Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Аказинова И.И. по доверенности от 11.01.2016
от ответчика (должника): Теплова А.А. по доверенности от 13.04.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20052/2016) ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2016 по делу N А56-12884/2016 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 10.02.2016 по делу об административном правонарушении N 377/16, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением от 20.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении формулировка выявленных нарушений, дата и место не конкретизированы и не совпадают, что не позволяет сделать однозначный вывод о наличии события административного правонарушения в действиях Общества, о месте и времени совершения правонарушения. Обществом также заявлено ходатайство о снижении размера назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в ходатайстве о снижении размера штрафа, поддержал.
Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения начальника Инспекции Зябко В.М. от 14.01.2016 N 2-р об исполнении поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л. от 13.01.2016 N 26-13-140/16-0-0, в целях обеспечения контроля исполнения требований "Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007 (далее - Правила N 1334), 18.01.2016 должностным лицом Инспекции Кононовичем Е.И. в присутствии представителей Общества Быстрых И.В. и ведущего инженера СПб ГКУ "Жилищное агентство Василеостровского района" Кутлуевой Е.Р. произведен осмотр территории по адресам: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б; В.О., Наличная ул., д. 37, корп. 2, лит. Б; В.О., ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е; В.О., ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А; В.О., ул. Беринга, д. 20, лит. А; В.О., ул. Шевченко, д. 37, лит. А; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. В; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. Г. Составлен акт N 08/354 от 18.01.2016 с применением фотосъемки.
По результатам проведенного Инспекцией осмотра по вышеуказанным адресам выявлено нарушение требований Правил N 1334, а именно:
ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (со стороны ул. Наличной), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры по предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов, не произведена очистка козырьков над входами в лестничные клетки N 1, 2, 3, 4 от снега;
- - в нарушение пунктов 5.7, 5.14.3 Правил N 1334 не произведена расчистка крышек люков и амбразур ливневой канализации на дворовой территории;
- ул. Наличная, д. 37, корп. 2, лит. Б:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (со стороны входов в парадные), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- - в нарушение пунктов 5.7, 5.14.3 Правил N 1334 не произведена расчистка крышек люков и амбразур ливневой канализации на дворовой территории;
- ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (у входа в парадную N 1), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.4, 5.4, 5.6 Правил N 1334 не произведена очистка дворовой территории внутридворового проезда от снега механизированным и ручным способом в полном объеме, в результате чего не произведена уборка снега с проезда до твердого покрытия и удаление снега с прилотковой зоны проезда;
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (у входа в парадную N 1 карнизный свес не очищен от снежных шапок), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Беринга, д. 20, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (карнизный свес не очищен от снежных шапок), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Шевченко, д. 37, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие сосулек и наледи с кровли (со стороны пешеходного тротуара по ул. Шевченко), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Гаванская, д. 47, лит. В:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (карнизный свес не очищен от снежных шапок), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Гаванская, д. 47, лит. Г:
- в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли со стороны лицевого фасада (пешеходной зоны), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества уполномоченным должностным лицом ГЖИ 25.01.2016 составлен протокол N 08/354 об административном правонарушении по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Постановлением ГЖИ от 10.02.2016 по делу об административном правонарушении N 377/16 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявления, признав выводы Инспекции обоснованными.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что управление домами, расположенными по адресам: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б; В.О., Наличная ул., д. 37, корп. 2, лит. Б; В.О., ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е; В.О., ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А; В.О., ул. Беринга, д. 20, лит. А; В.О., ул. Шевченко, д. 37, лит. А; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. В; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. Г., осуществляется Обществом на основании договоров управления N 63-2014-У от 24.03.2014, N 202-2014-У от 03.09.2014, N 195-2014-У от 24.03.2014, N 3-2014-У от 24.03.2014, N 5-2014-У от 24.03.2014, N 9-2014-У от 24.03.2014, N 136-2014-У, N 142-2014-У от 03.09.2014, следовательно, именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию спорных многоквартирных домов, а также уборке территорий, прилегающих к многоквартирным домам.
