Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмановой К.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ОГРН 1084345135478,
ИНН 4345239742)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК Ленинского района г. Кирова", Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 11.03.2016 N 349, в соответствии с которым Управляющая компания была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 заявленное Обществом требование удовлетворено, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Административный орган считает обжалуемое решение необоснованным, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Ссылаясь на положения действующего жилищного законодательства и законодательства в области лицензирования, ответчик полагает, что совершенное ООО "УК Ленинского района г. Кирова" административное правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по статье 7.22 КоАП РФ.
По мнению Инспекции, обстоятельства, установленные протоколом об административном правонарушении, соответствуют требованиям положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила эксплуатации), вместе с тем, нарушением лицензионных требований деятельности по управлению многоквартирными домами не являются, и не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку соблюдение правил надлежащего содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений обязательно для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания жилого фонда, независимо от наличия лицензии. В подтверждение названной позиции ответчик ссылается в апелляционной жалобе на судебную практику.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба административного органа рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.09.2008 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова" за основным государственным регистрационным номером 1084345135478, основным видом деятельности заявителя является управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 21-32).
Общество в целях осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами получило лицензию от 28.04.2015 N 000117.
В адрес Инспекции от территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району письмом от 11.02.2016 N 350-01-09ЛР поступила информация о выявлении в ходе осмотра состояния кровель многоквартирных домов факта ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими компаниями по своевременной очистке кровель и элементов фасадов многоквартирных домов от снега. Одновременно с названной информацией в Инспекцию представлены акты осмотров с приложениями (прил. л.д. 1-5).
В связи с поступившим сообщением от территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району о непринятии ООО "УК Ленинского района г. Кирова" мер по незамедлительному удалению снега с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 35 Инспекцией в адрес заявителя направлено извещение от 16.02.2016 N 1871-64-1-11 о необходимости явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (прил. л.д. 6). Извещение получено Обществом 17.02.2016.
26.02.2016 сотрудником Инспекции в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова" составлен протокол N 21/73/16 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (прил. л.д. 7-10).
11.03.2016 и.о. заместителя начальника Инспекции, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (прил. л.д. 10-16). При вынесении оспариваемого постановления Инспекцией указано, что в рассматриваемом случае событие административного правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, основанием, для составления которого в силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось поступление из территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что Инспекцией не проводились мероприятия в рамках Закона N 294-ФЗ в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова".
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 14, части 1 статьи 20, пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 71 АПК РФ, и, установив в действиях Инспекции нарушение Закона N 294-ФЗ в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставления акта проверки, пришел к выводу, что в связи с отсутствием в материалах дела документов, подтверждающих проведение внеплановой проверки Общества на основании информации территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району, в рассматриваемом деле Инспекцией не доказано событие административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие допустимых доказательств. В связи с чем суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его. Суд также указал на неправильную квалификацию ответчиком вмененного Обществу правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Требования по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности дома в любом случае должны отвечать элементы и системы этого дома независимо от включения собственниками жилых помещений соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 4.6.1.23 Правил N 170 удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК Ленинского района г. Кирова" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 35.
В рассматриваемом случае представленными территориальным управлением администрации города Кирова по Ленинскому району документами подтверждено наличие образования снега на кровле спорного многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поступление из территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району материалов, содержащих данные, указывающие на наличие в деянии Управляющей компании события административного правонарушения, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ в отношении заявителя.
Таким образом, с учетом положений статьи 28.1 КоАП РФ, у административного органа имелись установленные законом основания для возбуждения дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества. В рассматриваемом случае Инспекция не проводила мероприятия по контролю в отношении Общества, соответственно, оснований для применения положений Закона N 294-ФЗ не имелось.
Вместе с тем выводы Арбитражного суда Кировской области по данному вопросу не привели к принятию неправильного решения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ООО "УК Ленинского района г. Кирова" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (многоквартирными домами) на основании лицензии, выданной Инспекцией от 28.04.2015 N 000117.
Из оспариваемого постановления административного органа следует, что Обществу вменено нарушение статьи 7.22 КоАП РФ.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
До 01.05.2015 деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляющих коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, являлась предметом государственного жилищного надзора, понятие которого приведено в части 1 статьи 20 ЖК РФ. Под государственным жилищным надзором согласно названной норме понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В пункте 3 названного Положения определено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Таким образом, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, в том числе требования Правил N 170, N 491, являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, с 01.05.2015 в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, осуществляется лицензионный контроль на предмет соблюдения лицензионных требований.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, квалификация рассматриваемого деяния ООО "УК Ленинского района г. Кирова", осуществляющего свою деятельность на основании лицензии, по статье 7.22 КоАП РФ неправомерна, в связи с чем соответствующие доводы Инспекции подлежат отклонению.
Ссылка административного органа в подтверждение своей позиции на судебные акты арбитражных судов различных инстанций не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку поименованные в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах принятое Инспекцией постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Соответственно, решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2016 N 02АП-5353/2016 ПО ДЕЛУ N А28-3170/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N А28-3170/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмановой К.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ОГРН 1084345135478,
ИНН 4345239742)
к государственной жилищной инспекции Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК Ленинского района г. Кирова", Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 11.03.2016 N 349, в соответствии с которым Управляющая компания была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 заявленное Обществом требование удовлетворено, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Административный орган считает обжалуемое решение необоснованным, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Ссылаясь на положения действующего жилищного законодательства и законодательства в области лицензирования, ответчик полагает, что совершенное ООО "УК Ленинского района г. Кирова" административное правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по статье 7.22 КоАП РФ.
