Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Ковачева Е.А. по доверенности от 06.03.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016
по делу N А53-20472/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вега"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции по Ростовской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вега" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области о признании незаконным и отмене предписания N 948 от 25.03.2016 г.
Решением суда от 11.11.2016 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество "Донэнерго", выставляя счета на оплату заявителю - ООО УК "Вега" как исполнителю коммунальных услуг, исключает из начисляемой суммы площади квартир, не потребляющих указанную услугу, а потому исполнение оспариваемого предписания приведет к начислению платы за услуги теплоснабжения, в том числе и тем собственникам, которые на являются потребителями данной услуги, так как на законных основаниях были отключены от центрального отопления.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция по Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно, без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК "Вега" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы. Общество, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение гр. Пантелеева А.Д. по вопросу исправности узла учета тепловой энергии и порядка расчета оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению многоквартирного дома N 42 по пер. 1-й Милиционный в г. Шахты Ростовской области.
На основании указанного обращения распоряжением от 09.03.2016 N 2381 в отношении общества назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Согласно представленным документам установлено, что в многоквартирном пятиэтажном доме, находящемся по адресу: 346500, г. Шахты, пер. 1 Милиционный 42, квартиры NN 26,54 имеют индивидуальное отопление. Остальные квартиры подключены к централизованному отоплению.
При проведении проверки по вышеуказанному обращению, государственным жилищным инспектором установлено нарушение обществом жилищного законодательства, выразившееся в том, что управляющей компанией не производилось начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. При расчете из общей отапливаемой площади, на которую ведется начисление за потребление коммунального ресурса, вычитались площади квартир с индивидуальным отоплением. Таким образом, при проведении проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных п. п. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.03.2016 N 2381.
25.03.2016 с целью устранения выявленных нарушений, инспекция вынесла предписание от 25.03.2016 N 948 в адрес общества, согласно которой обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
Не согласившись с предписанием инспекции от 25.03.2016 N 948, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что предписание Госжилинспекции N 948 от 25.03.2016 не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в части надлежащего оказания услуг по управлению многоквартирным домом и начислению платы за отопление потребителям, проживающим по адресу: 346500, г. Шахты, пер. 1 Милиционный 42, так как противоречит статьям 539 - 544 ГК РФ, пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей N 2300-1 от 07.02.1992.
Данные выводы суда признаются апелляционной коллегией ошибочными по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125, должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Из вышеизложенного следует, что Госжилинспекция является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием от 25.03.2016 N 948 ООО УК "Вега" предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
В силу п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пропорционально площади каждого помещения).
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет необходимые документы.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Следовательно, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры допустившие такие действия от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирный дом не прекращается, поскольку стояки не демонтированы и также отапливают помещение.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 26 ЖК РФ, уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Изменение в многоквартирном девятиэтажном доме проектного решения по теплоснабжению отдельных квартир за счет отопления газовыми приборами без соответствующего изменения проекта теплоснабжения всего дома, без государственной экспертизы проекта и заключения проектировщика и соответствующих служб по вопросам безопасности эксплуатации дома, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений всего многоквартирного жилого дома, при наличии стояков, отапливающих помещения, инспектор не признал правомерным и, как следствие, посчитал незаконным исключение площади указанных жилых помещений из расчета при определении размера платежей.
В соответствии - с - пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В определении от 17.11.2011 N 1514-0 Конституционный суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В материалах дела отсутствуют доказательства факта отключения квартир от центрального отопления (акты установки газового оборудования не подтверждают отключение). Отсутствуют доказательства произведенного в установленном законом порядке изменения схемы отопления дома (изменение проектного решения без заключения проектировщика и изменений в проектную документацию, необходимую для эксплуатации и обслуживания дома), доказательства измененной схемы теплоснабжения в доме, составления нового техпаспорта, отражающего данный факт, не представлены иные технические документы, и т.д.
При таких обстоятельствах, спорные площади подлежат учету как отапливаемые.
Более того, определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено. Плата за отопление определяется на общих основаниях.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, оставленном без изменения апелляционным определением ВС РФ от 27.08.15 г. N АПЛ15-330.
Из материалов дела следует, что инспекция в своем предписании обязывает предприятие произвести перерасчет платы за услуги по тепловой энергии на общедомовые нужды за период с октябрь 2015 года - март 2016 года, перераспределив объем коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды между всеми собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, допущенных обществом. В предписании содержатся указание на выявленное нарушение и способ его устранения, а также срок устранения, изложение содержания предписания не содержит различных толкований, является четким и понятным. В этой связи апелляционный суд пришел к выводу о том, что предписание выдано обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Доводы общества о неисполнимости предписания подлежат отклонению, поскольку при наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания общество вправе обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016 по делу N А53-20472/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 N 15АП-20181/2016 ПО ДЕЛУ N А53-20472/2016
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. N 15АП-20181/2016
Дело N А53-20472/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель Ковачева Е.А. по доверенности от 06.03.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016
по делу N А53-20472/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вега"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции по Ростовской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вега" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области о признании незаконным и отмене предписания N 948 от 25.03.2016 г.
