Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 18АП-7210/2016 ПО ДЕЛУ N А07-2660/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. N 18АП-7210/2016

Дело N А07-2660/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года по делу N А07-2660/2016 (судья Юсеева И.Р.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" Асылбаева Г.В. (доверенность от 11.01.2016).

Управление городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - истец, УГХ администрации г. Салавата РБ) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (далее - ответчик, ООО "Жилуправление N 8") неосновательного обогащения в размере 350 130 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 729,36 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.04.2016 по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом представленных дополнений) УГХ администрации г. Салавата РБ просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в полном объеме удовлетворить исковые требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, УГХ администрации г. Салавата РБ указывает на необоснованность ссылок арбитражного суда первой инстанции на документы, подписанные ответчиком и третьим лицом, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции положений Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на софинансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших срок службы, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, утвержденного постановлением главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 16.09.2014 N 1930-п, неверную оценку арбитражным судом первой инстанции заявок, представленных ООО "Жилуправление N 8" на получение субсидий, акта проверки Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - КРУ Минфина РБ), положений п. п. 4.25, 4.100 р. 4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, положения ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой связи ответчик без установленных законом оснований приобрел имущество за счет истца, в связи с чем, в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязан возвратить истцу неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ N 8" оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Министерством финансов Республики Башкортостан отзыв на апелляционную жалобу не представлены.
Представленный Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А07-2660/2016 Арбитражного суда Республики Башкортостан, однако, не рассматривается судом апелляционной инстанции по существу, по причине несоблюдения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан требований ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 05.07.2016 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 02.08.2016.
Истец и третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили; от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей УГХ администрации г. Салавата РБ.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан 16.09.2014 было принято постановление N 1930-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на софинансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативных срок службы, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами" (т. 1, л.д. 51, 52).
Данным постановлением были утверждены:
- Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на софинансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (далее - Порядок предоставления субсидий) (т. 1, л.д. 53-56);
- Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (далее - Порядок привлечения подрядных организаций) (т. 1, л.д. 57-62);
- Порядок привлечения средств собственников помещений в многоквартирных домах на долевое финансирование замены и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (далее - Порядок привлечения средств собственников) (т. 1, л.д. 63, 64).
Порядком предоставления субсидий в числе прочего установлено следующее:
- - настоящий порядок определяет цели и условия предоставления средств бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан, полученных за счет средств бюджета Республики Башкортостан и предусмотренных в бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на софинансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (далее - субсидии) (п. 1);
- - установить, что финансирование субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, утвержденных Управлению городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - УГХ Администрации г. Салават РБ) (п. 2);
- - расходы бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан осуществляются в размере не менее уровня софинансирования расходных обязательств городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (п. 3);
- - целью предоставления субсидий является софинансирование расходов по модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, в многоквартирных домах, в которых собственники помещений приняли решение о замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (п. 4);
- - условиями предоставления субсидий являются: наличие решения общего собрания о замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (п. 5);
- - собственники жилых помещений предоставляют в срок до 01 октября текущего года организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами протоколы общего собрания о замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (п. 6);
- - управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в течение 5 дней предоставляют в УГХ Администрации г. Салават РБ протоколы общего собрания собственников жилых помещений о замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы для рассмотрения вопроса о включении в муниципальную программу "Качественное жилищно-коммунальное обслуживание городского округа город Салават Республики Башкортостан" (п. 7);
- - не позднее 15 октября текущего года УГХ Администрации г. Салават РБ направляет в комиссию, утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, на рассмотрение перечень многоквартирных домов для дальнейшего включения в муниципальную программу "Качественное жилищно-коммунальное обслуживание городского округа город Салават Республики Башкортостан" (п. 8);
- - в течение 5 дней комиссия выносит решение о включении многоквартирных домов в муниципальную программу "Качественное жилищно-коммунальное обслуживание городского округа город Салават Республики Башкортостан" (п. 9);
- - до 01 ноября текущего года УГХ Администрации г. Салават РБ в соответствии с решением комиссии утверждает перечень по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы согласно приложению N 2 муниципальной программы "Качественное жилищно-коммунальное обслуживание городского округа город Салават Республики Башкортостан" (п. 10);
- - средства из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, распределяются УГХ Администрации г. Салават РБ в соответствии с перечнем многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Качественное жилищно-коммунальное обслуживание городского округа город Салават Республики Башкортостан". На основании справки УГХ Администрации г. Салават РБ главой Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан принимается решение о предоставлении субсидий получателю и издается постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о предоставлении получателю (п. 11);
- - получателями субсидий являются управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее - получатели субсидий) (п. 12);
- - в течение семи дней со дня издания постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан о предоставлении субсидий получателю УГХ Администрации г. Салават РБ уведомляет получателя субсидий о принятии такого решения с указанием объема предоставленных средств, предусмотренных на замену и модернизацию лифтов конкретного многоквартирного дома (п. 13);
- - оплата работ осуществляется на основании актов приемки выполненных работ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, согласованных с УГХ Администрации г. Салават РБ и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья или выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, когда субсидии используются на выплату аванса на проведение работ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (п. 17).
