Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания N 062/009/13-12ГЖИи от 11.03.2016,
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ", - Каленской И.С. (доверенность от 26.02.2016),
ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Краузе Е.А. (доверенность от 19.01.2016),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ" (далее - заявитель, ООО "ТРИАЛ", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания N 062/009/13-12ГЖИи от 11.03.2016.
Суд приобщил к материалам дела представленные ответчиком отзыв на заявление и материалы проверки, на основании которой выдано оспариваемое предписание: коллективное обращение жильцов дома N 23 корпуса N 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске (далее - многоквартирный дом), распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки лицензиата от 10.02.2016 N 046/009/13-12 ГЖИи, запрос Инспекции, ответ на запрос ООО "ТРИАЛ", решение N 075/009/13-12 от 20.04.2016 о продлении срока исполнения предписания, свидетельство о государственной регистрации ответчика.
Представители сторон выразили мнение о готовности дела для рассмотрения по существу.
Суд в отсутствие возражений представителей сторон завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в первой инстанции.
Представитель ООО "ТРИАЛ" заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснила, что на момент выдачи оспариваемого предписания Обществом уже были частично совершены действия, направленные на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями. Документов, подтверждающих факт, предоставить не смогла, на уточняющий вопрос суда относительно содержания предпринятых действий дать ответ затруднилась и указала, что в ответе на запрос Инспекции Обществом допущена опечатка, вместо слова "акцепт" ошибочно указано слово "оферта".
Представитель Инспекции заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. В обоснование возражений указала, что оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий Инспекции в рамках внеплановой выездной документарной проверки, проведенной по обращению жильцов дома N 23, корпус 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске. В ходе проверки сделан запрос в ООО "ТРИАЛ" относительно предпринятых действий по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями. На запрос получен ответ, в котором Общество указало, что договоры не заключены, ожидаются оферты от ресурсоснабжающих организаций для последующего заключения договоров. Заключение договоров энергоснабжения является обязанностью управляющей компании, которую она не выполнила, что явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
08 февраля 2016 года в Инспекцию поступило коллективное обращение жильцов дома N 23 корпус 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске, в котором указано, что дом обслуживается ООО "ТРИАЛ", управляющей компанией не заключены договоры на ресурсоснабжение, а именно: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, чем нарушаются права собственников жильцов дома.
На основании поступившей жалобы заместителем руководителя Инспекции вынесено распоряжение от 10.02.2016 N 046/009/13-12 ГЖИи о проведении внеплановой документарной проверки лицензиата - ООО "ТРИАЛ".
По результатам проверки составлен акт проверки лицензиата N 061/009/13-12 ГЖИи от 11.03.2016. В акте проверки отражено, что в рамках документарной проверки Инспекцией в адрес управляющей организации направлен запрос N 049/009/13-12 ГЖИи от 17.02.2016 о предоставлении копий договоров, заключенных между Обществом и ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) собственниками помещений в многоквартирном доме.
От ООО "ТРИАЛ" поступил ответ на данный запрос (исходящий N 173/УК от 02.03.2016), в котором указано, что договоры с ресурсоснабжающими организациями в отношении многоквартирного дома не заключены, поскольку от ПАО "ТГК-1" и ООО "Энергокомфорт." Карелия" не получены оферты. До заключения договоров предоставление коммунальных услуг осуществляют непосредственно ресурсоснабжающие организации.
По результатам проведенной проверки Инспекцией выдано предписание о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований от 11.03.2016 N 062/009/13-12 ГЖИи, в котором Обществу предписано в срок до 15 апреля 2016 года заключить договоры ресурсоснабжения (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома. Обеспечение исполнение предписания возложено на директора лицензиата.
Полагая, что вынесенное предписание не соответствует закону и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ТРИАЛ" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором указало следующее.
Предписание является недействительным, поскольку не содержит указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений. При вынесении предписания ответчиком не проверены и не запрошены сведения о мерах, предпринятых для заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Установление Обществу определенного срока для заключения договоров ресурсоснабжения является неправомерным, поскольку одностороннее исполнение предписания в установленный срок является невозможным (заключение договоров является волеизъявлением его сторон).
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органов местного самоуправления, если полагают, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом X, регламентирующим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с пунктом 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами 28, 29 пункта 9 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П (далее - Постановление N 281-П) Инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 7 Закона о лицензировании предусмотрено, что должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 193 ЖК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (вступило в силу с 07.11.2014, далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 196 ЖК РФ определено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3 статьи 196 ЖК РФ).
Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении лицензиата, указанным в пункте 1 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, является поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что проверка Общества проведена Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий. При этом ответчиком соблюден порядок назначения, проведения внеплановой документарной проверки лицензиата и оформления ее результатов.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки:
исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома коммунальных услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения ООО "ТРИАЛ" обязано заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Суд отклоняет доводы заявителя относительно отсутствия в оспариваемом предписании указания на совершение конкретных действий, которые необходимо выполнить заявителю для устранения и прекращения выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 оспариваемого акта ООО "ТРИАЛ" предписано выполнить следующие действия: заключить договоры ресурсоснабжения (а именно: теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома. Таким образом, в оспариваемом акте содержится указание на то, какие действия надлежит совершить управляющей компании - заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом Инспекцией обоснованно не перечислены наименования ресурсоснабжающих организаций, с которыми необходимо заключить договоры, поскольку иное противоречило бы принципу свободы волеизъявления сторон гражданских правоотношений.
Инспекцией в ходе проверки предприняты исчерпывающие меры для исследования взаимоотношений заявителя и третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций). 17 февраля 2016 года ответчиком в адрес заявителя направлен запрос N 049/009/13-12 ГЖИи о представлении копий договоров, заключенных между ООО "ТРИАЛ" и ресурсоснабжающими организациями в целях представления коммунальных услуг (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) собственникам помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия указанных договоров Обществу необходимо представить в Инспекцию сведения о причинах незаключения данных договоров и объяснения по данному факту. Запрос получен управляющей компанией 20.02.2016, о чем имеется отметка на копии запроса, представленного Инспекцией.
Заявителем 02.03.2016 за исходящим номером 173-УК ответчику направлен ответ на запрос, в котором указано, что договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены, поскольку до момента ответа на запрос не получены оферты от ПАО "ТГК-1" и ООО "Энергокомфорт". Карелия".
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Как следует из содержания ответа на запрос, подписанного генеральным директором ООО "ТРИАЛ", управляющая компания подтверждает факт неисполнения обязанности по заключению договоров энергоснабжения и необращения с соответствующими предложениями (офертой) в ресурсоснабжающие организации.
Ссылка представителя Общества в судебном заседании на ошибку в понимании значения юридических терминов "оферта" и "акцепт" является необоснованной. Представитель Общества обладает необходимыми правовыми познаниями для надлежащего толкования базовых юридических терминов, что следует, в том числе, из содержания представленной в материалы дела доверенности. Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявителем не представлены в материалы дела запросы, направленные в ресурсоснабжающие организации, с предложением о заключении соответствующих договоров ранее срока начала проверки по жалобе жильцов многоквартирного дома. Также необходимо отметить, что в ответе указано только на организации, оказывающие услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения и электроснабжения, относительно заключения договоров с организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения, Общество ничего не пояснило.
ООО "ТРИАЛ" также полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым ввиду невозможности заключения договоров в установленный в нем срок - до 15 апреля 2016 года. Предписание получено заявителем 21 марта 2016 года, при этом в пунктах 11 и 14 Правил указано, что ресурсоснабжающая организация вправе согласиться на заключение договора в течение 30 дней со дня получения оферты.
Суд не находит оснований для признания предписания незаконным в данной части ввиду следующего.
Инспекцией в материалы дела представлено решение N 075/009/13-12 от 20.04.2016 о продлении срока исполнения предписания. Как указано в решении, письмом за исходящим номером 314-УК от 15.04.2016 Общество сообщило ответчику об оформлении заявок на заключение договоров, о подготовке необходимых документов, обязательных для заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией и просило продлить срок исполнения предписания до 27.05.2016. Инспекцией на основании письма продлен срок исполнения предписания до 27 мая 2016 года.
Фактически ООО "ТРИАЛ", подготовив и направив в ресурсоснабжающие организации документы, необходимые для заключения договоров, признало правомерность требований Инспекции и предприняло действия по устранению выявленных нарушений. При этом документы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение договоров до проверки, Обществом не представлены. Поскольку срок исполнения предписания Инспекцией продлен на необходимый срок, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства установлен в ходе проведения внеплановой документарной проверки и отражен в оспариваемом предписании.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, это не освобождает заявителя от исполнения требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность доказать обстоятельства, на которые сторона ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Инспекцией представлены доказательства соответствия оспариваемого предписания требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также соответствующим подзаконным актам, а также совершения Обществом действий по исполнению выданного предписания в добровольном порядке.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат. Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ" (ОГРН 1121001003551, ИНН 1001256536) требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 26.05.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3534/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. по делу N А26-3534/2016
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании недействительным предписания N 062/009/13-12ГЖИи от 11.03.2016,
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ", - Каленской И.С. (доверенность от 26.02.2016),
ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Краузе Е.А. (доверенность от 19.01.2016),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ" (далее - заявитель, ООО "ТРИАЛ", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания N 062/009/13-12ГЖИи от 11.03.2016.
