Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2016 N 17АП-13017/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-18304/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. N 17АП-13017/2016-АК

Дело N А60-18304/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
при участии:
- от заявителя - Товарищества Собственников Жилья "Седова" (ИНН 6659146732, ОГРН 1069600012261): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Товарищества Собственников Жилья "Седова"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2016 года
по делу N А60-18304/2016,
принятое судьей Бушуевой Е.В.,
по заявлению Товарищества Собственников Жилья "Седова"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:

Товарищество Собственников Жилья "Седова" (далее - заявитель, ТСЖ "Седова") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 04.04.2016 N 29-08-03-142.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2016 (резолютивная часть решения объявлена 22.07.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявитель не согласен с выводами суда о наличии технической ошибки в приказе о назначении проверки в части указания вида проверки; считает, что проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, что не учтено судом первой инстанции; суд не оценил предмет проверки, указанный в приказе ГЖИ; не согласны с содержанием предписания, требования которого незаконны.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жителя многоквартирного дома N 52 по ул. Седова в г. Екатеринбурге гр. И.В.Сарычевой Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 28.03.2016 N 29-08-01-142 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Седова" обязательных требований к надлежащему содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома, порядка предоставления коммунальных услуг и соблюдения обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
По результатам проверки установлены нарушения ТСЖ "Седова" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, Правил предоставлении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По итогам проверки в отношении ТСЖ "Седова" Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выдано предписание от 04.04.2016 N 29-08-03-142 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
В соответствии с предписанием от 04.04.2016 N 29-08-03-142 ТСЖ "Седова" предписано устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 04.04.2016 N 29-08-03-142, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания предписания недействительным и отказал в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований по формированию фондов капитального ремонта.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 20 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, касающиеся законности предписания, по следующим мотивам.
В ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу п. 5 Приложения N 1 к Правилам, п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 градусов C и не выше +75 градусов C.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что проверка была проведена Департаментом в связи с обращением граждан по поводу несоответствия температуры горячего водоснабжения установленным нормативам в отношении дома N 52 по ул. Седова г. Екатеринбург. В материалы дела представлена жалоба собственника квартиры указанного дома (л.д. 61-62).
Выявленные в ходе проверки нарушения вышеназванных требований правил N 354, 170 отражены в акте проверки N 29-08-02-142 от 04.04.2016.
Доказательств, опровергающих выводы Департамента об имеющихся нарушениях Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 в материалах дела не имеется и заявителем в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Приведенные в апелляционные жалобы доводы о несогласии с выявленными нарушениями, судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, поскольку ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг и лицо, ответственное за надлежащее содержание жилищного фонда, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ надлежащего качества, в соответствии с требованиями правил N 354, 170. В связи с чем у Департамента имелись все фактические основания для выдачи предписания с требованиями об устранении выявленных нарушений.
Суд первой инстанции, подтвердив законность оспариваемого предписания, правильно применил приведенные в решении нормы Жилищного кодекса РФ, Правил к установленным обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и касающиеся технической ошибки в приказе о проведении проверки, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
При этом суд верно указал, что допущенная Департаментом техническая ошибка, с учетом цели, задачи, предмета проверки, не является грубым нарушением и сама по себе не влечет недействительность результатов проверки.
Доводы апеллятора о нарушении порядка проведения проверки апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ послужило письменное обращение жителя спорного дома по поводу несоответствия температуры горячего водоснабжения установленным нормативам. Таким образом, назначая проверку, Департамент действовал в пределах предоставленных полномочий и при наличии предусмотренного законом основания.
Суд апелляционной инстанции также не принимает довод жалобы о том, что суд не оценил предмет проверки, указанный в приказе ГЖИ.
В п.п. 5, 7 приказа о проведении проверки от 28.03.2016 N 29-08-01-142 (л.д. 57-58) указаны цели, задачи и срок проведения проверки. Пункт 6 приказа содержит предмет проверки - соблюдение обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; соблюдение обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; соблюдение обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
Из материалов дела не следует и заявителем не доказано, что Департамент при проведении проверки вышел за пределы предмета и цели спорной проверки и предоставленных ему полномочий. В акте проверки зафиксированы нарушения норм жилищного законодательства, соблюдение которых обязательно для ТСЖ.
Таким образом, проверив доводы жалобы о нарушениях Департаментом положений Закона N 294-ФЗ, суд апелляционной инстанции, так же как и суд первой инстанции не установил со стороны Департамента грубых нарушений, предусмотренных ст. 20 Закона N 294-ФЗ и влекущих признание результатов проверки недействительными.
По изложенным в постановлении мотивам апелляционный суд, проверив доводы товарищества, полагает, что его позиция о незаконности предписания ошибочна и не основана на нормах права.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым.
Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания предписания недействительным и для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2016 года по делу N А60-18304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Н.В.ВАРАКСА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)