Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2016 N Ф09-9314/16 ПО ДЕЛУ N А71-6205/2015

Требование: Об урегулировании разногласий по договору горячего водоснабжения для оказания коммунальных услуг.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Между энергоснабжающей организацией и абонентом возникли разногласия относительно: 1) Обязанности энергоснабжающей организации направлять расшифровку потребления ресурсов по каждому объекту; 2) Включения условия об обязанности энергоснабжающей организации восстанавливать элементы благоустройства при проведении земляных работ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N Ф09-9314/16

Дело N А71-6205/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Сидоровой А.В., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ИНН: 1833037470, ОГРН: 1051801824876; далее - общество "УКС") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.12.2015 по делу N А71-6205/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "УКС" - Уразбаева А.М. (доверенность от 27.05.2016).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (ИНН: 1831106135, ОГРН: 1051800616284; далее - общество "УК "Вест-Снаб") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "УКС" об урегулировании разногласий по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.01.2015 N Г1029.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.12.2015 (судья Мелентьева А.Р.) абзац 2 п. 1, п. 10.3, 11, подп. "б", "н", "о" п. 13, подп. "б", "к" п. 15, абзац 4 п. 20, абзац 2 п. 36, приложения N 1, 2, 8 к договору от 01.01.2015 N Г1029 приняты в редакции общества "УК "Вест-Снаб":
- абзац 2 п. 1 - Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в приложении N 4 к настоящему договору, и приобретает горячую воду по настоящему договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах (далее по тексту - потребители коммунальных услуг) коммунальной услуги горячего водоснабжения с учетом требований норм жилищного законодательства РФ и положений Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, от 06.05.2011 N 354, от 14.02.2012 N 124, от 13.08.2006 N 491.
- пункт 10.3 - Основанием для расчетов по настоящему договору являются представленные абоненту счет-фактура и акт поданной (принятой) ГВ, подписанный сторонами без замечаний, которые оформляются организацией, осуществляющей ГВС. Организация, осуществляющая ГВС, обязана до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес абонента счет-фактуру и акт с расшифровкой потребления ресурсов каждым объектом. Расшифровка потребления ресурсов каждым объектом предоставляется одновременно со счетом-фактурой на бумажном и электронном носителях.
- пункт 11 исключить.
- - подп. "б" п. 13 - обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения), предусмотренный приложением N 4 к настоящему договору, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" с учетом требований норм жилищного законодательства РФ и положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 14.02.2012 N 124, от 13.08.2006 N 491;
- - подп. "н" п. 13 - Поддерживать в исправном состоянии трубопроводы ввода в дом до приборов учета. Обеспечить на вводах трасс ГВС в МКД наличие исправных устройств, исключающих попадание ГВ и иных вод (талые, подземные и другие воды) в случае возникновения аварийных ситуаций на трассах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Организацией, осуществляющей ГВС.
- подп. "о" п. 13 - В случае подачи ГВС ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за поставленную ГВ за отчетный месяц подлежит уменьшению: при отклонении среднесуточной температуры ГВ в точке поставки более чем на 3 градуса от значений, установленных действующим законодательством РФ, размер платы за расчетный период подлежит уменьшению за каждый час отклонения суммарно в течение расчетного месяца на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела 9 Правил предоставления коммунальных услуг..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (Правила N 354). Основанием для устранения факта отклонения температуры ГВ от требований, установленных настоящим договором, является отчет о потреблении горячей воды за отчетный месяц; при отклонении параметров давления ГВ от установленных настоящим договором, за каждый час отклонения от установленного давления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, размер платы за ГВ, определенный за расчетный период, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день подачи ГВ ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с Правилами N 354. Основанием для установления факта отклонения параметров давления ГВ от установленных настоящим договором является акт о поставке ГВ ненадлежащего качества; при перерывах в подаче ГВ. допускающих допустимую продолжительность, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло, указанное превышение, размер платы за горячую воду за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период с учетом Правил N 354.
- подп. "б" п. 15 - обеспечить сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета (узлах учета), кранах и задвижках на их обводах и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента. Нарушение сохранности пломб (в том числе их отсутствие) влечет за собой применение расчетного способа при определении количества полученной за определенный период горячей воды в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации с учетом требований норм жилищного законодательства РФ и положений Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 13.08.2006 N 491.
- - подп. "к" п. 15 - исключить;
- - абзац 4 п. 20 - При отсутствии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета или в жилом доме (домовладении) индивидуальных приборов учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора или истечения срока его эксплуатации, количество горячей воды (тепловой энергии и холодной воды на нужды горячего водоснабжения), потребленной в расчетном периоде Абонентом, определяется расчетным способом в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе утвержденных Правительством РФ Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями с учетом требований норм жилищного законодательства РФ и положений Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 14.02.2012 N 124.
- абзац 2 п. 36 - Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, несет ответственность за соблюдение установленного порядка приостановления или ограничения подачи горячей воды в пределах, определяемых гражданским законодательством РФ и законодательством в сфере горячего водоснабжения с учетом требований норм жилищного законодательства РФ и положений Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, от 14.02.2012 N 124.
- - Приложение N 1 - исключить;
- - Приложение N 2 - исключить;
- - Приложение N 8:

Форма предоставления информации о количестве
зарегистрированных и фактически проживающих граждан












Пункты 10, 10.1, подп. "ж", "л", "п" п. 13, подп. "д" п. 14, подп. "г", "п" п. 15, 37, 43.2, приложения N 5, 7 к договору от 01.01.2015 N Г1029 приняты в редакции общества "УКС":
- пункт 10 - Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 30-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета Абонента. В случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно Организации, осуществляющей горячее водоснабжения, оплаты за горячую воду производится в порядке, предусмотренном приложением N 7 к настоящему договору.
- - пункт 10 абзац 2 - исключить;
- - пункт 10.1 - исключить;
- - подп. "ж" п. 13 - принимать необходимые меры по своевременной ликвидации последствий аварий и инцидентов на объектах централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе на водопроводных сетях, по которым осуществляется транспортировка горячей воды, принадлежащих Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-техническими документами, а также меры по возобновлению действия таких объектов и сетей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;
- - подп. "л" п. 13 - исключить;
- - подп. "п" п. 13 - исключить;
- - подп. "д" п. 14 - Требовать от Абонента поддержание в точке подключения (технологического присоединения) режима потребления горячей воды, предусмотренного приложение N 4 к настоящему договору.
- подп. "г" п. 15 - Соблюдать установленный договором режим потребления горячей воды, не увеличивать размер подключенной нагрузки.
- подп. "п" п. 15 - Предоставить Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, возможность подключения коллективных (общедомовых) приборов учета объектов Абонента к автоматизированным информационно-измерительным системам учета горячей воды и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если они позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
- пункт 37 - В случае нарушения либо ненадлежащего исполнения Абонентом обязательств по оплате настоящего договора Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе потребовать от Абонента уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, установленной на день Предъявления требования от суммы задолженности за каждый день просрочки, а также возмещении реального ущерба в соответствии с гражданским законодательством.
- пункт 43.2 - Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения настоящего Договора при наличии у Абонента признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, за поставленную горячую воду в размере, превышающем стоимость ресурса за 3 (три) расчетных периода.
При реализации данного условия должно обеспечиваться соблюдение прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате в том числе путем предоставления им соответствующего вида коммунальной услуги вплоть до заключения договора горячего водоснабжения с иным исполнителем коммунальных услуг или напрямую с потребителями коммунальных услуг, а также путем уведомления потребителей коммунальных услуг о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора горячего водоснабжения напрямую с Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
- Приложение N 5:
СВЕДЕНИЯ
о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды
1. Приборы учета (узлы учета) горячей воды

N
























2. Места отбора проб горячей воды








Примечание. Схема расположения средств измерения и мест отбора проб горячей воды прилагается.





