Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки правильности формирования фонда капитального ремонта собственниками жилья многоквартирных домов были выявлены нарушения, в связи с чем ответчику были выданы предписания, которые не исполнены; истец по встречному иску указывает на то, что на общем собрании собственников было принято решение о порядке формирования фонда капитального ремонта общего имущества на одном специальном счете, однако ответчик, несмотря на предоставленное уведомление, не проинформировал об этом орган местного самоуправления и регионального оператора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шабанов В.Ш.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Перфиловой А.В.
судей Вялых О.Г., Алешиной Е.Э.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Наш Дом" об обязании исполнить предписание, по встречному иску ТСЖ "Наш Дом" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области об обязании внести в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете по апелляционной жалобе ТСЖ "Наш Дом" на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обратилась в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в отношении ТСЖ "Наш Дом" была проведена проверка правильности формировании фонда капитального ремонта собственниками жилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом". По результатам проверки выявлены нарушения Жилищного Кодекса РФ, а именно, общее собрание, на котором было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на отдельном специальном счете, проведено среди собственников жилых помещений всех многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, в то время как должно быть проведено собрание собственников помещений в каждом отдельно взятом доме, оплата взносов на капитальный ремонт производилась в кассу ТСЖ "Наш дом", пропущен срок реализации решения об определении способа формировании фонда капитального ремонта, специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт один на все дома, входящие в состав ТСЖ, в то время как для каждого многоквартирного дома должен быть открыт отдельный специальный счет. В адрес ответчика выдавались предписания о необходимости формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", перечисления собранных средств на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", прекращения выставления собственникам жилых помещений платежных документов на оплату капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Наш Дом". Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений ответчик до настоящего времени не предпринял, за неисполнение предписаний Государственной жилищной инспекции ответчик привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку неисполнение предписаний ответчиком нарушает права и законные интересы собственников многоквартирных домов, истец просил суд обязать ответчика в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда исполнить предписание жилищной инспекции от 06.05.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно, формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", прекратить выставление собственникам жилых помещений платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт поступающих на специальный счет ТСЖ "Наш Дом", собранные средства, находящиеся на специальном счете, перечислить на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта".
ТСЖ "Наш Дом" обратилось в суд со встречным иском к Государственной жилищной инспекция Ростовской области, в котором просило суд обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области внести с 14.10.2014 года в реестр многоквартирных домов, собственники помещений, в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, все многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ "Наш дом".
В обоснование иска указано, что Постановлением администрации г. Волгодонска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, были включены в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - НКО "Фонд капитального ремонта" постановлением администрации г. Волгодонска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, без учета мнения собственников помещений. В ТСЖ "Наш Дом" 14.10.2014 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества (протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на котором было принято решение о порядке формирования фонда капитального ремонта общего имущества на одном специальном счете. 01.12.2014 года ТСЖ "Наш Дом" открыло специальный счет в дополнительном офисе N 5221/0870 ОАО "Сбербанк России" и 15.01.2015 года направило уведомления в НКО "Фонд капитального ремонта" и в Госжилинспекцию Ростовской области с приложением протокола общего собрания от 14.10.2014 года и уведомлений ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
Госжилинспекция Ростовской области, несмотря на предоставленное ей уведомление ТСЖ "Наш Дом" от 15.01.2015 года, не проинформировала орган местного самоуправления и регионального оператора о том, что 14.10.2014 года собственники помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ и реализовали его, чем нарушено требование ч. 5 ст. 12 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года исковые требования Государственной жилищной инспекции Ростовской области удовлетворены.
Суд обязал ТСЖ "Наш Дом" в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.05.2016 года, в соответствии с которым: формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта"; прекратить выставление собственникам жилых помещений платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт поступающих на специальный счет ТСЖ "Наш Дом"; денежные средства, находящиеся на специальном счете ТСЖ "Наш Дом", перечислить на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта".
