Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания-4": Воропаева А.С., представителя по доверенности от 01.01.2017;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник": Адоньевой О.В., представителя по доверенности от 09.01.2017;
- от Общества с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" (ИНН 4633037943, ОГРН 1154632011929) на решение Арбитражного суда Курской области от 20.06.2017 по делу N А35-12726/2016 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению ООО "Управляющая компания-4" к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360, об обязании Государственной жилищной инспекции Курской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" путем совершения соответствующих действий в течение 20 (двадцати) дней со дня вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу о взыскании судебных расходов с Государственной жилищной инспекции Курской области в размере 3000 руб., третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник", Общество с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр",
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" (далее - ООО "УК-4", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Госжилинспекция Курской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360, обязать Государственную жилищную инспекцию Курской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" путем совершения соответствующих действий в течение 20 (двадцати) дней со дня вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу, о взыскании судебных расходов с Государственной жилищной инспекции Курской области в размере 3000 руб. (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник", Общества с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр".
Решением суда от 20.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решения о выборе заявителя управляющей компанией спорными многоквартирными домами не были признаны недействительными. Собственники спорных домов изменили решение о передаче дома в управление ООО "ЖилЦентр" и своим решением постановили о переходе названных домов в управление ООО "УК-4". Следовательно, собственники расторгли договор с ООО "УК Жилищник".
В отзыве на жалобу Инспекция указывает, что ООО "ЖИЛЦЕНТР" приобрело права и обязанности по договорам управления домами с момента заключения договора с первым собственником помещения в доме. Решения о расторжении договоров с ООО "ЖИЛЦЕНТР" не принималось.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Курской области и ООО "ЖилЦентр" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "УК-4" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 02.03.2016 N 121.
В соответствии с протоколами общих собраний собственников от 15.10.2016 - по д. 10/3 по ул. М. Жукова, от 18.10.2016 - по д. 14 по ул. М. Жукова, от 14.10.2016 - по д. 12 по ул. М. Жукова, от 24.06.2016 - по д. 10/5 по ул. М. Жукова г. Железногорска Курской области, собственниками помещений указанных многоквартирных домов приняты решения о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО "УК "Жилищник" и избрании в качестве управляющей организации ООО "УК-4".
На основании указанных решений ООО "УК-4" обратилось в Госжилинспекцию Курской области с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении спорных многоквартирных домов, сообщив, что собственниками помещений указанных домов расторгнуты договоры управления с ООО "УК "Жилищник" (письма N 498 от 17.10.2016, N 502 от 18.10.2016).
К заявлениям ООО "УК-4" приложило протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений вышеуказанных домов, в соответствии с которыми большинство голосов от общего числа голосов собственников, принявших участие в собрании, отдано за утверждение выбора формы управления управляющей организацией ООО "УК-4".
В ходе проверки представленных заявлений начальником лицензионного отдела Госжилинспекции Курской области А.А. Яковченко выявлены нарушения п. п. "в" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", что отражено в заключении от 27.10.2016.
Госжилинспекцией Курской области 27.10.2016 принято решение N 07-08/312 о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "УК-4" о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении спорны многоквартирных жилых домов, поручив лицензионному отделу запросить необходимые материалы и информацию в отношении указанных домов.
Начальником лицензионного отдела Госжилинспекции Курской области Яковченко А.А. 28.11.2016 подготовлено заключение по рассмотрению исполнения решения N 07-08/312 от 27.10.2016, в котором указано, что в ходе осуществления проверки установлено непредставление ООО "ЖилЦентр" документов, подтверждающих прекращение управления вышеуказанными многоквартирными домами, вследствие чего не устранено нарушение п. п. "б" п. 9 Порядка, предложено принять решение об отказе во внесении изменений в реестр в соответствии с пунктами 7, 17 Порядка.
