Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на выполнение ответчиком работ по замене пластиковых окон в подъездах многоквартирного дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Галкина Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Подгорной Е.П.
судей Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2017 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе С. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу по иску С., Ф., Л., П. к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (далее по тексту - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района") о признании действий незаконными, обязании снизить размере задолженности.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., объяснения истца С., представителя истца С. - Б., действующего на основании доверенности от <дата>, сроком действия доверенности на <дата>, представителя истца Г. - С., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком действия доверенности до <дата>, представителя ответчика ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" - М., действующей на основании доверенности N... от <дата>, сроком действия доверенности до <дата>, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
Истцы обратились в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к ООО "ЖКС N 2 Петроградского района", просили признать действия ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома N... <адрес> в части установки пластиковых окон без принятия такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме незаконными, обязать ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" снизить размер задолженности собственников помещений многоквартирного жилого дома N... <адрес> за текущий ремонт на стоимость работ, связанных с установкой пластиковых окон в данном доме, а именно на сумму в размере 543329,20 рублей.
В обоснование искового заявления указано, что истцы являются собственниками помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Кроме того, С. является председателем Совета многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Управляющей организацией указанного дома - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" была произведена замена пластиковых окон в подъездах дома, стоимость работ составила сумму в размере 543329,20 рублей. Между тем, проведение указанных работ с собственниками многоквартирного дома не согласовывалось, решение общего собрания по данному вопросу отсутствует. В нарушение статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), ответчик допустил фактическое расходование средств на текущий ремонт без волеизъявления собственников дома. Замена окон не являлась необходимостью, поскольку качество старых окон жителей дома устраивало. Соответственно, действиями ответчика было нарушено право жильцов на выбор назначения средств на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Советом дома до начала работ по замене окон и в процессе их производства подавались заявления ответчику с требованием прекратить установку окон без согласия собственников жилых помещений. Однако ответчик данные обращения проигнорировал, произвел установку окон без соблюдения установленной законом процедуры принятия решения о проведении данных работ и согласования с собственниками вопросов о стоимости материалов, необходимых для ремонта, общей стоимости работ по ремонту, порядке финансирования ремонта и т.д. У ответчика отсутствовали правовые основания для проведения данных работ и расходования средств жильцов, в связи с чем, его действия являются незаконными, а потому ответчику надлежит снизить задолженность собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по текущему ремонту на сумму денежных средств, потраченных на установку пластиковых окон в указанном доме. Кроме того, данные работы были проведены с нарушением обязательных требований в области сохранения объектов культурного наследия, поскольку демонтированные витражные окна представляли значительную культурную ценность.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец С. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального закона, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Истец Г. доверил представлять свои интересы в суде апелляционной инстанции представителю на основании доверенности в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истцы Ф., Л., П. не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом телефонограммами от 30 июня 2017 года (л.д. N...), в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассматривать дела в отсутствие не явившихся истцов.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца С. и ее представителя, представителя истца Г., представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
Кроме того, истец С. является председателем Совета многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, что подтверждается протоколом N... от 26 сентября 2013 года общего собрания собственников об избрании председателя совета дома.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО "ЖКС N 2 Петроградского района".
В 2014 году управляющей организацией - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" были выполнены работы по замене окон без согласования с собственниками многоквартирного дома по указанному выше адресу порядка выполнения и оплаты данных работ. Стоимость работ по замене окон составила сумму в размере 543329,20 рублей.
Данный факт сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, пояснил, что необходимость проведения работ по замене деревянных оконных заполнений на оконные заполнения из ПВХ профиля была вызвана неудовлетворительным состоянием старых деревянных рам. Кроме того, поскольку замену окон требовалось провести незамедлительно, план проведения текущего ремонта на тот момент уже был утвержден собственниками, а управляющие организации не были наделены полномочиями по инициированию и проведению общего собрания собственников, поэтому решение о проведении работ по замене окон было принято без проведения общего собрания собственников помещений в указанном доме.
Решение о необходимости незамедлительной замены окон было принято в сентябре 2014 года в преддверии зимнего периода.
Также ответчик пояснил, при замене окон была соблюдена историческая расстекловка и не нарушена конфигурация оконных заполнений. Данный факт стороной истца не оспаривается.
