Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было отказано в предоставлении компенсации расходов в связи с тем, что в квартире совместно с ним зарегистрированы по месту жительства его родственники.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дерябина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения незаконным, признании права
по апелляционным жалобам Главного управления социальной защиты населения Курганской области, государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 1" на решение Курганского городского суда Курганской области от 03 мая 2017 года, которым постановлено:
"Иск Прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к ГКУ "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения незаконным, признании права удовлетворить.
Признать решение ГКУ "Управление социальной защиты населения N 1" N К3/555 от 30.08.2016 в отношении А.Л.ПА. об отказе в предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме незаконным.
Признать за А.Л.ПА. право на назначение и получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с 01.08.2016".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснение представителя ответчика И., представителя третьего лица П., прокурора облпрокуратуры Федоровской Н.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кургана в интересах А.Л.ПА. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" (далее - ГКУ "УСЗН N 1") о признании решения незаконным, признании права.
В обоснование исковых требований указывал, что А.Л.ПА., <...> года рождения, достигла возраста 90 лет, с мая 1980 года проживает одна в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. 22.08.2016 А.Л.ПА. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но получила отказ со ссылкой на то, что не относится к категории граждан, имеющих право на получение данной льготы по п. 7 ст. 1 Закона Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области", так как в квартире совместно с ней зарегистрированы по месту жительства внук Т.Ю.А. и члены его семьи: жена Т.В.А., дети Т.Е.Ю., <...> года рождения, и Т.М.Ю., <...> года рождения. Полагал, что данный отказ является незаконным, поскольку Т-вы вместе с А.Л.ПА. фактически не проживают, а постоянно проживают в г. Москве.
Просил суд признать решение ГКУ "УСЗН N 1" N К3/555 от 30.08.2016 об отказе А.Л.ПА. в предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме незаконным; признать за А.Л.ПА. право на назначение и получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с <...>.
Прокурор прокуратуры города Кургана Поспелова М.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истец А.Л.ПА. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ "УСЗН N 1" - И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что оспариваемое решение принято в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" и постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184. При обращении заявителем были представлены предусмотренные указанными нормативно-правовыми актами документы, из которых следовало, что в принадлежащем А.Л.ПА. жилом помещении кроме нее зарегистрированы Т-вы. В связи с этим А.Л.ПА. не могла быть отнесена к категории одиноко проживающих лиц, в предоставлении компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме ей отказано правомерно.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН, Управление) по доверенности П. с исковыми требованиями не соглашалась, поддерживала позицию ответчика.
Представитель третьего лица МКУ города Кургана "Жилищная политика" в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено изложенное выше решение об удовлетворении иска, с которым не согласились ГКУ "УСЗН N 1" и ГУ СЗН.
В апелляционной жалобе ГКУ "УСЗН N 1" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы вновь указывает, что утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области предусматривает исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении такой компенсации. Единственным подтверждением факта проживания заявителя одиноко или в составе семьи иных граждан является документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных вместе с заявителем в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении. Действующее законодательство не возлагает на ГКУ "УСЗН N 1" обязанности по установлению фактического состава семьи заявителя. С учетом представленной А.Л.ПА. справки из МКУ города Кургана "Жилищная политика" о количестве лиц, зарегистрированных в принадлежащем ей жилом помещении, у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В апелляционной жалобе ГУ СЗН просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Полагает, что вывод суда о наличии у А.Л.ПА. права на получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме основан на неверном толковании судом норм права и противоречит установленным обстоятельствам дела.
Указывает, что в соответствии с действующим региональным законодательством при обращении в орган социальной защиты населения с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданин обязан приложить к заявлению документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их даты рождения. Такой документ является единственным доказательством одинокого проживания заявителя. Правомочий на истребование и принятие от заявителя иных документов, в том числе свидетельствующих о проживании зарегистрированных с ним лиц в ином месте, орган социальной защиты не имеет. Следовательно, вывод суда о незаконности принятого ответчиком решения и о праве А.Л.ПА. на получение компенсации противоречит нормам материального права.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор города Кургана просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ "УСЗН N 1" И. и представитель третьего лица ГУ СЗН П. на доводах апелляционных жалоб настаивали.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. выразила согласие с постановленным решением, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участники судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что истец А.Л.ПА., <...> года рождения, проживает в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартире общей площадью 33,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 17, 27).