Письмом N 01.507-11/291 от 30.11.2016 Госжилинспекция Курской области направила в адрес ООО "УК-4" решение Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся по адресу Курская область, город Железногорск, ул. Маршала Жукова, д. 10 кор. 3, д. 10 кор. 5, д. 12, д. 14 ООО "УК-4" и возврате заявлений", указав, что в поданных заявлениях и документах имеются нарушения действующего Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", а именно: п. п. "б" п. 9 Порядка, отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Считая решение Госжилинспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360 незаконным, ООО "УК-4" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что, учитывая, что на момент принятии решения от 28.11.2016 имелись вступившие в законную силу судебные акты по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, Госжилинспекция Курской области правомерно отказала ООО "УК-4" во внесении в реестр лицензий соответствующих изменений.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы права приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок внесения изменения в реестр лицензий) определены порядок, условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Как предусмотрено пунктом 2 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате.
Согласно пункту 3 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата;
е) опись представляемых документов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка внесения изменения в реестр лицензий).
В соответствии с пунктом 9 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
При рассмотрении дела судом области было установлено, что на момент принятия оспариваемого решения Госжилинспекции Курской области от 28.11.2016 имелись вступившие в законную силу судебные акты. Споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, были разрешены.
Так, согласно протоколам внеочередных общих собраний от 16.03.2016, проведенных в форме очно-заочного голосования, собственниками помещений спорных многоквартирных домов приняты решения о подтверждении своего выбора формы управления многоквартирным домом в форме управления управляющей организацией ООО "ЖилЦентр".
Решениями Железногорского городского суда Курской области, которыми отказано в удовлетворении исковых требований собственников помещений о признании недействительными протоколов общих собраний собственников от 16.03.2016 об избрании в качестве управляющей организации ООО "ЖилЦентр", установлена легитимность оспариваемых протоколов. Апелляционными определениями Курского областного суда от 28.09.2016 и 11.10.2016 решения суда первой инстанции оставлены без изменения.
ООО "ЖилЦентр" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.01.2016 N 116, сведений об аннулировании либо прекращении действия лицензии не представлены.
Действительность договоров управления с ООО "ЖилЦентр" оспорена не была.
Следовательно, ООО "ЖилЦентр" приобрело права и обязанности по договорам управления домами NN 10/3, 1-/5, 12, 14 по ул. М. Жукова г. Железногорска с момента заключения договора с первым собственником помещения в доме. С учетом разъяснений в письме Минрегиона РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07.
Вопрос об отказе от услуг ООО "ЖилЦентр" по управлению спорными жилыми домами не был включен в повестку дня и собранием по существу не рассматривался (протоколы общего собрания собственников помещений от 15.10.2016 - по д. 10/3 по ул. М. Жукова, от 18.10.2016 - по д. 14 по ул. М. Жукова, от 14.10.2016 - по д. 12 по ул. М. Жукова, от 24.06.2016 - по д. 10/5 по ул. М. Жукова г. Железногорска Курской области).
Решений о расторжении договоров управления с ООО "ЖилЦентр" на общих собраниях не принималось.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Применительно к части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.
Протокол, отражающий результаты голосования по вопросу передачи функций управления многоквартирным домом заявителю, сам по себе не свидетельствует о том, что собственниками помещений принято решение об отказе от исполнения договора с ООО "ЖИЛЦЕНТР".
Указанные выводы отражены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 1027/10 по делу N А11-10018/2008.
На основании вышеизложенного, поскольку факт расторжения договоров управления с ООО "ЖилЦентр" не установлен, а основания для начала управления спорными домами у ООО "УК-4" отсутствовали, Государственной жилищной инспекцией Курской области обоснованно было принято решение от 28.11.2016 N 07-08/360 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся по адресу Курская область, г. Железногорск, ул. Маршала Жукова, д. 10, кор. 3, дом 10, кор. 5, дом 12, дом 14 ООО "УК-4".