По мнению Инспекции, обстоятельства, установленные протоколом об административном правонарушении, соответствуют требованиям положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила эксплуатации), вместе с тем, нарушением лицензионных требований деятельности по управлению многоквартирными домами не являются, и не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку соблюдение правил надлежащего содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений обязательно для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания жилого фонда, независимо от наличия лицензии. В подтверждение названной позиции ответчик ссылается в апелляционной жалобе на судебную практику.
Более подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба административного органа рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.09.2008 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова" за основным государственным регистрационным номером 1084345135478, основным видом деятельности заявителя является управление эксплуатацией жилого фонда (л.д. 21-32).
Общество в целях осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами получило лицензию от 28.04.2015 N 000117.
В адрес Инспекции от территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району письмом от 11.02.2016 N 350-01-09ЛР поступила информация о выявлении в ходе осмотра состояния кровель многоквартирных домов факта ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими компаниями по своевременной очистке кровель и элементов фасадов многоквартирных домов от снега. Одновременно с названной информацией в Инспекцию представлены акты осмотров с приложениями (прил. л.д. 1-5).
В связи с поступившим сообщением от территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району о непринятии ООО "УК Ленинского района г. Кирова" мер по незамедлительному удалению снега с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 35 Инспекцией в адрес заявителя направлено извещение от 16.02.2016 N 1871-64-1-11 о необходимости явки для участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (прил. л.д. 6). Извещение получено Обществом 17.02.2016.
26.02.2016 сотрудником Инспекции в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова" составлен протокол N 21/73/16 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ (прил. л.д. 7-10).
11.03.2016 и.о. заместителя начальника Инспекции, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (прил. л.д. 10-16). При вынесении оспариваемого постановления Инспекцией указано, что в рассматриваемом случае событие административного правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, основанием, для составления которого в силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось поступление из территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что Инспекцией не проводились мероприятия в рамках Закона N 294-ФЗ в отношении ООО "УК Ленинского района г. Кирова".
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 14, части 1 статьи 20, пунктов 4, 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, части 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 71 АПК РФ, и, установив в действиях Инспекции нарушение Закона N 294-ФЗ в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставления акта проверки, пришел к выводу, что в связи с отсутствием в материалах дела документов, подтверждающих проведение внеплановой проверки Общества на основании информации территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району, в рассматриваемом деле Инспекцией не доказано событие административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие допустимых доказательств. В связи с чем суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его. Суд также указал на неправильную квалификацию ответчиком вмененного Обществу правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Требования по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности дома в любом случае должны отвечать элементы и системы этого дома независимо от включения собственниками жилых помещений соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 4.6.1.23 Правил N 170 удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК Ленинского района г. Кирова" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Киров, ул. Щорса, д. 35.
В рассматриваемом случае представленными территориальным управлением администрации города Кирова по Ленинскому району документами подтверждено наличие образования снега на кровле спорного многоквартирного жилого дома.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поступление из территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району материалов, содержащих данные, указывающие на наличие в деянии Управляющей компании события административного правонарушения, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ в отношении заявителя.
Таким образом, с учетом положений статьи 28.1 КоАП РФ, у административного органа имелись установленные законом основания для возбуждения дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении в отношении Общества. В рассматриваемом случае Инспекция не проводила мероприятия по контролю в отношении Общества, соответственно, оснований для применения положений Закона N 294-ФЗ не имелось.
Вместе с тем выводы Арбитражного суда Кировской области по данному вопросу не привели к принятию неправильного решения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, ООО "УК Ленинского района г. Кирова" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (многоквартирными домами) на основании лицензии, выданной Инспекцией от 28.04.2015 N 000117.
Из оспариваемого постановления административного органа следует, что Обществу вменено нарушение статьи 7.22 КоАП РФ.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
До 01.05.2015 деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляющих коммунальные услуги пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, являлась предметом государственного жилищного надзора, понятие которого приведено в части 1 статьи 20 ЖК РФ. Под государственным жилищным надзором согласно названной норме понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Согласно части 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В пункте 3 названного Положения определено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Таким образом, требования, предусмотренные частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, в том числе требования Правил N 170, N 491, являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, с 01.05.2015 в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, осуществляется лицензионный контроль на предмет соблюдения лицензионных требований.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, квалификация рассматриваемого деяния ООО "УК Ленинского района г. Кирова", осуществляющего свою деятельность на основании лицензии, по статье 7.22 КоАП РФ неправомерна, в связи с чем соответствующие доводы Инспекции подлежат отклонению.
Ссылка административного органа в подтверждение своей позиции на судебные акты арбитражных судов различных инстанций не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку поименованные в апелляционной жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах принятое Инспекцией постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
Соответственно, решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2016 по делу N А28-3170/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)