Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 10АП-12261/2016 ПО ДЕЛУ N А41-9546/16

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N А41-9546/16


Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" (ИНН: 7734714989, ОГРН: 5137746220937): Булатова Р.Р., представитель по доверенности N НД-80 от 11.01.2016 г.,
от ответчика ООО "Хоум-Сервис" (ИНН: 7736630928, ОГРН: 1117746392720): Лобанова Ю.Б., представитель по доверенности N 35 от 22.10.2015 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УН ДЕЛЬТА" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.07.2016 по делу N А41-9546/16, принятое судьей Е.В. Моисеевой, по иску ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" к ООО "Хоум-Сервис" об обязании передать техническую документацию,

установил:

- общество с ограниченной ответственностью "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" (далее - ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хоум-Сервис" (далее - ООО"Хоум-Сервис") с требованием обязать ответчика передать истцу документы по многоквартирными домами по адресу: ул. Кутузовская, д. 12, ул. Кутузовская, д. 23, ул. Кутузовская, д. 31, ул. Кутузовская, д. 33, ул. Кутузовская, д. 35, ул. Кутузовская, д. 74Б, ул. Кутузовская, д. 74В, ул. Чистяковой, д. 52, ул. Чистяковой, д. 62, ул. Чистяковой, д. 76, ул. Чистяковой, д. 84, документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества: 1. документы (акты) о приемке результатов работ; 2. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- 3. инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков;
- 4. экземпляр инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях);
- 5. копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- 6. выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- 7. заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме;
- 8. документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка;
- 9. проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома;
- 10. документация паспортного учета граждан, включая 1) реестр собственников или нанимателей жилых помещений по каждому многоквартирному дому с указанием паспортных данных собственника, 2) реестр проживающих граждан, по каждому многоквартирному дому, с указанием паспортных данных, 3) карточка регистрации (форма N 9) по каждому жилому помещению, 4) поквартирная карточка (форма N 10) по каждому жилому помещению, 5) копии правоустанавливающих документов на помещения многоквартирного дома (свидетельства о праве, акты приема-передачи помещения от застройщика, договора найма, договора аренды (на нежилые помещения), копию паспорта);
- 11. акты осмотра помещения, передаточные акты, акты приема-передачи ключей, акты уточнения взаиморасчетов по результатам обмеров БТИ.
12. количество и вид обращений по МКД (заявлений, заявок, жалоб).
13. технические условия на переоборудование, переустройство помещений.
14. акты на нарушение содержания помещения, акты на случаи несанкционированного переоборудования и переустройства помещений; 15. схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения. (т. 1 л.д. 2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2016 по делу N А41-9546/16, в удовлетворении иска отказано (т. 2 л.д. 50-52).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проведенных Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресу: ул. Кутузовская, д. 12, ул. Кутузовская, д. 23, ул. Кутузовская, д. 31, ул. Кутузовская, д. 33, ул. Кутузовская, д. 35, ул. Кутузовская, Д. 74Б, ул. Кутузовская, д. 74В, ул. Чистяковой, д. 52, ул. Чистяковой, д. 62, ул. Чистяковой, д. 76, ул. Чистяковой, д. 84, протоколы от 26.06.2015 г. N 11/6/2015, от 17.06.2015 N 10/5/2015, от 17.06.2015 N 13/5/2015, от 23.06.2015 N 18/5/2015, от 17.06.2015 N 17/5/2015, от 17.06.2015 N 15/5/2015 соответственно, победителем было признано ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА".
В указанных выше домах, до проведения конкурса, управление осуществлялось управляющей организации ООО "Хоум-Сервис" (что подтверждается данными официального реестра (сайта) для раскрытия информации об управляющих организациях "Реформа ЖКХ"), ООО "УН ДЕЛЬТА" обратилось в ООО "Хоум-Сервис" с просьбой выполнить требования п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и передать вновь назначенной управляющей организации документацию по многоквартирным домам, поступившим в управление ООО "УН ДЕЛЬТА"..
Поскольку требование ответчиком не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что испрашиваемая истцом документация передана временно исполняющему обязанности заместителя руководителя Администрации городского поселения Одинцово и отсутствует у ответчика. Кроме того, суд указал, что в отношении многоквартирных домов N 62 и N 76, расположенных по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Чистяковой, результаты конкурса, оформленные протоколами N 17/5/2015 от 17.06.2015 г. и N 15/5/2015 от 17.06.2015 г. об избрании истца в качестве управляющей организации признаны недействительными,
