Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Щекотовой О.С., действующей на основании доверенности от 13.01.2017, Кирилловой Л.Л., действующей на основании доверенности от 13.01.2017, Соболевой И.И. - председателя жилищно-строительного кооператива N 9 (на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 08.11.2015),
рассмотрев апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 9 (ИНН: 4329002834, ОГРН: 1024301081507)
к администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: 4329010088, ОГРН: 1054315520270) и
государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
третье лицо: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области" (ИНН: 4345982348, ОГРН: 1144300000118),
о признании недействительным постановления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора,
о признании незаконными действий по информированию органа местного самоуправления о многоквартирном доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете,
жилищно-строительный кооператив N 9 (далее - заявитель, ЖСК N 9, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, орган государственного жилищного надзора), выразившихся в информировании администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, как о доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; о признании недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - НКО "Фонд капитального ремонта").
Решением суда от 15.05.2017 требования заявителя удовлетворены частично: признаны незаконными действия органа государственного жилищного надзора по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 о необходимости принятия в отношении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, решения о формировании фонда капитального ремонте на счете регионального оператора, а также недействительным признано постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его необоснованным, орган государственного жилищного надзора обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция обращает внимание на то, что в рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме выбрали и реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор денежных средств на специальном счете, в связи с чем настаивает на том, что информирование органа местного самоуправления о наличии у владельца специального счета задолженности по взносам на капитальный ремонт и об отсутствии подтверждающих погашение такой задолженности документов, а также принятие последним решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в такой ситуации осуществлены в строгом соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 7.4 постановления от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", считает не применимой к рассматриваемым отношениям; отмечает, что изменение способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с оспариваемым постановлением Администрации от 17.10.2016 N 332 будет способствовать восстановлению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку повысит степень защищенности фонда капитального ремонта и обеспечит возможность его использования по назначению.
ЖСК N 9 в своем отзыве опровергает доводы Инспекции, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены. НКО "Фонд капитального ремонта" в письменном отзыве поддержала позицию органа государственного жилищного надзора, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители Кооператива возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Инспекция, Администрация и НКО "Фонд капитального ремонта" своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В этой связи в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ЖСК N 9.
23.09.2014 ОАО "Сбербанк России" и ЖСК N 9 заключили договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
Многоквартирный дом по указанному выше адресу включен в областную программу "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210, при ее принятии.
11.04.2016 Инспекция направила председателю Кооператива уведомление N 4121-64-1-11, из которого следует, что органом государственного жилищного надзора проведен анализ величины поступлений взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта, в результате чего установлено, что по состоянию на 11.04.2016 размер представленных к оплате счетов за I квартал 2016 года составляет 94 548 рублей 57 копеек, размер фактических поступлений - 0 рублей, что составляет менее пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов. Задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 94 548 рублей 57 копеек. На основании частей 8, 9 статьи 173 ЖК РФ Кооперативу как владельцу специального счета предложено в течение пяти дней с момента получения уведомления проинформировать собственников помещений в многоквартирном доме, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, о необходимости погашения имеющейся задолженности в течение пяти месяцев с момента поступления уведомления; выполнить мероприятия, направленные на погашение указанной задолженности по взносам на капитальный ремонт; в случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения отведенного на погашение срока, установленного в соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ, инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности; также обращено внимание на то, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не будет погашена в размере, указанном в уведомлении, органом местного самоуправления в соответствии с требованиями части 10 статьи 173 ЖК РФ в отношении многоквартирного дома будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Названное уведомление получено председателем Кооператива 16.04.2016.
19.09.2016 Инспекция направила главе администрации Слободского района Кировской области уведомление N 9743-64-1-11 "О принятии решения по формированию фондов капитального ремонта", в котором указано, что размер фактических поступлений взносов на специальный счет ЖСК N 9 составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов; в пятимесячный срок с момента получения владельцем специального счета уведомления о необходимости погашения данной задолженности информация о ее погашении в орган государственного жилищного надзора владельцем специального счета не представлена; в связи с этим, исполняя требования части 10 статьи 173 ЖК РФ, Инспекция указала органу местного самоуправления на необходимость принятия в отношении многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 было перенаправлено в администрацию Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области.
