Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой Л.Н.,
- рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании пунктов 1, 2, 4, 7 предписания N 440 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016 года недействительными;
- при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Воробьевой Аллы Ивановны, представителя по доверенности от 11.01.2016 года;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района, - не явился.
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 7 предписания N 440 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016 года.
По мнению заявителя, при поведении проверки, по результатам которой принято оспариваемое предписание, Администрация нарушила положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), вследствие чего заявитель был лишен предусмотренного статьей 21 Закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, знакомиться с материалами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с выводами ответчика. Общество считает, что приняло все зависящие от него меры, направленные на содержание переданного ему в управление общего имущества многоквартирного дома; услуга по теплоснабжению предоставлялась бесперебойно, жалоб от собственников не поступало; уборка мусора в подвальном помещении производится два раза в год по графику, утверждаемому собственниками помещений; проводка в подвальном помещении является недействующей и не находится под напряжением, угрозы жизни нет; замки на чердачных люках регулярно вывешиваются.
Администрация отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не направила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, и пояснила суду, что заявитель исполнил предписание в части оспариваемых пунктов.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 440 Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 22.12.2015 года "О проведении внеплановой документарной/выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" Администрацией проведена проверка исполнения Обществом обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома N 12 по ул. Центральной в п. Эссойла (далее - МКД).
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 440 от 13.01.2016 года, согласно которому в ходе проведения Администрацией в многоквартирном доме N 12 по ул. Центральной в п. Эссойла Пряжинского района 1972 года постройки, общей площадью 772, 50 кв. м, проверки выявлены следующие оспариваемые нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: нарушение температурного режима в квартирах; скопление мусора в подвальном помещении; разрушение проводки в подвальном помещении; отсутствие замков на чердачных люках.
По результатам проверки в адрес Общества вынесено предписание N 440 от 19.01.2016 года об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2016 года, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 3.1.1, 3.1.2., 3.2.2, 3.2.5, 3.3.5, 3.4.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан.
В соответствии с указанным предписанием Обществу надлежит: в течение суток, восстановить температурный режим и обеспечить циркуляцию теплоносителя (равномерный прогрев всех нагревательных приборов) в квартирах N N 3, 6, 8 (пункт 1); убрать мусор в подвальном помещении (пункт 2); восстановить проводку в подвальном помещении в местах повреждений (пункт 4); установить замки на чердачных люках (пункт 7).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, в части пунктов 1, 2, 4 и 7 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При проверке оспариваемого предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка была проведена органом муниципального жилищного контроля без предварительного уведомления Общества о проведении такой проверки в соответствии с требованиями пункта 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, части 4.2 и пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 24 Административного регламента Администрации Пряжинского национального муниципального района исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля, утвержденного постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 07.04.2015 N 434 (далее - Административный регламент) и опубликованного на официальном сайте Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия: http://pryazha.karelia.info/official/1262538332/1270036917/postanovleniya_015/.
В силу подпункта 3 "е" пункта 24 Административного регламента поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в доме является основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной и (или) выездной) проверки. Полномочия главного специалиста отдела экономики Администрации Пряжинского национального муниципального района на проведение муниципального жилищного контроля были предусмотрены пунктом 2 Административного регламента.
Факт получения Распоряжения от 22.12.2015 года N 440 о проведении проверки Общество не оспаривает. Акт проверки от 13.01.2016 N 440 с фототаблицей и предписание от 19.01.2016 года N 440 также получены заявителем.
С учетом изложенного, суд установил, что при проведении внеплановой проверки не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав Общества, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого предписания.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- обеспечить температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях;
- содержать помещения в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями;
- входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
- Обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
- обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации;
- не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в период проведения проверки были возложены на Общество, которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил N 170, Правил N 491 в части температурного режима и обеспечения циркуляции теплоносителя; невыполнения работ по уборке мусора в подвальном помещении; восстановления проводки в подвальном помещении; установления замков на чердачных люках (пункты 1, 2, 4 и 7 предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, и заявителем по существу не оспаривается.
Вопреки доводам заявителя с момента заключения договора управления у Общества имелось достаточное время для определения объема работ, необходимого для приведения в надлежащее состояние общего имущества МКД.
При таких обстоятельствах заявление Общества не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 13.05.2016 ПО ДЕЛУ N А26-2103/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. по делу N А26-2103/2016
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Васильевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой Л.Н.,
- рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании пунктов 1, 2, 4, 7 предписания N 440 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016 года недействительными;
- при участии представителей:
- заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", - Воробьевой Аллы Ивановны, представителя по доверенности от 11.01.2016 года;
- ответчика, Администрации Пряжинского национального муниципального района, - не явился.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Пряжинского национального муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 7 предписания N 440 об устранении нарушений действующего законодательства от 19.01.2016 года.