А.Л.ПА. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (удостоверение - л.д. 52).
Истцу предоставляются жилищно-коммунальные выплаты в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе по взносу на капитальный ремонт) по основаниям, установленным ст. 2 Закона Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 845) (л.д. 9-11).
22.08.2016 А.Л.ПА. обратилась в ГКУ "УСЗН N 1" с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку проживает одна и достигла возраста 80 лет (л.д. 14).
30.08.2016 ответчиком принято решение N К3/535 об отказе в предоставлении А.Л.ПА. государственной услуги в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в связи с несоответствием заявителя категории граждан, указанной в п. 7 ст. 1 Закона Курганской области N 845, поскольку истец состоит на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении совместно с гражданами, не достигшими пенсионного возраста (л.д. 12, 30).
На основании ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор города Кургана обратился в суд с иском к ГКУ "УСЗН N 1" в защиту прав А.Л.ПА. на получение соответствующей компенсации, который мотивировал тем, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт, поскольку достигла возраста 80 лет (на дату обращения - 91 год), одиноко проживает в принадлежащем ей жилом помещении. Зарегистрированные в квартире истца Т.Ю.А., Т.В.А., Т.Е.Ю. и Т.М.Ю. фактически проживают в г. Москве.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание представленные прокурором доказательства: справки ГБУ "Детская городская поликлиника N 91" филиал N 1 от 27.01.2016 о том, что Т.Е.Ю., <...> года рождения, наблюдается в поликлинике с 10.07.2015, Т.М.Ю., <...> года рождения, наблюдается в поликлинике с рождения; свидетельство о рождении Т.М.Ю. в г. Москве; полисы обязательного медицинского страхования Т.Е.Ю. и Т.М.Ю.; справку о том, что Т.Ю.А. проходит службу в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (место дислокации г. Москва) с 03.04.2014; акты обследования А.Л.ПБ. по месту жительства; свидетельские показания Т.Г.М., З.Е.С., Б.О.М., С.А.Г. и Б.В.И. о том, что А.Л.ПА. проживает одна. Суд указал, что данные доказательства с достоверностью подтверждают проживание А.Л.ПА. в принадлежащем ей жилом помещении одной. Кроме того, регистрация в квартире истца Т-вых является административной процедурой, направленной на учет граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и не отражает их фактического проживания с истцом, в связи с чем не может являться основанием к отказу в предоставлении истцу гарантированной меры социальной поддержки.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. ч. 1, 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления такой компенсации.
Меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Курганской области, установлены Законом Курганской области N 845.
Согласно ст. 4.1 данного Закона одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100 процентов.
Постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области (далее - Порядок предоставления компенсации расходов).
Согласно п. п. 3, 4 названного Порядка предоставление компенсации расходов осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области (далее - орган социальной защиты населения).
Для назначения компенсации заявители (их представители) подают в орган социальной защиты населения заявление с указанием способа ее получения и следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя; 2) документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их даты рождения; 3) согласие на обработку персональных данных заявителя; 4) копию документа, содержащего сведения о фактических начислениях на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за последний перед подачей заявления о назначении компенсации месяц.
Кроме того, в силу п. п. 5 и 6 Порядка предоставления компенсации расходов орган социальной защиты населения в целях предоставления компенсации гражданам, указанным в п. 2 Порядка, самостоятельно в течение двух рабочих дней в рамках межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах следующие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них): 1) сведения, подтверждающие право собственности заявителя на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства; 2) сведения о трудовой деятельности заявителя.
Таким образом, закрепив право пожилых людей на получение за счет средств областного бюджета меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и определив условия его возникновения, Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения компенсации. В частности законодателем определено, что предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется неработающим лицам, достигшим установленного возраста (70 или 80 лет), имеющим в собственности жилое помещение, в котором они проживают одни. В целях определения соответствия заявителя данной категории граждан и принятия решения о назначении компенсации Порядком предоставления компенсации расходов установлен перечень представляемых заявителем документов, к числу которых относится документ, содержащий сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц с указанием их даты рождения.