17.10.2016 Администрация приняла постановление N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области", которым предписано сформировать фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора - НКО "Фонд капитального ремонта".
ЖСК N 9 обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями в рамках настоящего спора.
Из представленных в материалы дела документов (отчеты о поступлении денежных средств от 11.01.2016, от 04.04.2016, от 04.07.2016, от 03.10.2016, выписки с лицевого счета за период с 02.10.2015 по 30.09.2016) усматривалось и заявителем по существу не оспаривалось, что собственниками помещений в многоквартирном доме не было обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете. Вместе с тем судом первой инстанции было установлено, что в 2014-2016 гг. в отношении общего имущества многоквартирного дома проведен ремонт системы холодного водоснабжения (протокол общего собрания от 04.05.2014, стоимость капитального ремонта 69 777 рублей 60 копеек), ремонт фундамента, отмостки (протокол общего собрания от 07.08.2014, стоимость капитального ремонта 240 000 рублей 00 копеек), ремонт межпанельных швов (протокол общего собрания от 26.04.2015, стоимость капитального ремонта 459 520 рублей 00 копеек), ремонт фасада (протокол общего собрания от 22.05.2016, стоимость капитального ремонта 590 360 рублей 60 копеек); общая стоимость фактически произведенного капитального ремонта составила 1 359 658 рублей 20 копеек; ЖСК N 9 осуществлял ежегодное информирование органа государственного жилищного надзора о произведенных работах по капитальному ремонту; фактическая переплата по взносам при формировании фонда капитального ремонта составила 640 560 рублей 79 копеек; при этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества многоквартирного дома в 2014-2016 гг., средства на который были выделены собственниками помещений, соответствует работам, предусмотренным региональной программой.
Учитывая, что при рассмотрении вопроса о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ответчики не дали оценку вышеназванным обстоятельствам применительно к обеспечению сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации; ни уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, ни постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 не содержат каких-либо выводов о том, что необеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме аккумулирования денежных средств на специальном счете могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, суд, руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 7.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", счел возможным удовлетворить требования Кооператива в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, и признания недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332. В то же время, поскольку в дело не было представлено доказательств включения спорного многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в удовлетворении требования об исключении многоквартирного дома из указанного перечня было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статья 169 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16-17 ЖК РФ. Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из материалов дела видно, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ЖСК N 9. В целях реализации данного решения открыт специальный счет в банке. Орган государственного жилищного надзора был надлежащим образом уведомлен о принятии и реализации решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете.
Часть 2 статьи 171 ЖК РФ предусматривает, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски.
Данный способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно части 1 статьи 177 ЖК РФ, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в части 1 статьи 174 ЖК РФ услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.
По смыслу части 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете. Таким образом, орган государственного жилищного надзора осуществляет контроль собираемости средств фонда капитального ремонта.
Из содержания части 1 статьи 173 ЖК РФ следует, что по общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных данным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если в течение пяти месяцев со дня получения владельцем специального счета уведомления о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме не погасили такую задолженность и не известили об этом орган государственного жилищного надзора, последний доводит эту информацию до сведения органа местного самоуправления, который в свою очередь принимает решение о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, не обеспечили аккумулирование денежных средств на специальном счете ЖСК N 9; по состоянию на 11.04.2016 на данном счете имелась задолженность по представленным к оплате счетам в размере 94 548 рублей 57 копеек и в течение пяти месяцев с момента получения Кооперативом уведомления Инспекции данная задолженность погашена не была. В то же время представленная заявителем совокупность документов свидетельствует о том, что в период 2014-2016 гг. собственниками помещений в многоквартирном доме принимались решения, на основании которых Кооперативом за счет средств собственников помещений в отношении общего имущества многоквартирного дома проводились ремонтные работы капитального характера, в том числе в отношении системы холодного водоснабжения, фундамента и отмостки, межпанельных швов, фасада дома. ЖСК N 9 ежегодно информировал орган государственного жилищного надзора о характере и стоимости произведенных работ.