В удовлетворении встречного искового заявления ТСЖ "Наш Дом" отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Наш Дом" просит об отмене данного решения суда и о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что действующее законодательство, в частности, ст. 20 ЖК РФ, не предоставляет Инспекции право обращаться в суд с заявлением о понуждении исполнить выданное ею предписание. В связи с чем, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
По мнению апеллянта, привлечение ответчика к административной ответственности не указывает на возможность в судебном порядке понудить к исполнению предписания, поскольку отсутствие законодательно закрепленного права на подачу заявления об обязании исполнить выданное предписание является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области и Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ТСЖ "Наш Дом", третьих лиц не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, в связи с этим, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ТСЖ "Наш Дом" - Н., пришла к следующим выводам.
Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался ст. ст. 36.1, 44, 46, 158, 170, 175 ЖК РФ, Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 г. N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах Ростовской области" и исходил из того, что ответчиком не представлены протоколы собраний собственников помещений в тринадцати многоквартирных домах, не представлены доказательства того, что в каждом из 13 многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом", проводились собрания и принимались решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств на специальный счет ТСЖ, на основании чего пришел к выводу о том, что решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома принято с нарушением ст. 44, 46, ч. 3 ст. 170, ч. 1 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, а предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 06.05.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН соответствует требованиям жилищного законодательства и подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворил исковые требования Госжилинспекции и отказал в удовлетворении встречного иска ТСЖ "Наш Дом".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Как видно из дела, собственники жилых помещений в многоквартирных домах NN АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в установленный областным законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали возможность выбора, в связи с чем, администрацией г. Волгодонска было принято постановление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, которым данные многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ "Наш Дом", были включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта. Данное постановление обжаловало не было.
Несмотря на изданное постановление, ТСЖ "Наш Дом" открыло на все тринадцать жилых домов специальный счет в ПАО "Сбербанк России", выставляло собственникам помещений многоквартирных домов, входящих в его состав, счета о необходимости оплаты взносов на капитальный ремонт на этот счет, в связи с чем, постановлениями мирового судьи судебного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Волгодонского судебного района от 25 апреля 2016 года и от 17 июня 2016 года признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, ему назначены наказания в виде административных штрафов в размере 10000 руб. и 15000 руб.
Судом правильно учтено, что до настоящего времени предписания Государственной жилищной инспекции ответчиком не исполнены.
Судом обоснованно обращено внимание на то, что в силу положений ст. ст. 36.1, 158, 175 ЖК РФ право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые самостоятельно принимают соответствующие решения, что отражается в решении собрания собственников помещений многоквартирного дома. Однако, такие собрания в каждом из 13 домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом", не принимались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области не наделена полномочиями обращаться в суд с исками о понуждении к исполнению ее предписания, отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из представленных материалов усматривается, что управление многоквартирными домами N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН осуществляет ТСЖ "НашДом". Указанные многоквартирные дома включены в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2019 года.
В целях реализации положений ст. 167 ЖК РФ в Ростовской области принят Областной закон от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области".
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного выше Закона в Ростовской области создается один региональный оператор, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, на всей территории Ростовской области.
Истец в исковом заявлении указывает на то, что в их адрес поступило обращение от регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта" по вопросу нарушения обязательных требований по формированию фонда капитального ремонта собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По результатам проверки, истцом были выявлены нарушения связанные с необоснованным выставлением платежных документов на оплату капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Наш Дом". В адрес ответчика неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые в установленные сроки не были исполнены.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о понуждении исполнения предписания от 06.05.2016 N 1440 Госжилинспекция области действует в интересах всех собственников жилых помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Ростовской области, выявленные истцом нарушения требований законодательства в силу положений п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ давали право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Наш Дом" - без удовлетворения.
Полный текст изготовлен 17 июля 2017 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11658/2017
Требование: Об обязании исполнить предписание.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки правильности формирования фонда капитального ремонта собственниками жилья многоквартирных домов были выявлены нарушения, в связи с чем ответчику были выданы предписания, которые не исполнены; истец по встречному иску указывает на то, что на общем собрании собственников было принято решение о порядке формирования фонда капитального ремонта общего имущества на одном специальном счете, однако ответчик, несмотря на предоставленное уведомление, не проинформировал об этом орган местного самоуправления и регионального оператора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 33-11658/2017
Судья Шабанов В.Ш.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Перфиловой А.В.