В качестве доказательств своих доводов ответчиком в материалы дела представлены копии карточек устного обращения в дежурную службу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 16 января 2013 года, от 09 апреля 2012 года жителем квартиры N... <адрес>, из которого следует, что в указанном доме происходит размораживание стояка центрального отопления на лестничной клетке, а также служебная записка от начальника ЖЭС от 03 сентября 2014 года, из которой усматривается, что течь стояка центрального отопления и его размораживание происходит ввиду неудовлетворительного состояния окон.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 36, 44, 161 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, суд пришел к выводу о том, что истцами в материалы дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств нецелевого расходования ответчиком денежных средств собственников, оплаченных управляющей организацией по строке "текущий ремонт" за проведение работ по установке новых окон в здании по спорному адресу, напротив, такие работы были выполнены ответчиком с соблюдением требований в области защиты и охраны памятников во исполнение обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома. Кроме того, истцами пропущен пресекательный полугодовой срок исковой давности по требованиям о снижении размера задолженности собственников помещений многоквартирного жилого дома N... <адрес> за текущий ремонт на стоимость работ, связанных с установкой пластиковых окон в данном доме, а именно на сумму в размере 543329,20 рублей, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования истцов в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что собственниками помещений многоквартирного дома не было принято решение о необходимости проведения ремонта в местах общего пользования жилого здания, - решение о замене окон, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям:
Указание в п. 18 введенных в действие с 29 августа 2006 года Правил, а также во введенном Федеральным законом Российской Федерации от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ пункте 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ на то, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений, не свидетельствует о том, что при отсутствии такого решения текущий ремонт общего имущества вообще не производится.
При отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего минимальный перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (который появился только 03 апреля 2013 года), управляющая организация в своей деятельности должна руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 и требованиями к содержанию общего имущества, установленными Правилами, в соответствии с которыми на ответчиков возложена обязанность по проведению указанного ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании ч. 3 ст. 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако перечисленные в ст. 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, помимо прочего, устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений.
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами (п. 3.2.8 Правил N 170).
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 Правил N 170).
Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (п. 4.5.5 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон (п. 4.7.1 Правил N 170).
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами (п. 4.7.7 Правил N 170).
В п. 5 приложения N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Кроме того, в силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила N 290).
Пунктом 13 Минимального перечня N 290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, выполняются следующие работы: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, ответчик, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно ответчик, как обслуживающая организация, отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязан исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
В п. 3 Правил N 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Работы и услуги, которые в итоге содержатся в указанном перечне, обязательны для исполнения управляющей организацией.
Как было указано выше, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом не был исследован вопрос о целесообразности замены окон, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные доводы истцов являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Принимая во внимание, что управляющая компания исполнила свою обязанность по подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период, оснований для признания их действий незаконными у суда не имелось.
Также судебная коллегия находит необоснованным довод апеллянта о несогласии с выводом суда первой инстанции об отказе в перерасчете платы за содержание жилья и коммунальных услуг.
Разрешая данные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что определение порядка списания средств на производство ремонтных работ общего имущества и контроль за их списанием не входит в полномочия собственников. Управляющая компания, будучи самостоятельным хозяйствующим субъектом, сама определяет свою учетную политику, в том числе по учету стоимости произведенных ею работ, оказанных услуг.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 158 ЖК РФ, п. п. 28, 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Кроме того, принимая во внимание, что истцами не представлено доказательств предоставления им коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", правомерно отказал в перерасчете за содержание жилья и коммунальных услуг.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Доказательств того, что управляющей компанией необходимые услуги по содержанию жилья и поставке коммунальных услуг не были оказаны либо были оказаны услуги ненадлежащего качества, истцами не представлено.
Реализация права на перерасчет за содержание жилья и коммунальных услуг носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов в уполномоченный орган.
Материалами дела не подтверждается непредоставление или предоставление истцам коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также необходимость перерасчета размера соответствующей платы, порядок которого установлен разделами 9 - 10 вышеуказанных Правил.
Кроме того, основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, принятым в соответствии с ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлена возможность изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а в п. 7 Правил установлен порядок разрешения этого вопроса, согласно которому наниматели жилых помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.
Данное заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п. 8).
Устанавливая такой порядок, пункты 15 и 16 Правил определяют, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Из содержания п. 11 - 13 Правил следует, что управляющая организация обязана осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14).
Акты, подтверждающие факт выявления ненадлежащего качества выполненных работ, не составлялись, работы по замене окон были выполнены в целях предотвращения причинения вреда здоровью и имуществу граждан в преддверие зимнего периода.
Также судом правильно обращено внимание, что собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
В то же время истцы не оспаривали, что с заявлением к управляющей организации об изменении размера платы не обращались. В этой связи у ответчика отсутствовали законные основания для изменения начислений по оспариваемым платежам.
При таких обстоятельствах, при отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих заявленные требования и нарушения прав истцов как потребителей, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.08.2017 N 33-15290/2017
Требование: Об оспаривании действий по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома, обязании снизить размер задолженности за текущий ремонт на стоимость выполненных работ.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на выполнение ответчиком работ по замене пластиковых окон в подъездах многоквартирного дома в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. N 33-15290/2017
Судья: Галкина Е.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Подгорной Е.П.