Общая стоимость работ по капитальному ремонту составила 1 359 658 рублей 20 копеек. Данная стоимость подтверждена документально. При этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества в многоквартирном доме в 2014-2016 гг., соответствует работам, предусмотренным региональной программой. Принимая решение о проведении конкретных видов ремонтных работ капитального характера и выделяя на данные цели денежные средства, собственники помещений в многоквартирном доме, по сути, реализовали предоставленное им частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ право на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта. При этом реализация данного права как за счет денежных средств на специальном счете, так и за счет иных способов финансирования не может рассматриваться как имеющая своей направленностью достижение целей, отличных от тех, на достижение которых направлено формирование и расходование фонда капитального ремонта.
В пункте 7.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" разъяснено, что принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
В рассматриваемом случае действия собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению отдельных видов ремонтных работ капитального характера, о проведении которых извещался орган государственного жилищного надзора, были направлены на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, на предотвращение повреждения и разрушения дома, то есть на достижение именно тех целей, для которых осуществляется аккумулирование денежных средств на специальном счете.
При таких обстоятельствах и при отсутствии доказательств того, что необеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме аккумулирования денежных средств на специальном счете, несмотря на проводимые ремонтные работы капитального характера, могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности и необоснованности как действий Инспекции по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, так и вынесенного Администрацией постановления от 17.10.2016 N 332 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований Кооператива в данной части.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции судом исследованы и отклоняются, как не учитывающие обстоятельств конкретного спора. Аргументы ответчика о неприменимости к рассматриваемой ситуации позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7.4 постановления от 12.04.2016 N 10-П, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и подлежат отклонению.
В то же время суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования ЖСК N 9 об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с отсутствием в деле доказательств нахождения данного многоквартирного дома в названном перечне.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы органа государственного жилищного надзора и отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку Инспекция в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2017 N 02АП-4714/2017 ПО ДЕЛУ N А28-14240/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. по делу N А28-14240/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Щекотовой О.С., действующей на основании доверенности от 13.01.2017, Кирилловой Л.Л., действующей на основании доверенности от 13.01.2017, Соболевой И.И. - председателя жилищно-строительного кооператива N 9 (на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 08.11.2015),
рассмотрев апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению жилищно-строительного кооператива N 9 (ИНН: 4329002834, ОГРН: 1024301081507)
к администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: 4329010088, ОГРН: 1054315520270) и
государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
третье лицо: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области" (ИНН: 4345982348, ОГРН: 1144300000118),
о признании недействительным постановления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора,
о признании незаконными действий по информированию органа местного самоуправления о многоквартирном доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете,
установил:
жилищно-строительный кооператив N 9 (далее - заявитель, ЖСК N 9, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, орган государственного жилищного надзора), выразившихся в информировании администрации Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, как о доме, собственники помещений в котором имеют задолженность по формированию фонда капитального ремонта на специальном счете; о признании недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - НКО "Фонд капитального ремонта").
Решением суда от 15.05.2017 требования заявителя удовлетворены частично: признаны незаконными действия органа государственного жилищного надзора по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 о необходимости принятия в отношении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, решения о формировании фонда капитального ремонте на счете регионального оператора, а также недействительным признано постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области"; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его необоснованным, орган государственного жилищного надзора обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Инспекция обращает внимание на то, что в рассматриваемом случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме выбрали и реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, но не обеспечили сбор денежных средств на специальном счете, в связи с чем настаивает на том, что информирование органа местного самоуправления о наличии у владельца специального счета задолженности по взносам на капитальный ремонт и об отсутствии подтверждающих погашение такой задолженности документов, а также принятие последним решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в такой ситуации осуществлены в строгом соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 7.4 постановления от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", считает не применимой к рассматриваемым отношениям; отмечает, что изменение способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с оспариваемым постановлением Администрации от 17.10.2016 N 332 будет способствовать восстановлению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку повысит степень защищенности фонда капитального ремонта и обеспечит возможность его использования по назначению.
ЖСК N 9 в своем отзыве опровергает доводы Инспекции, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены. НКО "Фонд капитального ремонта" в письменном отзыве поддержала позицию органа государственного жилищного надзора, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители Кооператива возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Инспекция, Администрация и НКО "Фонд капитального ремонта" своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В этой связи в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ЖСК N 9.
23.09.2014 ОАО "Сбербанк России" и ЖСК N 9 заключили договор специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта.
Многоквартирный дом по указанному выше адресу включен в областную программу "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210, при ее принятии.