Порядком привлечения подрядных организаций урегулирован порядок привлечения товариществом собственников жилья либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтов (посредством проведения конкурса).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Салават, ул. Губкина, д. 10 от 28.03.2014 (т. 1, л.д. 103-105), в числе прочих, были приняты решения: об участии в муниципальной адресной программе Республики Башкортостан по проведению работ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы многоквартирного дома на период 2011-2015 гг. городского округа город Салават; о проведении работ по замене лифтов в МКД N 10 по ул. Губкина в количестве трех штук, сметной стоимостью 4 185 000 руб.; об установлении доли финансирования капитального ремонта за счет средств собственников помещений в размере не менее 5% от общей стоимости планируемых работ, что составляет 241 000 руб.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (подрядчиком) 02.10.2015 был подписан договор подряда N 14/54П (т. 1, л.д. 111-114), в соответствии с которым заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства по выполнению в установленный срок работ по замене лифтов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, г. Салават, ул. Губкина, 10 (1, 2, 3 подъезды). Общая стоимость работ, выполняемых подрядчиком, определена сторонами данной сделки в размере 4 466 300 руб., с учетом 18% налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Между открытым акционерным обществом "Карачаровский механический завод" (поставщиком) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (покупателем) 08.10.2014 подписан договор поставки N 148/10-02П (т. 1, л.д. 115-117) в соответствии с которым поставщик принял на себя обязательства изготовить на основе переданной покупателем и согласованной с поставщиком технической документации, и передать в собственность поставщика продукцию технического назначения на условиях, согласованных сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, а покупатель принял на себя обязательства принять и оплатить поставленную продукцию.
Из содержания спецификации 08.10.2014 N 1 к договору от 08.10.2014 N 148/10-02П (т. 1, л.д. 118) усматривается, что стороны сделки определили следующие ее условия: наименование продукции - лифт пассажирский 400411 КП (Е30); технические данные (грузоподъемность, скорость подъема, количество остановок, высота подъема) - 400 кг, V - 1,0 м/с, на 9 ост, Н - 22,4 м; отделка, комплектность, особые условия; количество (шт.) - 3; цена без НДС (за единицу) - 577 414,94 руб.; сумма без НДС - 1 732 244,82 руб.; НДС (руб.) - 311 804,07 руб.; сумма с НДС (руб.) - 2 044 048,89 руб.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Салават, ул. Губкина, д. 10 от 15.10.2014 (т. 1, л.д. 106, 107), приняты решения: об утверждении порядка финансирования работ по замене лифтов: за счет средств бюджетных ассигнований в размере 4 244 300 руб., в том числе: средства бюджета Республики Башкортостан - 1 410 000 руб., средства бюджета муниципального образования - 2 834 300 руб., средства собственников - 222 000 руб.; об утверждении сметы расходов на замену и модернизацию лифтов в МКД N 10 по ул. Губкина, в количестве трех штук, сметной стоимостью 4 466 300 руб. В данном протоколе также содержится упоминание о получении от администрации ГО г. Салават РБ уведомления, согласно постановлению от 02.10.2014 N 2061-п о предоставлении субсидий на финансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы и о выделении предусмотренных на проведение капитального ремонта денежных средств, и открытии управляющей организацией ООО "Жилуправление N 8", расчетного счета.
Согласно утвержденному обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" локальному сметному расчету (локальной смете) (т. 1, л.д. 108-110), стоимость одного лифта пассажирского 4-0411 КП (Е30) со скоростью движения кабины до 1 м/с, грузоподъемностью 400 кг, с количеством остановок 9, составила 681 349,63 руб., общая стоимость трех лифтов составила 2 044 048,9 руб. В качестве обоснования данной стоимости указана спецификация от 08.10.2014 N 1 к договору от 08.10.2014 N 148/10-02П (раздел 4 "Материалы и оборудование", т. 1, л.д. 109).
Обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8", на основании постановления главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 02.10.2014 N 2016-п "О предоставлении субсидий на финансирование расходов по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы" соответственно были поданы заявки:
- - от 16.10.2014 N 1 на сумму 2 834 300 руб. (средства бюджета муниципального образования) (т. 1, л.д. 119);
- - от 16.10.2014 N 2 на сумму 1 410 000 руб. (средства бюджета Республики Башкортостан).
Указанные заявки согласованы должностными лицами - администрации ГО г. Салават РБ, УГХ администрации г. Салават РБ, финансового управления администрации ГО г. Салават.
Платежными поручениями от 06.11.2014 N 18977 (т. 1, л.д. 121) и от 06.11.2014 N 18978 (т. 1, л.д. 122) УГХ администрации г. Салавата РБ, через ФУ администрации ГО г. Салават обществу с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" были перечислены соответственно суммы 2 834 300 руб. и 1 410 000 руб., с формулировками платежей "Безвозмездн. перечис-я (замена и модернизация лифтов по ул. Губкина, д. 10) согласно пост-я от 02.10.14 N 2061-п НДС не предус".
ООО "Жилуправление N 8" и ООО "Жилкомсервис" 10.12.2014 были подписаны унифицированные формы N N КС-2, КС-3 (т. 1, л.д. 125-127; 124 соответственно).
При этом в разделе 4 унифицированной формы N КС-2 "Материалы и оборудование" (т. 1, л.д. 126) стоимость одного лифта пассажирского 4-0411 КП (Е30) со скоростью движения кабины до 1 м/с, грузоподъемностью 400 кг, с количеством остановок 9, составила 681 349,6 руб., общая стоимость трех лифтов составила 2 044 049 руб. В качестве обоснования данной стоимости указана спецификация от 08.10.2014 N 1 к договору от 08.10.2014 N 148/10-02П.
Согласно унифицированной форме N 3, общая стоимость работ и затрат составила 4 466 300 руб., с учетом налога на добавленную стоимость.
Обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" 10.12.2014 был выставлен счет-фактура N 378 (т. 1, л.д. 113) на оплату стоимости монтажа лифтов по договору N 14/54П от 02.10.2014 в г. Салават, по адресу ул. Губкина, д. 10 (1, 2. 3 подъезды), на сумму 3 785 000 руб. (без учета НДС), 681 300 руб. (НДС), всего с учетом налога на добавленную стоимость, - на сумму 4 466 300 руб.
Должностным лицом КРУ Минфина РБ была проведена проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан Управлению городского хозяйства администрации городского округа город Салават республики Башкортостан.
Результаты проведенной проверки оформлены актом от 11.09.2015 N 144-2-2-15 (т. 1, л.д. 12-14), в котором в частности (т. 1, л.д. 14, оборот), в отношении ООО "Жилуправление N 8" указано следующее: "...Проверкой актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по ф. КС-3, и контрольным обмером фактически выполненных объемов работ с последующим сравнением с объемами, запроцентованными по акту приемки выполненных работ формы КС-2 от 10.12.2014 года N 1 установлено, что в стоимость лифта пассажирского включена НДС дважды и переплата составила в сумме 367 929 рублей (акт контрольного обмера и снятия завышенной стоимости выполненных работ от 04.09.2015 года N 2 прилагается). Таким образом, заказчиком допущено неправомерное использование субсидий на софинансирование расходов по замене и модернизации лифтов в многоквартирном доме по ул. Губкина, д. 10 в городском округе город Салават Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан на общую сумму 367 929 руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан на сумму 116 266 руб., за счет средств бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на сумму 233 267 руб., за счет средств собственников жилья на сумму 18 396 рублей по КБК 0501\\732\\07\\1\\7234\\810\\242\\РП305-11_1\\РГ-А-1300\\2.00.000.000\\011-1112".
В этой связи истцом ответчику было направлено претензионное письмо от 27.11.2015 N 1772 (т. 1, л.д. 15, 16), оставленное обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" без удовлетворения (т. 1, л.д. 16, оборот).
УГХ администрации г. Салавата РБ, полагая, что у общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" возникло неосновательное обогащение, складывающееся из сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных: за счет средств бюджета Республики Башкортостан на сумму 116 266 руб.; за счет средств бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на сумму 233 267 руб.; за счет средств собственников жилья (учитывая, что доля городского округа г. Салават, как собственника жилья, составляет 3,24%, - расчет, т. 1, л.д. 10) на сумму 597 руб., - обратилось с иском о взыскании стоимости неосновательного обогащения в размере 350 130 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 729,36 руб.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, исходит из следующего.
