Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 15АП-20687/2015 ПО ДЕЛУ N А32-11805/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N 15АП-20687/2015

Дело N А32-11805/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" - Казанова Ю.В. по доверенности от 27.10.2015 N 1218;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.10.2015 по делу N А32-11805/2015, принятое судьей Маркиной Т.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
об оспаривании предписания и акта проверки,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" (далее - ООО "Южная управляющая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене акта проверки от 02.03.2015 N 001303 и предписания об устранении выявленных нарушений от 02.03.2015 N 001056.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2015 в части оспаривания акта проверки производство по делу прекращено. Оспариваемое предписание признано недействительным. С инспекции в пользу общества взыскано 3 000 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что указание административного органа на необходимость исчисления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, исходя из площади общего имущества многоквартирного дома, противоречит действующему законодательству, поскольку при наличии исправных общедомовых и индивидуальных приборов учета расчет должен производиться за фактическое потребление на основании приборов учета. Суд установил, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на превышение объема коммунальной услуги на общедомовые нужды над объемом коммунальной услуги, рассчитанном исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Также суд указал, что оспариваемое предписание не содержит указаний на тариф, который подлежит применению при пересчете размера платы за коммунальную услугу, что свидетельствует о неисполнимости предписания.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указала, что управляющая компания распределяет между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда без изменения, сославшись на то, что согласно протоколу общего заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме от 10.11.2010 утвержден договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. Согласно пункту 4.1 договора плата за коммунальные услуги включает в себя оплату потерь за холодное и горячее водоснабжение, соответственно, по мнению общества, собственники выразили свою волю на распределение объема коммунальной услуги в размере, превышающем объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Также общество ссылается на нарушение административным органом порядка проведения проверки, выразившегося в неуведомлении о дате и времени оформления акта проверки, что является грубым процессуальным нарушением, существенно нарушающим права и законные интересы юридического лица. Отсутствие гербовой печати свидетельствует о недействительности предписания.
В составе суда после отложения судебного разбирательства произведена замена находящейся в отпуске судьи Гуденица Т.Г. на судью Илюшина Р.Р., рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки от 06.02.2015 N 520, принятого с целью рассмотрения обращения о фактах нарушения прав потребителей многоквартирного жилого дома N 15 по улице им. Карякина в городе Краснодаре, выражающихся в несоблюдении установленных требований, предъявляемых к установлению размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, в отношении общества проведена проверки, результаты которой оформлены актом проверки от 02.03.2015 N 001303.
Согласно акту проверки административным органом установлено, что обществом распределяется весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в том числе превышающий значение объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из установленного норматива потребления коммунальной услуги, в отсутствие решения общего собрания о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя нормативов потребления коммунальной услуги.
По факту выявленного нарушения обществу выдано предписание от 02.03.2015 N 001056, согласно которому заявитель обязывался устранить допущенное нарушение путем перерасчета платы за холодное водоснабжение с марта 2014 года по январь 2015 года в соответствии с действующим законодательством. Срок исполнения предписания установлен до 08.04.2015.
Не согласившись с актом проверки и предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу в части оспаривания акта проверки, суд первой инстанции установил, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем данное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В указанной части судебный акт является законным и обоснованным, поскольку акт проверки не является властным предписанием, порождающим юридические последствия, являясь по существу документом, содержащим данные о фактических обстоятельствах, имеющих значение для дела (доказательством по делу).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- - плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- - взнос на капитальный ремонт;
- - плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, с учетом положений пункта 44 Правил N 354, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае утверждены Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп (далее - Приказ РЭК от 31.08.2012 N 2/2012-нп).
В соответствии с Приложением N 4.5 к Приказу РЭК от 31.08.2012 N 2/2012-нп норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением составляет 0,033 м3 в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно техническому паспорту многоквартирного дома по ул. им. Карякина в городе Краснодаре общая площадь мест общего пользования составляет 6 676,1 кв. м (том 1, л.д. 19-21).
Таким образом, исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, равной 6 676,1 кв. м, объем норматива коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению, подлежащий распределению между собственниками помещений, в месяц составляет произведение установленного норматива 0,033 куб. м и общей площади мест общего пользования 6 676,1 кв. м и равно 220,31 куб. м.
В силу изложенного, учитывая, что согласно материалам дела и акту проверки от 02.03.2015 N 001303 отсутствует протокол общего собрания собственников спорного многоквартирного дома по вопросу распределения объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды в размере превышения нормативного объема, объем распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению не должен превышать вышеуказанных значений, а именно 220,31 куб. м.
Исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно техническому паспорту 26 056,1 кв. м, объем коммунальной услуги на общедомовые нужды по холодному водоснабжению на 1 кв. м площади принадлежащего потребителю помещения не должен превышать 0,008455 куб. м (220,31/26 056,1).
Вместе с тем из материалов дела следует, что согласно квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2014 года, предъявленной к оплате Литвиненко С.Н. (Краснодар, Карякина, 15, кв. 10), объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составил 5,111 куб. м.
Общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 74 кв. м. Таким образом, объем распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению для данного гражданина не должен превышать 0,008455 куб. м * 74 кв. м = 0,625 куб. м (а по квитанции 5,111 куб. м).
Аналогичные нарушения имели место в расчете платы за предоставление коммунальных услуг в части распределяемого объема коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды по другим жилым помещениям и периодам (том 1, л.д. 133-164).
Таким образом, административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом расчет распределяемого между собственниками помещений объема коммунальных услуг на общедомовые нужды по холодному водоснабжению осуществляется в нарушение требований пункта 44 Правил N 354.
Оспариваемым предписанием от 02.03.2015 N 001056 ясно описано данное нарушение и указан конкретный способ устранения допущенного нарушения - произвести расчет платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, в соответствие с пунктом 44 Правил N 354 (ссылка на данную норму - в разделе предписания "Перечень нарушенных нормативно-правовых и технических документов). Соответствующая формула расчета и предел объема распределяемых коммунальных услуг на общедомовые нужды (при отсутствии протокола общего собрания, которым подтверждается решение собственников помещений о распределении всего объема, в том числе превышающего объем, рассчитанный исходя из установленных нормативов) подробно изложены в соответствующей правовой норме, зафиксированной в Правилах N 354.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о том, что предписание не соответствует действующим правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя противоречит фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Таким образом, решение суда в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным предписания от 02.03.2015 N 001056 подлежит отмене, в удовлетворении соответствующей части заявленных требований общества надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 октября 2015 года по делу N А32-11805/2015 в обжалуемой части отменить. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Южная управляющая компания" о признании недействительным предписания от 02.03.2015 N 001056 отказать.
В части прекращения производства по делу по требованию о признании недействительным акта проверки от 02.03.2015 N 001303 решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА

Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)