Суд приобщил к материалам дела представленные ответчиком отзыв на заявление и материалы проверки, на основании которой выдано оспариваемое предписание: коллективное обращение жильцов дома N 23 корпуса N 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске (далее - многоквартирный дом), распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки лицензиата от 10.02.2016 N 046/009/13-12 ГЖИи, запрос Инспекции, ответ на запрос ООО "ТРИАЛ", решение N 075/009/13-12 от 20.04.2016 о продлении срока исполнения предписания, свидетельство о государственной регистрации ответчика.
Представители сторон выразили мнение о готовности дела для рассмотрения по существу.
Суд в отсутствие возражений представителей сторон завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в первой инстанции.
Представитель ООО "ТРИАЛ" заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснила, что на момент выдачи оспариваемого предписания Обществом уже были частично совершены действия, направленные на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями. Документов, подтверждающих факт, предоставить не смогла, на уточняющий вопрос суда относительно содержания предпринятых действий дать ответ затруднилась и указала, что в ответе на запрос Инспекции Обществом допущена опечатка, вместо слова "акцепт" ошибочно указано слово "оферта".
Представитель Инспекции заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. В обоснование возражений указала, что оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий Инспекции в рамках внеплановой выездной документарной проверки, проведенной по обращению жильцов дома N 23, корпус 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске. В ходе проверки сделан запрос в ООО "ТРИАЛ" относительно предпринятых действий по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями. На запрос получен ответ, в котором Общество указало, что договоры не заключены, ожидаются оферты от ресурсоснабжающих организаций для последующего заключения договоров. Заключение договоров энергоснабжения является обязанностью управляющей компании, которую она не выполнила, что явилось основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
08 февраля 2016 года в Инспекцию поступило коллективное обращение жильцов дома N 23 корпус 1 по Лососинскому шоссе в г. Петрозаводске, в котором указано, что дом обслуживается ООО "ТРИАЛ", управляющей компанией не заключены договоры на ресурсоснабжение, а именно: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, чем нарушаются права собственников жильцов дома.
На основании поступившей жалобы заместителем руководителя Инспекции вынесено распоряжение от 10.02.2016 N 046/009/13-12 ГЖИи о проведении внеплановой документарной проверки лицензиата - ООО "ТРИАЛ".
По результатам проверки составлен акт проверки лицензиата N 061/009/13-12 ГЖИи от 11.03.2016. В акте проверки отражено, что в рамках документарной проверки Инспекцией в адрес управляющей организации направлен запрос N 049/009/13-12 ГЖИи от 17.02.2016 о предоставлении копий договоров, заключенных между Обществом и ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) собственниками помещений в многоквартирном доме.
От ООО "ТРИАЛ" поступил ответ на данный запрос (исходящий N 173/УК от 02.03.2016), в котором указано, что договоры с ресурсоснабжающими организациями в отношении многоквартирного дома не заключены, поскольку от ПАО "ТГК-1" и ООО "Энергокомфорт." Карелия" не получены оферты. До заключения договоров предоставление коммунальных услуг осуществляют непосредственно ресурсоснабжающие организации.
По результатам проведенной проверки Инспекцией выдано предписание о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований от 11.03.2016 N 062/009/13-12 ГЖИи, в котором Обществу предписано в срок до 15 апреля 2016 года заключить договоры ресурсоснабжения (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома. Обеспечение исполнение предписания возложено на директора лицензиата.
Полагая, что вынесенное предписание не соответствует закону и нарушает права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ТРИАЛ" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором указало следующее.
Предписание является недействительным, поскольку не содержит указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений. При вынесении предписания ответчиком не проверены и не запрошены сведения о мерах, предпринятых для заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Установление Обществу определенного срока для заключения договоров ресурсоснабжения является неправомерным, поскольку одностороннее исполнение предписания в установленный срок является невозможным (заключение договоров является волеизъявлением его сторон).
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органов местного самоуправления, если полагают, что оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом X, регламентирующим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с пунктом 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами 28, 29 пункта 9 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 26.10.2011 N 281-П (далее - Постановление N 281-П) Инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 7 Закона о лицензировании предусмотрено, что должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 193 ЖК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (вступило в силу с 07.11.2014, далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 196 ЖК РФ определено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3 статьи 196 ЖК РФ).
Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении лицензиата, указанным в пункте 1 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, является поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что проверка Общества проведена Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий. При этом ответчиком соблюден порядок назначения, проведения внеплановой документарной проверки лицензиата и оформления ее результатов.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки:
исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома коммунальных услуг теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения ООО "ТРИАЛ" обязано заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Суд отклоняет доводы заявителя относительно отсутствия в оспариваемом предписании указания на совершение конкретных действий, которые необходимо выполнить заявителю для устранения и прекращения выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 оспариваемого акта ООО "ТРИАЛ" предписано выполнить следующие действия: заключить договоры ресурсоснабжения (а именно: теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома. Таким образом, в оспариваемом акте содержится указание на то, какие действия надлежит совершить управляющей компании - заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом Инспекцией обоснованно не перечислены наименования ресурсоснабжающих организаций, с которыми необходимо заключить договоры, поскольку иное противоречило бы принципу свободы волеизъявления сторон гражданских правоотношений.
Инспекцией в ходе проверки предприняты исчерпывающие меры для исследования взаимоотношений заявителя и третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций). 17 февраля 2016 года ответчиком в адрес заявителя направлен запрос N 049/009/13-12 ГЖИи о представлении копий договоров, заключенных между ООО "ТРИАЛ" и ресурсоснабжающими организациями в целях представления коммунальных услуг (теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения) собственникам помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия указанных договоров Обществу необходимо представить в Инспекцию сведения о причинах незаключения данных договоров и объяснения по данному факту. Запрос получен управляющей компанией 20.02.2016, о чем имеется отметка на копии запроса, представленного Инспекцией.
Заявителем 02.03.2016 за исходящим номером 173-УК ответчику направлен ответ на запрос, в котором указано, что договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключены, поскольку до момента ответа на запрос не получены оферты от ПАО "ТГК-1" и ООО "Энергокомфорт". Карелия".
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Как следует из содержания ответа на запрос, подписанного генеральным директором ООО "ТРИАЛ", управляющая компания подтверждает факт неисполнения обязанности по заключению договоров энергоснабжения и необращения с соответствующими предложениями (офертой) в ресурсоснабжающие организации.
Ссылка представителя Общества в судебном заседании на ошибку в понимании значения юридических терминов "оферта" и "акцепт" является необоснованной. Представитель Общества обладает необходимыми правовыми познаниями для надлежащего толкования базовых юридических терминов, что следует, в том числе, из содержания представленной в материалы дела доверенности. Кроме того, в ходе судебного разбирательства заявителем не представлены в материалы дела запросы, направленные в ресурсоснабжающие организации, с предложением о заключении соответствующих договоров ранее срока начала проверки по жалобе жильцов многоквартирного дома. Также необходимо отметить, что в ответе указано только на организации, оказывающие услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения и электроснабжения, относительно заключения договоров с организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения, Общество ничего не пояснило.
ООО "ТРИАЛ" также полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым ввиду невозможности заключения договоров в установленный в нем срок - до 15 апреля 2016 года. Предписание получено заявителем 21 марта 2016 года, при этом в пунктах 11 и 14 Правил указано, что ресурсоснабжающая организация вправе согласиться на заключение договора в течение 30 дней со дня получения оферты.
Суд не находит оснований для признания предписания незаконным в данной части ввиду следующего.
Инспекцией в материалы дела представлено решение N 075/009/13-12 от 20.04.2016 о продлении срока исполнения предписания. Как указано в решении, письмом за исходящим номером 314-УК от 15.04.2016 Общество сообщило ответчику об оформлении заявок на заключение договоров, о подготовке необходимых документов, обязательных для заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией и просило продлить срок исполнения предписания до 27.05.2016. Инспекцией на основании письма продлен срок исполнения предписания до 27 мая 2016 года.
Фактически ООО "ТРИАЛ", подготовив и направив в ресурсоснабжающие организации документы, необходимые для заключения договоров, признало правомерность требований Инспекции и предприняло действия по устранению выявленных нарушений. При этом документы, свидетельствующие о совершении действий, направленных на заключение договоров до проверки, Обществом не представлены. Поскольку срок исполнения предписания Инспекцией продлен на необходимый срок, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства установлен в ходе проведения внеплановой документарной проверки и отражен в оспариваемом предписании.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, это не освобождает заявителя от исполнения требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность доказать обстоятельства, на которые сторона ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Инспекцией представлены доказательства соответствия оспариваемого предписания требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положениям Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также соответствующим подзаконным актам, а также совершения Обществом действий по исполнению выданного предписания в добровольном порядке.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат. Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТРИАЛ" (ОГРН 1121001003551, ИНН 1001256536) требования отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Е.О.АЛЕКСАНДРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)