Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением принято решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме. Истцы ссылаются на то, что данное распоряжение издано неправомерно, так как перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается, общего собрания собственников по вопросу передачи в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве (перепланировке), не проводилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
судей фио, фио
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Бутырского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио, фио, фио к фио, Государственной жилищной инспекции об обязании привести помещение в первоначальное состояние, оспаривании распоряжения - удовлетворить частично.
Обязать фио привести в первоначальное состояние внешнюю стену (подоконную зону) помещения 1 дома 88 по адрес в адрес.
В случае неисполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу предоставить право управляющей компании дома 88 по адрес в адрес провести необходимые работы по восстановлению целостности стены с последующей компенсацией затрат за счет фио.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения,
установила:
Истцы фио, фио, фио обратились в суд с иском к ответчикам фио, Государственной жилищной инспекции в адрес об обязании фио восстановить целостность стены (подоконной зоны) в помещении N I дома 88 по адрес адрес, признании недействительным распоряжения Мосжилинспекции от дата, выданного собственнику фио. В обоснование заявленных требований истцы указали, что Жилищной инспекцией по адрес (далее ЖИ по адрес) собственнику помещения N I фио было выдано решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: адрес, пом. I, утвержденное распоряжением от дата N СВ-телефон/Ателефон. Проектом перепланировки части помещений первого этажа и проведения реконструктивных работ по изменению части фасада здания, расположенного по адресу: адрес, пом. I, разработанному наименование организации, были предусмотрены в том числе работы по демонтажу подоконной части в наружной стене, не затрагивая простенков и существующей перемычки над проемом, с установкой оконно-дверного блока. В настоящее время данные работы выполнены. Нежилое помещение оснащено отдельным входом на месте существующего окна путем демонтажа подоконной зоны оконного проема до уровня чистового пола первого этажа. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Поскольку предусмотренные проектом перепланировки части помещений первого этажа и проведения реконструктивных работ по изменению части фасада здания, расположенного по адресу: адрес, пом. I, разработанным наименование организации, устройство дверного проема в наружной стене панельного дома не соответствует требованиям специальных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере технической эксплуатации объектов жилищного фонда, что было установлено проверкой Бутырской межрайонной прокуратуры адрес, распоряжение ЖИ по адрес от дата N СВ-телефон/Ателефон издано неправомерно. Кроме того, земельно-правовые отношения в установленном порядке оформлены не были. адрес под строительство и реконструкцию не предоставлялся. Общего собрания собственников по вопросу передачи в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве (перепланировке), не проводилось.
Представитель истцов по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик фио в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Государственной жилищной инспекции по адрес фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы, в обоснование которой указывает, что работы по переустройству и перепланировке помещения, принадлежащего фио, производились на основании Распоряжения Мосжилинспекции, ответчик не извещалась надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Ответчик фио, представитель ответчика Государственной жилищной инспекции по адрес, истцы в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности фио, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Порядок согласования и проведения перепланировки в жилых и нежилых помещениях в домах и многоквартирных домах регламентируется Постановлением Правительства адрес от дата N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", "Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в адрес", "Требованиями к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме", "Требованиями к ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора").
Пунктом 3.3 Административного регламента установлено, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме действительно в течение дата с момента его подписания.
Срок действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме продляется по письменному уведомлению заявителя на срок не более 1 месяца (без ограничения по числу продлений).
Перепланировка оформляется актом приемочной комиссии о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме (п. 2.12., 2.38.2).
Из материалов дела следует, что Распоряжением Мосжилинспекции от дата N СВ-телефон/Ателефон принято решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес. Срок проведения работ установлен с дата по дата.
Согласно представленному графику производства работ исполнитель наименование организации выполняет перечень работ до дата.
дата Мосжилинспекцией было зарегистрировано заявление собственника спорного объекта о продлении срока производства ремонтно-строительных работ. По итогам рассмотрения заявления Мосжилинспекцией было выдано решение о продлении срока производства ремонтно-строительных работ до дата (л.д. 11 - 12, 203).
До указанного срока работы в полном объеме выполнены не были, акт о завершении работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения Мосжилинспекцией не оформлялся. Собственник фио своевременно не обратилась в инспекцию за оформлением приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и, учитывая, что акт о завершении работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения Мосжилинспекцией не оформлялся, собственник фио своевременно не обратилась в инспекцию с заявлением об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме или о продлении срока проведения строительных работ, пришел к обоснованным выводам об обязании фио привести в первоначальное состояние внешнюю стену (подоконную зону) помещения 1 дома 88 по адрес в адрес и в случае неисполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу предоставил право управляющей компании дома 88 по адрес в адрес провести необходимые работы по восстановлению целостности стены с последующей компенсацией затрат за счет фио.
