Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Татаринцев С.А., доверенность от 13.12.2016 г.,
от ООО "ИНВЕСТСтроитель" - Абрашкина Т.И., доверенность от 01.12.2016 г.,
от ИФНС России по Октябрьскому району города Самары - Хачатурян Д.А., доверенность от 13.01.2017 г.
от УФНС России по Самарской области - Хачатурян Д.А., доверенность от 20.01.2017 г.
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Правительства Самарской области - Татаринцев С.А., доверенность от 09.01.2017 г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району города Самары и УФНС России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года по делу N А55-31723/2016 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСтроитель",
к ИФНС России по Октябрьскому району города Самары,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
УФНС России по Самарской области,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области,
Департамента управления имуществом городского округа Самара,
Администрации городского округа Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Правительства Самарской области,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области,
о признании незаконным решения,
ООО "ИНВЕСТСтроитель" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило суд признать незаконным решение от 16 сентября 2016 года N 7677 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в отношении ООО "ИНВЕСТСтроитель" и обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ИНВЕСТСтроитель".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району города Самары и УФНС России по Самарской области просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв ООО "ИНВЕСТСтроитель" на апелляционные жалобы, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателей жалоб их доводы поддержали, просили апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель ООО "ИНВЕСТСтроитель" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ИНВЕСТСтроитель" согласно имеющимся в деле Свидетельствам "О регистрации права" является собственником (в проверяемый период являлось собственником) земельных участков, соответственно:
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:642001:239, площадь - 200 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 660 996 руб. 00 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:642001:240, площадь - 865 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 2 858 677 руб. 95 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Московское шоссе, 37, кадастровый номер - 63:01:642001:519, площадь - 1 352 м{\super 2, вид разрешенного использования - занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 4 526 685 руб. 28 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:0643003:264, площадь - 371 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 1 226 091 руб. 93 коп.
В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "ИНВЕСТСтроитель" относительно проверяемого налогового периода является (являлось) плательщиком земельного налога.
ИФНС России по Октябрьскому району города Самары на основании представленной ООО "ИНВЕСТСтроитель" 26 января 2016 года Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 была проведена в период с 26 января 2016 года по 26 апреля 2016 года камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 18 мая 2016 года N 25393 "Камеральной налоговой проверки".
На основании Акта от 18 мая 2016 года N 25393 "Камеральной налоговой проверки" ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в отношении ООО "ИНВЕСТСтроитель" было принято Решение от 16 сентября 2016 года N 7677 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому:
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" доначислена к уплате недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 107 602 руб. 00 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" начислены к уплате пени на недоимку по земельному налогу в сумме 2 527 руб. 85 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 21 520 руб. 40 коп.
Из содержания данного ненормативного правового акта следует, что основанием для его принятия послужили выводы ИФНС России по Октябрьскому району города Самары о том, что в Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 ООО "ИНВЕСТСтроитель" не верно произведен расчет суммы земельного налога относительно указанных выше земельных участков, поскольку:
В Актах, оформленных Департаментом по управлению имущества городского округа Самара от 22 сентября 2015 года, соответственно номер: 894-897, отражено, что фактическое использование ООО "ИНВЕСТСтроитель" спорных земельных участков - размещение гаражей и автостоянок.
Основываясь на данных Актах Департамента по управлению имущества городского округа Самара ИФНС России по Октябрьскому району города Самары сделано вывод о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, исходя из их фактического использования, составляет:
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:239 - 1 181 698 руб. 00 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:240 - 5 110 843 руб. 85 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:519 - 7 988 278 руб. 48 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0643003:264 - 2 165 026 руб. 15 коп.
В соответствии с Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 ООО "ИНВЕСТСтроитель" исчислило сумму земельного налога по спорным земельным участкам за 2015 год, подлежащую уплате в бюджет, в размере - 1 434 728 руб. 00 коп., а по мнению ИФНС России по Октябрьскому району города Самары земельный налог должен составить - 1 542 330 руб. 00 коп., в связи с чем, налоговый орган считает, что налогоплательщиком неправомерно не оплачен земельный налог в размере 107 602 руб. 00 коп.