- Приложение N 7:
Порядок оплаты в случаях внесения платы за коммунальные услуги непосредственно организации, осуществляющей горячее водоснабжение
1. В случае принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, оплата горячей воды производится путем:
- внесения собственниками и пользователями помещений в составе многоквартирного дома непосредственно в адрес Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, потребляемую в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, а также
- внесения Абонентом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим, в адрес Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, платы за горячую воду, использованную для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
2. Для осуществления расчетов по настоящему договору Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, составляет и передает Абоненту в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего договора, счет-фактуру, которая отражает информацию о состоянии задолженности Абонента по оплате горячей воды за расчетный период на 1-е число месяца, следующего за расчетным, раздельно по платежам потребителей коммунальных услуг и по платежам за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет в письменном виде в адрес Абонента сведения о поступившем от потребителей коммунальных услуг размере платы за услуги горячего водоснабжения и о существующей задолженности Абонента по оплате горячей воды за расчетный период.
3. Стороны обязуются ежемесячно, в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, а также по требованию одной из Сторон оформлять акт сверки расчетов по настоящему договору, в котором раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности Абонента в части внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы потребителями коммунальных услуг на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом.
4. В случае не исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг по их оплате, Абонент по требованию Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, приостанавливает или ограничивает предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения таким потребителям.
Порядок взаимодействия Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и Абонента при приостановлении и ограничении предоставления соответствующих коммунальных услуг потребителям, основания введения ограничения и порядок действий Абонента определяются требованиями законодательства РФ.
5. При невыполнении Абонентом законных требований Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, по приостановлению или ограничению коммунальных услуг горячего водоснабжения в отношении отдельных потребителей, имеющих задолженность по ее оплате, и при наличии технической возможности для выполнения требований, позволяющей в случае введения ограничения обеспечить соблюдение прав и законных интересов других потребителей коммунальных услуг, добросовестно исполняющих свои обязательства, Абонент несет ответственность перед Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, за невыполнение таких требований, в том числе в виде возмещения убытков, понесенных Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в результате невыполнения указанных требований.
Пределы и порядок применения ответственности Абонента за невыполнение законных требований Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, по приостановлению или ограничению коммунальных услуг определяются требованиями законодательства РФ.
6. При наличии принятого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, Абонент в случаях заключения с собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома или жилого дома договоров на оказание коммунальных услуг обеспечивает включение условия о внесении платы за горячее водоснабжение непосредственно с адрес Организации, осуществляющей горячее водоснабжение в тексты заключаемых договоров.





Абзац 2 п. 2, 3, подп. "к", "м" п. 13, подп. "в" п. 14, подп. "н", "р" п. 15, абзац 2 п. 22, приложение N 4 к договору от 01.01.2015 N Г1029 приняты в следующей редакции:
- пункты 2 и 3 дополнены - В случае отсутствия подписанного сторонами актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон, указанные границы определяются согласно требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, и в отношении тепловых сетей внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью входящей в МКД.
- подп. "к" п. 13 - В случае порывов на магистральных трубопроводах, находящихся на территории абонента, устранять их в течение 1 суток.
- подп. "м" п. 13 - Организация, осуществляющая ГВС, обязана в течение 30 дней произвести и восстановить элементы благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется абоненту по его требованию.
- подп. "в" п. 14 - Временно прекращать или ограничивать горячее водоснабжение в случаях, установленных законодательством Российской Федерации с обязательным уведомлением Абонента.
- подп. "н" п. 15 - Уведомить Организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, не менее чем за 3 рабочих дня о сроках проведения проверки достоверности представленных собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния, а также предоставить возможность участия представителя Организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в осуществляемой проверке.
- подп. "р" п. 15 - Уведомить Организацию, осуществляющую ГВС об утрате статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении МКД в течение 3 рабочих дней с даты получения протокола общего собрания собственников помещений МКД, являющегося основанием для прекращения действия договора управления МКД. При этом Потребитель направляет в Организацию, осуществляющую ГВС копию документа, свидетельствующего о выборе иного способа управления МКД и (или) подтверждающего прекращение действия договора управления МКД и производит оплату за ГВ в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
- абзац 2 п. 22 - При выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирного дома (истечения межповерочного срока) Абонент в течение 3 рабочих дней с момента выхода прибора из строя (истечения межповерочного срока) обязан письменно уведомить об этом Организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, и обеспечить ремонт, поверку указанного прибора учета в соответствии с требованиями законодательства РФ.
- Приложение N 4:
Режим подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения)


































































