Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что осуществляли педагогическую деятельность в сельской местности, однако предоставление льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг прекратилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2016 г. гражданское дело по иску Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Кутлумухаметовой Р.Н. на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Ткаченко Н.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, полагавшей судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Секретова Р.С. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также - ГУФСИН России по Республике Башкортостан), Федеральному казенному учреждению "Стерлитамакская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" (далее также - ФКУ "Стерлитамакская воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан") о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
В обоснование заявленных требований Секретова Р.С. указала, что с 28 августа 1978 г. до 1994 года работала педагогом в <...> воспитательно-трудовой колонии N 1 Управления исправительно-трудовых учреждений министерства внутренних дел Башкирской АССР (далее также - <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР). В 1994 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Захарова А.И. обратилась в суд с аналогичным иском.
В обоснование заявленных требований Захарова А.И. указала, что с 25 октября 1982 г. по 26 августа 2006 г. работала педагогом в <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР. В 2006 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Ванзонок Н.А. обратилась в суд с аналогичным иском.
В обоснование заявленных требований Ванзонок Н.А. указала, что с 12 августа 1974 г. по 1 сентября 2009 г. работала педагогом в <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР. В 2009 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Определением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 г. исковые заявления Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. объединены в одно производство.
В дополнительном исковом заявлении Секретова Р.С., Захарова А.И., Ванзонок Н.А. предъявили исковые требования к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, просили признать за ними право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и обязать ответчиков предоставлять им компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме. Кроме того, заявители просили взыскать с ответчиков понесенные расходы за период с октября 2009 года по октябрь 2012 года на оплату тепловой и электроэнергии и коммунальных услуг: в пользу Секретовой Р.С. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 93 909 руб. 41 коп., в пользу Захаровой А.И. - 46 826 руб., и судебные расходы.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 3 июля 2013 г. исковые требования удовлетворены. За Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. признано право на получение мер социальной поддержки и возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 октября 2012 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 93 909 руб. 41 коп., в пользу Захаровой А.И. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 46 826 руб. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя - 3500 руб., в пользу Захаровой А.И. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплате услуг представителя - 3500 руб., в пользу Ванзонок Н.А. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб. В иске Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 марта 2014 г. решение суда первой инстанции изменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. в пользу Секретовой Р.С. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 93 909 руб. 41 коп. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. в пользу Секретовой Р.С. - 29 140 руб. 19 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 76 234 руб. 49 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 г. решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 3 июля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 марта 2014 г. в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с 1 октября 2012 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно представляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 33 634 руб. 02 коп., в пользу Захаровой А.И. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 51 584 руб. 68 коп., в пользу Ванзонок Н.А. компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 66 387 руб. 46 коп. В удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г. решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Кутлумухаметовой Р.Н. ставится вопрос об отмене решения Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г., как незаконных в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства финансов Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 26 января 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 20 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истцы Секретова Р.С., Ванзонок Н.А., представители ответчиков ФСИН России, Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федерального казначейства Российской Федерации, ГУФСИН России по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили. Истец Захарова А.И. в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явилась, направила письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражает несогласие с приведенными в жалобе доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений в обжалуемой части.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Секретова Р.С., Захарова А.И., Ванзонок Н.А. осуществляли педагогическую деятельность в ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан" (ранее - <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР) и проработали в указанном учреждении в качестве педагогов: Секретова Р.С. - с 28 августа 1978 г. по 1994 год, Захарова А.И. - с 25 октября 1982 г. по 29 августа 2006 г., Ванзонок Н.А. - с 12 августа 1974 г. по 1 сентября 2009 г.
ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан" расположена в сельской местности и финансируется из федерального бюджета. Истцы совместно с членами их семей зарегистрированы и проживают в селе <...> <...> района Республики <...>.
Судом также установлено, что с 2005 года педагогическим работникам ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике <...>", являющимся пенсионерами, не предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, суд первой инстанции исходил из того, что право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения у истцов как пенсионеров, проживающих в сельском населенном пункте, возникло в период работы в федеральном государственном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности. Ссылаясь на нормы, регулирующие порядок предоставления социальных гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, принимая во внимание, что из федерального бюджета денежные средства на реализацию указанных льгот Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан не выделялись, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суммы компенсационных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу истцов подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. При этом суд первой инстанции указал, что отсутствие установленного законодательством порядка возмещения таких расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне не является основанием для умаления прав истцов как пенсионеров из числа педагогических работников сельской местности, на получение компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций о наличии у Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 г., предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963) названным категориям работников установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (пункт 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963).