При этом, при расчете земельного налога ООО "ИНВЕСТСтроитель" использует ставку, обозначенную в подпункте 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в большем размере - 1,5%, установленную для прочих земельных участков, а не ставку в меньшем размере - 0,3%, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации для земель, предназначенных для жилищного строительства, и кроме того, земельный налог за проверяемый налоговый период относительно спорных земельных участков был фактически уплачен заявителем в установленные Законом сроки в размере 1 434 728 руб. 00 коп.
Доначисляя заявителю к уплате земельный налог, заинтересованное лицо исходило из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в разрезе муниципальных образований Самарской области, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Не согласившись с принятым ИФНС России по Октябрьскому району города Самары Решением от 16 сентября 2016 года N 7677 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "ИНВЕСТСтроитель" посредством подачи Апелляционной жалобы оспорило его в УФНС России по Самарской области, по результатам рассмотрения которой, вышестоящий налоговый орган принял Решение от 28 ноября 2016 года N 03-15/338830@, согласно которому, с учетом Решения от 06 декабря 2016 года N 03-15/35310@ "Об исправлении технической ошибки", оспариваемое Решение нижестоящего налогового органа было изменено, а именно:
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" доначислена к уплате недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 107 602 руб. 00 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" начислены к уплате пени на недоимку по земельному налогу в сумме 2 527 руб. 85 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 380 руб. 10 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ИНВЕСТСтроитель" в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
При расчете земельного налога за 2015 год ООО "ИНВЕСТСтроитель" руководствовалось положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем данным налогоплательщикам.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области кадастровая стоимость земельных участков, указанных в акте проверки, была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области". При этом для целей налогообложения данное Постановление Правительства Самарской области вступило в силу с 01 января 2014 года.
Из материалов по делу следует, что ООО "ИНВЕСТСтроитель" при исчислении суммы земельного налога использовало данные о кадастровой стоимости спорных земельных участков, отраженные по состоянию на 01 января 2015 года в Кадастровых справках "О кадастровой стоимости объекта недвижимости", выданных уполномоченным органом - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельных участков в размерах, отраженных в Справках о кадастровой стоимости.
Так, указанный нормативный правовой акт Правительства Самарской области, в части определения кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0642001:239, 63:01:0642001:240, 63:01:0642001:519, 63:01:0643003:264, в установленном Законом порядке не оспорена соответствующими заинтересованными лицами и не пересматривалась.
Из материалов дела следует, что 04 марта 2015 года в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, ООО "ИНВЕСТСтроитель" были поданы соответствующие заявления о смене вида разрешенного использования земли на "открытое место парковки легковых автомобилей", в ответ на которые 16 марта 2015 года заявителем были получены Решения "О приостановлении осуществления кадастрового учета".
Представленными заявителем в материалы дела доказательствами подтверждается, что 20 октября 2015 года ООО "ИНВЕСТСтроитель" был подан запрос о предоставлении информации о состоянии ранее поданных заявлений. 06 ноября 2015 года за исходящим номером N 37321 ООО "ИНВЕСТСтроитель" от уполномоченного органа был получен отказ в смене вида разрешенного использования земли.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0642001:239, 63:01:0642001:240, 63:01:0642001:519 согласно Правилам застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, расположены в зоне Ц2, а земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0643003:264 расположен в двух зонах Ц2 и Ж4.
Ц-2 - Зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения.
Основными разрешенными видами использования земельных участков являются: многоквартирные дома свыше 4 этажей только на внутриквартальных территориях и только при условии размещения на 1 этаже нежилых объектов, квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании, жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1 000 м{\super 2), гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, театры, концертные залы, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости, торговые центры, выставки товаров, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые, индивидуальное обслуживание клиентов, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, - суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, телевизионные и радиостудии, рекламные агентства, объекты, связанные с отправлением культа, открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 м{\super 2 общей площади зданий общественного назначения.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- гаражи встроенные подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 м{\super 2, на участках площадью более 500 м{\super 2, спортплощадки, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты на участках не более 60 м{\super 2, отделения милиции.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования:
- - многоквартирные жилые дома до 5 этажей, казино, цирки, спортзалы, бассейны открытые и закрытые, универсальные, спортивные и развлекательные комплексы;
- - мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия), рынки открытые и закрытые, коммерческие гаражи и стоянки подземные или наземные, химчистки;
- - логистические центры.