судей Вялых О.Г., Алешиной Е.Э.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ "Наш Дом" об обязании исполнить предписание, по встречному иску ТСЖ "Наш Дом" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области об обязании внести в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете по апелляционной жалобе ТСЖ "Наш Дом" на решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Вялых О.Г., судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обратилась в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в отношении ТСЖ "Наш Дом" была проведена проверка правильности формировании фонда капитального ремонта собственниками жилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом". По результатам проверки выявлены нарушения Жилищного Кодекса РФ, а именно, общее собрание, на котором было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на отдельном специальном счете, проведено среди собственников жилых помещений всех многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, в то время как должно быть проведено собрание собственников помещений в каждом отдельно взятом доме, оплата взносов на капитальный ремонт производилась в кассу ТСЖ "Наш дом", пропущен срок реализации решения об определении способа формировании фонда капитального ремонта, специальный счет для формирования фонда капитального ремонта открыт один на все дома, входящие в состав ТСЖ, в то время как для каждого многоквартирного дома должен быть открыт отдельный специальный счет. В адрес ответчика выдавались предписания о необходимости формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", перечисления собранных средств на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", прекращения выставления собственникам жилых помещений платежных документов на оплату капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Наш Дом". Каких-либо мер по устранению выявленных нарушений ответчик до настоящего времени не предпринял, за неисполнение предписаний Государственной жилищной инспекции ответчик привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Поскольку неисполнение предписаний ответчиком нарушает права и законные интересы собственников многоквартирных домов, истец просил суд обязать ответчика в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда исполнить предписание жилищной инспекции от 06.05.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно, формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта", прекратить выставление собственникам жилых помещений платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт поступающих на специальный счет ТСЖ "Наш Дом", собранные средства, находящиеся на специальном счете, перечислить на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта".
ТСЖ "Наш Дом" обратилось в суд со встречным иском к Государственной жилищной инспекция Ростовской области, в котором просило суд обязать Государственную жилищную инспекцию Ростовской области внести с 14.10.2014 года в реестр многоквартирных домов, собственники помещений, в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, все многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ "Наш дом".
В обоснование иска указано, что Постановлением администрации г. Волгодонска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ - АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, были включены в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - НКО "Фонд капитального ремонта" постановлением администрации г. Волгодонска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, без учета мнения собственников помещений. В ТСЖ "Наш Дом" 14.10.2014 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирных домах, входящих в состав Товарищества (протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), на котором было принято решение о порядке формирования фонда капитального ремонта общего имущества на одном специальном счете. 01.12.2014 года ТСЖ "Наш Дом" открыло специальный счет в дополнительном офисе N 5221/0870 ОАО "Сбербанк России" и 15.01.2015 года направило уведомления в НКО "Фонд капитального ремонта" и в Госжилинспекцию Ростовской области с приложением протокола общего собрания от 14.10.2014 года и уведомлений ОАО "Сбербанк России" об открытии специального счета.
Госжилинспекция Ростовской области, несмотря на предоставленное ей уведомление ТСЖ "Наш Дом" от 15.01.2015 года, не проинформировала орган местного самоуправления и регионального оператора о том, что 14.10.2014 года собственники помещений многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ и реализовали его, чем нарушено требование ч. 5 ст. 12 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года исковые требования Государственной жилищной инспекции Ростовской области удовлетворены.
Суд обязал ТСЖ "Наш Дом" в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.05.2016 года, в соответствии с которым: формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта"; прекратить выставление собственникам жилых помещений платежных документов для оплаты взносов на капитальный ремонт поступающих на специальный счет ТСЖ "Наш Дом"; денежные средства, находящиеся на специальном счете ТСЖ "Наш Дом", перечислить на счет регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта".