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.06.2017 по делу N А35-12726/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 19АП-830/2017 ПО ДЕЛУ N А35-12726/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А35-12726/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии:
- от ООО "Управляющая компания-4": Воропаева А.С., представителя по доверенности от 01.01.2017;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник": Адоньевой О.В., представителя по доверенности от 09.01.2017;
- от Общества с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" (ИНН 4633037943, ОГРН 1154632011929) на решение Арбитражного суда Курской области от 20.06.2017 по делу N А35-12726/2016 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению ООО "Управляющая компания-4" к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360, об обязании Государственной жилищной инспекции Курской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" путем совершения соответствующих действий в течение 20 (двадцати) дней со дня вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу о взыскании судебных расходов с Государственной жилищной инспекции Курской области в размере 3000 руб., третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник", Общество с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" (далее - ООО "УК-4", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Госжилинспекция Курской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360, обязать Государственную жилищную инспекцию Курской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" путем совершения соответствующих действий в течение 20 (двадцати) дней со дня вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему делу, о взыскании судебных расходов с Государственной жилищной инспекции Курской области в размере 3000 руб. (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник", Общества с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр".
Решением суда от 20.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-4" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решения о выборе заявителя управляющей компанией спорными многоквартирными домами не были признаны недействительными. Собственники спорных домов изменили решение о передаче дома в управление ООО "ЖилЦентр" и своим решением постановили о переходе названных домов в управление ООО "УК-4". Следовательно, собственники расторгли договор с ООО "УК Жилищник".
В отзыве на жалобу Инспекция указывает, что ООО "ЖИЛЦЕНТР" приобрело права и обязанности по договорам управления домами с момента заключения договора с первым собственником помещения в доме. Решения о расторжении договоров с ООО "ЖИЛЦЕНТР" не принималось.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Курской области и ООО "ЖилЦентр" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "УК-4" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 02.03.2016 N 121.
В соответствии с протоколами общих собраний собственников от 15.10.2016 - по д. 10/3 по ул. М. Жукова, от 18.10.2016 - по д. 14 по ул. М. Жукова, от 14.10.2016 - по д. 12 по ул. М. Жукова, от 24.06.2016 - по д. 10/5 по ул. М. Жукова г. Железногорска Курской области, собственниками помещений указанных многоквартирных домов приняты решения о расторжении договора управления с управляющей компанией ООО "УК "Жилищник" и избрании в качестве управляющей организации ООО "УК-4".
На основании указанных решений ООО "УК-4" обратилось в Госжилинспекцию Курской области с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении спорных многоквартирных домов, сообщив, что собственниками помещений указанных домов расторгнуты договоры управления с ООО "УК "Жилищник" (письма N 498 от 17.10.2016, N 502 от 18.10.2016).
К заявлениям ООО "УК-4" приложило протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений вышеуказанных домов, в соответствии с которыми большинство голосов от общего числа голосов собственников, принявших участие в собрании, отдано за утверждение выбора формы управления управляющей организацией ООО "УК-4".
В ходе проверки представленных заявлений начальником лицензионного отдела Госжилинспекции Курской области А.А. Яковченко выявлены нарушения п. п. "в" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", что отражено в заключении от 27.10.2016.
Госжилинспекцией Курской области 27.10.2016 принято решение N 07-08/312 о приостановлении рассмотрения заявлений ООО "УК-4" о внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении спорны многоквартирных жилых домов, поручив лицензионному отделу запросить необходимые материалы и информацию в отношении указанных домов.
Начальником лицензионного отдела Госжилинспекции Курской области Яковченко А.А. 28.11.2016 подготовлено заключение по рассмотрению исполнения решения N 07-08/312 от 27.10.2016, в котором указано, что в ходе осуществления проверки установлено непредставление ООО "ЖилЦентр" документов, подтверждающих прекращение управления вышеуказанными многоквартирными домами, вследствие чего не устранено нарушение п. п. "б" п. 9 Порядка, предложено принять решение об отказе во внесении изменений в реестр в соответствии с пунктами 7, 17 Порядка.