Как видно из материалов административного дела, оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334, с привлечением к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, которая для юридических лиц составляет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007, устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2.2 Правил N 1334 содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
В силу пункта 2.4 Правил N 1334 механизированная уборка - уборка территорий с применением специальных автомобилей и уборочной техники (снегоочистителей, снегопогрузчиков, пескоразбрасывателей, мусоровозов, машин подметально-уборочных, уборочных универсальных, тротуароуборочных, поливомоечных и иных машин, предназначенных для уборки городов).
Особенности уборки территории Санкт-Петербурга в зимний период установлены разделом 5 Правил N 1334.
Согласно пункту 5.1 Правил N 1334 с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В силу пункта 5.4 Правил N 1334 сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м.
После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия.
Уборка автомобильных дорог регионального значения, включая тротуары, пешеходных зон, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра.
Пунктом 5.6 Правил N 1334 установлено, что снег и наледь, сгребаемые с проезжей части и тротуаров, формируются в снежные валы в прилотковой зоне на удалении не более 1,5 м от бордюрного камня. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны.
Согласно пункту 5.7 Правил N 1334 регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Пунктом 5.14.3 Правил N 1334 установлено, что уборка лотковой зоны в зимнее время должна предусматривать, в том числе, постоянную расчистку крышек люков и амбразур патрубков дождевой канализации, а также раздвижку снежных валов в местах размещения амбразур для обеспечения постоянного отвода талых вод при наступлении оттепели.
Факт нарушения обществом перечисленных требований Правил N 1334 правомерно установлен Инспекцией в ходе проведения проверки, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 18.01.2016 N 08/354 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354.
Доводы апеллянта о том, что место и время административном правонарушении в акте проверки не конкретизированы и содержат расхождения в указанных сведениях, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно материалам административного дела, к акту проверки приложены материалы фотофиксации нарушений с указанием даты и времени съемки. Фотоматериалы являются приложением к акту, иллюстрирующим фактические обстоятельства выявленных нарушений, описанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. На фотографиях имеется дата проведения фотосъемки, которая совпадает с датой проведения осмотра, а также указан адрес, по которому проводилась фотосъемка. Расхождения между содержанием акта проверки от 18.01.2016 N 08/354, протокола об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354 и данными фотофиксации, представленными в материалы дела, отсутствуют. Информация о том, что при проведении проверки осуществлялась фотофиксация выявленных нарушений, отражена в акте проверки от 18.01.2016 N 08/354. Доказательств того, что представленные на фотографии дома не соответствуют указанным в протоколе об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354 и адресам проверяемых домов, находящихся в управлении общества, заявителем не представлено.
Противоречивости, недостоверности, недопустимости перечисленных доказательств, реальных нарушений прав заявителя на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и защиту, равно как и на опровержение этих доказательств, не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заявителем в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 1334 по надлежащему содержанию объектов благоустройства, обеспечению их чистоту, надлежащего физического и технического состояния и безопасности.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлен состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения заявителя к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции части 2 статьи 23 Закона N 273-70, соответствует тяжести правонарушения, степени вины, принципам соразмерности и целям административного наказания. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из объекта посягательства и отсутствия исключительных обстоятельств совершения, оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2016 по делу N А56-12884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 13АП-20052/2016 ПО ДЕЛУ N А56-12884/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 13АП-20052/2016
Дело N А56-12884/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Аказинова И.И. по доверенности от 11.01.2016
от ответчика (должника): Теплова А.А. по доверенности от 13.04.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20052/2016) ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2016 по делу N А56-12884/2016 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Василеостровского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 10.02.2016 по делу об административном правонарушении N 377/16, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением от 20.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении формулировка выявленных нарушений, дата и место не конкретизированы и не совпадают, что не позволяет сделать однозначный вывод о наличии события административного правонарушения в действиях Общества, о месте и времени совершения правонарушения. Обществом также заявлено ходатайство о снижении размера назначенного административного штрафа.