Исковые требования УГХ администрации г. Салавата РБ мотивирует исключительно, ссылками на п. 1 ст. 1102 и ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В рассматриваемой ситуации, по мнению УГХ администрации г. Салавата РБ, неосновательным обогащением ООО "Жилуправление N 8" является сумма налога на добавленную стоимость.
Между тем, истец не учитывает следующее.
Налог на добавленную стоимость, исходя из условий главы 21 налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является косвенным налогом.
Применительно к рассматриваемой ситуации, исходя из условий пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Применительно к пункту 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение в рассматриваемой ситуации производится по налоговой ставке 18 процентов, при реализации обществу с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно п. 1 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 166 НК РФ).
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 4 ст. 166 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов) (п. 2 ст. 168 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой (п. 1 ст. 173 НК РФ).
В силу условий пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, относящийся к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ), является одним из доходов федерального бюджета, и собственно, не может являться неосновательным обогащением субъекта предпринимательской деятельности, коим является в данном случае общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8".
Доказательств того, что ООО "Жилуправление N 8" предъявило к вычету (к возмещению) сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в составе цены товара (выполненных работ, оказанных услуг), и оплаченную за счет средств субсидий, не имеется.
Указание обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" в локальном сметном расчете (локальной смете), в разделе 4 "Материалы и оборудование" стоимости лифтов за единицу продукции в размере 681 349,63 руб., с учетом налога на добавленную стоимость, и итоговой стоимости трех лифтов в общей сумме 2 044 048,9 руб., в данном случае не имеет значения, и не свидетельствует о получении обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" неосновательного обогащения.
Прежде всего, соответствующая цена лифта за единицу продукции была сообщена ответчику Карачаровским механическим заводом (изготовителем лифтов) при запросе обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" стоимости лифтового оборудования по состоянию на сентябрь 2014 года (т. 1, л.д. 77), - что соответствовало целям, оговоренным в Порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по замене и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы (приложение N 2 к постановлению администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 16.09.2014 N 1930-п).
При этом в реальности, какого-либо излишнего, либо "двойного" включения налога на добавленную стоимость, в стоимость лифтов, в реальности не произошло, что следует в частности, из содержания спецификации от 08.10.2014 N 1 к договору от 08.10.2014 N 148/10-02П (т. 1, л.д. 118), в соответствии с которой, цена лифта за единицу продукции, составила без учета НДС 577 414,94 руб., общая стоимость трех лифтов (без учета НДС) составила 1 732 244,82 руб., общая сумма налога на добавленную стоимость составила 311 804,82 руб., а, общая стоимость трех лифтов с учетом налога на добавленную стоимость составила 2 044 048,89 руб., - то есть, сумму, равнозначную приведенной обществом с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" в упомянутом выше, локальном сметном расчете (локальной смете).
Равнозначные суммы также приведены в разделе 4 "Материалы и оборудование" (т. 1, л.д. 126) унифицированной формы N КС-2.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8", со своей стороны, перечислило обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" следующие суммы по договору подряда от 02.10.2014 N 14/54П (с учетом налога на добавленную стоимость): 1 339 890 руб. - платежным поручением от 10.11.2014 N 142 (т. 1, л.д. 146); 3 119 204 руб. - платежным поручением от 26.11.2014 N 149 (т. 1, л.д. 147); 7206 руб. - платежным поручением от 30.12.2014 N 150 (т. 1, л.д. 148).
Общая сумма произведенных платежей составила 4 466 300 руб., - то есть в пределах выделенных средств субсидирования, и в пределах стоимости выполненных подрядных работ.
Соответственно неосновательное обогащение у общества с ограниченной ответственностью "Жилуправление N 8" отсутствует.
Помимо данного, право требовать от ответчика уплаты в качестве возврата сумм "неосновательного обогащения" средств, выделенных из регионального бюджета Республики Башкортостан, у УГХ администрации ГО г. Салават РБ, отсутствует в любом случае.
Также документально истец не подтвердил то, что доля городского округа г. Салават, как собственника жилья в жилом доме по ул. Губкина, 10, составляет 3,24%.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу N А07-2855/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан, - судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в рамках указанного дела был рассмотрен спор по иным основаниям.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал УГХ администрации ГО г. Салават РБ в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе не имеют значения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года по делу N А07-2660/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)