судей Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре Д.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2017 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе С. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу по иску С., Ф., Л., П. к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (далее по тексту - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района") о признании действий незаконными, обязании снизить размере задолженности.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., объяснения истца С., представителя истца С. - Б., действующего на основании доверенности от <дата>, сроком действия доверенности на <дата>, представителя истца Г. - С., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком действия доверенности до <дата>, представителя ответчика ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" - М., действующей на основании доверенности N... от <дата>, сроком действия доверенности до <дата>, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Истцы обратились в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к ООО "ЖКС N 2 Петроградского района", просили признать действия ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" по проведению текущего ремонта многоквартирного жилого дома N... <адрес> в части установки пластиковых окон без принятия такого решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме незаконными, обязать ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" снизить размер задолженности собственников помещений многоквартирного жилого дома N... <адрес> за текущий ремонт на стоимость работ, связанных с установкой пластиковых окон в данном доме, а именно на сумму в размере 543329,20 рублей.
В обоснование искового заявления указано, что истцы являются собственниками помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Кроме того, С. является председателем Совета многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Управляющей организацией указанного дома - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" была произведена замена пластиковых окон в подъездах дома, стоимость работ составила сумму в размере 543329,20 рублей. Между тем, проведение указанных работ с собственниками многоквартирного дома не согласовывалось, решение общего собрания по данному вопросу отсутствует. В нарушение статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), ответчик допустил фактическое расходование средств на текущий ремонт без волеизъявления собственников дома. Замена окон не являлась необходимостью, поскольку качество старых окон жителей дома устраивало. Соответственно, действиями ответчика было нарушено право жильцов на выбор назначения средств на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Советом дома до начала работ по замене окон и в процессе их производства подавались заявления ответчику с требованием прекратить установку окон без согласия собственников жилых помещений. Однако ответчик данные обращения проигнорировал, произвел установку окон без соблюдения установленной законом процедуры принятия решения о проведении данных работ и согласования с собственниками вопросов о стоимости материалов, необходимых для ремонта, общей стоимости работ по ремонту, порядке финансирования ремонта и т.д. У ответчика отсутствовали правовые основания для проведения данных работ и расходования средств жильцов, в связи с чем, его действия являются незаконными, а потому ответчику надлежит снизить задолженность собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по текущему ремонту на сумму денежных средств, потраченных на установку пластиковых окон в указанном доме. Кроме того, данные работы были проведены с нарушением обязательных требований в области сохранения объектов культурного наследия, поскольку демонтированные витражные окна представляли значительную культурную ценность.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец С. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального закона, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Истец Г. доверил представлять свои интересы в суде апелляционной инстанции представителю на основании доверенности в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ).
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истцы Ф., Л., П. не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом телефонограммами от 30 июня 2017 года (л.д. N...), в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассматривать дела в отсутствие не явившихся истцов.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца С. и ее представителя, представителя истца Г., представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
Кроме того, истец С. является председателем Совета многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, что подтверждается протоколом N... от 26 сентября 2013 года общего собрания собственников об избрании председателя совета дома.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО "ЖКС N 2 Петроградского района".
В 2014 году управляющей организацией - ООО "ЖКС N 2 Петроградского района" были выполнены работы по замене окон без согласования с собственниками многоквартирного дома по указанному выше адресу порядка выполнения и оплаты данных работ. Стоимость работ по замене окон составила сумму в размере 543329,20 рублей.
Данный факт сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, пояснил, что необходимость проведения работ по замене деревянных оконных заполнений на оконные заполнения из ПВХ профиля была вызвана неудовлетворительным состоянием старых деревянных рам. Кроме того, поскольку замену окон требовалось провести незамедлительно, план проведения текущего ремонта на тот момент уже был утвержден собственниками, а управляющие организации не были наделены полномочиями по инициированию и проведению общего собрания собственников, поэтому решение о проведении работ по замене окон было принято без проведения общего собрания собственников помещений в указанном доме.
Решение о необходимости незамедлительной замены окон было принято в сентябре 2014 года в преддверии зимнего периода.
Также ответчик пояснил, при замене окон была соблюдена историческая расстекловка и не нарушена конфигурация оконных заполнений. Данный факт стороной истца не оспаривается.