В судебном заседании представитель Общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в ходатайстве о снижении размера штрафа, поддержал.
Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения начальника Инспекции Зябко В.М. от 14.01.2016 N 2-р об исполнении поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л. от 13.01.2016 N 26-13-140/16-0-0, в целях обеспечения контроля исполнения требований "Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007 (далее - Правила N 1334), 18.01.2016 должностным лицом Инспекции Кононовичем Е.И. в присутствии представителей Общества Быстрых И.В. и ведущего инженера СПб ГКУ "Жилищное агентство Василеостровского района" Кутлуевой Е.Р. произведен осмотр территории по адресам: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б; В.О., Наличная ул., д. 37, корп. 2, лит. Б; В.О., ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е; В.О., ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А; В.О., ул. Беринга, д. 20, лит. А; В.О., ул. Шевченко, д. 37, лит. А; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. В; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. Г. Составлен акт N 08/354 от 18.01.2016 с применением фотосъемки.
По результатам проведенного Инспекцией осмотра по вышеуказанным адресам выявлено нарушение требований Правил N 1334, а именно:
ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (со стороны ул. Наличной), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры по предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов, не произведена очистка козырьков над входами в лестничные клетки N 1, 2, 3, 4 от снега;
- - в нарушение пунктов 5.7, 5.14.3 Правил N 1334 не произведена расчистка крышек люков и амбразур ливневой канализации на дворовой территории;
- ул. Наличная, д. 37, корп. 2, лит. Б:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (со стороны входов в парадные), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- - в нарушение пунктов 5.7, 5.14.3 Правил N 1334 не произведена расчистка крышек люков и амбразур ливневой канализации на дворовой территории;
- ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (у входа в парадную N 1), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.4, 5.4, 5.6 Правил N 1334 не произведена очистка дворовой территории внутридворового проезда от снега механизированным и ручным способом в полном объеме, в результате чего не произведена уборка снега с проезда до твердого покрытия и удаление снега с прилотковой зоны проезда;
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (у входа в парадную N 1 карнизный свес не очищен от снежных шапок), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Беринга, д. 20, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (карнизный свес не очищен от снежных шапок), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Шевченко, д. 37, лит. А:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие сосулек и наледи с кровли (со стороны пешеходного тротуара по ул. Шевченко), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Гаванская, д. 47, лит. В:
- - в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли (карнизный свес не очищен от снежных шапок), ограждение опасных зон отсутствует, обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов;
- ул. Гаванская, д. 47, лит. Г:
- в нарушение пунктов 2.2, 5.13 Правил N 1334 не произведено снятие снежных образований с кровли со стороны лицевого фасада (пешеходной зоны), обслуживающей организацией не приняты обязательные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность движения пешеходов.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества уполномоченным должностным лицом ГЖИ 25.01.2016 составлен протокол N 08/354 об административном правонарушении по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Постановлением ГЖИ от 10.02.2016 по делу об административном правонарушении N 377/16 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявления, признав выводы Инспекции обоснованными.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что управление домами, расположенными по адресам: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Нахимова, д. 14/41, лит. А, Б; В.О., Наличная ул., д. 37, корп. 2, лит. Б; В.О., ул. Беринга, д. 26, корп. 3, лит. Е; В.О., ул. Беринга, д. 24, корп. 1, лит. А; В.О., ул. Беринга, д. 20, лит. А; В.О., ул. Шевченко, д. 37, лит. А; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. В; В.О., ул. Гаванская, д. 47, лит. Г., осуществляется Обществом на основании договоров управления N 63-2014-У от 24.03.2014, N 202-2014-У от 03.09.2014, N 195-2014-У от 24.03.2014, N 3-2014-У от 24.03.2014, N 5-2014-У от 24.03.2014, N 9-2014-У от 24.03.2014, N 136-2014-У, N 142-2014-У от 03.09.2014, следовательно, именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию спорных многоквартирных домов, а также уборке территорий, прилегающих к многоквартирным домам.
