Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 ПО ДЕЛУ N А13-7117/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. по делу N А13-7117/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 9 сентября 2016 года по делу N А13-7117/2016 (судья Киров С.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" (ОГРН 1143528001143; ИНН 3528210530; место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, улица Белинского, дом 23/1; далее - ООО УК "ЖЭУ N 10", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2016 N 111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 9 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО УК "ЖЭУ N 10" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что в нарушение требований части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в отношении общества проведены мероприятия муниципального жилищного контроля, тогда как в отношении организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, такой контроль не проводится. По мнению подателя жалобы, проведение проверки возможно в рамках лицензионного контроля, если иное не установлено нормативно-правовым актом субъекта. Ссылается на то, что часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемом случае является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов) и имеет приоритет над общей нормой, установленной в статье 7.22 названного Кодекса, поэтому, по мнению заявителя, деяние общества неправомерно квалифицировано инспекцией по статье 7.22 КоАП РФ, так как образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, мэрией в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), ЖК РФ, Закона Вологодской области от 04.06.2010 N 2317-ОЗ "О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области", решения Череповецкой городской Думы от 26.03.2013 N 44 "Об утверждении порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Череповца" вынесено распоряжение от 17.03.2016 N 225-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества.
На основании данного распоряжения отделом муниципального жилищного контроля контрольно-правового управления мэрии города Череповца (далее - отдел) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами по адресам: Вологодская область, город Череповец, улица Ветеранов, дома N 1, 3, 7, 11, 14, 18, 20, 22, 24, 26; улица Молодежная, дома N 2, 4; улица П. Окинина, дома N 1, 3, 8/31; улица Пионерская, дома N 22, 28/6.
Согласно представленному в материалы дела письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца от 29.02.2016 N 125/06-01-16 в указанных домах имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности (том 1, лист 148).
В ходе проверки установлено, что обществом не соблюдаются требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно в жилых домах по адресам: Вологодская область, город Череповец, улица Ветеранов, дома N 1, 3, 7, 11, 14. 18, 20, 22, 24, 26; улица Молодежная, дома N 2, 4; улица П. Окинина, дома N 1, 3, 8/31; улица Пионерская, дома N 22, 28/6, допущено неудовлетворительное состояние и содержание общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.
Так, при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- - в жилом доме N 1 по улице Ветеранов в третьем, четвертом подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков; в пятом, шестом подъездах (с первого по пятый этаж) на масляном окрасочном слое имеются повреждения в виде: шелушений, отслоений;
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов с шестого по десятый подъезды (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков;
- - в жилом доме N 7 по улице Ветеранов во всех подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений;
- - в жилом доме N 11 по улице Ветеранов во втором подъезде на первом этаже частично отсутствует масляный окрасочный слой, в третьем подъезде (с первого по второй этаж) на клеевой окраске с первого по четвертый этаж имеются повреждения в виде загрязнений, на пятом этаже выявлена сухая протечка (у примыкания к водостоку); в пятом подъезде на масляном окрасочном слое (первый этаж) имеются повреждения в виде отслоений, на клеевом окрасочном слое (с первого по третий этаж) имеются повреждения в виде загрязнений;
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов с первого по седьмой подъезд (с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, на клеевом окрасочном слое пятых этажей третьего подъезда, шестого подъезда, седьмого подъезда (у примыкания к внутреннем) водостоку) выявлены сухие протечные пятна;
- - в жилом доме N 18 по улице Ветеранов в тамбурах первого, второго, третьего, шестого подъездах на масляном окрасочном слое имеются повреждения в виде отслоений, в четвертом подъезде (с первого по второй этаж), на пятом этаже выявлена сухая протечка (у примыкания к водостоку), в шестом подъезде (с первого по пятый этаж) на масляном окрасочном слое имеются незначительные повреждения в виде отслоений;