В качестве доказательств своих доводов ответчиком в материалы дела представлены копии карточек устного обращения в дежурную службу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от 16 января 2013 года, от 09 апреля 2012 года жителем квартиры N... <адрес>, из которого следует, что в указанном доме происходит размораживание стояка центрального отопления на лестничной клетке, а также служебная записка от начальника ЖЭС от 03 сентября 2014 года, из которой усматривается, что течь стояка центрального отопления и его размораживание происходит ввиду неудовлетворительного состояния окон.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 36, 44, 161 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, суд пришел к выводу о том, что истцами в материалы дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств нецелевого расходования ответчиком денежных средств собственников, оплаченных управляющей организацией по строке "текущий ремонт" за проведение работ по установке новых окон в здании по спорному адресу, напротив, такие работы были выполнены ответчиком с соблюдением требований в области защиты и охраны памятников во исполнение обязанности по надлежащему содержанию общего имущества дома. Кроме того, истцами пропущен пресекательный полугодовой срок исковой давности по требованиям о снижении размера задолженности собственников помещений многоквартирного жилого дома N... <адрес> за текущий ремонт на стоимость работ, связанных с установкой пластиковых окон в данном доме, а именно на сумму в размере 543329,20 рублей, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования истцов в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что собственниками помещений многоквартирного дома не было принято решение о необходимости проведения ремонта в местах общего пользования жилого здания, - решение о замене окон, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям:
Указание в п. 18 введенных в действие с 29 августа 2006 года Правил, а также во введенном Федеральным законом Российской Федерации от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ пункте 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ на то, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений, не свидетельствует о том, что при отсутствии такого решения текущий ремонт общего имущества вообще не производится.
При отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего минимальный перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (который появился только 03 апреля 2013 года), управляющая организация в своей деятельности должна руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 и требованиями к содержанию общего имущества, установленными Правилами, в соответствии с которыми на ответчиков возложена обязанность по проведению указанного ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных ч. 2 ст. 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании ч. 3 ст. 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако перечисленные в ст. 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, помимо прочего, устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений.
Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами (п. 3.2.8 Правил N 170).
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 Правил N 170).
Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (п. 4.5.5 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон (п. 4.7.1 Правил N 170).
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами (п. 4.7.7 Правил N 170).
В п. 5 приложения N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
Кроме того, в силу ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила N 290).
Пунктом 13 Минимального перечня N 290 предусмотрено, что в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, выполняются следующие работы: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, ответчик, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно ответчик, как обслуживающая организация, отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязан исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
В п. 3 Правил N 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Работы и услуги, которые в итоге содержатся в указанном перечне, обязательны для исполнения управляющей организацией.
Как было указано выше, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что судом не был исследован вопрос о целесообразности замены окон, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные доводы истцов являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Принимая во внимание, что управляющая компания исполнила свою обязанность по подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период, оснований для признания их действий незаконными у суда не имелось.
Также судебная коллегия находит необоснованным довод апеллянта о несогласии с выводом суда первой инстанции об отказе в перерасчете платы за содержание жилья и коммунальных услуг.
Разрешая данные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что определение порядка списания средств на производство ремонтных работ общего имущества и контроль за их списанием не входит в полномочия собственников. Управляющая компания, будучи самостоятельным хозяйствующим субъектом, сама определяет свою учетную политику, в том числе по учету стоимости произведенных ею работ, оказанных услуг.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 158 ЖК РФ, п. п. 28, 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Кроме того, принимая во внимание, что истцами не представлено доказательств предоставления им коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", правомерно отказал в перерасчете за содержание жилья и коммунальных услуг.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Доказательств того, что управляющей компанией необходимые услуги по содержанию жилья и поставке коммунальных услуг не были оказаны либо были оказаны услуги ненадлежащего качества, истцами не представлено.
Реализация права на перерасчет за содержание жилья и коммунальных услуг носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов в уполномоченный орган.
Материалами дела не подтверждается непредоставление или предоставление истцам коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также необходимость перерасчета размера соответствующей платы, порядок которого установлен разделами 9 - 10 вышеуказанных Правил.
Кроме того, основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, принятым в соответствии с ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлена возможность изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а в п. 7 Правил установлен порядок разрешения этого вопроса, согласно которому наниматели жилых помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.
Данное заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п. 8).
Устанавливая такой порядок, пункты 15 и 16 Правил определяют, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Из содержания п. 11 - 13 Правил следует, что управляющая организация обязана осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14).
Акты, подтверждающие факт выявления ненадлежащего качества выполненных работ, не составлялись, работы по замене окон были выполнены в целях предотвращения причинения вреда здоровью и имуществу граждан в преддверие зимнего периода.
Также судом правильно обращено внимание, что собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
В то же время истцы не оспаривали, что с заявлением к управляющей организации об изменении размера платы не обращались. В этой связи у ответчика отсутствовали законные основания для изменения начислений по оспариваемым платежам.
При таких обстоятельствах, при отсутствии относимых и допустимых доказательств, подтверждающих заявленные требования и нарушения прав истцов как потребителей, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, аналогичны заявленным в суде первой инстанции, проверялись судом, получили правильную оценку в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)