Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.,
при участии:
- от истца (заявителя): Кадацкой А.А. по доверенности от 09.01.2017 N 2;
- от ответчика (должника): Кураченко Е.К. по доверенности от 02.03.2017; Сазанова Г.В. по доверенности от 01.11.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13061/2017) ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2017 по делу N А56-91303/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" (ОГРН 1107847368199, адрес: 190013, Санкт-Петербург, пр. Клинский, д. 26/2, лит. А; далее - ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - ГЖИ, Инспекция) от 07.10.2016 N 01/9228-р.
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует обязанность согласования с КГА или КГИОП размещения рисунка на стене многоквартирного дома. Заявитель указывает, что в оспариваемом предписании Инспекции не указано, каким образом заявителю необходимо исправить допущенные нарушения, соблюдение каких норм права необходимо обеспечить, в связи с чем, предписание является неисполнимым.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в октябре 2016 года должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 48, лит. А.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию фасада здания: отслоение облицовочного слоя на фасаде здания, разрушение оснований эркеров, отслоение штукатурного слоя фасада здания, загрязненный фасад; граффити на брандмауэрной стене без согласованной документации.
Обществу выдано предписание от 07.10.2016 N 01/9228-р об устранении в срок до 10.03.2017 выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 48, лит. А осуществляется ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района".
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 утверждены Правила.
Пунктом 1.1.1 Правил установлена обязанность владельцев зданий, сооружений и иных лиц, на которых возложены соответствующие обязанности, поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1.6.2 Правил содержания и ремонта фасадов владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны:
- систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков);
- проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
- при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
- по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП;
- по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами;
- проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада;
- производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных окрытий).
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что фасад, как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций, относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а Общество является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе фасада) в соответствии с требованиями, установленными законодательством и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Факт нарушения требований пункта 1.6.2 Правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дала, в том числе актом проверки с материалами фотофиксации.
На основании пункта 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В соответствии с постановлением президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/2010 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Из Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") следует, что:
текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что все вменяемые Обществу нарушения Правил касаются проведения работ текущего, а не капитального характера. Подтверждения необходимости проведения капитального ремонта многоквартирном доме Обществом не предоставлено.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р, собственники квартир ежемесячно вносят плату за текущий ремонт общего имущества в размере 5.84 руб./кв. м, однако Общество, собирая денежные средства по статье текущий ремонт, своих обязанностей, по поддержанию общего имущества в надлежащем состоянии, в том числе фасада многоквартирного дома, не выполняет.
Ссылка Общества на решение общего собрания собственников многоквартирного дома, по вопросу размещения на фасаде здания художественного рисунка, а следовательно и отсутствие нарушения, обоснованно отклонена судом.
Пунктом 1.1.3 правил (в редакции от 25.12.2015 года, действующей на момент выдачи оспариваемого предписания) основанием для производства ремонта, переоборудования, окраски фасадов является наличие архитектурного задания, выданного КГА, или задания, выданного КГИОП в пределах его компетенции (в случае если здание или сооружение является объектом культурного наследия).
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Обществом не представлено доказательств согласования с КГА или КГИОП нанесения рисунка на стену многоквартирного дома.
Довод Общества относительно неясности и неисполнимости предписания подлежит отклонению на основании следующего.
Предписание выдано Инспекцией на основании частей 1, 2, пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, из которых следует, что должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг.
Обязанность выдачи предписания в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, определена также статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание Инспекции правомерно адресовано ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района", как управляющей компании спорного дома. При этом до выдачи предписания составлялся акт проверки, который является документом, содержащим сведения о выявленных фактах нарушений. Более того к акту проверки приложены материалы фотофиксации, отражающие выявленные нарушения.
Таким образом, предписание, которое, в рамках части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, является приложением к акту проверки, обязывает Общество устранить выявленные и указанные в акте проверки нарушения. При этом содержание предписания Инспекции в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных административным органом нарушений со стороны Общества.
Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание Инспекции путем удаления рисунка со стены многоквартирного дома, в рассматриваемом случае не имеется, поскольку Обществом не представлены доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Таким образом, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом, данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
С учетом изложенного, обжалуемое предписание Инспекции правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересов Общества.
Нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2017 года по делу N А56-91303/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 N 13АП-13061/2017 ПО ДЕЛУ N А56-91303/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. N 13АП-13061/2017
Дело N А56-91303/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.,
при участии:
- от истца (заявителя): Кадацкой А.А. по доверенности от 09.01.2017 N 2;
- от ответчика (должника): Кураченко Е.К. по доверенности от 02.03.2017; Сазанова Г.В. по доверенности от 01.11.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13061/2017) ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2017 по делу N А56-91303/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" (ОГРН 1107847368199, адрес: 190013, Санкт-Петербург, пр. Клинский, д. 26/2, лит. А; далее - ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - ГЖИ, Инспекция) от 07.10.2016 N 01/9228-р.