11.04.2016 Инспекция направила председателю Кооператива уведомление N 4121-64-1-11, из которого следует, что органом государственного жилищного надзора проведен анализ величины поступлений взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый для формирования фонда капитального ремонта, в результате чего установлено, что по состоянию на 11.04.2016 размер представленных к оплате счетов за I квартал 2016 года составляет 94 548 рублей 57 копеек, размер фактических поступлений - 0 рублей, что составляет менее пятидесяти процентов от размера представленных к оплате счетов. Задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 94 548 рублей 57 копеек. На основании частей 8, 9 статьи 173 ЖК РФ Кооперативу как владельцу специального счета предложено в течение пяти дней с момента получения уведомления проинформировать собственников помещений в многоквартирном доме, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, о необходимости погашения имеющейся задолженности в течение пяти месяцев с момента поступления уведомления; выполнить мероприятия, направленные на погашение указанной задолженности по взносам на капитальный ремонт; в случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения отведенного на погашение срока, установленного в соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ, инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности; также обращено внимание на то, что если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не будет погашена в размере, указанном в уведомлении, органом местного самоуправления в соответствии с требованиями части 10 статьи 173 ЖК РФ в отношении многоквартирного дома будет принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Названное уведомление получено председателем Кооператива 16.04.2016.
19.09.2016 Инспекция направила главе администрации Слободского района Кировской области уведомление N 9743-64-1-11 "О принятии решения по формированию фондов капитального ремонта", в котором указано, что размер фактических поступлений взносов на специальный счет ЖСК N 9 составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов; в пятимесячный срок с момента получения владельцем специального счета уведомления о необходимости погашения данной задолженности информация о ее погашении в орган государственного жилищного надзора владельцем специального счета не представлена; в связи с этим, исполняя требования части 10 статьи 173 ЖК РФ, Инспекция указала органу местного самоуправления на необходимость принятия в отношении многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11 было перенаправлено в администрацию Вахрушевского городского поселения Слободского района Кировской области.
17.10.2016 Администрация приняла постановление N 332 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в муниципальном образовании Вахрушевское городское поселение Слободского района Кировской области", которым предписано сформировать фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора - НКО "Фонд капитального ремонта".
ЖСК N 9 обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями в рамках настоящего спора.
Из представленных в материалы дела документов (отчеты о поступлении денежных средств от 11.01.2016, от 04.04.2016, от 04.07.2016, от 03.10.2016, выписки с лицевого счета за период с 02.10.2015 по 30.09.2016) усматривалось и заявителем по существу не оспаривалось, что собственниками помещений в многоквартирном доме не было обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете. Вместе с тем судом первой инстанции было установлено, что в 2014-2016 гг. в отношении общего имущества многоквартирного дома проведен ремонт системы холодного водоснабжения (протокол общего собрания от 04.05.2014, стоимость капитального ремонта 69 777 рублей 60 копеек), ремонт фундамента, отмостки (протокол общего собрания от 07.08.2014, стоимость капитального ремонта 240 000 рублей 00 копеек), ремонт межпанельных швов (протокол общего собрания от 26.04.2015, стоимость капитального ремонта 459 520 рублей 00 копеек), ремонт фасада (протокол общего собрания от 22.05.2016, стоимость капитального ремонта 590 360 рублей 60 копеек); общая стоимость фактически произведенного капитального ремонта составила 1 359 658 рублей 20 копеек; ЖСК N 9 осуществлял ежегодное информирование органа государственного жилищного надзора о произведенных работах по капитальному ремонту; фактическая переплата по взносам при формировании фонда капитального ремонта составила 640 560 рублей 79 копеек; при этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества многоквартирного дома в 2014-2016 гг., средства на который были выделены собственниками помещений, соответствует работам, предусмотренным региональной программой.
Учитывая, что при рассмотрении вопроса о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ответчики не дали оценку вышеназванным обстоятельствам применительно к обеспечению сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации; ни уведомление Инспекции от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, ни постановление Администрации от 17.10.2016 N 332 не содержат каких-либо выводов о том, что необеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме аккумулирования денежных средств на специальном счете могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, суд, руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 7.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", счел возможным удовлетворить требования Кооператива в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, и признания недействительным постановления Администрации от 17.10.2016 N 332. В то же время, поскольку в дело не было представлено доказательств включения спорного многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в удовлетворении требования об исключении многоквартирного дома из указанного перечня было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статья 169 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16-17 ЖК РФ. Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из материалов дела видно, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем специального счета собственники избрали ЖСК N 9. В целях реализации данного решения открыт специальный счет в банке. Орган государственного жилищного надзора был надлежащим образом уведомлен о принятии и реализации решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете.