Как видно из материалов административного дела, оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334, с привлечением к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, которая для юридических лиц составляет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1334 от 16.10.2007, устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 2.2 Правил N 1334 содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
В силу пункта 2.4 Правил N 1334 механизированная уборка - уборка территорий с применением специальных автомобилей и уборочной техники (снегоочистителей, снегопогрузчиков, пескоразбрасывателей, мусоровозов, машин подметально-уборочных, уборочных универсальных, тротуароуборочных, поливомоечных и иных машин, предназначенных для уборки городов).
Особенности уборки территории Санкт-Петербурга в зимний период установлены разделом 5 Правил N 1334.
Согласно пункту 5.1 Правил N 1334 с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
В силу пункта 5.4 Правил N 1334 сдвижка и подметание снега с тротуаров и пешеходных территорий производится сразу после начала снегопада в дневное время; на дворовых, внутриквартальных территориях - не позднее чем через час при условии выпадения снега свыше 0,03 м.
После окончания снегопада указанные территории должны быть убраны не позднее чем через два часа и очищены до твердого покрытия.
Уборка автомобильных дорог регионального значения, включая тротуары, пешеходных зон, дворовых, внутриквартальных территорий производится до 8 часов утра.
Пунктом 5.6 Правил N 1334 установлено, что снег и наледь, сгребаемые с проезжей части и тротуаров, формируются в снежные валы в прилотковой зоне на удалении не более 1,5 м от бордюрного камня. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны.
Согласно пункту 5.7 Правил N 1334 регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
В силу пункта 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Пунктом 5.14.3 Правил N 1334 установлено, что уборка лотковой зоны в зимнее время должна предусматривать, в том числе, постоянную расчистку крышек люков и амбразур патрубков дождевой канализации, а также раздвижку снежных валов в местах размещения амбразур для обеспечения постоянного отвода талых вод при наступлении оттепели.
Факт нарушения обществом перечисленных требований Правил N 1334 правомерно установлен Инспекцией в ходе проведения проверки, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 18.01.2016 N 08/354 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354.
Доводы апеллянта о том, что место и время административном правонарушении в акте проверки не конкретизированы и содержат расхождения в указанных сведениях, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно материалам административного дела, к акту проверки приложены материалы фотофиксации нарушений с указанием даты и времени съемки. Фотоматериалы являются приложением к акту, иллюстрирующим фактические обстоятельства выявленных нарушений, описанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. На фотографиях имеется дата проведения фотосъемки, которая совпадает с датой проведения осмотра, а также указан адрес, по которому проводилась фотосъемка. Расхождения между содержанием акта проверки от 18.01.2016 N 08/354, протокола об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354 и данными фотофиксации, представленными в материалы дела, отсутствуют. Информация о том, что при проведении проверки осуществлялась фотофиксация выявленных нарушений, отражена в акте проверки от 18.01.2016 N 08/354. Доказательств того, что представленные на фотографии дома не соответствуют указанным в протоколе об административном правонарушении от 25.01.2016 N 08/354 и адресам проверяемых домов, находящихся в управлении общества, заявителем не представлено.
Противоречивости, недостоверности, недопустимости перечисленных доказательств, реальных нарушений прав заявителя на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и защиту, равно как и на опровержение этих доказательств, не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заявителем в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 1334 по надлежащему содержанию объектов благоустройства, обеспечению их чистоту, надлежащего физического и технического состояния и безопасности.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно и обоснованно установлен состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения заявителя к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции части 2 статьи 23 Закона N 273-70, соответствует тяжести правонарушения, степени вины, принципам соразмерности и целям административного наказания. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального, заявителем в материалы дела не представлено.
Исходя из объекта посягательства и отсутствия исключительных обстоятельств совершения, оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2016 по делу N А56-12884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Е.А.СОМОВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
В.М.ТОЛКУНОВ
Н.И.ПРОТАС
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)