Нормативный нагрев составляет 0,051965 Гкал/м{\super 3





Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Бородулина М.В., Назарова В.Ю., Шварц Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УКС" просит указанные судебные акты отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым подп. "н" п. 13 и приложение N 8 к договору изложить в предложенной им редакции, п. 10.3 и подп. "м" п. 13 - исключить из договора. Кассатор полагает, что действующим законодательство не предусмотрена закрепленная в п. 10.3 договора обязанность по предоставлению расшифровок к счетам-фактурам, а установленный срок для их предоставления является необоснованно сокращенным. Заявитель жалобы считает, что обязанность по восстановлению элементов благоустройства (подп. "м" п. 13) незаконно включена судами в условия договора теплоснабжения, поскольку не связана с предметом договора, кроме того, ссылается на незаконное возложение на него, как на ресурсоснабжающую организацию, функций управления и обслуживания общего имущества многоквартирного дома - поддержания в исправном состоянии трубопроводов ввода в дом до приборов учета (подп. "н" п. 13). Общество "УКС" полагает, что принятая судами редакция приложения N 8 к договору (в которой отсутствуют сведения о количестве фактически проживающих в многоквартирных домах граждан) в нарушение требований действующего законодательства не позволяет производить расчет потребляемого ресурса по нормативу.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УК Вест-Снаб" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Кассационная жалоба общества "УКС" доводов относительно принятых судом редакций абзаца 2 п. 1, абзаца 2 п. 2, п. 3, 10, 10.1, 11, подп. "б", "ж", "к", "л", "о", "п" п. 13, подп. "в", "д" п. 14, подп. "б", "г", "к", "н", "п", "р" п. 15, абзаца 4 п. 20, абзаца 2 п. 22, абзаца 2 п. 36, п. 37, 43.2, приложений N 1, 2, 4, 5, 7 к договору не содержит, в связи с чем правомерность судебных актов в указанной части предметом рассмотрения в рамках данного кассационного производства не является.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "УКС" является энергоснабжающей организацией в г. Ижевске, осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества "УК "Вест-Снаб".
Общество "УК "Вест-Снаб" 03.03.2015 получило от общества "УКС" проект договора горячего водоснабжения от 01.01.2015 N Г1029 (сопроводительное письмо от 12.02.2015 N Т-495).
Не согласившись с условиями договора, общество "УК "Вест-Снаб" направило обществу "УКС" протокол разногласий от 31.03.2015.
Данный протокол подписан обществом "УКС" с протоколом урегулирования разногласий от 09.04.2015.
В связи с тем, что стороны не достигли соглашения по некоторым пунктам договора и в окончательной редакции договор горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.01.2015 N Г1029 сторонами не подписан, общество "УК "Вест-Снаб" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском об урегулировании разногласий по договору.
Проанализировав предложенные сторонами редакции спорных условий договора на предмет их соответствия требованиям законодательства, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что договор энергоснабжения относится к публичным договорам (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), определили в порядке ст. 445, 445 названного Кодекса редакции пунктов договора, в отношении которых у сторон возникли разногласия.
На основании п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу ст. 422 данного Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При определении условий договора суды правомерно руководствовались § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, установив, что общество "УК "Вест-Снаб" является управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг) в отношении многоквартирных домов и приобретает у общества "УКС" как ресурсоснабжающей организации горячую воду с целью предоставления гражданам соответствующей коммунальной услуги, суды сделали правильный вывод, что к отношениям сторон подлежат применению также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу п. 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пункт 10.3 договора, на исключении которого настаивало общество "УКС", принят судом в редакции общества "УК "Вест-Снаб": "Основанием для расчетов по настоящему договору являются представленные абоненту счет-фактура и акт поданной (принятой) ГВ, подписанный сторонами без замечаний, которые оформляются организацией, осуществляющей ГВС. Организация, осуществляющая ГВС, обязана до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес абонента счет-фактуру и акт с расшифровкой потребления ресурсов каждым объектом. Расшифровка потребления ресурсов каждым объектом предоставляется одновременно со счетом-фактурой на бумажном и электронном носителях".
