Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2017 ПО ДЕЛУ N 77-494/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N 77-702(494)/2017


Председательствующий: Глазкова Т.Г.

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Г.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе К. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное <...> заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Омской области - начальником отдела по вопросам государственной службы, правовой и кадровой работы Г.М., которым К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500,00 руб., оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",

установил:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Омской области - начальником отдела по вопросам государственной службы, правовой и кадровой работы от <...> начальник территориального отделения управления по работе с физическими лицами ООО "Омская энергосбытовая компания" К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
К. признана виновной в том, в нарушение требований п. п. 3, 31, пп. "а" п. 119 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) собственник жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, Б. была отключена от энергоснабжения, в связи с образовавшейся задолженностью в размере <...> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением К. обжаловала его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе К. просит решение суда и постановление отменить. Ссылается на отсутствие ее вины, так как обязанность по уведомлению собственника об отключении от коммунальной услуги ею выполнена. Указывает на то, что протоколом не зафиксировано вменяемое ей противоправное деяние. Со ссылкой на п. 17 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приводит доводы о наличии "прямых" договоров между ООО "Омская энергосбытовая компания" и потребителями, в связи с чем, по ее мнению, ООО "Весна-1" не является исполнителем коммунальных услуг.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 06 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 3 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
В силу п. п. "а" п. 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
В соответствии с п. 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Омской области проведена проверка по вопросу надлежащего предоставления коммунальной услуги в связи с поступившей 21 июня 2017 г. из прокуратуры Омской области жалобы собственника квартиры N <...> в г. Омске Б. на незаконное отключение электрической энергии, осуществленное ООО "Омская энергосбытовая компания".
В результате проведенной проверки было установлено, что для эксплуатируемого Б. прибора учета электрической энергии истек межповерочный интервал, вследствие чего с июля 2015 года начисление платы за электрическую энергию осуществлялось ресурсоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления с применением повышающих коэффициентов.
В связи с тем, что Б. продолжала оплачивать потребленную электрическую энергию исходя из показаний прибора учета, по состоянию на <...> у Б. образовалась задолженность по оплате в размере <...> копеек за электроснабжение и пени в размере <...> копеек.
Из материалов дела также следует, что в порядке, установленном п. 119 Правил N 354 ООО "Омская энергосбытовая компания" 01 марта 2017 г. направило Б. предупреждение о возможном ограничении режима потребления электроэнергии, в случае непогашения имеющейся задолженности.
25 мая 2017 г. потребитель был отключен от услуги электроснабжения.
Однако, как установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда у ООО "Омская энергосбытовая компания", должностным лицом которого является К., отсутствовали полномочия на осуществление процедуры ограничения предоставления коммунальной услуги электроснабжения, поскольку данное юридическое лицо не является исполнителем в понимании Правил N 354.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в нарушение требований п. п. 3, 31, пп. "а" п. 119 Правил N 354 нарушен порядок ограничения (приостановления) коммунальной услуги по электроснабжению, повлекший за собой нарушение режима обеспечения потребителей, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, коммунальной услугой.
Факт совершения должностным лицом К. вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности и в соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении, жалобой потребителя Б., актом о приостановлении электроснабжения, протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, договорами управления многоквартирным домом, уведомлением в адрес Б. о планируемом ограничении предоставления коммунальных услуг, должностной инструкцией начальника территориального отделения управления по работе с физическими лицами ООО "Омская энергосбытовая компания" и другими материалами дела.
Вывод судьи о том, что должностным лицом К. допущено нарушение ст. 7.23 КоАП РФ является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом К. соблюден порядок уведомления о предстоящем ограничении предоставления коммунальной услуги, правового значения для рассматриваемого дела не имеет, поскольку причиной нарушения режима предоставления коммунальной услуги, в данном случае явились действия должностного лица ресурсоснабжающей организации, которая не обладает необходимыми полномочиями на совершение действий по ограничению и приостановлению предоставления коммунальной услуги. Уполномоченным лицом в рассматриваемом случае должна являться управляющая организация, с которой собственники многоквартирного <...> в г. Омске заключили договор управления многоквартирным домом.
Доводы жалобы о том, что ООО "Весна-1" не является исполнителем коммунальных услуг, подлежат отклонению как несостоятельные ввиду следующего.
Согласно п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (п. 14 Правил N 354).
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Согласно материалам дела, а именно протоколу N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...> от <...>, собственники помещений указанного многоквартирного дома в качестве способа управления многоквартирным домом избрали - управление управляющей организацией ООО "УК Партнер-Гарант", а также утвердили порядок внесения собственниками жилых помещений платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оказывающим соответствующую коммунальную услугу, признав что внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям является выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ООО "УК Партнер-Гарант".
В соответствии с протоколом N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...> от <...> договор управления заключенный 31 мая 2015 г. между собственниками помещений и ООО "УК Партнер - Гарант" расторгнут. В качестве управляющей организации избрано ООО "Весна-1", при этом собственниками было принято решение сохранить указанный выше порядок внесения собственниками жилых помещений платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в соответствии с которым внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ООО "Весна-1".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что ранее между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями никаких договорных отношений не существовало, поскольку ранее в качестве способа управления также было избрано - управление управляющей организацией, согласно указанного выше договора от 31 мая 2015 г., при этом Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации", дающий право собственникам помещений сохранять договорные отношения и порядок расчетов (п. 17 - 18 ст. 12) существовавший между собственниками и ресурсоснабжающими организациями до изменения способа управления, вступивший в силу с 30 июня 2015 г. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия.
Таким образом, какие-либо "прямые" договорные отношения между собственниками многоквартирного дома и ООО "Омская энергосбытовая компания" отсутствуют в силу закона.
Принимая во внимание, что описанное в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения соответствует диспозиции ст. 7.23 КоАП РФ, содержит в том числе, фактические обстоятельства о субъекте, правомочном совершать действия по ограничению коммунальной услуги, вопреки утверждению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, они направлены на переоценку доказательств, которые исследовались судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую оценку.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
Основания для вывода об отсутствии вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой КоАП РФ, отсутствуют.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу К. - без удовлетворения.
Судья
В.В.КРУГЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)