Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-14397/2017
по иску ТСЖ "Радуга"
к ответчику - администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица - МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Ермоловой Н.А.
установил:
товарищество собственников жилья "Радуга" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества в размере 6505 руб. 56 коп., задолженности по коммунальным платежам в размере 38781 руб. 30 коп.
Определением от 30.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз".
Решением от 30.08.2017 иск удовлетворен, с муниципального образования город Краснодар в лице администрации за счет казны муниципального образования город Краснодар в пользу ТСЖ "Радуга" взыскано 6505 руб. 56 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, 38781 руб. 30 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг.
Решение мотивировано тем, что ответчик как собственник помещения в многоквартирном жилом доме не исполнил обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг и ремонта общего имущества. Требования истца являются обоснованными.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его в отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что осуществление полномочий в области содержания и ремонта нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложено на Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26. С 25.08.2016 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз". Постановление о порядке осуществления расходов за счет средств местного бюджета на содержание, технический ремонт и оплату коммунальных услуг разработано, но не утверждено.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ТСЖ "Радуга" в заседание не явился. Товариществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица - МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" в заседание не явился. Учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальному образованию город Краснодар на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом от 03.02.2003 (т. 1 л.д. 18-19), создано ТСЖ "Радуга".
В связи с неисполнением администрацией муниципального образования город Краснодар в период с ноября 2014 года по 01.04.2017 обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28, ТСЖ "Радуга" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Доказательства передачи спорной квартиры кому-либо в пользование в деле отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Факт оказания истцом услуг в спорный период заявителем не оспаривается.
Расчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг произведен истцом исходя из площади принадлежащего администрации муниципального образования город Краснодар жилого помещения (55,6 кв. м) и действовавших в спорный период тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленных постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 N 908, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2016 N 6323, приказами РЭК-ДЦиТ Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195 включен в региональную программу капитального ремонта (пункт 5084 Перечня многоквартирных домов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом N 1 от 05.06.2014 (т. 1 л.д. 15-17) владельцем специального банковского счета с целью формирования фонда капитального ремонта выбрано ТСЖ "Радуга", ежемесячный взнос в фонд капитального ремонта общего имущества установлен в размере 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м площади помещения, равному размеру взноса, установленного Законом Краснодарского края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" N 2735-КЗ от 01.07.2013.
Протоколом общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме N 2 от 25.08.2015 (т. 2 л.д. 24-27) установлен размер сбора на текущий ремонт - 3 руб. 20 коп.
Протоколом общего собрания собственников N 1 от 24.02.2016 (т. 2 л.д. 28-30) на 2016 год установлен размер платы за ТО - 9 рублей, за текущий ремонт общего имущества - 3 руб. 20 коп., за капитальный ремонт общего имущества - 5 руб. 32 коп.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников N 3.1 от 12.05.2017 (т. 2 л.д. 5-9) на основании утвержденной сметы доходов и расходов ТСЖ "Радуга" на 2017 год утвержден перечень услуг по капитальному ремонту, установлен размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества за 1 кв. м площади в размере 17 руб. 90 коп., утверждены тарифы на коммунальные услуги: холодное водоснабжение - 31 руб. 95 коп. за 1 куб. м, водоотведение - 22 руб. 02 коп. за 1 куб. м, горячее водоснабжение - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, отопление - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, электроэнергия день - 4 руб. 77 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия ночь - 2 руб. 57 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия - 4 руб. 28 коп. за 1 квт./ч, лифт - 1 руб. 76 коп. за 1 кв. м общей площади, мусор - 2 руб. 80 коп. за 1 кв. м общей площади, капитальный ремонт - 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м общей площади.
Расчет задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 г. по 01.04.2017 проверен судом первой инстанции и признан правильным.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что осуществление полномочий в области содержания и ремонта нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложено на Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар решением Городской думы Краснодара от 16.02.2012 N 26. С 25.08.2016 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз".
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае, органом местного самоуправления, который осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является администрация муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, взыскание задолженности правомерно произведено с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-14397/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 15АП-18000/2017 ПО ДЕЛУ N А32-14397/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 15АП-18000/2017
Дело N А32-14397/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-14397/2017
по иску ТСЖ "Радуга"
к ответчику - администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица - МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Ермоловой Н.А.
