Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.08.2016 ПО ДЕЛУ N А60-26022/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. по делу N А60-26022/2016


Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2016 года
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Кондратьевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-26022/2016
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт" (ИНН 6671141360, ОГРН 1036604023500)
к Главному управлению МЧС России по Свердловской области в лице отделения надзорной деятельности по Ленинскому району муниципального образования Город Екатеринбург (ИНН 6672206726, ОГРН 1069672040877)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя Копылова С.Н., представитель по доверенности от 15.10.2015 N 3;
- от заинтересованного лица Габдуллин Д.Д., представитель по доверенности от 18.12.2015 N 928-15-9;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены прав и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению МЧС России по Свердловской области в лице отделения надзорной деятельности по Ленинскому району муниципального образования Город Екатеринбург о признании недействительным предписания N 1-62/1/1 от 29.02.2016 г.
По мнению заявителя, содержащиеся в указанных пунктах предписания требования о восстановлении системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, системы дымоудаления и пожаротушения не относятся к обязанностям по содержанию многоквартирного жилого дома, в связи с чем не могут быть возложены на управляющую компанию; кроме того, восстановление указанных систем относятся к работам по капитальному ремонту, что должно выполняться исключительно за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решения о проведении капитального ремонта.
Общество также ссылается на судебную практику по данному вопросу, в том числе, на постановление мирового судьи от 19.05.2016 N 5-136/2016 по делу об административном правонарушении со схожими обстоятельствами, рассмотренном в отношении АО "УК "Стандарт".
Заинтересованное лицо доводы заявителя не признает, пояснив, что обеспечение требований пожарной безопасности жилого дома является составной частью обязанности по его содержанию управляющей компанией.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

На основании распоряжения от 26.01.2016 N 1-62 Отделением надзорной деятельности по Ленинскому району МО "город Екатеринбург" Главного Управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая проверка АО "Управляющая компания "Стандарт" в части деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Серова, 27
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес общества направлено предписание от 29.02.20-16 N 1-62/1/1 об устранении в срок до 01.02.2017 этих нарушений, содержащее, в том числе, указание на следующие нарушения:
- - здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ 4. 1 ст. 46; ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламента о требованиях пожарной безопасности" ч. 1 ст. 151; НПБ 110-03 п. 4, п. 7, подпункт 6.2. табл. 1; СП 5.13130.2009 приложение А, А.1, А.10, подпункт 6.2 (пункт 1 предписания);
- - здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что является нарушением ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ ч. 1 ст. 46, ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламенте о требованиях пожарной безопасности" ч. 1 ст. 151, НПБ 104-03 п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3, п. 4.1, табл. 1, табл. 2, СП 3.13130.2009 п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3, табл. 1, табл. 2 (пункт 2 предписания);
- - руководителем организации не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (установок систем противодымной защиты, внутреннего противопожарного водопровода), что является нарушением Правил противопожарного режима в РФ утверждены Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г. п. 61) (пункт 3 предписания);
- - пожарные краны в здании не оборудованы рукавами, стволами и полугайками, что является нарушением Правил противопожарного режима в РФ утверждены Постановлением Правительства РФ N 390 от. 25.04.2012. п. 57 (пункт 4 предписания).
АО "Управляющая компания "Стандарт" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Серова, 27, в отношении которого установлены перечисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Не оспаривая указанные обстоятельства, общество ссылается на отсутствие обязанности управляющей компании по устранению этих нарушений.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ)
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми также определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, которые обязывают обеспечивать исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (пункт 55) укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов, при этом пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении (пункт 57).
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлена обязанность организации обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в МКД, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений; указанное в равной степени относится и к обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, являющаяся частью мер по содержанию общего имущества многоквартирного дома, лежит на управляющей организации, соответственно и обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на управляющую организацию, при этом соблюдение требований пожарной безопасности не постановлено в зависимость от объема финансирования и его источника.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого Федерального закона.
В рассматриваемом случае соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, проживающих в многоквартирном доме.
Следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки.
Ссылка заявителя на судебную практику подлежит отклонению как не имеющая какого-либо юридического значения, а постановлением мирового судьи от 19.05.2016 N 5-136/2016 по делу об административном правонарушении со схожими обстоятельствами АО "УК "Стандарт" освобождено от административной ответственности лишь в связи с отсутствием вины, а не в связи с отсутствием события нарушения.
Таким образом, основания для признания оспариваемого предписания недействительным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.В.КОЛОСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)