Требования истцов о признании решения Жилищной инспекции по адрес о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: адрес, пом. I, утвержденное распоряжением Мосжилинспекции от дата N СВ-телефон/Ателефон, суд отклонил, так как оно утратило силу.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку правовые акты, действие которых утратило силу, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и организаций повлечь не могут. При этом действие нормативного акта прекращается либо с наступлением срока, указанного в самом акте, либо в результате его прямой отмены, либо в связи с принятием нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание ранее действовавшего.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работы по переустройству и перепланировке помещения фио производились на основании Распоряжения Мосжилинспекции не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку Распоряжение было издано в соответствии с Постановлением Правительства адрес от дата N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", на текущий момент дела Распоряжение утратило силу. Истец должна была до дата обратиться в инспекцию с заявлением об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме или о продлении срока проведения строительных работ, однако ею этого сделано не было, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о необходимости приведения в прежнее состояние нежилого помещения до начала производства работ по перепланировке и переустройству: демонтаж ненесущих перегородок, в том числе с дверными проемами, демонтаж сантехприборов, восстановление подоконной зоны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не извещалась надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения дела, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку они опровергаются материалами дела. Так, суд первой инстанции извещал фио о дате, времени и месте судебного заседания путем направления повесток, которые возвращены за истечением срока хранения. Обязанность по извещению сторон о месте и времени судебного заседания суд исполнил надлежащим образом, каких-либо нарушений процессуального характера судом при рассмотрении дела не допущено. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судебное разбирательство по настоящему делу неоднократно откладывалось, в том числе, в связи с предоставлением сторонам возможности представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Несмотря на то, что Мосжилинспекцией было принято распоряжение N СВ-телефон/А/28470 от дата, разрешившее ответчику перепланировку и переустройство спорного нежилого помещения, с учетом материалов дела приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не свидетельствует о законности проводимых ответчиком работ по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 3 указанной статьи уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
Создание отдельного входа относится к работам по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, производство которых связано в пользование части имущества, затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, его несущие и ненесущие конструкции.
Таким образом, поскольку перепланировка и переустройство нежилого помещения предполагает обустройство отдельного выхода с занятием участка земли, относящегося к придомовой территории, затрагивающие несущие и ненесущие конструкции дома, его архитектурный облик ответчик обязана была получить разрешение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме на перепланировку, чего сделано не было.
Как следует из ответа Жилищной инспекции по адрес от дата в инспекцию не представлялся протокол общего собрания собственников многоквартирного дома (л.д. 11 - 12), что подтверждается также истцами, которые указывают, что общего собрания по вопросу перепланировки не проводилось, согласия жильцов дома на перепланировку не давалось.
При указанных обстоятельствах произведенные работы нельзя признать законными, в связи с чем коллегия соглашается с выводами суда об обязании ответчика привести помещение в первоначальное состояние.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-29828/2016
Требование: Об обязании привести помещение в первоначальное состояние, оспаривании распоряжения.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением принято решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме. Истцы ссылаются на то, что данное распоряжение издано неправомерно, так как перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается, общего собрания собственников по вопросу передачи в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве (перепланировке), не проводилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-29828
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
судей фио, фио
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Бутырского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио, фио, фио к фио, Государственной жилищной инспекции об обязании привести помещение в первоначальное состояние, оспаривании распоряжения - удовлетворить частично.
Обязать фио привести в первоначальное состояние внешнюю стену (подоконную зону) помещения 1 дома 88 по адрес в адрес.
В случае неисполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу предоставить право управляющей компании дома 88 по адрес в адрес провести необходимые работы по восстановлению целостности стены с последующей компенсацией затрат за счет фио.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения,
установила:
Истцы фио, фио, фио обратились в суд с иском к ответчикам фио, Государственной жилищной инспекции в адрес об обязании фио восстановить целостность стены (подоконной зоны) в помещении N I дома 88 по адрес адрес, признании недействительным распоряжения Мосжилинспекции от дата, выданного собственнику фио. В обоснование заявленных требований истцы указали, что Жилищной инспекцией по адрес (далее ЖИ по адрес) собственнику помещения N I фио было выдано решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: адрес, пом. I, утвержденное распоряжением от дата N СВ-телефон/Ателефон. Проектом перепланировки части помещений первого этажа и проведения реконструктивных работ по изменению части фасада здания, расположенного по адресу: адрес, пом. I, разработанному наименование организации, были предусмотрены в том числе работы по демонтажу подоконной части в наружной стене, не затрагивая простенков и существующей перемычки над проемом, с установкой оконно-дверного блока. В настоящее время данные работы выполнены. Нежилое помещение оснащено отдельным входом на месте существующего окна путем демонтажа подоконной зоны оконного проема до уровня чистового пола первого этажа. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Поскольку предусмотренные проектом перепланировки части помещений первого этажа и проведения реконструктивных работ по изменению части фасада здания, расположенного по адресу: адрес, пом. I, разработанным наименование организации, устройство дверного проема в наружной стене панельного дома не соответствует требованиям специальных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере технической эксплуатации объектов жилищного фонда, что было установлено проверкой Бутырской межрайонной прокуратуры адрес, распоряжение ЖИ по адрес от дата N СВ-телефон/Ателефон издано неправомерно. Кроме того, земельно-правовые отношения в установленном порядке оформлены не были. адрес под строительство и реконструкцию не предоставлялся. Общего собрания собственников по вопросу передачи в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве (перепланировке), не проводилось.