Ж-4 - Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города, многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 м{\super 2, магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 м{\super 2, объекты, связанные с отправлением культа.
- Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: поликлиника на 1 этаже многоквартирного дома без рентгеновского кабинета при общей площади заведения не более 600 м{\super 2, поликлиника в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади заведения не более 400 м{\super 2;
- - магазин товаров первой необходимости на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь магазина не превышает 250 м{\super 2, магазин товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 м{\super 2, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 300 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 м{\super 2, один отдельно стоящий или встроенный гараж или одно место парковки для каждых четырех жилых единиц на земельных участках многоквартирных домов, 1 место парковки на каждые 20 м{\super 2 помещений учреждений обслуживания, офисов, поликлиник, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты на участках не более 60 м{\super 2, отделения милиции, станции скорой помощи.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования:
- многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, спортзалы, бассейны открытые и закрытые, кинотеатры, видеосалоны, больницы, госпитали общего типа, мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия), торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 600 м{\super 2, на участках площадью не более 800 м{\super 2, рынки открытые и закрытые, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, автозаправочные станции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков соответствующей территориальной зоны, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Заявителем подтверждено, что ООО "ИНВЕСТСтроитель" осуществляются действия и предпринимаются зависящие от него меры по смене зонирования на спорных земельных участках.
Постановлением от 09 сентября 2016 года N 1238 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования г. Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61" спорные земельные участки предварительно должны быть изменены с зоны Ж-4 на зону Ц-2.
ООО "ИНВЕСТСтроитель" со ссылкой на представленные в дело доказательства указывает на то, что в настоящее время заявителем проводиться работа с Департаментом градостроительства городского округа Самара, поскольку данный орган не проводит дальнейшие действия по смене зоны.
Из системного толкования норм Закона следует, что установление территориальных зон и определение их градостроительных регламентов отнесено к компетенции соответствующих публичных органов.
ООО "ИНВЕСТСтроитель" указывает на то, что несмотря на всю проявляемую со стороны заявителя инициативу, уполномоченные органы всячески препятствуют изменению зонирования и вида разрешенного использования спорных земельных участков.
В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные Налогового кодекса Российской Федерации либо установленные в ином порядке, чем это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года подлежит учету при определении налоговой базы в следующем году применительно к положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, которая содержит запрет на придание обратной силы нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, и предусматривает, что нормы, улучшающие положение налогоплательщика, имеют обратную силу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 года N 304-КГ15-5375). Действующая редакция главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации запрещает учитывать при расчете налога произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель на основании пунктов 1 и 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации правильно произвел расчет земельного налога за 2015 год на основании сведений из государственного кадастра, отразил его в Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 и фактически уплатил в соответствующий бюджет.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, которая нашла отражение в судебной практике, в частности в постановлении АС Поволжского округа от 12 декабря 2016 года по делу А55-27637/2015.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года по делу N А55-31723/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 11АП-13052/2017, 11АП-13293/2017, 11АП-13294/2017 ПО ДЕЛУ N А55-31723/2016
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N А55-31723/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Татаринцев С.А., доверенность от 13.12.2016 г.,
от ООО "ИНВЕСТСтроитель" - Абрашкина Т.И., доверенность от 01.12.2016 г.,
от ИФНС России по Октябрьскому району города Самары - Хачатурян Д.А., доверенность от 13.01.2017 г.
от УФНС России по Самарской области - Хачатурян Д.А., доверенность от 20.01.2017 г.