установил:
товарищество собственников жилья "Радуга" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании задолженности за капитальный ремонт общего имущества в размере 6505 руб. 56 коп., задолженности по коммунальным платежам в размере 38781 руб. 30 коп.
Определением от 30.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз".
Решением от 30.08.2017 иск удовлетворен, с муниципального образования город Краснодар в лице администрации за счет казны муниципального образования город Краснодар в пользу ТСЖ "Радуга" взыскано 6505 руб. 56 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, 38781 руб. 30 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг.
Решение мотивировано тем, что ответчик как собственник помещения в многоквартирном жилом доме не исполнил обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг и ремонта общего имущества. Требования истца являются обоснованными.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его в отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что осуществление полномочий в области содержания и ремонта нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложено на Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26. С 25.08.2016 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз". Постановление о порядке осуществления расходов за счет средств местного бюджета на содержание, технический ремонт и оплату коммунальных услуг разработано, но не утверждено.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар не явился. Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Представитель ТСЖ "Радуга" в заседание не явился. Товариществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица - МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" в заседание не явился. Учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, муниципальному образованию город Краснодар на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом от 03.02.2003 (т. 1 л.д. 18-19), создано ТСЖ "Радуга".
В связи с неисполнением администрацией муниципального образования город Краснодар в период с ноября 2014 года по 01.04.2017 обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и оплате капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, кв. 28, ТСЖ "Радуга" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанной правовой нормы, а также из части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Доказательства передачи спорной квартиры кому-либо в пользование в деле отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Факт оказания истцом услуг в спорный период заявителем не оспаривается.
Расчет задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг произведен истцом исходя из площади принадлежащего администрации муниципального образования город Краснодар жилого помещения (55,6 кв. м) и действовавших в спорный период тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленных постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 N 908, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2016 N 6323, приказами РЭК-ДЦиТ Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195 включен в региональную программу капитального ремонта (пункт 5084 Перечня многоквартирных домов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- - перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 195, оформленным протоколом N 1 от 05.06.2014 (т. 1 л.д. 15-17) владельцем специального банковского счета с целью формирования фонда капитального ремонта выбрано ТСЖ "Радуга", ежемесячный взнос в фонд капитального ремонта общего имущества установлен в размере 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м площади помещения, равному размеру взноса, установленного Законом Краснодарского края "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" N 2735-КЗ от 01.07.2013.
Протоколом общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме N 2 от 25.08.2015 (т. 2 л.д. 24-27) установлен размер сбора на текущий ремонт - 3 руб. 20 коп.
Протоколом общего собрания собственников N 1 от 24.02.2016 (т. 2 л.д. 28-30) на 2016 год установлен размер платы за ТО - 9 рублей, за текущий ремонт общего имущества - 3 руб. 20 коп., за капитальный ремонт общего имущества - 5 руб. 32 коп.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников N 3.1 от 12.05.2017 (т. 2 л.д. 5-9) на основании утвержденной сметы доходов и расходов ТСЖ "Радуга" на 2017 год утвержден перечень услуг по капитальному ремонту, установлен размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества за 1 кв. м площади в размере 17 руб. 90 коп., утверждены тарифы на коммунальные услуги: холодное водоснабжение - 31 руб. 95 коп. за 1 куб. м, водоотведение - 22 руб. 02 коп. за 1 куб. м, горячее водоснабжение - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, отопление - 1916 руб. 97 коп. за 1 Гкал, электроэнергия день - 4 руб. 77 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия ночь - 2 руб. 57 коп. за 1 квт./ч, электроэнергия - 4 руб. 28 коп. за 1 квт./ч, лифт - 1 руб. 76 коп. за 1 кв. м общей площади, мусор - 2 руб. 80 коп. за 1 кв. м общей площади, капитальный ремонт - 5 руб. 32 коп. за 1 кв. м общей площади.
Расчет задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с ноября 2014 г. по 01.04.2017 проверен судом первой инстанции и признан правильным.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что осуществление полномочий в области содержания и ремонта нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложено на Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар решением Городской думы Краснодара от 16.02.2012 N 26. С 25.08.2016 полномочия по внесению платы за содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложены на МКУ муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз".
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае, органом местного самоуправления, который осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является администрация муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, взыскание задолженности правомерно произведено с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2017 по делу N А32-14397/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
В.Л.НОВИК
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
В.Л.НОВИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)