Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В. судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Масоев А.В. (доверенность от 11.01.2016)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17450/2016) администрации Петрозаводского городского округа
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2016 по делу N А26-11155/2015 (судья Гарист С.Н.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр жилищного хозяйства" к администрации Петрозаводского городского округа
3-и лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоАвтоматика",
2) Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика"
о взыскании
Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр жилищного хозяйства" (далее - ООО "РИЦ ЖХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о взыскании 4 725,90 руб. задолженности по оплате вознаграждения за сбор взносов за капитальный ремонт за июль 2015.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТеплоАвтоматика" (далее - Общество).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика" (далее - Учреждение).
Решением суда от 02.06.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что оплата вознаграждения за сбор взносов на капитальный ремонт должна и производится собственниками и нанимателями жилых помещений в рамках платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
В судебном заседании представитель ООО "РИЦ ЖХ" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представители Администрации и третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя ООО "РИЦ ЖХ", апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "РИЦ ЖХ" в силу агентского договора от 29.12.2012 N 1-Т, заключенного с управляющей компанией ООО "ТеплоАвтоматика", выполняет функции расчетного центра, а именно, осуществляет начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.3 указанного договора ООО "РИЦ ЖХ" как агент обязано принимать все меры по сбору платежей, в том числе, осуществлять работу по взысканию задолженности в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На управлении ООО "ТеплоАвтоматика" находится ряд многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения, собственником которых является администрация Петрозаводского городского округа. В данных многоквартирных домах собственники помещений на основании статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Решениями собственников, оформленных протоколами общих собраний, владельцем специального счета и лицом, уполномоченным на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, определена управляющая организация ООО "ТеплоАвтоматика".
Протоколами общих собраний (пунктом 8 каждого из протоколов) установлено вознаграждение управляющей компании ООО "ТеплоАвтоматика" в связи с организацией деятельности по начислению, сбору и перечислению взносов за капитальный ремонт в размере 0,41 руб. за 1 кв. м площади помещения в многоквартирном доме в месяц. Размер платы по взносам за капитальный ремонт и вознаграждение за сбор взносов включается в платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг, направляемые собственникам помещений нашей организацией.
На основании части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
ООО "РИЦ ЖХ", действуя в рамках агентского договора с ООО "ТеплоАвтоматика", направило в адрес Администрации счет на оплату и расчет вознаграждения управляющей компании, подлежащего уплате ответчиком, как собственником муниципальных помещений за услуги по сбору взносов за капитальный ремонт за июль 2015 года.
Площадь муниципальных помещений в многоквартирных домах составила 11 526,59 кв. м, из расчета размера вознаграждения за сбор взносов за капитальный ремонт 0,41 руб. за 1 кв. м размер подлежащей выплате суммы составляет 4 725,90 руб. в месяц.
Платежные документы, направленные в адрес Администрации, по вознаграждению управляющей компании за сбор взносов за капитальный ремонт возвращены в адрес ООО "РИЦ ЖХ" без исполнения в связи с несогласием с обязанностью оплаты, площадь муниципальных помещений и протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов ответчиком не оспаривались, однако, оплата до настоящего времени не поступила.
Общество полагая, что ответчик, как собственник указанных помещений, обязан оплатить вознаграждение за сбор взносов на капитальный ремонт, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поскольку Администрация осуществляет права собственника, то она в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В Республике Карелия перечень работ, которые могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установлен в статье 12 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия.
Оплата услуг по предоставлению платежных документов осуществляется отдельно и не включается в тариф взноса на капитальный ремонт.