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Правительства Самарской области - Татаринцев С.А., доверенность от 09.01.2017 г.,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, Правительства Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району города Самары и УФНС России по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года по делу N А55-31723/2016 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТСтроитель",
к ИФНС России по Октябрьскому району города Самары,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
УФНС России по Самарской области,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области,
Департамента управления имуществом городского округа Самара,
Администрации городского округа Самара,
Министерства имущественных отношений Самарской области,
Правительства Самарской области,
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области,
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "ИНВЕСТСтроитель" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило суд признать незаконным решение от 16 сентября 2016 года N 7677 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в отношении ООО "ИНВЕСТСтроитель" и обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ИНВЕСТСтроитель".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, ИФНС России по Октябрьскому району города Самары и УФНС России по Самарской области просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв ООО "ИНВЕСТСтроитель" на апелляционные жалобы, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателей жалоб их доводы поддержали, просили апелляционные жалобы удовлетворить.
Представитель ООО "ИНВЕСТСтроитель" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ИНВЕСТСтроитель" согласно имеющимся в деле Свидетельствам "О регистрации права" является собственником (в проверяемый период являлось собственником) земельных участков, соответственно:
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:642001:239, площадь - 200 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 660 996 руб. 00 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:642001:240, площадь - 865 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 2 858 677 руб. 95 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, Московское шоссе, 37, кадастровый номер - 63:01:642001:519, площадь - 1 352 м{\super 2, вид разрешенного использования - занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 4 526 685 руб. 28 коп.;
- - земельного участка, расположенного по адресу: город Самара, ул. Санфировой, 116, кадастровый номер - 63:01:0643003:264, площадь - 371 м{\super 2, вид разрешенного использования - для ИЖС, кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2015 года согласно Справке "О кадастровой стоимости" - 1 226 091 руб. 93 коп.
В соответствии с положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "ИНВЕСТСтроитель" относительно проверяемого налогового периода является (являлось) плательщиком земельного налога.
ИФНС России по Октябрьскому району города Самары на основании представленной ООО "ИНВЕСТСтроитель" 26 января 2016 года Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 была проведена в период с 26 января 2016 года по 26 апреля 2016 года камеральная налоговая проверка, результаты которой были оформлены Актом от 18 мая 2016 года N 25393 "Камеральной налоговой проверки".
На основании Акта от 18 мая 2016 года N 25393 "Камеральной налоговой проверки" ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары в отношении ООО "ИНВЕСТСтроитель" было принято Решение от 16 сентября 2016 года N 7677 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому:
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" доначислена к уплате недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 107 602 руб. 00 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" начислены к уплате пени на недоимку по земельному налогу в сумме 2 527 руб. 85 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 21 520 руб. 40 коп.
Из содержания данного ненормативного правового акта следует, что основанием для его принятия послужили выводы ИФНС России по Октябрьскому району города Самары о том, что в Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 ООО "ИНВЕСТСтроитель" не верно произведен расчет суммы земельного налога относительно указанных выше земельных участков, поскольку:
В Актах, оформленных Департаментом по управлению имущества городского округа Самара от 22 сентября 2015 года, соответственно номер: 894-897, отражено, что фактическое использование ООО "ИНВЕСТСтроитель" спорных земельных участков - размещение гаражей и автостоянок.
Основываясь на данных Актах Департамента по управлению имущества городского округа Самара ИФНС России по Октябрьскому району города Самары сделано вывод о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, исходя из их фактического использования, составляет:
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:239 - 1 181 698 руб. 00 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:240 - 5 110 843 руб. 85 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0642001:519 - 7 988 278 руб. 48 коп.;
- - по земельному участку с кадастровым номером - 63:01:0643003:264 - 2 165 026 руб. 15 коп.
В соответствии с Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 ООО "ИНВЕСТСтроитель" исчислило сумму земельного налога по спорным земельным участкам за 2015 год, подлежащую уплате в бюджет, в размере - 1 434 728 руб. 00 коп., а по мнению ИФНС России по Октябрьскому району города Самары земельный налог должен составить - 1 542 330 руб. 00 коп., в связи с чем, налоговый орган считает, что налогоплательщиком неправомерно не оплачен земельный налог в размере 107 602 руб. 00 коп.
