;
- Следовательно, со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Волга", в отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, - в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт и нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации предусмотренного пунктом 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом Волгоградской области. Указанный перечень включает в себя:
- - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- - ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- - ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
- - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- - ремонт фасада, в том числе ремонт и замена балконов;
- - ремонт фундамента многоквартирного дома;
- - утепление фасада;
- - усиление ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома;
- - разработку проектной документации, в случаях, если такая разработка требуется в соответствии с действующим законодательством;
- - проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального ремонта;
- - осуществление строительного контроля;
- - осуществление авторского надзора в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- - проведение государственной экспертизы проекта в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В связи со списанием ТСЖ "Волга" со счета открытого в Сбербанке, денежных средств за период с 19.03.2014 по 22.02.2017 включительно на проведение работ по замене лифтового оборудования, а также фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки в размере 374627,21 руб., контролирующий орган усмотрел нецелевое использованием денежных средств, поскольку данные виды работ не предусмотрены нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, согласно пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.03.2017 N 4, составленном с участием председателя правления ТСЖ "Волга" Дубаковой И.М., которая указала в данном акте, что "с актом не согласна".
В связи с выявлением в ходе проверки нарушений 28.03.2017 Комитетом выдано предписание N 4 об устранении нарушений законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, в соответствии с которым на ТСЖ "Волга" возложена обязанность в срок до 10.05.2017 ТСЖ "Волга" устранить нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля, принять меры к восстановлению денежных средств со специального счета владельцем, которого является ТСЖ "Волга" (средств собственников): в сумме 374627,21 руб. на специальный счет открытый в ПАО Сбербанк.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Волга" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание в части нецелевого использования ТСЖ "Волга" денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по ремонту фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки соответствует действующему законодательству, оснований для признания его недействительным не имеется.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
На основании части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Статьей 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного законом Волгоградской области и установлен перечень соответствующих работ.
Вместе с тем, протоколом общего заочного собрания членов ТСЖ "Волга" от 22.12.2014 утвержден перечень работ по проведению капитального ремонта, включающий работы, не предусмотренные указанными выше нормами действующего законодательства. В частности: ремонт цоколя, приямков, входных групп, отмостки.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому:
- к числу работ, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (конструктивным элементом которых является отмостка) многоквартирных домов, является проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности (п. 1)
- - к числу работ, выполняемых для надлежащего содержания стен (конструктивным элементом которых является цоколь) многоквартирных домов, является выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
- - к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (конструктивными элементами которых являются входные группы и приямки) относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9).
В силу пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных названным постановлением, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются товариществом собственников жилья в порядке, определенном уставом товарищества.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому:
- к числу работ, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (конструктивным элементом которых является отмостка) многоквартирных домов, является проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности (п. 1)
- - к числу работ, выполняемых для надлежащего содержания стен (конструктивным элементом которых является цоколь) многоквартирных домов, является выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение (п. 3);
- - к числу работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов (конструктивными элементами которых являются входные группы и приямки) относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9).
На основании п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных названным постановлением, перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются товариществом собственников жилья в порядке, определенном уставом товарищества.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 2) взнос на капитальный ремонт 3) плату за коммунальные услуги.
За счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 174 ЖК РФ).
Таким образом, плата за выполнение товариществом указанных выше работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в соответствии с Минимальным перечнем), структурно входит в состав платы за содержание жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) и не может быть произведена за счет взносов на капитальный ремонт.
Как следует из ст. 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Для принятия решения о выборе способа формирования фонда капремонта на специальном счете необходимо большинство голосов не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44, ч. 2, п. 1.1; ст. 46, ч. 1 ЖК РФ).
Однако, информация о принятии такого решения собственниками жилого дома по ул. К. Маркса, 7 г. Волгограда в материалах дела отсутствует.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ТСЖ "Волга" о том, что судом неправильно применены положения Постановления Правительства от 03.04.2013 N 290 "О Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку данный довод основан на неверном толковании заявителем жалобы норм материального права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом, что оспариваемое предписание в части нецелевого использования ТСЖ "Волга" денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по ремонту фасада - цоколя, приямков, входных групп, отмостки соответствует действующему законодательству, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Арбитражным судом Волгоградской области обоснованно отказано в удовлетворении требований в указанной части.
Оспариваемым предписанием заявителю также вменено нецелевое использование денежных средств - осуществлено списание денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования.
В предписании отражено, что произведена замена лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствием документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Комитет полагает, что доводы ТСЖ "Волга" о том, что замена лифтового оборудования произведена на основании периодического технического освидетельствования безосновательны, поскольку на момент проведения проверки в адрес Комитета подтверждающие документы не представлялись, что подтверждается письмом ТСЖ "Волга" N 25 от 01.03.2017, направленным в адрес Комитета.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, пунктом 13 приказа Комитета о проведении плановой выездной проверки от 20.02.2017 N 4 у ТСЖ "Волга" были запрошены следующие документы, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:
- - заверенные копии документов, на основании которых проведено списание денежных средств со специального счета по адресу: ул. им. Карла Маркса, д. 7, г. Волгоград (в случае проведения работ по капитальному ремонту);
- - справка об оборотах денежных средств размещенных на специальном счете с момента открытия и по состоянию на 01.03.2017.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период в ходе периодического технического освидетельствования, проведенного ООО "Инженерно-консультационный центр "Лифтсервис" 31.03.2014 г., выявлены нарушения и дефекты, влияющие на безопасную эксплуатацию лифтов N 67598, N 67599, N 67184. Согласно п. 5.10 ГОСТ Р 53783-2010 владелец лифта обеспечивает выполнение мероприятий по устранению нарушений и дефектов. Согласно п. 2.3.7 договора N 012-17э/2011 на полное комплексное обслуживание и ремонт лифтового оборудования, заключенного с ООО "Специализированное предприятие Лифт-сервис" (далее - Исполнитель) 30.06.2014 г. ТСЖ "Волга" заключены с Исполнителем договоры на капитальный ремонт лифтов: N 1/С-14, N 2/С-14, N З/С-14. В рамках указанных договоров в трех лифтах произведена замена канатоведущих шкивов лифтовых лебедок. Согласно пункту 7.6.2 ГОСТа 559642014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 марта 2014 г. N 93-ст "... в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в том числе: лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода.
В материалах дела имеются: договор N 012-17э/201 от 24.08.2011 на полное комплексное обслуживание и ремонт лифтового оборудования; договор на капитальный ремонт лифта от 30.06.2014 N 1/С-14; акты оценки соответствия лифта от 31.03.2014 N 288/03-14а, от 31.03.2014 N 289/03-14а, от 31.03.2014 N 291/03-14а.
При этом из материалов проверки не видно, что Комитетом у ТСЖ "Волга" запрашивались, документы, подтверждающие, что лифтовое оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ТСЖ "Волга" произвело замену лифтового оборудования, без подтверждения, а также отсутствия документов, что указанное оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации.
В материалы дела заявителем представлены доказательства того, что лифтовое оборудование признано непригодным для дальнейшей эксплуатации и подтверждена замена лифтового оборудования.
Судебная коллегия считает правомерным, что предписание в части нецелевое использование денежных средств - списания денежных средств на проведение работ по замене лифтового оборудования следует признать незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2017 года по делу N А12-12558/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)