Письмом N 01.507-11/291 от 30.11.2016 Госжилинспекция Курской области направила в адрес ООО "УК-4" решение Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся по адресу Курская область, город Железногорск, ул. Маршала Жукова, д. 10 кор. 3, д. 10 кор. 5, д. 12, д. 14 ООО "УК-4" и возврате заявлений", указав, что в поданных заявлениях и документах имеются нарушения действующего Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", а именно: п. п. "б" п. 9 Порядка, отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Считая решение Госжилинспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360 незаконным, ООО "УК-4" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что, учитывая, что на момент принятии решения от 28.11.2016 имелись вступившие в законную силу судебные акты по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, Госжилинспекция Курской области правомерно отказала ООО "УК-4" во внесении в реестр лицензий соответствующих изменений.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы права приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок внесения изменения в реестр лицензий) определены порядок, условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Как предусмотрено пунктом 2 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате.
Согласно пункту 3 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата;
е) опись представляемых документов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка внесения изменения в реестр лицензий).
В соответствии с пунктом 9 Порядка внесения изменения в реестр лицензий, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
При рассмотрении дела судом области было установлено, что на момент принятия оспариваемого решения Госжилинспекции Курской области от 28.11.2016 имелись вступившие в законную силу судебные акты. Споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, были разрешены.
Так, согласно протоколам внеочередных общих собраний от 16.03.2016, проведенных в форме очно-заочного голосования, собственниками помещений спорных многоквартирных домов приняты решения о подтверждении своего выбора формы управления многоквартирным домом в форме управления управляющей организацией ООО "ЖилЦентр".
Решениями Железногорского городского суда Курской области, которыми отказано в удовлетворении исковых требований собственников помещений о признании недействительными протоколов общих собраний собственников от 16.03.2016 об избрании в качестве управляющей организации ООО "ЖилЦентр", установлена легитимность оспариваемых протоколов. Апелляционными определениями Курского областного суда от 28.09.2016 и 11.10.2016 решения суда первой инстанции оставлены без изменения.
ООО "ЖилЦентр" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.01.2016 N 116, сведений об аннулировании либо прекращении действия лицензии не представлены.
Действительность договоров управления с ООО "ЖилЦентр" оспорена не была.
Следовательно, ООО "ЖилЦентр" приобрело права и обязанности по договорам управления домами NN 10/3, 1-/5, 12, 14 по ул. М. Жукова г. Железногорска с момента заключения договора с первым собственником помещения в доме. С учетом разъяснений в письме Минрегиона РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07.
Вопрос об отказе от услуг ООО "ЖилЦентр" по управлению спорными жилыми домами не был включен в повестку дня и собранием по существу не рассматривался (протоколы общего собрания собственников помещений от 15.10.2016 - по д. 10/3 по ул. М. Жукова, от 18.10.2016 - по д. 14 по ул. М. Жукова, от 14.10.2016 - по д. 12 по ул. М. Жукова, от 24.06.2016 - по д. 10/5 по ул. М. Жукова г. Железногорска Курской области).
Решений о расторжении договоров управления с ООО "ЖилЦентр" на общих собраниях не принималось.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Согласно ч. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.
Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
В силу части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Применительно к части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений лишь при условии неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства.
Протокол, отражающий результаты голосования по вопросу передачи функций управления многоквартирным домом заявителю, сам по себе не свидетельствует о том, что собственниками помещений принято решение об отказе от исполнения договора с ООО "ЖИЛЦЕНТР".
Указанные выводы отражены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 1027/10 по делу N А11-10018/2008.
На основании вышеизложенного, поскольку факт расторжения договоров управления с ООО "ЖилЦентр" не установлен, а основания для начала управления спорными домами у ООО "УК-4" отсутствовали, Государственной жилищной инспекцией Курской области обоснованно было принято решение от 28.11.2016 N 07-08/360 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Курской области в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся по адресу Курская область, г. Железногорск, ул. Маршала Жукова, д. 10, кор. 3, дом 10, кор. 5, дом 12, дом 14 ООО "УК-4".
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие сложившейся арбитражной практике. Кроме того, они фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции акте, были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения Государственной жилищной инспекции Курской области от 28.11.2016 N 07-08/360.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.06.2017 по делу N А35-12726/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)