При этом, при расчете земельного налога ООО "ИНВЕСТСтроитель" использует ставку, обозначенную в подпункте 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в большем размере - 1,5%, установленную для прочих земельных участков, а не ставку в меньшем размере - 0,3%, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации для земель, предназначенных для жилищного строительства, и кроме того, земельный налог за проверяемый налоговый период относительно спорных земельных участков был фактически уплачен заявителем в установленные Законом сроки в размере 1 434 728 руб. 00 коп.
Доначисляя заявителю к уплате земельный налог, заинтересованное лицо исходило из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в разрезе муниципальных образований Самарской области, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Не согласившись с принятым ИФНС России по Октябрьскому району города Самары Решением от 16 сентября 2016 года N 7677 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "ИНВЕСТСтроитель" посредством подачи Апелляционной жалобы оспорило его в УФНС России по Самарской области, по результатам рассмотрения которой, вышестоящий налоговый орган принял Решение от 28 ноября 2016 года N 03-15/338830@, согласно которому, с учетом Решения от 06 декабря 2016 года N 03-15/35310@ "Об исправлении технической ошибки", оспариваемое Решение нижестоящего налогового органа было изменено, а именно:
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" доначислена к уплате недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 107 602 руб. 00 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" начислены к уплате пени на недоимку по земельному налогу в сумме 2 527 руб. 85 коп.;
- - ООО "ИНВЕСТСтроитель" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5 380 руб. 10 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ИНВЕСТСтроитель" в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
При расчете земельного налога за 2015 год ООО "ИНВЕСТСтроитель" руководствовалось положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем данным налогоплательщикам.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области кадастровая стоимость земельных участков, указанных в акте проверки, была утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области". При этом для целей налогообложения данное Постановление Правительства Самарской области вступило в силу с 01 января 2014 года.
Из материалов по делу следует, что ООО "ИНВЕСТСтроитель" при исчислении суммы земельного налога использовало данные о кадастровой стоимости спорных земельных участков, отраженные по состоянию на 01 января 2015 года в Кадастровых справках "О кадастровой стоимости объекта недвижимости", выданных уполномоченным органом - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" определена кадастровая стоимость земельных участков в размерах, отраженных в Справках о кадастровой стоимости.
Так, указанный нормативный правовой акт Правительства Самарской области, в части определения кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0642001:239, 63:01:0642001:240, 63:01:0642001:519, 63:01:0643003:264, в установленном Законом порядке не оспорена соответствующими заинтересованными лицами и не пересматривалась.
Из материалов дела следует, что 04 марта 2015 года в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по Самарской области, ООО "ИНВЕСТСтроитель" были поданы соответствующие заявления о смене вида разрешенного использования земли на "открытое место парковки легковых автомобилей", в ответ на которые 16 марта 2015 года заявителем были получены Решения "О приостановлении осуществления кадастрового учета".
Представленными заявителем в материалы дела доказательствами подтверждается, что 20 октября 2015 года ООО "ИНВЕСТСтроитель" был подан запрос о предоставлении информации о состоянии ранее поданных заявлений. 06 ноября 2015 года за исходящим номером N 37321 ООО "ИНВЕСТСтроитель" от уполномоченного органа был получен отказ в смене вида разрешенного использования земли.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами, соответственно: 63:01:0642001:239, 63:01:0642001:240, 63:01:0642001:519 согласно Правилам застройки и землепользования, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, расположены в зоне Ц2, а земельный участок с кадастровым номером - 63:01:0643003:264 расположен в двух зонах Ц2 и Ж4.
Ц-2 - Зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения.
