Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием прокурора ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативно-правового акта недействительным в части,
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании нормативно-правового акта недействительным в части.
В обоснование иска указав на то, что в феврале ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение ФИО5 по вопросу законности начисления платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма. В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, орган местного самоуправления устанавливает: размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель); размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы за содержание жилого помещения меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. На основании полномочия, установленного ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Нормативный акт опубликован в официальном печатном издании городского округа "Хабаровск" - "Хабаровские вести" ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении размера платы нанимателя жилого помещения за содержание жилого помещения администрацией <адрес> использован дифференцированный подход.
Согласно п. 2 постановления размер платы нанимателя за содержание жилого помещения в доме, где помимо государственного и муниципального жилищного фонда есть помещения, находящиеся в собственности, определяется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 3 постановления размер платы нанимателя за содержание жилого помещения в доме, все помещения в котором находятся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с приложением к постановлению. Вместе с тем жилищное законодательство не разделяет возникновение прав и обязанностей нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и их объем в зависимости от соотношения помещений государственного (муниципального) или частного жилищного фонда в многоквартирном доме. Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма, должен быть единым (с учетом технических характеристик домов) для нанимателей, проживающих на территории городского округа "<адрес>". Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ одним из принципов, на которых основывается жилищное законодательство Российской Федерации, является принцип равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Использование указанного выше дифференцированного подхода к определению размера платы за содержание жилых помещений, предоставленных на основании договоров социального найма, влечет нарушение принципа равенства прав нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В целях устранения противоречия муниципального нормативного акта положениям федерального жилищного законодательства ДД.ММ.ГГГГ на п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" и.о. прокурора <адрес> принесен протест. Администрации <адрес> требования, изложенные в протесте, отклонены.
Просит признать незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом"; Обязать администрацию <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный акт, отменяющий пункт 2, и вносящий изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части установления единого размера платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма на территории городского округа "<адрес>" для нанимателей жилых помещений, расположенных в домах, где все помещения находятся в государственной (муниципальной) собственности, в жилых домах, где помимо государственного и муниципального жилищного фонда есть помещения, находящиеся в собственности.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представители административного ответчика исковые требования не признали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Прокурором <адрес> оспаривается пункт 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом".
Нормативный акт опубликован в официальном печатном издании городского округа "Хабаровск" - "Хабаровские вести" ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор полагает, что при установлении размера платы нанимателя жилого помещения за содержание жилого помещения администрацией <адрес> использован дифференцированный подход, что противоречит требованиям действующего Жилищного кодекса РФ, влечет нарушение принципа равенства прав нанимателей жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ на п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" и.о. прокурора <адрес> принесен протест.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный протест оставлен без удовлетворения.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 1 ч. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу частей 1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 522-О-О.)
При этом часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по установлению единого для всех нанимателей размера платы за содержание жилого помещения.
Установление размера платы за содержание жилого помещения зависит от обеспечения содержания общего имущества в конкретном многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 1 ст. 682 Гражданского кодекса РФ закреплено, что в случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
Согласно пункту 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения установлен пунктами 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 35 данных Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из положений вышеуказанных нормативных актов следует, что размер платы за содержание жилого помещения должен устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, отвечающее установленным требованиям.
Таким образом, при установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей в соответствии с вышеуказанными нормативными актами должны учитываться требования к содержанию общего имущества в каждом конкретном многоквартирном доме. В связи с чем положение п. 2 оспариваемого постановления, согласно которому установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда в размере, равном размеру платы, определенному собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствует требованиям закона и прав граждан нанимателей муниципального или государственного жилищного фонда не нарушает.
Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для выводов о несоответствии оспариваемого пункта нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушении принципа равенства прав нанимателей помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
Административный иск прокурора <адрес> о признании незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ через Центральный районный суд <адрес>.
Копия верна.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ХАБАРОВСКА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N 2А-2952/17
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ХАБАРОВСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 2а-2952/17
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием прокурора ФИО2, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о признании нормативно-правового акта недействительным в части,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением о признании нормативно-правового акта недействительным в части.