- - в жилом доме N 20 по улице Ветеранов в первом подъезде на клеевом окрасочном слое имеются загрязнения и сухие протечные пятна на пятом этаже, в четвертом подъезде (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое имеются повреждения в виде: шелушений, отслоений, загрязнений;
- - в жилом доме N 22 по улице Ветеранов во всех подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое имеются повреждения в виде: шелушений, отслоений, загрязнений;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов во всех подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков, в третьем подъезде на клеевом окрасочном слое стен пятого этажа выявлена сухая протечка;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов в первом подъезде на масляном и клеевом окрасочном слое имеются частичные повреждения в виде: шелушений, отслоений, сухих протечных пятен на пятом этаже, во втором и третьем подъездах на пятом этаже выявлены протечки на клеевом окрасочном слое потолков пятого этажа, в пятом и шестом подъездах (с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочных слоях имеются частичные повреждения в виде: шелушений, отслоений, загрязнений;
- - в жилом доме N 3 по улице П. Окинина во втором, третьем, четвертом подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на клеевом и масляном окрасочном слое имеются повреждения в виде: шелушений, отслоений, загрязнений; во втором, четвертом подъезде на клеевом окрасочном слое стен пятого этажа выявлены сухие протечки;
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина с первого по восьмой подъезды (тамбур, с первого по пятый этаж), с одиннадцатого по четырнадцатый подъезды (тамбур, с первого по пятый этаж); тринадцатый подъезд (первый, второй, пятый этаж), в шестнадцатом подъезде (тамбур, с первого по пятый этаж) на клеевом и масляном окрасочном слое имеются повреждения в виде: шелушений, отслоений, загрязнений;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской в первом, третьем, четвертом и пятом подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков;
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской в пятом подъезде выявлена сухая протечка (у примыкания к водостоку; в восьмом подъезде (с первого по второй этаж) на клеевом и масляном окрасочном слое имеются частичные повреждения в виде отслоений; в первом, втором, третьем, четвертом, шестом, седьмом подъезде (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков; в первом, втором, шестом подъезде выявлены сухие протечки (у примыкания к водостоку);
- - в жилом доме N 2 по улице Молодежной во всех подъездах (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков; в третьем подъезде на клеевом окрасочном слое стен пятого этажа выявлена сухая протечка;
- - в жилом доме N 4 по улице Молодежной в третьем подъезде (тамбур, с первого по пятый этаж) на масляном и клеевом окрасочном слое стен имеются повреждения в виде: загрязнений, шелушений и отслоений, надписей, рисунков; в первом, пятом, шестом подъезде (с первого по пятый этаж) на клеевом и масляном окрасочном слое имеется незначительные повреждения в виде: шелушений, отслоений.
По мнению проверяющих, перечисленное является нарушением пунктов 3.2.2, 3.2.8. 4.6.1.1, 4.6.1.28 Правил N 170.
Также при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- - в жилом доме N 1 по улице Ветеранов в третьем, четвертом, подъездах со второго по пятый этаж имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов с шестого по десятый подъезды (со второго по пятый этаж) имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов с первого по седьмой подъезд (со второго по пятый этаж) имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены):
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов во всех подъездах со второго по пятый этаж имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов в пятом и шестом подъездах имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 3 по улице П. Окинина во втором, третьем, четвертом подъездах (со второго по пятый этаж) имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены):
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина с первого по восьмой подъезды, с одиннадцатого по четырнадцатый подъезды, в шестнадцатом подъезде (со второго по пятый этаж), имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской в первом, третьем, четвертом и пятом подъездах со второго по пятый этаж имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской в первом, втором, третьем, четвертом, шестом, седьмом подъезде со второго по пятый этаж имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены);
- - в жилом доме N 4 по улице Молодежной в третьем подъезде со второго по пятый этаж имеются неплотности (трещины) в местах сопряжения: плит перекрытия пятых этажей и плит межэтажных площадок со смежными конструкциями (наружные стены).
По мнению проверяющих, названное является нарушением пунктов 4.3.1, 4.3.2, 4.5.1, 4.5.3 Правил N 170.
