Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 28.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" (пр. Генерала Острякова, 242, г. Севастополь, 299055)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 требования потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" удовлетворены. Признано недействительным полностью предписание Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений земельного законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Взыскано с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" судебные расходы по делу в сумме 3 000 рублей (три тысячи рублей 00 коп.).
Не согласившись с указанным решением, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился с апелляционной жалобой. Считает решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене.
От Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в материалы дела представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
09.11.2015 в административный орган поступило письмо Прокуратуры Ленинского района города Севастополя от 30.10.2015 N 1-1454в-2015, в котором содержалась информация о несоответствии деятельности ПЖСК "Строим Вместе" требованиям части 3 статьи 110 ЖК РФ, а именно о привлечении заявителем денежных средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе в отсутствие прав на земельный участок и выданного разрешения на строительство. С целью проверки фактов, изложенных в вышеуказанном письме, распоряжением от 20.11.2015 N 144 Департамент назначил внеплановую выездную проверку в отношении ПЖСК "Строим Вместе" на предмет соблюдения заявителем обязательных требований Закона N 214-ФЗ и требований части 3 статьи 110 ЖК РФ за период с 19.01.2015 по 08.12.2015 при строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по адресу: пр. Генерала Острякова, 242, г. Севастополь. Срок проведения проверки - с 09.12.2015 по 15.12.2015. В пункте 8 распоряжения Департамента от 20.11.2015 N 60 указаны следующие правовые основания проверки: пункт 3 части 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ; статья 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП. Письмом от 09.12.2015 N Д09и-3220 Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало проведение внеплановой выездной проверки в отношении ПЖСК "Строим Вместе".
Уведомлением от 07.12.2015 N 07-01/2714-Д-исх Департамент известил заявителя о назначенных распоряжением от 20.11.2015 N 144 контрольных мероприятиях и указал перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Проведенной проверкой, результаты которой нашли отражение в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.12.2015 N 01-14/2972-Д-исх., установлено, что: в период с 19.01.2015 по 08.12.2015 ПЖСК "Строим Вместе" заключены с гражданами 21 договор о внесении паевого взноса и осуществлен прием денежных средств данных лиц для строительства многоквартирных домов по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе (корпус 2А, пусковые комплексы ПК-6 и ПК-4); право постоянного пользования земельным участком, на котором осуществляется строительство, принадлежит ГП "Севастопольский морской торговый порт" на основании государственного акта от 21.05.2007 серии ЯЯ N 395071, выданного в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.11.1992 N 147; разрешение на строительство выдано ГП "Севастопольский морской торговый порт" на основании деклараций на начало выполнения строительных работ от 29.08.2013 N СТ 083132390556 и от 07.11.2013 N СТ 083132800208.
17.12.2015 Департаментом вынесено предписание N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, согласно пункту 1 которого заявителю предписано в срок до 01.03.2016 обеспечить строительство многоквартирных жилых домов по проспекту Генерала Острякова, 242 (корпус 2А, пусковые комплексы ПК-6 и ПК-4) в соответствии с требованиями части 3 статьи 110 ЖК РФ, а именно на принадлежащем ПЖСК "Строим Вместе" земельном участке и в соответствии с выданным ему разрешением на строительство. Этим же предписанием на заявителя возложена обязанность осуществлять прием новых членов кооператива с привлечением их денежных средств для целей строительства многоквартирных жилых домов только после выполнения пункта 1 предписания.
Вынося оспариваемое предписание, административный орган исходил из того, что ПЖСК "Строим Вместе", фактически не имея полученного разрешения на строительство и в отсутствие прав на земельный участок, на котором ведется строительство многоквартирных домов по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе, осуществил в 2015 году привлечение денежных средств для строительства по 21-му договору о внесении паевого взноса с 18-тью гражданами, чем нарушил часть 3 статьи 110 ЖК РФ, часть 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2, части 1, 2 статьи 3 и часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В строительстве запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 этого Закона (часть 2.1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ (в соответствующей редакции) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с Законом N 214-ФЗ и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Частью 2 этой же статьи право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда 04.12.2013, можно сделать вывод о том, что жилищно-строительные кооперативы имеют право привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, однако порядок привлечения указанных средств установлен не Федеральным законом N 214-ФЗ, а законодательством, регулирующим деятельность таких кооперативов.
Деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется ЖК РФ (Раздел V Глава 11).
Частью 1 статьи 110 ЖК РФ установлено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ) члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
До 01.12.2011 часть 3 статьи 110 ЖК РФ действовала в следующей редакции: "Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома".
Федеральным законом от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ) часть 3 статьи 110 ЖК РФ была дополнена предложением такого содержания: "Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство".
Федеральный закон от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьей 5 вступил в силу со дня официального опубликования - 01.12.2011. Требования указанной нормы распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона.
Следовательно, создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на застраиваемый земельный участок, а также получить разрешение на строительство как застройщик.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПЖСК "Строим Вместе" (до 19.01.2015 - Потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Строим Вместе") был создан и зарегистрирован в качестве юридического лица Украины 23.01.2008.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявитель привел свои учредительные документы (с изменением наименования на ПЖСК "Строим Вместе") в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 19.01.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
ГП "Севастопольский морской торговый порт" (инвестор-1) и ООО "Скальса" (инвестор-2) 29.09.2005 подписан договор об инвестиционном финансировании строительства N 509/362, предметом которого являлось осуществление сторонами совместной согласованной инвестиционной деятельности с целью строительства жилого комплекса с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытовой сферы, подземным гаражом и благоустройством территории на земельном участке площадью 1,4836 га в шестом микрорайоне Куликова поля (проспект Генерала Острякова).
ГП "Севастопольский морской торговый порт" 21.05.2007 получило государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 1,4836 га по адресу: проспект Генерала Острякова, 242, г. Севастополь.
На основании договора о замене лиц в обязательстве от 23.04.2010 N 104/136 права и обязанности ООО "Скальса" как инвестора-2 и застройщика по договору от 29.09.2005 N 509/362 перешли к потребительскому кооперативу "Строим Вместе".
ГП "Севастопольский морской торговый порт" зарегистрировало в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе декларации о начале выполнения строительных работ на вышеуказанном объекте от 29.08.2013 N СТ 083132390556, от 07.10.2013 N СТ 083132800208.
Существующая форма правоотношений в виде договора об инвестиционном финансировании строительства соответствовала действующему на тот момент украинскому законодательству.
Так согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Суд первой инстанции проанализировав вышеуказанные договоры, заключенные между ПЖСК "Строим Вместе", ГП "Севастопольский морской торговый порт" и ООО "Скальса" для осуществления совместной инвестиционной деятельности с целью строительства спорного многоквартирного дома, сделал правильный вывод о том, что на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации договоры действовали и не были расторгнуты сторонами. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации (утвержден постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202), данные договоры, заключенные в установленном порядке на территории города Севастополя до 01.03.2014, признаются документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права, как и декларации о начале выполнения строительных работ от 29.08.2013 N СТ 083132390556 и от 07.11.2013 N СТ 083132800208.
Следовательно, право ПЖСК "Строим Вместе" во исполнение инвестиционного договора от 29.09.2005 N 509/362 и Декларации о начале выполнения строительных работ заключать с пайщиками договоры о внесении паевых взносов для организации строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 242, корпус 2А, возникло у заявителя на законных основаниях до 18.03.2014, в связи с чем, обязательство последнего в рамках указанного инвестиционного договора по финансированию и строительству жилого комплекса с правом самостоятельного выбора генерального подрядчика и субподрядчика продолжает исполняться до настоящего времени.
Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014 не содержит каких-либо исключений в отношении применения российского жилищного законодательства к отношениям по строительству жилых домов, возникшим в рамках правового поля украинского законодательства. Кроме того, законодательством Украины не запрещалось привлекать жилищно-строительными кооперативами денежные средства граждан (членов кооператива) для осуществления строительства многоквартирных домов без наличия у этих кооперативов прав на земельные участки и разрешений на строительство.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя ЖК РФ начал действовать только со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, то исходя из содержания части 2 статьи 5 Закона N 349-ФЗ, требования части 3 статьи 110 указанного Кодекса не распространяются на жилищно-строительные кооперативы, созданные на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18.03.2014. При этом в спорных правоотношениях факт приведения кооперативом учредительных документов в соответствие с российском законодательством и внесение о нем 19.01.2015 в ЕГРЮЛ сведений не свидетельствует о создании нового субъекта, равно как и его реорганизации либо смене лиц в обязательствах.
Аналогичные выводы сделаны в рамках рассмотрения дела Арбитражным судом города Севастополя N А84-28/2016 по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" к заместителю директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - начальнику Управления по контролю за долевым строительством и обеспечению реализации инвестиционных проектов в жилищном строительстве Соломахину А.Ю., заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности.
Так решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2016 по делу N А84-28/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.09.2016, признаны незаконными и отменены постановления административного органа от 17.12.2015 N 07-01/3051-Д-исх, N 07-01/3053-Д-исх, N 07-01/3054-Д-исх., принятые на основании проведения в период с 09.12.2015 по 15.12.2015 административным органом внеплановой проверки в отношении потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" на соответствие его деятельности требованиям российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Иная оценка судами доказательств по настоящему делу без учета оценки, данной судами тем же доказательствам по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, противоречит части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, предписание Департамента от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости не соответствует требованиям жилищного законодательства и законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что выражается в препятствовании в принятии новых членов кооператива и достижении целей его деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений земельного законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 21АП-1193/2016 ПО ДЕЛУ N А84-192/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А84-192/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 28.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 (судья Архипенко А.М.),
по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" (пр. Генерала Острякова, 242, г. Севастополь, 299055)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 требования потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" удовлетворены. Признано недействительным полностью предписание Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений земельного законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Взыскано с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" судебные расходы по делу в сумме 3 000 рублей (три тысячи рублей 00 коп.).
Не согласившись с указанным решением, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился с апелляционной жалобой. Считает решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене.
От Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим Вместе" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в материалы дела представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
09.11.2015 в административный орган поступило письмо Прокуратуры Ленинского района города Севастополя от 30.10.2015 N 1-1454в-2015, в котором содержалась информация о несоответствии деятельности ПЖСК "Строим Вместе" требованиям части 3 статьи 110 ЖК РФ, а именно о привлечении заявителем денежных средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе в отсутствие прав на земельный участок и выданного разрешения на строительство. С целью проверки фактов, изложенных в вышеуказанном письме, распоряжением от 20.11.2015 N 144 Департамент назначил внеплановую выездную проверку в отношении ПЖСК "Строим Вместе" на предмет соблюдения заявителем обязательных требований Закона N 214-ФЗ и требований части 3 статьи 110 ЖК РФ за период с 19.01.2015 по 08.12.2015 при строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости по адресу: пр. Генерала Острякова, 242, г. Севастополь. Срок проведения проверки - с 09.12.2015 по 15.12.2015. В пункте 8 распоряжения Департамента от 20.11.2015 N 60 указаны следующие правовые основания проверки: пункт 3 части 11 статьи 23 Закона N 214-ФЗ; статья 22 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 171-ПП. Письмом от 09.12.2015 N Д09и-3220 Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало проведение внеплановой выездной проверки в отношении ПЖСК "Строим Вместе".