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствует обязанность согласования с КГА или КГИОП размещения рисунка на стене многоквартирного дома. Заявитель указывает, что в оспариваемом предписании Инспекции не указано, каким образом заявителю необходимо исправить допущенные нарушения, соблюдение каких норм права необходимо обеспечить, в связи с чем, предписание является неисполнимым.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в октябре 2016 года должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 48, лит. А.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию фасада здания: отслоение облицовочного слоя на фасаде здания, разрушение оснований эркеров, отслоение штукатурного слоя фасада здания, загрязненный фасад; граффити на брандмауэрной стене без согласованной документации.
Обществу выдано предписание от 07.10.2016 N 01/9228-р об устранении в срок до 10.03.2017 выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 48, лит. А осуществляется ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района".
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 утверждены Правила.
Пунктом 1.1.1 Правил установлена обязанность владельцев зданий, сооружений и иных лиц, на которых возложены соответствующие обязанности, поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1.6.2 Правил содержания и ремонта фасадов владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны:
- систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий и эркеров, карнизов, отливов, окрытий, водосточных труб, козырьков);
- проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
- при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
- по мере необходимости, но не реже одного раза в год, очищать и промывать фасады, используя специальную технику и смывки по методике, согласованной с КГА, а в случае если здание, сооружение является объектом культурного наследия, - с КГИОП;
- по мере необходимости, но не реже двух раз в год, весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона), внутренние и наружные поверхности остекления окон, дверей балконов и лоджий, входных дверей в подъездах следует очищать и промывать, как правило, химическими средствами;
- проводить текущий ремонт, в том числе окраску фасада с периодичностью в пределах 7-8 лет с учетом фактического состояния фасада;
- производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных окрытий).
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что фасад, как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций, относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а Общество является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе фасада) в соответствии с требованиями, установленными законодательством и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Факт нарушения требований пункта 1.6.2 Правил установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дала, в том числе актом проверки с материалами фотофиксации.
На основании пункта 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В соответствии с постановлением президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/2010 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Из Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") следует, что:
текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что все вменяемые Обществу нарушения Правил касаются проведения работ текущего, а не капитального характера. Подтверждения необходимости проведения капитального ремонта многоквартирном доме Обществом не предоставлено.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-р, собственники квартир ежемесячно вносят плату за текущий ремонт общего имущества в размере 5.84 руб./кв. м, однако Общество, собирая денежные средства по статье текущий ремонт, своих обязанностей, по поддержанию общего имущества в надлежащем состоянии, в том числе фасада многоквартирного дома, не выполняет.
Ссылка Общества на решение общего собрания собственников многоквартирного дома, по вопросу размещения на фасаде здания художественного рисунка, а следовательно и отсутствие нарушения, обоснованно отклонена судом.
Пунктом 1.1.3 правил (в редакции от 25.12.2015 года, действующей на момент выдачи оспариваемого предписания) основанием для производства ремонта, переоборудования, окраски фасадов является наличие архитектурного задания, выданного КГА, или задания, выданного КГИОП в пределах его компетенции (в случае если здание или сооружение является объектом культурного наследия).
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Обществом не представлено доказательств согласования с КГА или КГИОП нанесения рисунка на стену многоквартирного дома.
Довод Общества относительно неясности и неисполнимости предписания подлежит отклонению на основании следующего.
Предписание выдано Инспекцией на основании частей 1, 2, пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, из которых следует, что должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг.
Обязанность выдачи предписания в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, определена также статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание Инспекции правомерно адресовано ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района", как управляющей компании спорного дома. При этом до выдачи предписания составлялся акт проверки, который является документом, содержащим сведения о выявленных фактах нарушений. Более того к акту проверки приложены материалы фотофиксации, отражающие выявленные нарушения.
Таким образом, предписание, которое, в рамках части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, является приложением к акту проверки, обязывает Общество устранить выявленные и указанные в акте проверки нарушения. При этом содержание предписания Инспекции в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных административным органом нарушений со стороны Общества.
Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание Инспекции путем удаления рисунка со стены многоквартирного дома, в рассматриваемом случае не имеется, поскольку Обществом не представлены доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Таким образом, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом, данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
С учетом изложенного, обжалуемое предписание Инспекции правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересов Общества.
Нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы исследованы судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 апреля 2017 года по делу N А56-91303/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Адмиралтейского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)