Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 09.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3015/2017

Требование: О признании незаконными действий по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации, признании недействительным протокола конкурса.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец не согласен с действиями уполномоченных органов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N 33а-3015/2017


судья Николаева Л.А.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Скакуна А.И.,
при секретаре Я.,
с участием административных истцов М.Н., М.С., представителя административного истца М.И. - Р.Н., представителя административного ответчика ОА г. Якутска - А., представителя МКУ ГО г. Якутск "Управа Промышленного округа" - Р.Р., представителя ТСЖ "Наш Дом 78" - Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 г., которым по делу по административному иску М.Н., М.И., М.С. к Окружной администрации Городского округа "города Якутск", Муниципальному казенному учреждению Городского округа "Город Якутск" Управа Промышленного округа о признании действия неправомерными, протокола конкурса недействительными
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать необоснованными и неправомерными действия Окружной администрации ГО "город Якутск" в лице МКУ ГО "город Якутск" Управа Промышленного округа по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...........
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, заявив требования о признании незаконными действий Управы Промышленного округа ГО "город Якутск" по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: .........., признании недействительными торгов по отбору управляющей компании, а также торгов на право заключения договора управления указанным многоквартирным домом, признании недействительным протокола конкурса б/н от 26.01.2017 г. по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.
В ходе рассмотрения дела истцы поддержали требования только в части оспаривания действий ответчика по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации и признании недействительным протокол конкурса от 26.01.2017 г.
Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик МКУ ГО г. Якутск "Управа Промышленного округа".
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда в удовлетворенной части и вынести новое решение об отказе в его удовлетворении. Ссылаясь на акты проверки Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) от 23 января 2013 г. и от 4 апреля 2017 года, а также решение Арбитражного суда РС (Я) от 04 апреля 2016 года, считает, что способ управления многоквартирным домом, выбранный в 2005 году в виде ТСЖ, в настоящее время не действует, т.к. по состоянию на 01.03.2017 г. в данном Товариществе состоит лишь 10 квартир из 120, что составляет 9% от общего числа голосов собственников помещений дома (6233,5 кв. м).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административных истцов и их представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
М.Н., М.И., М.С. являются собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ...........
Удовлетворяя требования указанных лиц в части оспаривания действий муниципального учреждения, суд первой инстанции исходил из того, что собственниками жилых помещений в вышеуказанном доме был определен способ управления домом в виде управления товариществом собственников жилья, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что собственники были уведомлены о проведении конкурса и было созвано собрание собственников жилых помещений по данному вопросу, и что конкурс организован и проведен в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75.
Судебная коллегия не согласна с указанными выводами.
Частью 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Во исполнение данной нормы закона приняты Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (далее - Правила). "Организатор конкурса" - орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс (пп. 5 п. 2).
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информационное обеспечение проведения открытого конкурса регламентировано разделом III Правил.
В соответствии с пунктом 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной названными Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, муниципальное казенное учреждение Городского округа "город Якутск" "Управа Промышленного округа", являющееся территориальным органом управления Окружной Администрации г. Якутска, уполномоченным проводить конкурсы, инициирован и 26 января 2017 г. проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N... по ул........... г. Якутска. Конкурсной комиссией по проведению конкурса к участию были допущены 4 организации, из них победителем был признан участник - ООО УК "********".
Согласно ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 той же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Собственниками жилых помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома на общих собраниях принимались следующие решения по выбору способа управления: от 11 октября 2005 года - управление ТСЖ "Наш дом-78", от 18 февраля 2011 г. - о выборе управляющей компании - ООО УК ОЖФ "********", от 23 марта 2011 г. - управление ТСЖ "Наш дом-78", от 01 апреля 2016 г. - о выборе управляющей компании - ООО УК "********".
Подпунктом 2 пункта 3 названных выше Правил установлено, что конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Так, согласно данной статьи договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) 04 апреля 2017 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ "Наш дом-78", результаты которой отражены в акте проверки N.... Так, было установлено, что по состоянию на 1 марта 2017 г. члены ТСЖ "Наш дом-78" обладают лишь 9% голосов от общего числа.
В соответствии с ч. 3 ст. 135 ЖК РФ число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Членство в ТСЖ возникает у собственника помещения на основании заявления о вступлении в товарищество. В случае, если члены ТСЖ не обладают данным процентом, общее собрание собственников обязано принять решение о ликвидации товарищества (ч. 2 ст. 141 ЖК РФ).
Учитывая, что доказательств того, что решение общего собрания о выборе способа управления многоквартирным жилым домом было реализовано путем заключения договора со всеми собственниками помещений, ответчиком не представлено, оснований для признания незаконными действия административного ответчика по организации и проведению конкурса по выбору управляющей организации у суда не имелось.
То обстоятельство, что управляющая компания фактически выполняет свои обязанности, не может служить доказательством реализации выбранного способа управления многоквартирным домом, поскольку, исходя из прямого предписания закона (п. 4 ст. 161 ЖК РФ), определение условий реализации решения о выборе способа управления многоквартирным домом поручено Правительству РФ, которое в утвержденных Правилах установило, что факт незаключения договора управления с каждым собственником помещения является безусловным основанием признания решения общего собрания нереализованным, вне зависимости от того, приступила ли выбранная управляющая организация к исполнению своих обязанностей либо нет.
При таких обстоятельствах у ответчика возникла установленная п. 4 ст. 161 ЖК РФ обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации по указанному многоквартирному дому.
С учетом изложенного решение суда в обжалуемое части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2017 г. по делу по административному иску М.Н., М.И., М.С. к Окружной администрации Городского округа "города Якутск", Муниципальному казенному учреждению Городского округа "Город Якутск" Управа Промышленного округа о признании действий неправомерными, протокола конкурса недействительным отменить в части признания необоснованными и неправомерными действия Окружной администрации ГО "город Якутск" в лице МКУ ГО "город Якутск" Управа Промышленного округа по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...........
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
М.М.ОКОНЕШНИКОВА

Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
А.И.СКАКУН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)