Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - Жемчуев Я.И. (доверенность от 11.01.2016),
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N ТАвз-213263 от 29.05.2015, выданного Государственной жилищной инспекцией по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Государственная жилищная инспекция Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате внепланового контрольно-надзорного мероприятия, проведенного Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании обращения, поступившего в государственную жилищную инспекцию Самарской области (вх. N 25668-ц от 16.12.2014), по соблюдению ООО "УК N 2 ЖКХ" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26.
Заявителю было выдано Предписание N ТАвз-213263 от 29.05.2015 г., которым предписано в срок до 29.08.2014 г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы (платежные документы), подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26 в соответствии с требованиями п. 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и с учетом ограничений установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Указанное предписание получено ООО "УК N 2 ЖКХ" по почте 09.06.2015 г.
Как следует из предписания, максимально допустимые объемы коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для данного дома, рассчитанные исходя из нормативов, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. составляют 10 969,922 кВт на весь дом (норматив 4,91 кВтч на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26, что также подтверждается представленными заинтересованным лицом суду первой инстанции материалами внеплановой, документарной проверки, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции установил, что на основании Распоряжения N ТАвз-213263 от 27.04.2015 г. и.о.руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Ерофеевой С.П. по обращению N 6930/1-ц от 17.04.2015 г., проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме (далее-МКД) по адресу: г. Тольятти, проспект Степана Разина, д. 26, находящегося в управлении и обслуживаемого ООО "УК N 2 ЖКХ".
Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверке юридического лица и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены заказным письмом с уведомлением и получены заявителем, о чем свидетельствуют уведомления о вручении с отметками в получении, что подтверждается материалами дела.
Из представленных, к проведению проверки, ООО "УК N 2 ЖКХ" документов следует, что в многоквартирном доме N 26, по пр-ту. Степана Разина, г. Тольятти установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее "Правила N 354").
Заявитель со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ N 491 указывает, что технические помещения относятся к общему имуществу дома и для их обслуживания необходимо, чтобы данные помещения были освещены.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Жилищный кодекс Российской Федерации определение порядка начисления платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относит.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь - декабрь 2014 г., январь - апрель 2015 г., выставленным потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, пр-т. Степана Разина, д. 26 (по кв. 6, 147, 334) порядок расчета за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, в январе, феврале 2015 г., не соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Уборочная площадь мест общего пользования дома N 26, по ул. Степана Разина, г. Тольятти, согласно представленного Технического паспорта, составляет - 2 234,2 м{\super 2.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией, собственниками не принималось.
В соответствии с пунктом 36 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые вступили в силу с 01.06.2013).
Согласно указанным изменениям (пункт 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Кроме того, Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
При этом в пункте 27 Приложения к указанным Правилам приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, следовательно, и при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что доводы заявителя об отсутствии в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться предусмотренным законом основанием для признания Предписания N ТЦр-98 от 28.01.2015 недействительным.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 года N АКПИ 13-205.
Кроме того, в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 рекомендовано для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответственно: от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по, холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
Заявителем не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных в рамках данного дела требований.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - "Правила N 306"). При этом в п. 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирных жилых домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Поэтому ссылки заявителя об отсутствии в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что не могут являться основанием для признания Предписания жилищной инспекции неправомерным.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на общедомовые нужды помимо площади которые учтены при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги установленные "Правилами N 354 и N 306".
Аналогичная позиция изложена в постановлении АС Поволжского округа от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2016 N 11АП-18678/2015 ПО ДЕЛУ N А55-21211/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу N А55-21211/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - Жемчуев Я.И. (доверенность от 11.01.2016),
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N ТАвз-213263 от 29.05.2015, выданного Государственной жилищной инспекцией по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "УК N 2 ЖКХ" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Государственная жилищная инспекция Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате внепланового контрольно-надзорного мероприятия, проведенного Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании обращения, поступившего в государственную жилищную инспекцию Самарской области (вх. N 25668-ц от 16.12.2014), по соблюдению ООО "УК N 2 ЖКХ" жилищного законодательства РФ в части правомерности порядка расчета и внесения платы за электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26.
Заявителю было выдано Предписание N ТАвз-213263 от 29.05.2015 г., которым предписано в срок до 29.08.2014 г. устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы (платежные документы), подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно:
- производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26 в соответствии с требованиями п. 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и с учетом ограничений установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Указанное предписание получено ООО "УК N 2 ЖКХ" по почте 09.06.2015 г.
Как следует из предписания, максимально допустимые объемы коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для данного дома, рассчитанные исходя из нормативов, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. составляют 10 969,922 кВт на весь дом (норматив 4,91 кВтч на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Тольятти, пр-т Степана Разина, д. 26, что также подтверждается представленными заинтересованным лицом суду первой инстанции материалами внеплановой, документарной проверки, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции установил, что на основании Распоряжения N ТАвз-213263 от 27.04.2015 г. и.о.руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Ерофеевой С.П. по обращению N 6930/1-ц от 17.04.2015 г., проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме (далее-МКД) по адресу: г. Тольятти, проспект Степана Разина, д. 26, находящегося в управлении и обслуживаемого ООО "УК N 2 ЖКХ".
Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверке юридического лица и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены заказным письмом с уведомлением и получены заявителем, о чем свидетельствуют уведомления о вручении с отметками в получении, что подтверждается материалами дела.
Из представленных, к проведению проверки, ООО "УК N 2 ЖКХ" документов следует, что в многоквартирном доме N 26, по пр-ту. Степана Разина, г. Тольятти установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее "Правила N 354").
Заявитель со ссылкой на ст. 36 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ N 491 указывает, что технические помещения относятся к общему имуществу дома и для их обслуживания необходимо, чтобы данные помещения были освещены.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Жилищный кодекс Российской Федерации определение порядка начисления платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относит.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за ноябрь - декабрь 2014 г., январь - апрель 2015 г., выставленным потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, пр-т. Степана Разина, д. 26 (по кв. 6, 147, 334) порядок расчета за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, в январе, феврале 2015 г., не соответствует требованиям п. 44 "Правил N 354", поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г.
Уборочная площадь мест общего пользования дома N 26, по ул. Степана Разина, г. Тольятти, согласно представленного Технического паспорта, составляет - 2 234,2 м{\super 2.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией, собственниками не принималось.
В соответствии с пунктом 36 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые вступили в силу с 01.06.2013).
Согласно указанным изменениям (пункт 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Кроме того, Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
При этом в пункте 27 Приложения к указанным Правилам приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, следовательно, и при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что доводы заявителя об отсутствии в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться предусмотренным законом основанием для признания Предписания N ТЦр-98 от 28.01.2015 недействительным.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 года N АКПИ 13-205.
Кроме того, в Письме Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 рекомендовано для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответственно: от 27.05.2013 N 89 и от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по, холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
Заявителем не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных в рамках данного дела требований.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - "Правила N 306"). При этом в п. 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирных жилых домов и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Поэтому ссылки заявителя об отсутствии в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27.08.2012 г. указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что не могут являться основанием для признания Предписания жилищной инспекции неправомерным.
Кроме того, правом определения и утверждения состава помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, наделены только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поэтому использование дополнительных площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах при расчетах объемов коммунальных услуг на общедомовые нужды помимо площади которые учтены при установлении нормативов, нарушают единообразие в толковании и применении норм определения размера платы за коммунальные услуги установленные "Правилами N 354 и N 306".
Аналогичная позиция изложена в постановлении АС Поволжского округа от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2015 года по делу N А55-21211/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)