В удовлетворении встречного искового заявления ТСЖ "Наш Дом" отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Наш Дом" просит об отмене данного решения суда и о прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что действующее законодательство, в частности, ст. 20 ЖК РФ, не предоставляет Инспекции право обращаться в суд с заявлением о понуждении исполнить выданное ею предписание. В связи с чем, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
По мнению апеллянта, привлечение ответчика к административной ответственности не указывает на возможность в судебном порядке понудить к исполнению предписания, поскольку отсутствие законодательно закрепленного права на подачу заявления об обязании исполнить выданное предписание является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции.
В возражениях на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Ростовской области и Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ТСЖ "Наш Дом", третьих лиц не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, в связи с этим, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ТСЖ "Наш Дом" - Н., пришла к следующим выводам.
Постанавливая обжалуемое решение, суд руководствовался ст. ст. 36.1, 44, 46, 158, 170, 175 ЖК РФ, Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 г. N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах Ростовской области" и исходил из того, что ответчиком не представлены протоколы собраний собственников помещений в тринадцати многоквартирных домах, не представлены доказательства того, что в каждом из 13 многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом", проводились собрания и принимались решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств на специальный счет ТСЖ, на основании чего пришел к выводу о том, что решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома принято с нарушением ст. 44, 46, ч. 3 ст. 170, ч. 1 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, а предписание Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 06.05.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН соответствует требованиям жилищного законодательства и подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворил исковые требования Госжилинспекции и отказал в удовлетворении встречного иска ТСЖ "Наш Дом".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Как видно из дела, собственники жилых помещений в многоквартирных домах NN АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в установленный областным законом срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали возможность выбора, в связи с чем, администрацией г. Волгодонска было принято постановление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.04.2014 года, которым данные многоквартирные дома, находящиеся в составе ТСЖ "Наш Дом", были включены в перечень многоквартирных домов, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта. Данное постановление обжаловало не было.
Несмотря на изданное постановление, ТСЖ "Наш Дом" открыло на все тринадцать жилых домов специальный счет в ПАО "Сбербанк России", выставляло собственникам помещений многоквартирных домов, входящих в его состав, счета о необходимости оплаты взносов на капитальный ремонт на этот счет, в связи с чем, постановлениями мирового судьи судебного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Волгодонского судебного района от 25 апреля 2016 года и от 17 июня 2016 года признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор, ему назначены наказания в виде административных штрафов в размере 10000 руб. и 15000 руб.
Судом правильно учтено, что до настоящего времени предписания Государственной жилищной инспекции ответчиком не исполнены.
Судом обоснованно обращено внимание на то, что в силу положений ст. ст. 36.1, 158, 175 ЖК РФ право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые самостоятельно принимают соответствующие решения, что отражается в решении собрания собственников помещений многоквартирного дома. Однако, такие собрания в каждом из 13 домов, входящих в состав ТСЖ "Наш Дом", не принимались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области не наделена полномочиями обращаться в суд с исками о понуждении к исполнению ее предписания, отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из представленных материалов усматривается, что управление многоквартирными домами N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН осуществляет ТСЖ "НашДом". Указанные многоквартирные дома включены в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014 - 2019 года.
В целях реализации положений ст. 167 ЖК РФ в Ростовской области принят Областной закон от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области".
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного выше Закона в Ростовской области создается один региональный оператор, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта, на всей территории Ростовской области.
Истец в исковом заявлении указывает на то, что в их адрес поступило обращение от регионального оператора НКО "Фонд капитального ремонта" по вопросу нарушения обязательных требований по формированию фонда капитального ремонта собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. По результатам проверки, истцом были выявлены нарушения связанные с необоснованным выставлением платежных документов на оплату капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Наш Дом". В адрес ответчика неоднократно направлялись предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые в установленные сроки не были исполнены.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о понуждении исполнения предписания от 06.05.2016 N 1440 Госжилинспекция области действует в интересах всех собственников жилых помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Ростовской области, выявленные истцом нарушения требований законодательства в силу положений п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ давали право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 19 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ "Наш Дом" - без удовлетворения.
Полный текст изготовлен 17 июля 2017 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)