По мнению заявителя, при поведении проверки, по результатам которой принято оспариваемое предписание, Администрация нарушила положения Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), вследствие чего заявитель был лишен предусмотренного статьей 21 Закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения, знакомиться с материалами проверки и указывать в акте проверки о своем несогласии с выводами ответчика. Общество считает, что приняло все зависящие от него меры, направленные на содержание переданного ему в управление общего имущества многоквартирного дома; услуга по теплоснабжению предоставлялась бесперебойно, жалоб от собственников не поступало; уборка мусора в подвальном помещении производится два раза в год по графику, утверждаемому собственниками помещений; проводка в подвальном помещении является недействующей и не находится под напряжением, угрозы жизни нет; замки на чердачных люках регулярно вывешиваются.
Администрация отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не направила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, и пояснила суду, что заявитель исполнил предписание в части оспариваемых пунктов.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит установленными следующие обстоятельства.
На основании распоряжения N 440 Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района от 22.12.2015 года "О проведении внеплановой документарной/выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" Администрацией проведена проверка исполнения Обществом обязательных требований, установленных жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома N 12 по ул. Центральной в п. Эссойла (далее - МКД).
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 440 от 13.01.2016 года, согласно которому в ходе проведения Администрацией в многоквартирном доме N 12 по ул. Центральной в п. Эссойла Пряжинского района 1972 года постройки, общей площадью 772, 50 кв. м, проверки выявлены следующие оспариваемые нарушения обязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома: нарушение температурного режима в квартирах; скопление мусора в подвальном помещении; разрушение проводки в подвальном помещении; отсутствие замков на чердачных люках.
По результатам проверки в адрес Общества вынесено предписание N 440 от 19.01.2016 года об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2016 года, в котором указано на выявленные нарушения пунктов 3.1.1, 3.1.2., 3.2.2, 3.2.5, 3.3.5, 3.4.1, 4.3.2, 4.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктов 10, 11, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, создающие неблагоприятные условия для проживания граждан.
В соответствии с указанным предписанием Обществу надлежит: в течение суток, восстановить температурный режим и обеспечить циркуляцию теплоносителя (равномерный прогрев всех нагревательных приборов) в квартирах N N 3, 6, 8 (пункт 1); убрать мусор в подвальном помещении (пункт 2); восстановить проводку в подвальном помещении в местах повреждений (пункт 4); установить замки на чердачных люках (пункт 7).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Союз", полагая, что ненормативный правовой акт Администрации, принятый по результатам внеплановой выездной проверки, в части пунктов 1, 2, 4 и 7 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При проверке оспариваемого предписания Администрации на соответствие законам и иным нормативно-правовым актам судом установлено следующее.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка была проведена органом муниципального жилищного контроля без предварительного уведомления Общества о проведении такой проверки в соответствии с требованиями пункта 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, части 4.2 и пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 24 Административного регламента Администрации Пряжинского национального муниципального района исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля, утвержденного постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 07.04.2015 N 434 (далее - Административный регламент) и опубликованного на официальном сайте Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия: http://pryazha.karelia.info/official/1262538332/1270036917/postanovleniya_015/.
В силу подпункта 3 "е" пункта 24 Административного регламента поступление в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в доме является основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной и (или) выездной) проверки. Полномочия главного специалиста отдела экономики Администрации Пряжинского национального муниципального района на проведение муниципального жилищного контроля были предусмотрены пунктом 2 Административного регламента.
Факт получения Распоряжения от 22.12.2015 года N 440 о проведении проверки Общество не оспаривает. Акт проверки от 13.01.2016 N 440 с фототаблицей и предписание от 19.01.2016 года N 440 также получены заявителем.
С учетом изложенного, суд установил, что при проведении внеплановой проверки не было допущено нарушений гарантированных законом процессуальных прав Общества, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого предписания.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 2 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 названных правил определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. На них же, как следует из статьи 39 ЖК РФ и пункта 42 Правил N 491, возлагается ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Вышеназванные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
- обеспечить температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях;
- содержать помещения в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями;
- входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
- Обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья;
- защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
- обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации;
- не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Материалами дела подтверждается, что функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в период проведения проверки были возложены на Общество, которое добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным многоквартирным домом, а, следовательно, приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту общего имущества этого дома, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Общество как управляющая организация должно своевременно осуществлять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги при содержании проверенного многоквартирного жилого дома.
Факт нарушения требований Правил N 170, Правил N 491 в части температурного режима и обеспечения циркуляции теплоносителя; невыполнения работ по уборке мусора в подвальном помещении; восстановления проводки в подвальном помещении; установления замков на чердачных люках (пункты 1, 2, 4 и 7 предписания) подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, и заявителем по существу не оспаривается.
Вопреки доводам заявителя с момента заключения договора управления у Общества имелось достаточное время для определения объема работ, необходимого для приведения в надлежащее состояние общего имущества МКД.
При таких обстоятельствах заявление Общества не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Вега-Союз" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
Л.А.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)