Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации предписано начислять плату за горячую воду с применением двухкомпонентного тарифа, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 делу N А47-2252/2016 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-СВ" (далее - ООО "Гарант-СВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания ГЖИ от 30.10.2015 N ПР-3554/2.
Решением суда от 06.09.2016 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не применение закона, подлежащего применению, нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части оценки и относимости доказательств.
Общество с января 2015 года в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, п. 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) производит начисление размера платы за горячее водоснабжение по индивидуальному потреблению по формуле, не предусмотренной названными правилами, исходя из показаний общедомового прибора учета.
В результате плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, ООО "Гарант-СВ" не начисляется, так как весь объем горячей воды распределяется по индивидуальному потреблению в квартирах многоквартирного дома.
До утверждения субъектом Российской Федерации норматива на подогрев воды, размер платы за горячее водоснабжение по компоненту "тепловая энергия" следует определять согласно объема тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определяемого по расчетной величине, согласованной с теплоснабжающей организацией и зафиксированной в договоре с исполнителем коммунальных услуг.
Согласование расчетной величины объема тепловой энергии на подогрев воды в договоре ресурсоснабжения не является утверждением норматива на подогрев воды, а является альтернативным способом расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу при отсутствии утвержденного норматива на подогрев воды (аналогия закона) (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации).
От ГЖИ поступило ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ввиду нахождения представителя в ежегодном основном оплачиваемом отпуске.
Данное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства предусмотренных нормами ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства (ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 01.10.2015 N 3554 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Гарант-СВ", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирного дома по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, д. 12, с целью проверки исполнения им предписаний от 31.07.2015 N 2405/1/1, 2405/2/2, 2405/3/3 в части приведения начисления платы за горячую воду в соответствии с Правилами N 354 по указанному адресу.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 30.10.2015 N А-3554/2, в котором отражено, что предписание ГЖИ от 31.07.2015 N 2405/3/3 (пункт 2) не исполнено, нарушение не устранено и выдано предписание от 30.10.2015 N ПР-3554/2, которым обществу предписано привести начисление платы за горячую воду в многоквартирном доме N 12 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области в соответствие с п. 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения.
Считая указанное предписание инспекции недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что порядок расчета, используемый ООО "Гарант-СВ" при начислении платы за горячую воду, не соответствует порядку расчета, определенному Правилами N 354, в связи с чем признал оспариваемое предписание инспекции законным, обоснованным и исполнимым.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
К числу лицензионных требований относится соблюдение нормативных правовых актов в данной сфере деятельности (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110).
Лицензионный контроль осуществляют должностные лица органов государственного жилищного надзора. При выявлении нарушений лицензионных требований должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (ч. 5 ст. 20, ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судами установлено, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) следует, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Таким образом, в случае установления двухкомпонентных тарифов на тепловую энергию, при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется установленный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Соответственно, при разрешении спора следовало установить утвержден / не утвержден норматив расхода тепловой энергии на территории Оренбургской области, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на 2015 год.
Поскольку соответствующий нормативный акт, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов не принят и норматив на подогрев воды не утвержден, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на невозможность использования формулы расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов в соответствии с пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 до утверждения норматива.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание, обязывающее привести начисление платы за горячую воду в многоквартирном доме в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения, противоречит приведенным выше нормам права и требованию об исполнимости предписания, выдано инспекцией при отсутствии к тому достаточных оснований и подлежит признанию недействительным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование административным органом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 делу N А47-2252/2016 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2017 N Ф09-2606/17 ПО ДЕЛУ N А47-2252/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации предписано начислять плату за горячую воду с применением двухкомпонентного тарифа, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. N Ф09-2606/17
Дело N А47-2252/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 делу N А47-2252/2016 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант-СВ" (далее - ООО "Гарант-СВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания ГЖИ от 30.10.2015 N ПР-3554/2.
Решением суда от 06.09.2016 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не применение закона, подлежащего применению, нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части оценки и относимости доказательств.
Общество с января 2015 года в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, п. 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) производит начисление размера платы за горячее водоснабжение по индивидуальному потреблению по формуле, не предусмотренной названными правилами, исходя из показаний общедомового прибора учета.
В результате плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, ООО "Гарант-СВ" не начисляется, так как весь объем горячей воды распределяется по индивидуальному потреблению в квартирах многоквартирного дома.
До утверждения субъектом Российской Федерации норматива на подогрев воды, размер платы за горячее водоснабжение по компоненту "тепловая энергия" следует определять согласно объема тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определяемого по расчетной величине, согласованной с теплоснабжающей организацией и зафиксированной в договоре с исполнителем коммунальных услуг.
Согласование расчетной величины объема тепловой энергии на подогрев воды в договоре ресурсоснабжения не является утверждением норматива на подогрев воды, а является альтернативным способом расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу при отсутствии утвержденного норматива на подогрев воды (аналогия закона) (ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации).
От ГЖИ поступило ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ввиду нахождения представителя в ежегодном основном оплачиваемом отпуске.
Данное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства предусмотренных нормами ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства (ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 01.10.2015 N 3554 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Гарант-СВ", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирного дома по адресу: Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик, д. 12, с целью проверки исполнения им предписаний от 31.07.2015 N 2405/1/1, 2405/2/2, 2405/3/3 в части приведения начисления платы за горячую воду в соответствии с Правилами N 354 по указанному адресу.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 30.10.2015 N А-3554/2, в котором отражено, что предписание ГЖИ от 31.07.2015 N 2405/3/3 (пункт 2) не исполнено, нарушение не устранено и выдано предписание от 30.10.2015 N ПР-3554/2, которым обществу предписано привести начисление платы за горячую воду в многоквартирном доме N 12 п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области в соответствие с п. 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения.
Считая указанное предписание инспекции недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что порядок расчета, используемый ООО "Гарант-СВ" при начислении платы за горячую воду, не соответствует порядку расчета, определенному Правилами N 354, в связи с чем признал оспариваемое предписание инспекции законным, обоснованным и исполнимым.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами относится к лицензируемым видам деятельности.
К числу лицензионных требований относится соблюдение нормативных правовых актов в данной сфере деятельности (ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110).
Лицензионный контроль осуществляют должностные лица органов государственного жилищного надзора. При выявлении нарушений лицензионных требований должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (ч. 5 ст. 20, ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, судами установлено, что оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) следует, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Таким образом, в случае установления двухкомпонентных тарифов на тепловую энергию, при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется установленный норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Соответственно, при разрешении спора следовало установить утвержден / не утвержден норматив расхода тепловой энергии на территории Оренбургской области, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на 2015 год.
Поскольку соответствующий нормативный акт, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов не принят и норматив на подогрев воды не утвержден, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на невозможность использования формулы расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов в соответствии с пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 до утверждения норматива.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание, обязывающее привести начисление платы за горячую воду в многоквартирном доме в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре теплоснабжения, противоречит приведенным выше нормам права и требованию об исполнимости предписания, выдано инспекцией при отсутствии к тому достаточных оснований и подлежит признанию недействительным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Иное толкование административным органом положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 делу N А47-2252/2016 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)