Принимая указанный пункт в редакции общества "УК "Вест-Снаб", суды обоснованно исходили из наличия оснований для возложения на общество "УКС" обязанности по предоставлению сведений, необходимых обществу "УК "Вест-Снаб" для определения объема его обязательств перед ресурсоснабжающей организацией. Суды пришли к верному выводу о том, что предоставление расшифровок потребления ресурсов каждым объектом позволит избежать возникновения между сторонами разногласий относительно объема подлежащей оплате энергии или своевременно устранять их.
В связи с нахождением в управлении общества "УК "Вест-Снаб" большого количества домов предоставление ему информации о потребленных ресурсах пообъектно является целесообразной и эффективной мерой. Предложенный обществом "УК "Вест-Снаб" срок для предоставления данной информации признан судами разумным, не нарушающим права общества "УКС".
Подпункт "м" п. 13 договора, на исключении которого настаивало общество "УКС", предложен обществом "УК "Вест-Снаб" в следующей редакции: "В случае нарушения организацией, осуществляющей ГВС, срока на производство и восстановление элементов благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется абоненту по его требованию, более чем на 30 дней, оплачивать расходы абонента на производство работ по восстановлению элементов благоустройства после перекопов для устранения порывов на трубопроводе от ЦТП к объектам абонента в течение 10 дней с момента предъявления абонентом требования".
Судами указанный пункт договора принят в следующей редакции: "Организация, осуществляющая ГВС, обязана в течение 30 дней произвести и восстановить элементы благоустройства, указанного в ордере на производство земляных работ, копия которого предоставляется абоненту по его требованию".
При этом возражения общества "УКС" об исключении данного пункта из договора правомерно отклонены на основании следующего.
В соответствии с п. 2.14 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г. Ижевске, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 25.09.1995 N 116, производство аварийных (в том числе земляных) работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства территорий, проезжей части дорог, переулков, проездов, мест общественного пользования, жилых, общественных зданий, производятся только на основании специального разрешения.
В силу п. 3.4 Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198, юридические и физические лица, получившие разрешение на производство земляных работ, по их завершению восстанавливают все ранее существующие элементы благоустройства и гарантируют устранение за свой счет возможных последствий производства земляных работ, в том числе в виде просадки, деформации, иных нарушений грунта.
Согласно подп. 7.3.12, 7.3.14, 7.3.15, 7.3.17 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308, заказчик обязан окончить выполнение земляных работ, восстановить нарушенное состояние участков территорий после проведения земляных работ, в том числе ликвидировать в полном объеме повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, обеспечить уборку материалов, произвести очистку места работы.
Поскольку по смыслу указанных правовых норм обязанность по восстановлению благоустройства и устранению последствий производства земляных работ возложена на лиц, получивших разрешение на производство земляных работ, следовательно, при необходимости проведения земляных работ на территории, прилегающей к многоквартирному дому, находящемуся в управлении общества "УК "Вест-Снаб", общество "УКС", являясь лицом, получившим разрешение на их производство, или заказчиком в отношении подрядных организаций, проводящих земляные работы, обязано восстановить элементы благоустройства.
Несмотря на то, что обязанность по восстановлению элементов благоустройства непосредственно в предмет публичного договора ресурсоснабжения не входит, данная обязанность предусмотрена действующими на территории г. Ижевска нормативно-правовыми актами и по существу не является дополнительной, налагаемой на общество "УКС" исключительно подпунктом "м" п. 13 спорного договора или нарушающей права последнего.
Предложенный обществом "УК "Вест-Снаб" 30-дневный срок признан судами разумным и достаточным для выполнения работ по восстановлению элементов благоустройства.