Решением суда от 11.11.2016 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество "Донэнерго", выставляя счета на оплату заявителю - ООО УК "Вега" как исполнителю коммунальных услуг, исключает из начисляемой суммы площади квартир, не потребляющих указанную услугу, а потому исполнение оспариваемого предписания приведет к начислению платы за услуги теплоснабжения, в том числе и тем собственникам, которые на являются потребителями данной услуги, так как на законных основаниях были отключены от центрального отопления.
Не согласившись с принятым решением, Государственная жилищная инспекция по Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно, без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК "Вега" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы. Общество, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение гр. Пантелеева А.Д. по вопросу исправности узла учета тепловой энергии и порядка расчета оплаты за коммунальную услугу по теплоснабжению многоквартирного дома N 42 по пер. 1-й Милиционный в г. Шахты Ростовской области.
На основании указанного обращения распоряжением от 09.03.2016 N 2381 в отношении общества назначено проведение внеплановой документарной проверки.
Согласно представленным документам установлено, что в многоквартирном пятиэтажном доме, находящемся по адресу: 346500, г. Шахты, пер. 1 Милиционный 42, квартиры NN 26,54 имеют индивидуальное отопление. Остальные квартиры подключены к централизованному отоплению.
При проведении проверки по вышеуказанному обращению, государственным жилищным инспектором установлено нарушение обществом жилищного законодательства, выразившееся в том, что управляющей компанией не производилось начисление за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. При расчете из общей отапливаемой площади, на которую ведется начисление за потребление коммунального ресурса, вычитались площади квартир с индивидуальным отоплением. Таким образом, при проведении проверки выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных п. п. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 в части порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.03.2016 N 2381.
25.03.2016 с целью устранения выявленных нарушений, инспекция вынесла предписание от 25.03.2016 N 948 в адрес общества, согласно которой обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
Не согласившись с предписанием инспекции от 25.03.2016 N 948, используя право на обжалование, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что предписание Госжилинспекции N 948 от 25.03.2016 не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в части надлежащего оказания услуг по управлению многоквартирным домом и начислению платы за отопление потребителям, проживающим по адресу: 346500, г. Шахты, пер. 1 Милиционный 42, так как противоречит статьям 539 - 544 ГК РФ, пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей N 2300-1 от 07.02.1992.
Данные выводы суда признаются апелляционной коллегией ошибочными по следующим основаниям.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125, должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Из вышеизложенного следует, что Госжилинспекция является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием от 25.03.2016 N 948 ООО УК "Вега" предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил N 354 и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами (период перерасчета октябрь 2015 года - март 2016 года).
В силу п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3.1 и 3.2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (пропорционально площади каждого помещения).
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет необходимые документы.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Следовательно, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры допустившие такие действия от оплаты услуг теплоснабжения. Учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирный дом не прекращается, поскольку стояки не демонтированы и также отапливают помещение.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством РФ от 13.08.2006 N 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного в этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 26 ЖК РФ, уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Изменение в многоквартирном девятиэтажном доме проектного решения по теплоснабжению отдельных квартир за счет отопления газовыми приборами без соответствующего изменения проекта теплоснабжения всего дома, без государственной экспертизы проекта и заключения проектировщика и соответствующих служб по вопросам безопасности эксплуатации дома, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений всего многоквартирного жилого дома, при наличии стояков, отапливающих помещения, инспектор не признал правомерным и, как следствие, посчитал незаконным исключение площади указанных жилых помещений из расчета при определении размера платежей.
В соответствии - с - пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В определении от 17.11.2011 N 1514-0 Конституционный суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В материалах дела отсутствуют доказательства факта отключения квартир от центрального отопления (акты установки газового оборудования не подтверждают отключение). Отсутствуют доказательства произведенного в установленном законом порядке изменения схемы отопления дома (изменение проектного решения без заключения проектировщика и изменений в проектную документацию, необходимую для эксплуатации и обслуживания дома), доказательства измененной схемы теплоснабжения в доме, составления нового техпаспорта, отражающего данный факт, не представлены иные технические документы, и т.д.
При таких обстоятельствах, спорные площади подлежат учету как отапливаемые.
Более того, определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено. Плата за отопление определяется на общих основаниях.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, оставленном без изменения апелляционным определением ВС РФ от 27.08.15 г. N АПЛ15-330.
Из материалов дела следует, что инспекция в своем предписании обязывает предприятие произвести перерасчет платы за услуги по тепловой энергии на общедомовые нужды за период с октябрь 2015 года - март 2016 года, перераспределив объем коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды между всеми собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание направлено на устранение выявленных нарушений, допущенных обществом. В предписании содержатся указание на выявленное нарушение и способ его устранения, а также срок устранения, изложение содержания предписания не содержит различных толкований, является четким и понятным. В этой связи апелляционный суд пришел к выводу о том, что предписание выдано обществу правомерно, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Доводы общества о неисполнимости предписания подлежат отклонению, поскольку при наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания общество вправе обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016 по делу N А53-20472/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)