Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.07.2016 ПО ДЕЛУ N 11-10450/2016

Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении обследования помещений, возложении обязанности провести обследование помещений.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчик отказал в проведении обследования, сославшись на то, что обследование нежилых помещений в нежилом здании не входит в компетенцию межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. по делу N 11-10450/2016


Судья: Черепанова С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Уфимцевой Т.Д.,
судей Щербаковой Е.А., Чаус И.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 22 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе А.Е., А.Н., С.А. на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 06 мая 2016 года по иску А.Е., А.Н., С.А. к администрации Еткульского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по проведению обследования жилых помещений
Заслушав доклад судьи Уфимцевой Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истцов А.Е., А.Н. об отмене решения, представителя С.А. - Ш., представителя ответчика - Щ. о законности решения, судебная коллегия

установила:

А.Е., А.Н. обратились в суд с иском к администрации Еткульского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия Главы администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, выразившегося в не проведении обследования помещений, занимаемых истцами в здании по адресу: ****; о возложении на Главу Еткульского муниципального района обязанности провести обследование помещений N **** в здании по адресу: **** в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, с составлением акта обследования названных помещений и отражением в нем сведений о том, являются ли занимаемые истцами помещения жилыми, пригодны ли они для проживания, подлежат ли они ремонту или реконструкции.
В обоснование указав, что они проживают и зарегистрированы в здании по адресу: ****, в котором занимают помещения N ****. Указанное здание является нежилым зданием, в котором ранее располагалась школа искусств, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Еткульский муниципальный район" и находится в оперативном управлении МБУК "Еткульский районный дом культуры".
Фактически указанное здание давно используется для проживания в нем граждан, разделено на несколько самостоятельных частей с отдельными входами. На их обращение в администрацию Еткульского муниципального района Челябинской области с заявлением о проведении обследования занимаемых ими помещений в указанном здании и выдаче Заключения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, администрация района письмом от 03 декабря 2015 года N 2513 отказала в проведении обследования, сославшись на то, что обследование нежилых помещений в нежилом здании не входит в компетенцию Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Данный отказ считают незаконным, нарушающим их права на получение благоустроенного жилого помещения.
С.А. обратилась в суд с иском к администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным бездействия Главы администрации Еткульского муниципального района, выразившегося в не проведении обследования помещения, занимаемого истицей в здании по адресу: ****; о возложении на Главу Еткульского муниципального района обязанности провести обследования помещения N **** в здании по адресу: **** в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, с составлением Акта обследования названного помещения и отражением в нем сведений о том, является ли занимаемое истицей помещение жилым, пригодно ли оно для проживания, подлежит ли оно ремонту или реконструкции.
В обоснование указав, что она с 1984 года проживает и с 1994 года зарегистрирована в здании по адресу: ****, в котором занимает помещение N ****. Указанное здание является нежилым зданием. Ее обращения в различные инстанции, в органы власти различных уровней с просьбой помочь разрешить вопрос об обеспечении жильем либо о переводе занимаемого ею помещения в жилое оставлены без удовлетворения. На ее обращение в администрацию Еткульского муниципального района с заявлением о проведении обследования занимаемого ею помещения в указанном здании и выдаче Заключения в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Администрация района письмом от 03 декабря 2015 года N 2514 отказала в проведении обследования, сославшись на то, что обследование нежилых помещений в нежилом здании не входит в компетенцию Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Данный отказ считает незаконным, нарушающим ее право на получение благоустроенного жилого помещения. Определением Еткульского районного суда Челябинской области от 25 февраля 2016 года указанные дела соединены в одно производство.
В судебном заседании А.Е., А.Н., представитель С.А. - Ш., представитель всех истцов Б., заявленные исковые требования поддержали, в обоснование, указав те же обстоятельства. Полагают, что имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения по договорам социального найма в связи с тем, что помещения, в которых они проживают, фактически не соответствуют санитарным нормам, непригодны для проживания, являются аварийными.
Истец С.Л. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена. Просила дело рассмотреть без ее участия.
Представитель администрации Еткульского муниципального района Щ. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Представители третьих лиц - администрации Еткульского сельского поселения, МБУК "Еткульский районный дом культуры" - в судебное заседание не явились, извещены. Просили рассмотреть дело без участия их представителей.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении требований отказал.