Обратившись с заявлением о предоставлении соответствующей компенсации в ГКУ "УСЗН N 1", А.Л.ПА. представила документы, перечисленных в п. п. 4 и 5 Порядка предоставления компенсации расходов, в том числе справку МКУ города Кургана "Жилищная политика" от 19.08.2016, согласно которой совместно с заявителем в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства внук Т.Ю.А. (с 15.06.1993), его супруга Т.В.А. (с 15.09.2015) и дети Т.Е.Ю. (с 15.10.2015) и Т.М.Ю. (с 28.09.2015); свидетельства о регистрации Т-вых по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с 2016 по 2019 годы (л.д. 14-29).
Пунктом 10 Порядка предоставления компенсации расходов установлено, что по результатам рассмотрения заявления о назначении компенсации и документов, указанных в п. п. 4, 5 Порядка, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении компенсации выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации.
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в п. 2 Порядка; 2) непредставление документов, указанных в п. 4 Порядка.
Поскольку на момент обращения А.Л.ПА. 22.08.2016 в орган социальной защиты населения на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес> состоят Т.Ю.А., Т.В.А., Т.Е.Ю. и Т.М.Ю., то истец в соответствии с Законом Курганской области N 845 и постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 не может считаться одиноко проживающей и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Вопреки доводам прокурора и выводам суда обстоятельства фактического проживания Т-вых в жилом помещении, принадлежащем А.Л.ПА., не являлись юридически значимыми для рассмотрения настоящего дела, поскольку нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально. Свидетельства о регистрации Т-вых по месту пребывания, акты обследования и показания свидетелей не могут считаться допустимыми доказательствами одинокого проживания заявителя, так как в силу специального правового регулирования данное обстоятельство должно быть подтверждено только документом о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований прокурора города Кургана, заявленных в интересах А.Л.ПА., о признании незаконным решения ГКУ "УСЗН N 1" от 30.08.2016 N К3/555 и признании права истца на назначение и получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Постановленное судом решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана, заявленных в интересах А.Л.ПА.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 03 мая 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения от 30 августа 2016 года N К3/555 незаконным, признании права на назначение и получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2668/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, признании права на назначение и получение компенсации.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было отказано в предоставлении компенсации расходов в связи с тем, что в квартире совместно с ним зарегистрированы по месту жительства его родственники.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N 33-2668/2017
Судья Дерябина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Алексеевой О.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 15 августа 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения незаконным, признании права
по апелляционным жалобам Главного управления социальной защиты населения Курганской области, государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 1" на решение Курганского городского суда Курганской области от 03 мая 2017 года, которым постановлено:
"Иск Прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к ГКУ "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения незаконным, признании права удовлетворить.
Признать решение ГКУ "Управление социальной защиты населения N 1" N К3/555 от 30.08.2016 в отношении А.Л.ПА. об отказе в предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме незаконным.
Признать за А.Л.ПА. право на назначение и получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с 01.08.2016".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснение представителя ответчика И., представителя третьего лица П., прокурора облпрокуратуры Федоровской Н.М., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Кургана в интересах А.Л.ПА. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" (далее - ГКУ "УСЗН N 1") о признании решения незаконным, признании права.
В обоснование исковых требований указывал, что А.Л.ПА., <...> года рождения, достигла возраста 90 лет, с мая 1980 года проживает одна в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. 22.08.2016 А.Л.ПА. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но получила отказ со ссылкой на то, что не относится к категории граждан, имеющих право на получение данной льготы по п. 7 ст. 1 Закона Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области", так как в квартире совместно с ней зарегистрированы по месту жительства внук Т.Ю.А. и члены его семьи: жена Т.В.А., дети Т.Е.Ю., <...> года рождения, и Т.М.Ю., <...> года рождения. Полагал, что данный отказ является незаконным, поскольку Т-вы вместе с А.Л.ПА. фактически не проживают, а постоянно проживают в г. Москве.
Просил суд признать решение ГКУ "УСЗН N 1" N К3/555 от 30.08.2016 об отказе А.Л.ПА. в предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме незаконным; признать за А.Л.ПА. право на назначение и получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> с <...>.
Прокурор прокуратуры города Кургана Поспелова М.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истец А.Л.ПА. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ "УСЗН N 1" - И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что оспариваемое решение принято в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" и постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184. При обращении заявителем были представлены предусмотренные указанными нормативно-правовыми актами документы, из которых следовало, что в принадлежащем А.Л.ПА. жилом помещении кроме нее зарегистрированы Т-вы. В связи с этим А.Л.ПА. не могла быть отнесена к категории одиноко проживающих лиц, в предоставлении компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме ей отказано правомерно.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН, Управление) по доверенности П. с исковыми требованиями не соглашалась, поддерживала позицию ответчика.