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "Управление Недвижимостью ДЕЛЬТА" указывает, что является управляющей компанией и имеет право на истребование документации. Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным жилым домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Таким образом, договор с прежней управляющей организацией действует до тех пор, пока собственники помещений не изберут новый способ управления и другую управляющую организацию (даты изменения способа управления домом).
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям). Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна быть передана управляющей организации безвозмездно.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктами 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В силу п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, далее - Правила) техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (в отношении домов, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года).
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, в соответствии с п. 26 Правил включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Документы, включаемые в состав технической документации на многоквартирный дом, должны храниться у эксплуатирующей организации и, следовательно, техническая документация, является принадлежностью объекта недвижимости, и в случае поступления объекта в новую управляющую организацию подлежит передаче непосредственно этой управляющей организации (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 18 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации передать техническую документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, вновь выбранной управляющей организации.
01.05.2015 г. решением Совета депутатов городского поселения Одинцово N 2/16 от 30.04.2015 г. "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Одинцово от 14.11.2014 г. 3/4 "О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2015 г. и на плановые периоды 2015 и 2017 годов" с изменениями и дополнениями, внесенными решением Совета депутатов городского поселения Одинцово от 30.12.2014 г. N 3/9, от 17.03.2015 г. N 2/11, от 04.04.2015 г. N 3/13 предоставлена муниципальная преференция МУП "Управление жилищного хозяйства" в виде права без проведения конкурса осуществлять управление многоквартирными домами по адресам: Московская обл., г. Одинцово, ул. Кутузовская, дома N 1, 2, 4, 4А, 12, 23, 31, 33, 35, 72А, 72Б, 72В, 74А, 74Б, 74В, ул. Чистяковой, дома N 40, 42, 48, 52, 58, 62, 66, 76, 78, 84. 27.05.2015 г. Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области был объявлен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по вышеуказанным адресам.
В связи с тем, что ООО "Хоум-Сервис" было не согласовано с выданной Советом депутатов городского поселения Одинцово преференции МУП "Управление жилищного хозяйства", ООО "Хоум-Сервис" 22.05.2015 г., 26.05.2015 г. и 16.07.2015 г. передало всю техническую документацию и ключи временно исполняющему обязанности заместителя руководителя Администрации городского поселения Одинцово Сусалеву Ю.Н., что подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи документов от 26.05.2015 г., актом приема-передачи ключей от незаселенных жилых помещений (квартир) и почтовых ящиков, расположенных а многоквартирных жилых домах, ранее находящихся в управлении ООО "Хоум-Сервис", от 22.05.2015 г., актом по факту приемки- передачи технической документации жилого фонда от 26.05.2015 г. по адресам: г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 1, 2, 4, 4А, 12, 23, 31, 33, 35, 72А, 72Б, 72В, 74А, 74Б, 74В, ул. Чистяковой, дома N 40,42,52,76,78,84, актом приемки-передачи технической документации жилого фонда от 16.06.2015 г. по адресам: ул. Чистяковой, дома 48,58,62,66.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что истребуемая истцом техническая документация, связанная с эксплуатацией многоквартирных домов по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 12, 23, 31, 33, 35, 74Б, 74В, ул. Чистяковой, дома 52, 62, 76, 84, отсутствует у ответчика.
Доказательства возврата ответчику указанных документов истцом не представлены.
Кроме того, в отношении многоквартирных домов N 62 и N 76, расположенных по адресу: Московская обл., г. Одинцово, ул. Чистяковой, результаты конкурса, оформленные протоколами N 17/5/2015 от 17.06.2015 г. и N 15/5/2015 от 17.06.2015 г. об избрании истца в качестве управляющей организации признаны недействительными, что подтверждается Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 г. по делу N А41-86586/15, Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 г. по делу N А41-22325/15.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд исходит из отсутствия оснований для передачи истцу спорной документации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04.07.2016 по делу N А41-9546/16, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
С.В.БОРОВИКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)