Помимо этого при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- - в жилом доме N 1 по улице Ветеранов у почтовых ящиков квартир N 88, 10, 18, 19, 20 деформированы дверцы почтовых ячеек; у почтовых ящиков квартир N 17, 14, 15 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов у почтового ящика квартиры N 43 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 11 по улице Ветеранов у почтового ящика квартиры N 23, 59, 60 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов у почтовых ящиков квартир N 19, 24, 25, 26, 42, 44, 75, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 109 отсутствуют дверцы почтовых ячеек;
- - в жилом доме N 18 по улице Ветеранов у почтового ящика квартиры N 79 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 22 по улице Ветеранов у почтового ящика квартиры N 13 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов в подъездах у почтовых ящиков квартир N 21, 22, 23, 31, 34 отсутствуют дверцы почтовых ячеек;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов у почтового ящика квартиры N 51 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 3 по улице П. Окинина у почтового ящика квартиры N 66 отсутствует дверца почтовой ячейки, у почтовых ящиков квартир N 68, 58 деформированы дверцы почтовых ячеек;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской у почтового ящика квартиры N 13 отсутствует дверца почтовой ячейки;
- - в жилом доме N 2 по улице Молодежной у почтовых ящиков квартир N 9, 10, 25, 46, 59, 81, 87, 88, 89 отсутствуют дверцы почтовых ячеек; у почтовых ящиков квартир N 13, 17, 19, 20, 27, 28, 31, 68, 80 деформированы дверцы почтовых ячеек.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пункта 3.2.1 Правил N 170.
Кроме того, при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов в первом, третьем и четвертом подъездах в секциях ограждений лестничных маршей частично отсутствуют отдельные металлические элементы (прутья);
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов в первом подъезде (на втором, третьем этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 4 шт.); во втором подъезде (на втором, третьем этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 8 шт.): в третьем подъезде (на втором, третьем, четвертом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 8 шт.); в четвертом подъезде (на втором, четвертом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 6 шт.); в пятом подъезде (на втором, четвертом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 6 шт.); в шестом подъезде (на четвертом, пятом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 2 шт.);
- - в жилом доме N 18 по улице Ветеранов в четвертом подъезде (с первого по пятый этаж) в секции ограждения лестничного марша частично отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки); в шестом подъезде (на первом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки - 3 шт.); в шестом подъезде (первый этаж) отсутствует поручень на лестничном ограждении;
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина в пятом подъезде на четвертом этаже в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки) - 2 шт.; в шестом подъезде на четвертом этаже в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки) - 1 шт.; в четырнадцатом подъезде на втором этаже в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки) - 2 шт.);
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской в третьем подъезде (на первом этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки) - 1 шт.;
- - в жилом доме N 2 по улице Молодежной в первом подъезде (на втором этаже) в секции ограждения лестничного марша отсутствуют отдельные металлические элементы (прутки) - 2 шт.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пунктов 4.8.1, 4.8.6 Правил N 170.
Также при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- в жилом доме N 1 по улице Ветеранов во всех подъездах (с первого по пятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка.
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов во всех подъездах с первого по пятый этаж присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 11 по улице Ветеранов в первом, втором, третьем подъездах (с первого по пятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка.
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов в первом подъезде (четвертый этаж), в третьем подъезде (второй этаж) выявлено частичное разрушение защитно-отделочного покрытия пола: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 18 по улице Ветеранов в третьем подъезде (тамбур) выявлено частичное разрушение защитно-отделочного покрытия пола (стяжки);
- - в жилом доме N 20 по улице Ветеранов во всех подъездах (тамбур, с первого по девятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 22 по улице Ветеранов в третьем и пятом подъездах (с первого по пятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов во втором подъезде (с первого по пятый этаж), в четвертом подъезде (первый этаж, четвертый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов во втором, третьем, четвертом и шестом подъездах (тамбур и цокольный этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола (стяжка);
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина в восьмом, десятом, одиннадцатом тринадцатом, четырнадцатом подъезде (с первого по пятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской в третьем и пятом подъездах (с первого по пятый этаж) присутствует разрушение защитно-отделочного покрытия пола лестничных площадок: частично отсутствует напольная плитка.
- в жилом доме N 2 по улице Молодежной в шестом подъезде (тамбур) присутствует разрушение верхнего защитного слоя пола.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пунктов 4.4.1, 4.4.2, 4.4.13 Правил N 170.
При обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов также выявлено, что:
- - в жилом доме N 1 по улице Ветеранов в третьем, четвертом подъезде выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов с шестого по десятый подъезды выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов, в первом и втором подъездах с первого по пятый этаж имеется загрязнение, старение окрасочного слоя оконных переплетов, откосов и подоконников;
- - в жилом доме N 7 по улице Ветеранов во всех подъездах имеется частичное разрушение окраски оконных коробок и переплетов;
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов с первого по седьмой подъезд выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 20 по улице Ветеранов в четвертом подъезде выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 22 по улице Ветеранов в первом, третьем и четвертом подъездах в местах общего пользования выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов в первом, втором, четвертом подъезде выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов в пятом и шестом подъездах имеется частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 3 по улице П. Окинина во втором, третьем, четвертом подъездах выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина с первого по восьмой подъезды, с одиннадцатого по четырнадцатый подъезд, в шестнадцатом подъезде частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов; в одиннадцатом подъезде отсутствует внутренний оконный переплет и остекление;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской в первом, третьем, четвертом и пятом подъездах выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской в первом, втором, третьем, четвертом, шестом, седьмом подъезде выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 2 по улице Молодежной во всех подъездах выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов;
- - в жилом доме N 4 по улице Молодежной в третьем выявлено частичное разрушение окраски оконных коробок и оконных переплетов.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пунктов 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170.
Помимо этого при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- в жилом доме N 1 по улице Ветеранов в третьем, четвертом подъезде на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены.
- в жилом доме N 3 по улице Ветеранов с шестого по десятый подъезды имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены:
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов с первого по седьмой подъезд выявлена частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 20 по улице Ветеранов в четвертом подъезде в местах общего пользования выявлено на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов во всех подъездах на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов в пятом и шестом подъездах на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 3 по улице П. Окинина во втором, третьем, четвертом подъездах на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина с первого по восьмой подъезды, с одиннадцатого по четырнадцатый подъезды, в шестнадцатом подъезде на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской в первом, третьем, пятом подъезде на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской в первом, втором, третьем, четвертом, шестом, седьмом на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 2 по улице Молодежной во всех подъездах на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены;
- - в жилом доме N 4 по улице Молодежной в третьем подъезде на межэтажных площадках имеется частичная коррозия трубопроводов системы отопления, частично приборы отопления не окрашены.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пункта 5.2.21 Правил N 170.
Кроме того, при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- в жилом доме N 1 по улице П. Окинина в первом подъезде (при входе) и в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина во втором подъезде (на межэтажной площадке первого и второго этажа) отсутствуют приборы отопления, предусмотренные проектами строительства, что, по мнению проверяющих, является нарушением пункта 6 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Также при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что:
- - в жилом доме N 3 по улице Ветеранов перед входом в первый и десятый подъезды у крылец имеется разрушение верхнего защитного слоя ступеней;
- - в жилом доме N 7 по улице Ветеранов перед входом в третий и четвертый подъезды у крылец имеется разрушение верхнего защитного слоя ступеней, в четвертом подъезде на первом этаже ступень лестничного марша имеет скол;
- - в жилом доме N 14 по улице Ветеранов перед входом в первый подъезд на крыльце, состоящем из бетонной плиты, разрушен верхний защитный слой;
- - в жилом доме N 24 по улице Ветеранов перед входом в четвертый подъезд у крыльца имеется разрушение верхнего защитного слоя двух ступеней;
- - в жилом доме N 26 по улице Ветеранов перед входом в третий и четвертый подъезды у крылец имеются разрушения верхнего защитного слоя ступеней, в пятый подъезд - верхний защитный слой бетонной плиты;
- - в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина перед входом в пятнадцатый подъезд на крыльце, разрушен верхний защитный слой двух ступеней и верхний защитный слой бетонной плиты;
- - в жилом доме N 22 по улице Пионерской перед входом в четвертый подъезд на крыльце, состоящем из бетонной плиты, разрушен верхний защитный слой;
- - в жилом доме N 28/6 по улице Пионерской перед входом в седьмой подъезд на крыльце, состоящем из бетонных плит, разрушен верхний защитный слой.
По мнению проверяющих, названное является нарушением пунктов 4.8.1, 4.8.4, 4.8.10 Правил N 170.
Кроме того, при обследовании помещений и общедомового имущества жилых домов выявлено, что в жилом доме N 14 по улице Ветеранов на плите покрытия козырька над вторым подъездом по периметру наблюдается разрушение краев с оголением арматуры, что является нарушением пунктов 4.2.4.2 Правил N 170, а в жилом доме N 8/31 по улице П. Окинина в восьмом подъезде (на межэтажной площадке четвертого и пятого этажа) отсутствует ковш клапана мусоропровода, что является нарушением пунктов 5.9.2, 5.9.3 Правил N 170.
