Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 23.08.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 по делу N А79-11542/2015, принятое судьей Красновым А.М. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании недействительным предписания от 18.11.2015 N 33/19Л,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, публичного акционерного общества "Т Плюс" и Герасимовой Нины Михайловны.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" в ходатайстве от 02.08.2016 N 2070 (входящий N 01АП-3278/16 от 03.08.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики в ходатайстве (входящий N 01АП-3278/16 от 10.08.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.08.2016 объявлялся перерыв до 17.08.2016 до 09 час. 30 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (далее - Инспекция, контролирующий орган) проведена внеплановая документарная проверка в отношении муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" (далее - МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска", предприятие, заявитель), в ходе которой установлены нарушения пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), о чем составлен акт проверки от 18.11.2015 N 33/29Л.
В ходе проверки установлено, МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" за период с августа по сентябрь 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение квартиры N 7 дома N 35 по ул. Парковая г. Новочебоксарска использовало фактический расход тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, вместо утверждено норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, в размере 0,073996 Гкал/куб. м.
По результатам проверки предприятию выдано предписание от 18.11.2015 N 33/19Л в соответствии с которым в срок до 20.12.2015 заявитель обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения в жилых и нежилых помещениях указанного дома с августа по сентябрь 2015 года; при перерасчете (возврате) платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения использовать норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб. м горячей воды в размере 0,073996 Гкал/куб. м; перерасчет (возврат) платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения отразить в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2015 года.
Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что поскольку стоимость 1 куб. м горячей воды в межотопительный период зависит от фактического количества потребленной тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды, предприятием не нарушены требования пункта 42 Правил.
МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска", считает, что приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27.01.2015 N 03/1-03/34 "Об утверждении рекомендуемых нормативов тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, поставляемой организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике" (далее - Приказ Минстроя) не опубликован, не зарегистрирован, носит рекомендательный характер, в силу чего норматив тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды в размере 0,073996 Гкал/куб. м не может служить основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Из пункта 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 87 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами.
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Предусмотренный указанной формулой порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению учитывает объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в помещении, рассчитываемый по нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определен формулой N 24 приложения N 2 к Правилам, в соответствии с которой размер такой платы рассчитывается исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, определяемого по нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае, установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях, предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от объема (количества) тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, определенного по показаниям прибора учета тепловой энергии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при начислении платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения с августа по сентябрь 2015 года потребителям, проживающим в квартире N 7 дома N 35 по ул. Парковая г. Новочебоксарска предприятие использовало фактический расход тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб. м горячей воды.
Система горячего водоснабжения в указанном доме является открытой; дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что для МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" установлен двухкомпонентный тариф, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете платы за горячее водоснабжение заявителю следовало использовать не фактический расход тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, а утвержденный приказом Минстроя Чувашии норматив тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, в размере 0,073996 Гкал/куб. м.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя о том, что приказ Минстроя Чувашии не опубликован, не зарегистрирован в установленном порядке, поэтому установленный им норматив не является обязательным к применению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 02.06.2015 N 1, указанный норматив рекомендован до утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Поэтому, до 01.01.2018 установленный приказом Минстроя Чувашии норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, является обязательным к применению организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами с централизованной системой горячего водоснабжения в связи с утверждением двухкомпонентного тарифа на горячую воду в целях недопущения роста платы за коммунальные услуги в 2015 году.
Поскольку соответствующий нормативный акт, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 не принят, указанный Приказ Минстроя, имея выраженную социальную направленность, в целях исполнения законодательства в сфере оплаты коммунальных услуг, является обязательным к исполнению.
Кроме того, как следует из акта проверки от 13.01.2016 оспариваемое предписание исполнено МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" (л. д. 37).