В обоснование иска указав на то, что в феврале ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение ФИО5 по вопросу законности начисления платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма. В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, орган местного самоуправления устанавливает: размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель); размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы за содержание жилого помещения меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. На основании полномочия, установленного ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Нормативный акт опубликован в официальном печатном издании городского округа "Хабаровск" - "Хабаровские вести" ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении размера платы нанимателя жилого помещения за содержание жилого помещения администрацией <адрес> использован дифференцированный подход.
Согласно п. 2 постановления размер платы нанимателя за содержание жилого помещения в доме, где помимо государственного и муниципального жилищного фонда есть помещения, находящиеся в собственности, определяется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 3 постановления размер платы нанимателя за содержание жилого помещения в доме, все помещения в котором находятся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с приложением к постановлению. Вместе с тем жилищное законодательство не разделяет возникновение прав и обязанностей нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и их объем в зависимости от соотношения помещений государственного (муниципального) или частного жилищного фонда в многоквартирном доме. Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма, должен быть единым (с учетом технических характеристик домов) для нанимателей, проживающих на территории городского округа "<адрес>". Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ одним из принципов, на которых основывается жилищное законодательство Российской Федерации, является принцип равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Использование указанного выше дифференцированного подхода к определению размера платы за содержание жилых помещений, предоставленных на основании договоров социального найма, влечет нарушение принципа равенства прав нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В целях устранения противоречия муниципального нормативного акта положениям федерального жилищного законодательства ДД.ММ.ГГГГ на п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" и.о. прокурора <адрес> принесен протест. Администрации <адрес> требования, изложенные в протесте, отклонены.
Просит признать незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом"; Обязать администрацию <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный акт, отменяющий пункт 2, и вносящий изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части установления единого размера платы за содержание жилого помещения, используемого по договору социального найма на территории городского округа "<адрес>" для нанимателей жилых помещений, расположенных в домах, где все помещения находятся в государственной (муниципальной) собственности, в жилых домах, где помимо государственного и муниципального жилищного фонда есть помещения, находящиеся в собственности.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представители административного ответчика исковые требования не признали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Прокурором <адрес> оспаривается пункт 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом".
Нормативный акт опубликован в официальном печатном издании городского округа "Хабаровск" - "Хабаровские вести" ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор полагает, что при установлении размера платы нанимателя жилого помещения за содержание жилого помещения администрацией <адрес> использован дифференцированный подход, что противоречит требованиям действующего Жилищного кодекса РФ, влечет нарушение принципа равенства прав нанимателей жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ на п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" и.о. прокурора <адрес> принесен протест.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный протест оставлен без удовлетворения.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 1 ч. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
На основании статьи 678 Гражданского кодекса РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу частей 1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данное законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 522-О-О.)
При этом часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по установлению единого для всех нанимателей размера платы за содержание жилого помещения.
Установление размера платы за содержание жилого помещения зависит от обеспечения содержания общего имущества в конкретном многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В части 1 ст. 682 Гражданского кодекса РФ закреплено, что в случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
Согласно пункту 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения установлен пунктами 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 35 данных Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из положений вышеуказанных нормативных актов следует, что размер платы за содержание жилого помещения должен устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, отвечающее установленным требованиям.
Таким образом, при установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей в соответствии с вышеуказанными нормативными актами должны учитываться требования к содержанию общего имущества в каждом конкретном многоквартирном доме. В связи с чем положение п. 2 оспариваемого постановления, согласно которому установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда в размере, равном размеру платы, определенному собственниками помещений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствует требованиям закона и прав граждан нанимателей муниципального или государственного жилищного фонда не нарушает.
Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для выводов о несоответствии оспариваемого пункта нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушении принципа равенства прав нанимателей помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора <адрес> о признании незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального или государственного жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ через Центральный районный суд <адрес>.
Копия верна.
Судья
Н.А.ЧИЖОВА
Н.А.ЧИЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)