Уведомлением от 07.12.2015 N 07-01/2714-Д-исх Департамент известил заявителя о назначенных распоряжением от 20.11.2015 N 144 контрольных мероприятиях и указал перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Проведенной проверкой, результаты которой нашли отражение в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 15.12.2015 N 01-14/2972-Д-исх., установлено, что: в период с 19.01.2015 по 08.12.2015 ПЖСК "Строим Вместе" заключены с гражданами 21 договор о внесении паевого взноса и осуществлен прием денежных средств данных лиц для строительства многоквартирных домов по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе (корпус 2А, пусковые комплексы ПК-6 и ПК-4); право постоянного пользования земельным участком, на котором осуществляется строительство, принадлежит ГП "Севастопольский морской торговый порт" на основании государственного акта от 21.05.2007 серии ЯЯ N 395071, выданного в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.11.1992 N 147; разрешение на строительство выдано ГП "Севастопольский морской торговый порт" на основании деклараций на начало выполнения строительных работ от 29.08.2013 N СТ 083132390556 и от 07.11.2013 N СТ 083132800208.
17.12.2015 Департаментом вынесено предписание N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, согласно пункту 1 которого заявителю предписано в срок до 01.03.2016 обеспечить строительство многоквартирных жилых домов по проспекту Генерала Острякова, 242 (корпус 2А, пусковые комплексы ПК-6 и ПК-4) в соответствии с требованиями части 3 статьи 110 ЖК РФ, а именно на принадлежащем ПЖСК "Строим Вместе" земельном участке и в соответствии с выданным ему разрешением на строительство. Этим же предписанием на заявителя возложена обязанность осуществлять прием новых членов кооператива с привлечением их денежных средств для целей строительства многоквартирных жилых домов только после выполнения пункта 1 предписания.
Вынося оспариваемое предписание, административный орган исходил из того, что ПЖСК "Строим Вместе", фактически не имея полученного разрешения на строительство и в отсутствие прав на земельный участок, на котором ведется строительство многоквартирных домов по пр. Генерала Острякова, 242 в г. Севастополе, осуществил в 2015 году привлечение денежных средств для строительства по 21-му договору о внесении паевого взноса с 18-тью гражданами, чем нарушил часть 3 статьи 110 ЖК РФ, часть 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2, части 1, 2 статьи 3 и часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В строительстве запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 этого Закона (часть 2.1 статьи 1 Закона N 214-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ (в соответствующей редакции) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с Законом N 214-ФЗ и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Частью 2 этой же статьи право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда 04.12.2013, можно сделать вывод о том, что жилищно-строительные кооперативы имеют право привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, однако порядок привлечения указанных средств установлен не Федеральным законом N 214-ФЗ, а законодательством, регулирующим деятельность таких кооперативов.
Деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется ЖК РФ (Раздел V Глава 11).
Частью 1 статьи 110 ЖК РФ установлено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ) члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
До 01.12.2011 часть 3 статьи 110 ЖК РФ действовала в следующей редакции: "Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома".
Федеральным законом от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 349-ФЗ) часть 3 статьи 110 ЖК РФ была дополнена предложением такого содержания: "Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство".
Федеральный закон от 30.11.2011 N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьей 5 вступил в силу со дня официального опубликования - 01.12.2011. Требования указанной нормы распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона.
Следовательно, создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на застраиваемый земельный участок, а также получить разрешение на строительство как застройщик.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПЖСК "Строим Вместе" (до 19.01.2015 - Потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Строим Вместе") был создан и зарегистрирован в качестве юридического лица Украины 23.01.2008.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявитель привел свои учредительные документы (с изменением наименования на ПЖСК "Строим Вместе") в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 19.01.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
ГП "Севастопольский морской торговый порт" (инвестор-1) и ООО "Скальса" (инвестор-2) 29.09.2005 подписан договор об инвестиционном финансировании строительства N 509/362, предметом которого являлось осуществление сторонами совместной согласованной инвестиционной деятельности с целью строительства жилого комплекса с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытовой сферы, подземным гаражом и благоустройством территории на земельном участке площадью 1,4836 га в шестом микрорайоне Куликова поля (проспект Генерала Острякова).
ГП "Севастопольский морской торговый порт" 21.05.2007 получило государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 1,4836 га по адресу: проспект Генерала Острякова, 242, г. Севастополь.
