Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 N 08АП-13058/2017 ПО ДЕЛУ N А70-6817/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N 08АП-13058/2017

Дело N А70-6817/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13058/2017) открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2017 по делу N А70-6817/2017 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" (ИНН 7204059654, ОГРН 1037200638848) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании решения от 27.04.2017 N Р17/18-05 и предписания от 27.04.2017 N Р17/18-05 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" - Алексеева М.С., предъявлен паспорт, по доверенности N 34 от 09.01.2017;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Шишова Н.Н., предъявлено удостоверение N 12226, по доверенности N 1 от 09.01.2017;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 27.04.2017 N Р17/18-05 и предписания от 27.04.2017 N Р17/18-05 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2017 по делу N А70-6817/2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что содержащаяся на оборотной стороне квитанций об оплате коммунальных услуг за февраль 2017 года информация является ненадлежащей рекламой, размещенной с нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2017 по делу N А70-6817/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что информация, размещенная на оборотной стороне квитанции, не является рекламой, поскольку каждый платежный документ адресован конкретному (известному) лицу (потребителю); пункт 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не содержит запрета на размещение на оборотной стороне платежных документов информации, в том числе, носящей рекламный характер; суд первой инстанции не дал оценки письму совета многоквартирного жилого дома от 17.04.2017, которым подтверждается согласие потребителей коммунальных услуг на размещение ООО "УК "СибЭнергоСервис" рекламы на оборотной стороне платежного документа.
Антимонопольный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей заявителя и Управления, установил следующие обстоятельства.
В адрес Управления поступило обращение от членов совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. А. Бушуева, д. 4 корп. 1 по факту размещения рекламной информации на квитанциях об оплате коммунальных услуг, а именно на платежных документах за февраль 2017 года, поступивших на имя Чигаревой Р.А., Андреевой Ф.Н., Лукиной Т.М. размещена информация следующего содержания: "Общество по защите прав потребителей оказывает бесплатные юридические услуги населению, тел.: 8 902 818 93 56", "Lavantel" студия биоочистки, ООО "ПК Маяк", г. Тюмень, ул. Менделеева, "Кристалл", пав. "Услуга72", 8 (3452) 61-00-83, www.lavantel72.ru, vc.com/lavantel72. ЛЮБИШЬ СВОЮ ШУБУ, ДУБЛЕНКУ, ПУХОВИК ИЛИ ПАЛЬТО?!! ПОЗАБОТЬСЯ О НИХ С БИООЧИСТКОЙ "ЛАВАНТЕЛЬ". ЧИСТКА МЕХОВЫХ, КОЖАННЫХ, ТЕКСТИЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ. БЕРЕЖНО И ЭФФЕКТИВНО! ГАРАНТИЯ 100%! УНИКАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ БЕЗ ХИМИИ! ВСЕМ КТО ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ И СВОЕЙ ОДЕЖДЕ СКИДКА 20%, ПЕНСИОНЕРАМ СКИДКА 25% (скидки действуют до 01.06.17)", "Западно-Сибирские Инженерные Сети. ПОВЕРКА СЧЕТЧИКОВ ВОДЫ БЕЗ СНЯТИЯ И НАРУШЕНИЯ ПЛОМБ ОТ 550 РУБ. Оформление документов на месте государственная аккредитация на право поверки в г. Тюмень N RA.RU. 311928. Прием заявок: 604-004, По вопросам: 8-92-92-647-888, Сайт: проверка 72.рф", "Метрологическая служба ВОДОМЕР. Поверка счетчиков воды на дому/оформление документов на месте. Всего за 600 р. 8-800-775-72-76 (3452) 5320-87. Скидки пенсионерам! Оставьте отзыв на сайте - www.na-poverku.ru".
Данная информация расположена на оборотной стороне квитанции о квартирной плате без предварительного согласия собственников жилых помещений - плательщиков коммунальных услуг.
Управлением установлено, что ОАО "ТРИЦ" на основании договора N 254/15-П от 17.08.2015, заключенного с ООО УК "Сибэнергосервис", является исполнителем услуг по изготовлению и предоставлению квитанций об оплате коммунальных услуг для собственников вышеназванного многоквартирного дома.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что из содержания информации, размещенной на оборотной стороне квитанции об оплате коммунальных услуг, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Решением Управления от 27.04.2017 N Р17/18-05 реклама, размещенная на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
27.04.2017 Управлением Обществу выдано предписание N Р17/18-05 об обязании ОАО "ТРИЦ" в десятидневный срок с момента получения предписания устранить выявленные нарушения путем прекращения распространения рекламы на квитанциях об оплате коммунальных услуг, представить в Управление письменные доказательства исполнения предписания.
Полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону, нарушают его права и интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2017 по делу N А70-6817/2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с письмом ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" в статье 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
В данном случае, суд апелляционной инстанции, проанализировав текст информации, указанной выше, размещенной на оборотной квитанций об оплате коммунальных услуг, признает обоснованным вывод суда первой инстанции и Управления о том, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц (в частности, не только конкретному потребителю, но и членам его семьи, работникам почтовой службы, обслуживающих организаций и т.д., поскольку указанная информация размещена с внешней стороны квитанции) и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке, в частности, к услугам по чистке меховых, кожаных и текстильных изделий.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В пункте 69 Правил определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах, а именно: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил; л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
В данном случае Правила N 354 являются составной частью российского законодательства.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" при использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
Поскольку Правилами N 354, вопреки доводу апелляционной жалобы, не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, и такое размещение, с учетом требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, указание рекламы без соблюдения приведенных норм на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг является нарушением требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
При этом, не может быть принята во внимание ссылка подателя жалобы на письмо от 17.04.2017 совета многоквартирного жилого дома, которым, по мнению Общества, подтверждается согласие потребителей коммунальных услуг на размещение ООО "УК "СибЭнергоСервис" рекламы на оборотной стороне платежного документа, поскольку из указанного письма не следует, что собственники помещений в многоквартирном доме дали согласие на размещение рекламной информации на платежных документах (т. 1, л.д. 38).
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконными решения и предписания Управления отсутствуют.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть, на Общество.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу из федерального бюджета надлежит возвратить 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 810 от 01.09.2017.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тюменский расчетно-информационный центр" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.08.2017 по делу N А70-6817/2017 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тюменский расчетно-информационный центр" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 810 от 01.09.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)