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и является исполнимым.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
Иные доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 02.06 2016 N 2215 и государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.04.2016 N 1517, подлежат возврату предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 по делу N А79-11542/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.06 2016 N 2215 и в сумме 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 1517 от 19.04.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2016 ПО ДЕЛУ N А79-11542/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N А79-11542/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 23.08.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 по делу N А79-11542/2015, принятое судьей Красновым А.М. по заявлению муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" к Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о признании недействительным предписания от 18.11.2015 N 33/19Л,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, публичного акционерного общества "Т Плюс" и Герасимовой Нины Михайловны.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" в ходатайстве от 02.08.2016 N 2070 (входящий N 01АП-3278/16 от 03.08.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики в ходатайстве (входящий N 01АП-3278/16 от 10.08.2016) также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ее представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.08.2016 объявлялся перерыв до 17.08.2016 до 09 час. 30 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (далее - Инспекция, контролирующий орган) проведена внеплановая документарная проверка в отношении муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" (далее - МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска", предприятие, заявитель), в ходе которой установлены нарушения пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), о чем составлен акт проверки от 18.11.2015 N 33/29Л.
В ходе проверки установлено, МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" за период с августа по сентябрь 2015 года при расчете платы за горячее водоснабжение квартиры N 7 дома N 35 по ул. Парковая г. Новочебоксарска использовало фактический расход тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, вместо утверждено норматива тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, в размере 0,073996 Гкал/куб. м.
По результатам проверки предприятию выдано предписание от 18.11.2015 N 33/19Л в соответствии с которым в срок до 20.12.2015 заявитель обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения в жилых и нежилых помещениях указанного дома с августа по сентябрь 2015 года; при перерасчете (возврате) платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения использовать норматив тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб. м горячей воды в размере 0,073996 Гкал/куб. м; перерасчет (возврат) платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения отразить в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2015 года.
Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что поскольку стоимость 1 куб. м горячей воды в межотопительный период зависит от фактического количества потребленной тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды, предприятием не нарушены требования пункта 42 Правил.
МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска", считает, что приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 27.01.2015 N 03/1-03/34 "Об утверждении рекомендуемых нормативов тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, поставляемой организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения потребителям в Чувашской Республике" (далее - Приказ Минстроя) не опубликован, не зарегистрирован, носит рекомендательный характер, в силу чего норматив тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды в размере 0,073996 Гкал/куб. м не может служить основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Из пункта 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, следует, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 87 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами.
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Предусмотренный указанной формулой порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению учитывает объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в помещении, рассчитываемый по нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определен формулой N 24 приложения N 2 к Правилам, в соответствии с которой размер такой платы рассчитывается исходя из объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, определяемого по нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае, установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях, предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от объема (количества) тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, определенного по показаниям прибора учета тепловой энергии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при начислении платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения с августа по сентябрь 2015 года потребителям, проживающим в квартире N 7 дома N 35 по ул. Парковая г. Новочебоксарска предприятие использовало фактический расход тепловой энергии, необходимый для приготовления 1 куб. м горячей воды.
Система горячего водоснабжения в указанном доме является открытой; дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что для МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" установлен двухкомпонентный тариф, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете платы за горячее водоснабжение заявителю следовало использовать не фактический расход тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, а утвержденный приказом Минстроя Чувашии норматив тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, в размере 0,073996 Гкал/куб. м.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя о том, что приказ Минстроя Чувашии не опубликован, не зарегистрирован в установленном порядке, поэтому установленный им норматив не является обязательным к применению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 02.06.2015 N 1, указанный норматив рекомендован до утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Поэтому, до 01.01.2018 установленный приказом Минстроя Чувашии норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, является обязательным к применению организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами с централизованной системой горячего водоснабжения в связи с утверждением двухкомпонентного тарифа на горячую воду в целях недопущения роста платы за коммунальные услуги в 2015 году.
Поскольку соответствующий нормативный акт, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 не принят, указанный Приказ Минстроя, имея выраженную социальную направленность, в целях исполнения законодательства в сфере оплаты коммунальных услуг, является обязательным к исполнению.
Кроме того, как следует из акта проверки от 13.01.2016 оспариваемое предписание исполнено МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" (л. д. 37).
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и является исполнимым.
Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания контролирующего органа недействительным, в данном случае, отсутствует.
Иные доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба МУП "УК в ЖКХ г. Новочебоксарска" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 02.06 2016 N 2215 и государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 19.04.2016 N 1517, подлежат возврату предприятию из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.03.2016 по делу N А79-11542/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Новочебоксарска" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.06 2016 N 2215 и в сумме 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 1517 от 19.04.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
В.Н.УРЛЕКОВ
Т.В.МОСКВИЧЕВА
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)