Часть 2 статьи 171 ЖК РФ предусматривает, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски.
Данный способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно части 1 статьи 177 ЖК РФ, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в части 1 статьи 174 ЖК РФ услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.
По смыслу части 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете. Таким образом, орган государственного жилищного надзора осуществляет контроль собираемости средств фонда капитального ремонта.
Из содержания части 1 статьи 173 ЖК РФ следует, что по общему правилу способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных данным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если в течение пяти месяцев со дня получения владельцем специального счета уведомления о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме не погасили такую задолженность и не известили об этом орган государственного жилищного надзора, последний доводит эту информацию до сведения органа местного самоуправления, который в свою очередь принимает решение о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, не обеспечили аккумулирование денежных средств на специальном счете ЖСК N 9; по состоянию на 11.04.2016 на данном счете имелась задолженность по представленным к оплате счетам в размере 94 548 рублей 57 копеек и в течение пяти месяцев с момента получения Кооперативом уведомления Инспекции данная задолженность погашена не была. В то же время представленная заявителем совокупность документов свидетельствует о том, что в период 2014-2016 гг. собственниками помещений в многоквартирном доме принимались решения, на основании которых Кооперативом за счет средств собственников помещений в отношении общего имущества многоквартирного дома проводились ремонтные работы капитального характера, в том числе в отношении системы холодного водоснабжения, фундамента и отмостки, межпанельных швов, фасада дома. ЖСК N 9 ежегодно информировал орган государственного жилищного надзора о характере и стоимости произведенных работ.
Общая стоимость работ по капитальному ремонту составила 1 359 658 рублей 20 копеек. Данная стоимость подтверждена документально. При этом капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества в многоквартирном доме в 2014-2016 гг., соответствует работам, предусмотренным региональной программой. Принимая решение о проведении конкретных видов ремонтных работ капитального характера и выделяя на данные цели денежные средства, собственники помещений в многоквартирном доме, по сути, реализовали предоставленное им частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ право на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта. При этом реализация данного права как за счет денежных средств на специальном счете, так и за счет иных способов финансирования не может рассматриваться как имеющая своей направленностью достижение целей, отличных от тех, на достижение которых направлено формирование и расходование фонда капитального ремонта.
В пункте 7.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" разъяснено, что принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
В рассматриваемом случае действия собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению отдельных видов ремонтных работ капитального характера, о проведении которых извещался орган государственного жилищного надзора, были направлены на обеспечение сохранности общего имущества в многоквартирном доме и его безопасной эксплуатации, на предотвращение повреждения и разрушения дома, то есть на достижение именно тех целей, для которых осуществляется аккумулирование денежных средств на специальном счете.
При таких обстоятельствах и при отсутствии доказательств того, что необеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме аккумулирования денежных средств на специальном счете, несмотря на проводимые ремонтные работы капитального характера, могло привести к ухудшению состояния самого дома и повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос этого дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности и необоснованности как действий Инспекции по направлению в адрес Администрации уведомления от 19.09.2016 N 9743-64-1-11, так и вынесенного Администрацией постановления от 17.10.2016 N 332 о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований Кооператива в данной части.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции судом исследованы и отклоняются, как не учитывающие обстоятельств конкретного спора. Аргументы ответчика о неприменимости к рассматриваемой ситуации позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7.4 постановления от 12.04.2016 N 10-П, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и подлежат отклонению.
В то же время суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требования ЖСК N 9 об исключении многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Мира, д. 2, из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с отсутствием в деле доказательств нахождения данного многоквартирного дома в названном перечне.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы органа государственного жилищного надзора и отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку Инспекция в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.05.2017 по делу N А28-14240/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
В.А.УСТЮЖАНИНОВ
П.И.КОНОНОВ
В.А.УСТЮЖАНИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)