В апелляционной жалобе С.А., А.Е., А.Н. просят решение суда отменить, удовлетворить их требования. Ссылаются на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельств дела. Указывают на то, что незаконными действиями администрации Еткульского муниципального района, отказавшего обследовать помещения, где проживают С.А., А.Е., А.Н., выдать им акт (заключение) о результатах обследования помещения, где проживают истцы, где зарегистрированы и состоят длительное время на учете на предоставление жилья, создают препятствия в осуществлении их прав, свобод, граждан на улучшение жилищных условий, отраженных в основном законе - Конституции РФ.
Истец С.А., представители третьих лиц - администрации Еткульского сельского поселения, МБУК "Еткульский районный дом культуры" о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Еткульский муниципальный район" является собственником нежилого здания школы искусств по адресу: **** на основании решения Челябинского областного совета народных депутатов от 04 февраля 1993 года N 17/4-М "О передаче объектов в муниципальную собственность Еткульского района (л.д. 129-134). Право собственности муниципального образования зарегистрировано в Едином государственном реестре прав 10 октября 2007 года (л.д. 126).
Здание школы искусств закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением культуры "Еткульский районный Дом культуры" (л.д. 123-124). Здание фактически разделено на несколько самостоятельных частей, в которые имеются отдельные входы. Здание школы искусств имеет учебно-воспитательное назначение, по которому фактически не используется.
На основании устных распоряжений должностных лиц, возглавлявших различные учреждения района, органы местного самоуправления в различные временные периоды были вселены работники различных бюджетных учреждений и их семьи. После вселения произведена регистрация граждан в указанном здании. В течение многих лет граждане (в том числе истцы) открыто проживали в помещениях данного здания, использовали его в качестве постоянного жилья, пользовались коммунальными услугами и оплачивали счета за данные услуги. Данное здание согласно документам технического описания (техническому паспорту, кадастровому паспорту, записям в ЕГРП. документам о передаче объектов соцсферы в муниципальную собственность) всегда являлось и является до настоящего времени нежилым зданием школы искусств с учебно-воспитательным назначением.
Переоборудование и переустройство здания его собственником в жилое не производилось. Решений о переводе спорных помещений в состав жилых не принималось ни в период прежнего правового регулирования соответствующих правоотношений, ни в порядке, предусмотренном ст. 23 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, к жилищному фонду ни само здание, ни какие-либо помещения в нем не относились и не относятся.
Данные обстоятельства установлены также решением Еткульского районного суда Челябинской области от 10.04.2014 г., апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.07.2014 г.
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 13, 15, 32).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, основываясь на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом, утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Положение устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение (раздел II), основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел III), порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел IV).
Положение подробно регламентирует порядок рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, процедуру проведения оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям, определяет виды принимаемых решений, сроки их оформления и направления собственнику жилья и заявителю, в том числе сокращенные в случае признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие наличия вредного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека (пункты 50 - 54 Положения).
Межведомственная комиссия для целей, предусмотренных вышеназванным Положением, создана распоряжением Главы Администрации Еткульского муниципального района N 20 от 21.01.2016 года.
Между тем, компетенция Межведомственной комиссии не может быть распространена на здание по ул. **** или отдельные его помещения, занимаемые истцами, поскольку, как указано выше, оно не является жилым помещением, жилым домом либо его частью, т.е. не относится к жилому фонду.
Учитывая названные обстоятельства, а также то, что действие Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, распространяется лишь на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности (п. 2), суд пришел к правильному выводу о том, что бездействие заинтересованного лица в рассмотрении заявлений истцов отсутствует. Доказательств нарушения Администрацией Еткульского муниципального района жилищных прав истцов, в частности, создания препятствий к обеспечению их жилыми помещениями, суду не представлено. Истцы решением Совета депутатов Еткульского сельского поселения (С.А. - решением N 30 от 10.06.2010 года, А.Е. и А.Н. - решением N 378 от 27.09.2013 года) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, включены в Список жителей села Еткуль, нуждающихся в улучшении жилищных условий, который утвержден Постановлением Главы Еткульского сельского поселения N 131 от 18.10.2013 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 06 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Е., А.Н., С.А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)