Представитель истцов по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик фио в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Государственной жилищной инспекции по адрес фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы, в обоснование которой указывает, что работы по переустройству и перепланировке помещения, принадлежащего фио, производились на основании Распоряжения Мосжилинспекции, ответчик не извещалась надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Ответчик фио, представитель ответчика Государственной жилищной инспекции по адрес, истцы в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов по доверенности фио, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Порядок согласования и проведения перепланировки в жилых и нежилых помещениях в домах и многоквартирных домах регламентируется Постановлением Правительства адрес от дата N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с "Требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", "Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в адрес", "Требованиями к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме", "Требованиями к ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора").
Пунктом 3.3 Административного регламента установлено, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме действительно в течение дата с момента его подписания.
Срок действия решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме продляется по письменному уведомлению заявителя на срок не более 1 месяца (без ограничения по числу продлений).
Перепланировка оформляется актом приемочной комиссии о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме (п. 2.12., 2.38.2).
Из материалов дела следует, что Распоряжением Мосжилинспекции от дата N СВ-телефон/Ателефон принято решение о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес. Срок проведения работ установлен с дата по дата.
Согласно представленному графику производства работ исполнитель наименование организации выполняет перечень работ до дата.
дата Мосжилинспекцией было зарегистрировано заявление собственника спорного объекта о продлении срока производства ремонтно-строительных работ. По итогам рассмотрения заявления Мосжилинспекцией было выдано решение о продлении срока производства ремонтно-строительных работ до дата (л.д. 11 - 12, 203).
До указанного срока работы в полном объеме выполнены не были, акт о завершении работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения Мосжилинспекцией не оформлялся. Собственник фио своевременно не обратилась в инспекцию за оформлением приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, и, учитывая, что акт о завершении работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения Мосжилинспекцией не оформлялся, собственник фио своевременно не обратилась в инспекцию с заявлением об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме или о продлении срока проведения строительных работ, пришел к обоснованным выводам об обязании фио привести в первоначальное состояние внешнюю стену (подоконную зону) помещения 1 дома 88 по адрес в адрес и в случае неисполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления его в законную силу предоставил право управляющей компании дома 88 по адрес в адрес провести необходимые работы по восстановлению целостности стены с последующей компенсацией затрат за счет фио.
Требования истцов о признании решения Жилищной инспекции по адрес о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по адресу: адрес, пом. I, утвержденное распоряжением Мосжилинспекции от дата N СВ-телефон/Ателефон, суд отклонил, так как оно утратило силу.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку правовые акты, действие которых утратило силу, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан и организаций повлечь не могут. При этом действие нормативного акта прекращается либо с наступлением срока, указанного в самом акте, либо в результате его прямой отмены, либо в связи с принятием нового нормативного акта, отменяющего или изменяющего содержание ранее действовавшего.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работы по переустройству и перепланировке помещения фио производились на основании Распоряжения Мосжилинспекции не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку Распоряжение было издано в соответствии с Постановлением Правительства адрес от дата N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах", на текущий момент дела Распоряжение утратило силу. Истец должна была до дата обратиться в инспекцию с заявлением об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме или о продлении срока проведения строительных работ, однако ею этого сделано не было, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о необходимости приведения в прежнее состояние нежилого помещения до начала производства работ по перепланировке и переустройству: демонтаж ненесущих перегородок, в том числе с дверными проемами, демонтаж сантехприборов, восстановление подоконной зоны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не извещалась надлежащим образом извещена о дате и времени рассмотрения дела, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку они опровергаются материалами дела. Так, суд первой инстанции извещал фио о дате, времени и месте судебного заседания путем направления повесток, которые возвращены за истечением срока хранения. Обязанность по извещению сторон о месте и времени судебного заседания суд исполнил надлежащим образом, каких-либо нарушений процессуального характера судом при рассмотрении дела не допущено. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судебное разбирательство по настоящему делу неоднократно откладывалось, в том числе, в связи с предоставлением сторонам возможности представить доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Несмотря на то, что Мосжилинспекцией было принято распоряжение N СВ-телефон/А/28470 от дата, разрешившее ответчику перепланировку и переустройство спорного нежилого помещения, с учетом материалов дела приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не свидетельствует о законности проводимых ответчиком работ по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 3 указанной статьи уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
Создание отдельного входа относится к работам по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, производство которых связано в пользование части имущества, затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, его несущие и ненесущие конструкции.
Таким образом, поскольку перепланировка и переустройство нежилого помещения предполагает обустройство отдельного выхода с занятием участка земли, относящегося к придомовой территории, затрагивающие несущие и ненесущие конструкции дома, его архитектурный облик ответчик обязана была получить разрешение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме на перепланировку, чего сделано не было.
Как следует из ответа Жилищной инспекции по адрес от дата в инспекцию не представлялся протокол общего собрания собственников многоквартирного дома (л.д. 11 - 12), что подтверждается также истцами, которые указывают, что общего собрания по вопросу перепланировки не проводилось, согласия жильцов дома на перепланировку не давалось.
При указанных обстоятельствах произведенные работы нельзя признать законными, в связи с чем коллегия соглашается с выводами суда об обязании ответчика привести помещение в первоначальное состояние.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)