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее соответственно - работники, организации, ежемесячная компенсация). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Таким образом, действующими нормативными положениями предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с этим в отсутствие правового регулирования спорных отношений оснований для признания за истцами Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А., как проживающими и ранее работавшими в федеральном государственном образовательном учреждении в сельской местности, права на получение мер социальной поддержки и возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не имеется.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела допущены и другие нарушения норм права.
Так, судебными инстанциями при разрешении спора не принято во внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 1).
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пункт 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации).
Обжалуемыми судебными постановлениями на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов по оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно предоставляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением.
Между тем названным Положением либо другими нормативными правовыми актами на Министерство финансов Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальный поддержки, в том числе путем компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
В силу пунктов 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
По смыслу приведенного правового регулирования, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает заявительный порядок исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, требующий подачи соответствующего заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а само исполнение таких судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Однако судебными инстанциями приведенное нормативно-правовое регулирование не было принято во внимание и не учтено, что возложение на Министерство финансов Российской Федерации обязанности предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно предоставляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением, противоречит установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, выдаваемых на основании вступившего в законную силу судебного постановления по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а также противоречит утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, регламентирующему полномочия Министерства финансов Российской Федерации как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на указанное министерство функций.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А., заявленных к Министерству финансов Российской Федерации, о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации нельзя признать законными. Они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления в части и не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г. в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.05.2016 N 49-КГ16-3
Требование: О признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что осуществляли педагогическую деятельность в сельской местности, однако предоставление льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг прекратилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. N 49-КГ16-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2016 г. гражданское дело по иску Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации
по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Кутлумухаметовой Р.Н. на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации Ткаченко Н.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, полагавшей судебные постановления подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Секретова Р.С. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также - ГУФСИН России по Республике Башкортостан), Федеральному казенному учреждению "Стерлитамакская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" (далее также - ФКУ "Стерлитамакская воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан") о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
В обоснование заявленных требований Секретова Р.С. указала, что с 28 августа 1978 г. до 1994 года работала педагогом в <...> воспитательно-трудовой колонии N 1 Управления исправительно-трудовых учреждений министерства внутренних дел Башкирской АССР (далее также - <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР). В 1994 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Захарова А.И. обратилась в суд с аналогичным иском.
В обоснование заявленных требований Захарова А.И. указала, что с 25 октября 1982 г. по 26 августа 2006 г. работала педагогом в <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР. В 2006 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Ванзонок Н.А. обратилась в суд с аналогичным иском.
В обоснование заявленных требований Ванзонок Н.А. указала, что с 12 августа 1974 г. по 1 сентября 2009 г. работала педагогом в <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР. В 2009 году она вышла на пенсию. До 2004 года ей как сельскому педагогу предоставлялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением. С 2005 года льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг ей не предоставляются и не компенсируются.
Определением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 г. исковые заявления Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. объединены в одно производство.