На основании договора о замене лиц в обязательстве от 23.04.2010 N 104/136 права и обязанности ООО "Скальса" как инвестора-2 и застройщика по договору от 29.09.2005 N 509/362 перешли к потребительскому кооперативу "Строим Вместе".
ГП "Севастопольский морской торговый порт" зарегистрировало в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе декларации о начале выполнения строительных работ на вышеуказанном объекте от 29.08.2013 N СТ 083132390556, от 07.10.2013 N СТ 083132800208.
Существующая форма правоотношений в виде договора об инвестиционном финансировании строительства соответствовала действующему на тот момент украинскому законодательству.
Так согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Суд первой инстанции проанализировав вышеуказанные договоры, заключенные между ПЖСК "Строим Вместе", ГП "Севастопольский морской торговый порт" и ООО "Скальса" для осуществления совместной инвестиционной деятельности с целью строительства спорного многоквартирного дома, сделал правильный вывод о том, что на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации договоры действовали и не были расторгнуты сторонами. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации (утвержден постановлением Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202), данные договоры, заключенные в установленном порядке на территории города Севастополя до 01.03.2014, признаются документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права, как и декларации о начале выполнения строительных работ от 29.08.2013 N СТ 083132390556 и от 07.11.2013 N СТ 083132800208.
Следовательно, право ПЖСК "Строим Вместе" во исполнение инвестиционного договора от 29.09.2005 N 509/362 и Декларации о начале выполнения строительных работ заключать с пайщиками договоры о внесении паевых взносов для организации строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, 242, корпус 2А, возникло у заявителя на законных основаниях до 18.03.2014, в связи с чем, обязательство последнего в рамках указанного инвестиционного договора по финансированию и строительству жилого комплекса с правом самостоятельного выбора генерального подрядчика и субподрядчика продолжает исполняться до настоящего времени.
Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21.03.2014 не содержит каких-либо исключений в отношении применения российского жилищного законодательства к отношениям по строительству жилых домов, возникшим в рамках правового поля украинского законодательства. Кроме того, законодательством Украины не запрещалось привлекать жилищно-строительными кооперативами денежные средства граждан (членов кооператива) для осуществления строительства многоквартирных домов без наличия у этих кооперативов прав на земельные участки и разрешений на строительство.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя ЖК РФ начал действовать только со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, то исходя из содержания части 2 статьи 5 Закона N 349-ФЗ, требования части 3 статьи 110 указанного Кодекса не распространяются на жилищно-строительные кооперативы, созданные на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18.03.2014. При этом в спорных правоотношениях факт приведения кооперативом учредительных документов в соответствие с российском законодательством и внесение о нем 19.01.2015 в ЕГРЮЛ сведений не свидетельствует о создании нового субъекта, равно как и его реорганизации либо смене лиц в обязательствах.
Аналогичные выводы сделаны в рамках рассмотрения дела Арбитражным судом города Севастополя N А84-28/2016 по заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" к заместителю директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - начальнику Управления по контролю за долевым строительством и обеспечению реализации инвестиционных проектов в жилищном строительстве Соломахину А.Ю., заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности.
Так решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.04.2016 по делу N А84-28/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.09.2016, признаны незаконными и отменены постановления административного органа от 17.12.2015 N 07-01/3051-Д-исх, N 07-01/3053-Д-исх, N 07-01/3054-Д-исх., принятые на основании проведения в период с 09.12.2015 по 15.12.2015 административным органом внеплановой проверки в отношении потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" на соответствие его деятельности требованиям российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Иная оценка судами доказательств по настоящему делу без учета оценки, данной судами тем же доказательствам по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица, противоречит части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, предписание Департамента от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости не соответствует требованиям жилищного законодательства и законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что выражается в препятствовании в принятии новых членов кооператива и достижении целей его деятельности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 17.12.2015 N 07-01/3085-Д-исх об устранении нарушений земельного законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.06.2016 года по делу N А84-192/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО
Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
Н.П.ГОРОШКО
Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)