Представитель третьего лица МКУ города Кургана "Жилищная политика" в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено изложенное выше решение об удовлетворении иска, с которым не согласились ГКУ "УСЗН N 1" и ГУ СЗН.
В апелляционной жалобе ГКУ "УСЗН N 1" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы вновь указывает, что утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области предусматривает исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении такой компенсации. Единственным подтверждением факта проживания заявителя одиноко или в составе семьи иных граждан является документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных вместе с заявителем в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении. Действующее законодательство не возлагает на ГКУ "УСЗН N 1" обязанности по установлению фактического состава семьи заявителя. С учетом представленной А.Л.ПА. справки из МКУ города Кургана "Жилищная политика" о количестве лиц, зарегистрированных в принадлежащем ей жилом помещении, у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
В апелляционной жалобе ГУ СЗН просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Полагает, что вывод суда о наличии у А.Л.ПА. права на получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме основан на неверном толковании судом норм права и противоречит установленным обстоятельствам дела.
Указывает, что в соответствии с действующим региональным законодательством при обращении в орган социальной защиты населения с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданин обязан приложить к заявлению документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их даты рождения. Такой документ является единственным доказательством одинокого проживания заявителя. Правомочий на истребование и принятие от заявителя иных документов, в том числе свидетельствующих о проживании зарегистрированных с ним лиц в ином месте, орган социальной защиты не имеет. Следовательно, вывод суда о незаконности принятого ответчиком решения и о праве А.Л.ПА. на получение компенсации противоречит нормам материального права.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор города Кургана просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ "УСЗН N 1" И. и представитель третьего лица ГУ СЗН П. на доводах апелляционных жалоб настаивали.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. выразила согласие с постановленным решением, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участники судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит решения суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что истец А.Л.ПА., <...> года рождения, проживает в принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартире общей площадью 33,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 17, 27).
А.Л.ПА. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (удостоверение - л.д. 52).
Истцу предоставляются жилищно-коммунальные выплаты в размере 50% оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе по взносу на капитальный ремонт) по основаниям, установленным ст. 2 Закона Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 845) (л.д. 9-11).
22.08.2016 А.Л.ПА. обратилась в ГКУ "УСЗН N 1" с заявлением о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, поскольку проживает одна и достигла возраста 80 лет (л.д. 14).
30.08.2016 ответчиком принято решение N К3/535 об отказе в предоставлении А.Л.ПА. государственной услуги в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в связи с несоответствием заявителя категории граждан, указанной в п. 7 ст. 1 Закона Курганской области N 845, поскольку истец состоит на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении совместно с гражданами, не достигшими пенсионного возраста (л.д. 12, 30).
На основании ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор города Кургана обратился в суд с иском к ГКУ "УСЗН N 1" в защиту прав А.Л.ПА. на получение соответствующей компенсации, который мотивировал тем, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт, поскольку достигла возраста 80 лет (на дату обращения - 91 год), одиноко проживает в принадлежащем ей жилом помещении. Зарегистрированные в квартире истца Т.Ю.А., Т.В.А., Т.Е.Ю. и Т.М.Ю. фактически проживают в г. Москве.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание представленные прокурором доказательства: справки ГБУ "Детская городская поликлиника N 91" филиал N 1 от 27.01.2016 о том, что Т.Е.Ю., <...> года рождения, наблюдается в поликлинике с 10.07.2015, Т.М.Ю., <...> года рождения, наблюдается в поликлинике с рождения; свидетельство о рождении Т.М.Ю. в г. Москве; полисы обязательного медицинского страхования Т.Е.Ю. и Т.М.Ю.; справку о том, что Т.Ю.А. проходит службу в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (место дислокации г. Москва) с 03.04.2014; акты обследования А.Л.ПБ. по месту жительства; свидетельские показания Т.Г.М., З.Е.С., Б.О.М., С.А.Г. и Б.В.И. о том, что А.Л.ПА. проживает одна. Суд указал, что данные доказательства с достоверностью подтверждают проживание А.Л.ПА. в принадлежащем ей жилом помещении одной. Кроме того, регистрация в квартире истца Т-вых является административной процедурой, направленной на учет граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и не отражает их фактического проживания с истцом, в связи с чем не может являться основанием к отказу в предоставлении истцу гарантированной меры социальной поддержки.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. ч. 1, 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления такой компенсации.
Меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Курганской области, установлены Законом Курганской области N 845.
Согласно ст. 4.1 данного Закона одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100 процентов.
Постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Курганской области (далее - Порядок предоставления компенсации расходов).
Согласно п. п. 3, 4 названного Порядка предоставление компенсации расходов осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области (далее - орган социальной защиты населения).
Для назначения компенсации заявители (их представители) подают в орган социальной защиты населения заявление с указанием способа ее получения и следующие документы: 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя; 2) документ, содержащий сведения о количестве лиц, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием их даты рождения; 3) согласие на обработку персональных данных заявителя; 4) копию документа, содержащего сведения о фактических начислениях на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за последний перед подачей заявления о назначении компенсации месяц.
Кроме того, в силу п. п. 5 и 6 Порядка предоставления компенсации расходов орган социальной защиты населения в целях предоставления компенсации гражданам, указанным в п. 2 Порядка, самостоятельно в течение двух рабочих дней в рамках межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в соответствующих органах следующие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них): 1) сведения, подтверждающие право собственности заявителя на жилое помещение в многоквартирном доме, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства; 2) сведения о трудовой деятельности заявителя.
Таким образом, закрепив право пожилых людей на получение за счет средств областного бюджета меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме и определив условия его возникновения, Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения компенсации. В частности законодателем определено, что предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется неработающим лицам, достигшим установленного возраста (70 или 80 лет), имеющим в собственности жилое помещение, в котором они проживают одни. В целях определения соответствия заявителя данной категории граждан и принятия решения о назначении компенсации Порядком предоставления компенсации расходов установлен перечень представляемых заявителем документов, к числу которых относится документ, содержащий сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц с указанием их даты рождения.
Обратившись с заявлением о предоставлении соответствующей компенсации в ГКУ "УСЗН N 1", А.Л.ПА. представила документы, перечисленных в п. п. 4 и 5 Порядка предоставления компенсации расходов, в том числе справку МКУ города Кургана "Жилищная политика" от 19.08.2016, согласно которой совместно с заявителем в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства внук Т.Ю.А. (с 15.06.1993), его супруга Т.В.А. (с 15.09.2015) и дети Т.Е.Ю. (с 15.10.2015) и Т.М.Ю. (с 28.09.2015); свидетельства о регистрации Т-вых по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с 2016 по 2019 годы (л.д. 14-29).
Пунктом 10 Порядка предоставления компенсации расходов установлено, что по результатам рассмотрения заявления о назначении компенсации и документов, указанных в п. п. 4, 5 Порядка, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении компенсации выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации.
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в п. 2 Порядка; 2) непредставление документов, указанных в п. 4 Порядка.
Поскольку на момент обращения А.Л.ПА. 22.08.2016 в орган социальной защиты населения на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес> состоят Т.Ю.А., Т.В.А., Т.Е.Ю. и Т.М.Ю., то истец в соответствии с Законом Курганской области N 845 и постановлением Правительства Курганской области от 20.06.2016 N 184 не может считаться одиноко проживающей и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Вопреки доводам прокурора и выводам суда обстоятельства фактического проживания Т-вых в жилом помещении, принадлежащем А.Л.ПА., не являлись юридически значимыми для рассмотрения настоящего дела, поскольку нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально. Свидетельства о регистрации Т-вых по месту пребывания, акты обследования и показания свидетелей не могут считаться допустимыми доказательствами одинокого проживания заявителя, так как в силу специального правового регулирования данное обстоятельство должно быть подтверждено только документом о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований прокурора города Кургана, заявленных в интересах А.Л.ПА., о признании незаконным решения ГКУ "УСЗН N 1" от 30.08.2016 N К3/555 и признании права истца на назначение и получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Постановленное судом решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана, заявленных в интересах А.Л.ПА.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 03 мая 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана в интересах А.Л.ПА. к государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 1" о признании решения от 30 августа 2016 года N К3/555 незаконным, признании права на назначение и получение компенсации расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)