В дополнительном исковом заявлении Секретова Р.С., Захарова А.И., Ванзонок Н.А. предъявили исковые требования к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан, просили признать за ними право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и обязать ответчиков предоставлять им компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме. Кроме того, заявители просили взыскать с ответчиков понесенные расходы за период с октября 2009 года по октябрь 2012 года на оплату тепловой и электроэнергии и коммунальных услуг: в пользу Секретовой Р.С. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 93 909 руб. 41 коп., в пользу Захаровой А.И. - 46 826 руб., и судебные расходы.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 3 июля 2013 г. исковые требования удовлетворены. За Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. признано право на получение мер социальной поддержки и возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 октября 2012 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 93 909 руб. 41 коп., в пользу Захаровой А.И. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. - 46 826 руб. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплату услуг представителя - 3500 руб., в пользу Захаровой А.И. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб., расходы на оплате услуг представителя - 3500 руб., в пользу Ванзонок Н.А. взысканы расходы на уплату государственной пошлины 200 руб. В иске Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 марта 2014 г. решение суда первой инстанции изменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. в пользу Секретовой Р.С. - 46 817 руб. 11 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 93 909 руб. 41 коп. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2009 г. по 1 октября 2012 г. в пользу Секретовой Р.С. - 29 140 руб. 19 коп., в пользу Ванзонок Н.А. - 76 234 руб. 49 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 г. решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 3 июля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 марта 2014 г. в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с 1 октября 2012 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно представляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Секретовой Р.С. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 33 634 руб. 02 коп., в пользу Захаровой А.И. взыскана компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 51 584 руб. 68 коп., в пользу Ванзонок Н.А. компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 1 октября 2012 г. по 28 февраля 2015 г. - 66 387 руб. 46 коп. В удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г. решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства финансов Российской Федерации Кутлумухаметовой Р.Н. ставится вопрос об отмене решения Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г., как незаконных в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства финансов Российской Федерации судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. 26 января 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 20 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истцы Секретова Р.С., Ванзонок Н.А., представители ответчиков ФСИН России, Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Федерального казначейства Российской Федерации, ГУФСИН России по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили. Истец Захарова А.И. в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явилась, направила письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражает несогласие с приведенными в жалобе доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений в обжалуемой части.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Секретова Р.С., Захарова А.И., Ванзонок Н.А. осуществляли педагогическую деятельность в ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан" (ранее - <...> ВТК-1 УИТУ МВД БАССР) и проработали в указанном учреждении в качестве педагогов: Секретова Р.С. - с 28 августа 1978 г. по 1994 год, Захарова А.И. - с 25 октября 1982 г. по 29 августа 2006 г., Ванзонок Н.А. - с 12 августа 1974 г. по 1 сентября 2009 г.
ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике Башкортостан" расположена в сельской местности и финансируется из федерального бюджета. Истцы совместно с членами их семей зарегистрированы и проживают в селе <...> <...> района Республики <...>.
Судом также установлено, что с 2005 года педагогическим работникам ФКУ "<...> воспитательная колония ГУФСИН России по Республике <...>", являющимся пенсионерами, не предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, суд первой инстанции исходил из того, что право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения у истцов как пенсионеров, проживающих в сельском населенном пункте, возникло в период работы в федеральном государственном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности. Ссылаясь на нормы, регулирующие порядок предоставления социальных гарантий педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, принимая во внимание, что из федерального бюджета денежные средства на реализацию указанных льгот Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан не выделялись, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суммы компенсационных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг в пользу истцов подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. При этом суд первой инстанции указал, что отсутствие установленного законодательством порядка возмещения таких расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне не является основанием для умаления прав истцов как пенсионеров из числа педагогических работников сельской местности, на получение компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций о наличии у Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 г., предусматривалось, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963) названным категориям работников установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (пункт 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные образовательные организации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963).
Этим же постановлением утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее соответственно - работники, организации, ежемесячная компенсация). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
Таким образом, действующими нормативными положениями предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В связи с этим в отсутствие правового регулирования спорных отношений оснований для признания за истцами Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А., как проживающими и ранее работавшими в федеральном государственном образовательном учреждении в сельской местности, права на получение мер социальной поддержки и возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не имеется.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела допущены и другие нарушения норм права.
Так, судебными инстанциями при разрешении спора не принято во внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (пункт 1).
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пункт 5.6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации).
Обжалуемыми судебными постановлениями на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов по оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно предоставляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением.
Между тем названным Положением либо другими нормативными правовыми актами на Министерство финансов Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальный поддержки, в том числе путем компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
В силу пунктов 1, 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
По смыслу приведенного правового регулирования, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает заявительный порядок исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, требующий подачи соответствующего заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а само исполнение таких судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
Однако судебными инстанциями приведенное нормативно-правовое регулирование не было принято во внимание и не учтено, что возложение на Министерство финансов Российской Федерации обязанности предоставлять с 1 марта 2015 г. Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации на основании ежемесячно предоставляемых Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением, противоречит установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, выдаваемых на основании вступившего в законную силу судебного постановления по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, а также противоречит утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, регламентирующему полномочия Министерства финансов Российской Федерации как главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на указанное министерство функций.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А., заявленных к Министерству финансов Российской Федерации, о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации нельзя признать законными. Они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления в части и не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 20 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 июня 2015 г. в части удовлетворения исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Секретовой Р.С., Захаровой А.И., Ванзонок Н.А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)