30.06.2015 законодателем урегулирован вопрос в части того, что собственники помещений самостоятельно выбирают способ уплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на начисление платежей и оформление платежных документов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Учитывая изложенное, выводы суда о взыскании с ответчика задолженности по оплате вознаграждения за сбор взносов на капитальный ремонт применительно к положениям части 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются верными.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2016 по делу N А26-11155/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2016 N 13АП-17450/2016 ПО ДЕЛУ N А26-11155/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N 13АП-17450/2016
Дело N А26-11155/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В. судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Масоев А.В. (доверенность от 11.01.2016)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17450/2016) администрации Петрозаводского городского округа
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2016 по делу N А26-11155/2015 (судья Гарист С.Н.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр жилищного хозяйства" к администрации Петрозаводского городского округа
3-и лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоАвтоматика",
2) Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр жилищного хозяйства" (далее - ООО "РИЦ ЖХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) о взыскании 4 725,90 руб. задолженности по оплате вознаграждения за сбор взносов за капитальный ремонт за июль 2015.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТеплоАвтоматика" (далее - Общество).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика" (далее - Учреждение).
Решением суда от 02.06.2016 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что оплата вознаграждения за сбор взносов на капитальный ремонт должна и производится собственниками и нанимателями жилых помещений в рамках платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
В судебном заседании представитель ООО "РИЦ ЖХ" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представители Администрации и третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя ООО "РИЦ ЖХ", апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "РИЦ ЖХ" в силу агентского договора от 29.12.2012 N 1-Т, заключенного с управляющей компанией ООО "ТеплоАвтоматика", выполняет функции расчетного центра, а именно, осуществляет начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.3 указанного договора ООО "РИЦ ЖХ" как агент обязано принимать все меры по сбору платежей, в том числе, осуществлять работу по взысканию задолженности в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На управлении ООО "ТеплоАвтоматика" находится ряд многоквартирных домов, в которых имеются жилые помещения, собственником которых является администрация Петрозаводского городского округа. В данных многоквартирных домах собственники помещений на основании статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации приняли решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Решениями собственников, оформленных протоколами общих собраний, владельцем специального счета и лицом, уполномоченным на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, определена управляющая организация ООО "ТеплоАвтоматика".
Протоколами общих собраний (пунктом 8 каждого из протоколов) установлено вознаграждение управляющей компании ООО "ТеплоАвтоматика" в связи с организацией деятельности по начислению, сбору и перечислению взносов за капитальный ремонт в размере 0,41 руб. за 1 кв. м площади помещения в многоквартирном доме в месяц. Размер платы по взносам за капитальный ремонт и вознаграждение за сбор взносов включается в платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг, направляемые собственникам помещений нашей организацией.
На основании части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
ООО "РИЦ ЖХ", действуя в рамках агентского договора с ООО "ТеплоАвтоматика", направило в адрес Администрации счет на оплату и расчет вознаграждения управляющей компании, подлежащего уплате ответчиком, как собственником муниципальных помещений за услуги по сбору взносов за капитальный ремонт за июль 2015 года.
Площадь муниципальных помещений в многоквартирных домах составила 11 526,59 кв. м, из расчета размера вознаграждения за сбор взносов за капитальный ремонт 0,41 руб. за 1 кв. м размер подлежащей выплате суммы составляет 4 725,90 руб. в месяц.
Платежные документы, направленные в адрес Администрации, по вознаграждению управляющей компании за сбор взносов за капитальный ремонт возвращены в адрес ООО "РИЦ ЖХ" без исполнения в связи с несогласием с обязанностью оплаты, площадь муниципальных помещений и протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов ответчиком не оспаривались, однако, оплата до настоящего времени не поступила.
Общество полагая, что ответчик, как собственник указанных помещений, обязан оплатить вознаграждение за сбор взносов на капитальный ремонт, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования обоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Поскольку Администрация осуществляет права собственника, то она в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В Республике Карелия перечень работ, которые могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установлен в статье 12 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия.
Оплата услуг по предоставлению платежных документов осуществляется отдельно и не включается в тариф взноса на капитальный ремонт.
30.06.2015 законодателем урегулирован вопрос в части того, что собственники помещений самостоятельно выбирают способ уплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на начисление платежей и оформление платежных документов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Учитывая изложенное, выводы суда о взыскании с ответчика задолженности по оплате вознаграждения за сбор взносов на капитальный ремонт применительно к положениям части 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются верными.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2016 по делу N А26-11155/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.САВИНА
Е.В.САВИНА
Судьи
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
Н.А.МЕЛЬНИКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)