Основными разрешенными видами использования земельных участков являются: многоквартирные дома свыше 4 этажей только на внутриквартальных территориях и только при условии размещения на 1 этаже нежилых объектов, квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании, жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования (в зданиях общей площадью не более 1 000 м{\super 2), гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, театры, концертные залы, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости, торговые центры, выставки товаров, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые, индивидуальное обслуживание клиентов, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, - суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, телевизионные и радиостудии, рекламные агентства, объекты, связанные с отправлением культа, открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 м{\super 2 общей площади зданий общественного назначения.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости:
- гаражи встроенные подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 м{\super 2, на участках площадью более 500 м{\super 2, спортплощадки, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты на участках не более 60 м{\super 2, отделения милиции.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования:
- - многоквартирные жилые дома до 5 этажей, казино, цирки, спортзалы, бассейны открытые и закрытые, универсальные, спортивные и развлекательные комплексы;
- - мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия), рынки открытые и закрытые, коммерческие гаражи и стоянки подземные или наземные, химчистки;
- - логистические центры.
Ж-4 - Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Основные разрешенные виды использования земельных участков:
- многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города, многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 м{\super 2, магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 м{\super 2, объекты, связанные с отправлением культа.
- Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: поликлиника на 1 этаже многоквартирного дома без рентгеновского кабинета при общей площади заведения не более 600 м{\super 2, поликлиника в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади заведения не более 400 м{\super 2;
- - магазин товаров первой необходимости на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь магазина не превышает 250 м{\super 2, магазин товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 м{\super 2, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 300 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 м{\super 2, индивидуальное обслуживание клиентов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 м{\super 2, один отдельно стоящий или встроенный гараж или одно место парковки для каждых четырех жилых единиц на земельных участках многоквартирных домов, 1 место парковки на каждые 20 м{\super 2 помещений учреждений обслуживания, офисов, поликлиник, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты на участках не более 60 м{\super 2, отделения милиции, станции скорой помощи.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования:
- многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, спортзалы, бассейны открытые и закрытые, кинотеатры, видеосалоны, больницы, госпитали общего типа, мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия), торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 600 м{\super 2, на участках площадью не более 800 м{\super 2, рынки открытые и закрытые, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, автозаправочные станции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков соответствующей территориальной зоны, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Заявителем подтверждено, что ООО "ИНВЕСТСтроитель" осуществляются действия и предпринимаются зависящие от него меры по смене зонирования на спорных земельных участках.
Постановлением от 09 сентября 2016 года N 1238 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования г. Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61" спорные земельные участки предварительно должны быть изменены с зоны Ж-4 на зону Ц-2.
ООО "ИНВЕСТСтроитель" со ссылкой на представленные в дело доказательства указывает на то, что в настоящее время заявителем проводиться работа с Департаментом градостроительства городского округа Самара, поскольку данный орган не проводит дальнейшие действия по смене зоны.
Из системного толкования норм Закона следует, что установление территориальных зон и определение их градостроительных регламентов отнесено к компетенции соответствующих публичных органов.
ООО "ИНВЕСТСтроитель" указывает на то, что несмотря на всю проявляемую со стороны заявителя инициативу, уполномоченные органы всячески препятствуют изменению зонирования и вида разрешенного использования спорных земельных участков.
В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, не предусмотренные Налогового кодекса Российской Федерации либо установленные в ином порядке, чем это определено положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года подлежит учету при определении налоговой базы в следующем году применительно к положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, которая содержит запрет на придание обратной силы нормам, ухудшающим положение налогоплательщика, и предусматривает, что нормы, улучшающие положение налогоплательщика, имеют обратную силу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 года N 304-КГ15-5375). Действующая редакция главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации запрещает учитывать при расчете налога произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель на основании пунктов 1 и 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации правильно произвел расчет земельного налога за 2015 год на основании сведений из государственного кадастра, отразил его в Налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год регистрационный номер 29289921 и фактически уплатил в соответствующий бюджет.
С учетом изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, которая нашла отражение в судебной практике, в частности в постановлении АС Поволжского округа от 12 декабря 2016 года по делу А55-27637/2015.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 августа 2017 года по делу N А55-31723/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)