Подпункт "н" п. 13 договора, предложенный обществом "УКС" в редакции: "Поддерживать в исправном состоянии трубопроводы ввода в дом до границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности", принят судами в редакции общества "УК "Вест-Снаб": "Поддерживать в исправном состоянии трубопроводы ввода в дом до приборов учета. Обеспечить на вводах трасс ГВС в МКД наличие исправных устройств, исключающих попадание ГВ и иных вод (талые, подземные и другие воды) в случае возникновения аварийных ситуаций на трассах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности организацией, осуществляющей ГВС".
Позиция общества "УК "Вест-Снаб", согласно которой оно эксплуатирует сети внутри домов, в том числе содержит в исправном состоянии изолирующие устройства в подвальных помещениях, а общество "УКС" обязано содержать сети и обеспечивать надлежащую гидроизоляции в зоне своей эксплуатационной ответственности, признана судами обоснованной.
При этом при определении границы эксплуатационной ответственности в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью суды верно применили положения пункта 8 Правил N 491.
Судами обоснованно учтены положения пунктов 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 6.1.6, 6.1.23, 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, согласно которым при эксплуатации тепловых энергоустановок должны быть обеспечены их техническое обслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция; тепловые энергоустановки должны находится в исправном, работоспособном состоянии; на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды в здания; при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозийное покрытие, принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловых сетей.
Общество "УКС" обязано поставлять ресурс до потребителя, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых им сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки и находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в том числе восстанавливать герметизацию на вводах тепловых трасс в многоквартирные дома в случае ее нарушения.
Вопреки доводам общества "УКС", принятая судами редакция подпункта "н" п. 13 договора не свидетельствует о возложении на него дополнительных обязанностей в сравнении с установленными законом и не ставит общество "УК "Вест-Снаб" в преимущественное положение.
Возражения общества "УКС" о возложении на него обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не соответствуют ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 Правил N 491, определяющим состав общего имущества, а также п. 8 Правил N 491, в соответствии с которым определяется граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Приложение N 8 к договору, предусматривающее форму предоставления информации о количестве зарегистрированных и фактически проживающих граждан, принято судом в редакции общества "УК "Вест-Снаб", предполагающей предоставление обществу "УКС" сведений об адресе каждого многоквартирного дома и количестве лиц, зарегистрированных в квартирах. Сведения о номерах квартир и количестве граждан, фактически проживающих в них, исключены судами из данного приложения.
Суд кассационной инстанции полагает, что приложение N 8 правомерно принято судами в редакции общества "УК "Вест-Снаб" с учетом требований Правил N 354 и Правил N 124. Обязанность по предоставлению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей компании сведений не только о зарегистрированных, но и о фактически проживающих гражданах в каждом жилом помещении действующим законодательством не установлена. Положениями пунктов 57, 58 Правил N 354 предусмотрен заявительный характер информирования потребителями исполнителя коммунальных услуг о количестве фактически проживающих потребителей в жилом помещении. Подпунктом "е1" пункта 32 Правил N 354 исполнителю предоставлено право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан. Таким образом, требование общества "УКС" о возложении на управляющую компанию обязанности по предоставлению сведений о количестве фактически проживающих потребителей в каждом жилом помещении не может быть признано обоснованным.
Как правильно указано апелляционным судом, общество "УКС" не обосновало необходимость изложения подпункта "н" п. 13 и приложения N 8 к договору в предложенной им редакции, как и исключения из договора п. 10.3 и подп. "м" п. 13, не указало, каким именно образом его права нарушены принятием данных условий в редакции, определенной в оспариваемых судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.12.2015 по делу N А71-6205/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА

Судьи
А.В.СИДОРОВА
А.А.ГАЙДУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)