В связи с этим проверяющие пришли к выводу о том, что ООО УК "ЖЭУ N 10" не обеспечено надлежащее содержание и состояние общего имущества собственников помещений жилых домов по вышеперечисленным адресам.
По результатам проверки отделом составлен акт от 11.04.2016 N 88-225-р-2016/А, а в отношении общества - протокол от 12.04.2016 N 26-88/2016 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ.
Протокол и материалы административного дела переданы в инспекцию для принятия по ним процессуального решения.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы административного дела, исполняющий обязанности заместителя начальника инспекции вынес постановление от 26.04.2016 N 111, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, установив в деянии общества состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная инстанция при рассмотрении жалобы приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договору для управления (содержания, обеспечения эксплуатации).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 255-ФЗ) на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В данном случае Государственной жилищной инспекцией Вологодской области обществу выдана лицензия от 27.04.2015 N 035-000049 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Вологодской области.
Сторонами не оспаривается тот факт, что многоквартирные жилые дома по вышеназванным адресам в городе Череповце включены в перечень домов, подлежащих обслуживанию обществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Следовательно, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпункт "б" указанного пункта Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Исходя из вышеизложенных положений лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что также предполагает и соблюдение Правил N 170.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015 N АКПИ15-957 изложена правовая позиция, в соответствии с которой предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании требования во взаимосвязи с нормами ЖК РФ не могут рассматриваться как требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом и как требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг, поскольку возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В решении также указано, что отнесение требований, указанных в Положении о лицензировании, к лицензионным соответствует изменениям, внесенным в правовое регулирование отношений по управлению многоквартирными домами. Законом N 255-ФЗ изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 196 ЖК РФ).
Следовательно, инспекция, являясь лицензирующим органом, имеет право в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на основании выданной лицензии, проводить только лицензионный контроль, и, соответственно, привлекать данные организации на осуществление деятельности с нарушением лицензии, а именно по статье 14.1.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, признавая правомерной квалификацию выявленных в отношении общества нарушений по статье 7.22 КоАП РФ, исходил из того, что в данном случае проверка, в результате которой выявлены факты нарушений Правил N 170, проводилась органом муниципального жилищного контроля в рамках предоставленных ему полномочий, протокол об административном правонарушении также составлен органом муниципального жилищного контроля в рамках предоставленных полномочий. Постановление о привлечении к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ вынесено инспекцией на основании протокола об административном правонарушении, составленном данным органом муниципального жилищного контроля, в рамках определенного нормативными актами взаимодействия органов муниципального жилищного контроля и органов государственного надзора. Инспекция в данном случае не проводила проверку общества как управляющей компании, имеющей лицензию, на предмет соблюдения ею лицензионных требований.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что инспекцией правомерно вынесено оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Данные выводы суда первой инстанции нельзя признать правомерными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9.2 Закона Вологодской области от 08.12.2010 N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований области, указанные в части 3 настоящей статьи, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, при осуществлении органами местного самоуправления муниципального жилищного контроля - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Между тем, как установлено в части 7 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.
Соответственно, даже при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления не могут получить полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Кроме того, по статье 7.22 КоАП РФ наказуемо нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил N 170.
Инспекцией обществу выдана лицензия от 27.04.2015 N 035-000049 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Вологодской области.
Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 7.22 КоАП РФ.
При этом по статье 7.22 КоАП РФ могут быть привлечены к административной ответственности иные субъекты, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Как следует из части 1.1 статьи 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Соответственно, привлечение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ по результатам контрольных мероприятий органов местного самоуправления возможно только в том случае, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля.
На территории Вологодской области на момент проведения проверки общества такой закон принят не был. Но независимо от наличия подобного закона, полномочием на составление протокола по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в силу пункта 69 части 2 статьи 28.3 названного Кодекса, обладают должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор; а дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с частью 1 статьи 23.1 данного Кодекса, рассматривают судьи.
Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2017 года N 307-АД16-13243 по делу N А13-3627/2016 с аналогичными настоящему делу обстоятельствами.
Таким образом, привлечение общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ является неправомерным.
При таких обстоятельствах правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований общества в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 9 сентября 2016 года по делу N А13-7117/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановления Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 26.04.2016 N 111 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)