Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагал, что установкой БИТП в подвальном помещении жилого дома, произведенной ответчиком без согласования с истцом и собственниками помещений дома, нарушены его права и интересы как управляющей компании в сфере обеспечения собственников помещений коммунальным ресурсом надлежащего качества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Емельянова Н.С. (доверенность от 01.10.2015), Кудряшовой С.Ф. (доверенность от 09.01.2017),
ответчика - Багаутдинова А.Ф. (доверенность от 16.06.2017), Фазлыевой Н.Ш. (доверенность от 13.04.2017), Юрченко Е.А. (доверенность от 14.04.2017),
в отсутствие третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017 (судья Мубаракшина Э.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А65-15452/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12" (ОГРН 1021601626716, ИНН 1644024362) к открытому акционерному обществу "Альметьевские тепловые сети" (ОГРН 1051605063410, ИНН 1644035607) о понуждении привести систему центрального отопления и горячего водоснабжения дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске в первоначальное состояние, существовавшее до установки БИТП, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аква-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр Энерготехаудит",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12" (далее - истец, ООО "ЖЭУ N 12") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "Альметьевские тепловые сети" (далее - ответчик, ОАО "Альметьевские тепловые сети") о понуждении привести систему центрального отопления и горячего водоснабжения дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске в первоначальное состояние, существовавшее до установки блочного индивидуального теплового пункта.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Аква-Сервис", общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр Энерготехаудит".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой (с учетом письменных уточнений), в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, либо принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика устранить препятствия для истца в управлении многоквартирным домом, а именно в обеспечении отопления и горячего водоснабжения названного многоквартирного дома установленным параметрам и объемам путем приведения системы отопления в первоначальное состояние.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 01.05.2013, согласно которому ответчик обязался подавать истцу через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель в количестве согласно показаниям приборов учета, а в случае отсутствия приборов учета по утвержденным нормативами для оказания услуг по отоплению и централизованному горячему водоснабжению.
При подготовке к отопительному периоду 2015 года ответчиком был осуществлен заказ у ООО "Инженерный центр Энерготехаудита" проекта по изготовлению блочных индивидуальных тепловых пунктов (БИТП) для последующей установки их в многоквартирных жилых домах города Альметьевска. Для каждого многоквартирного дома проект изготавливался в индивидуальном порядке.
Согласно проекту с помощью БИТП должно было обеспечиваться отопление и горячее водоснабжение дома N 124 по ул. Шевченко города Альметьевска в соответствии с установленными нормами.
До установки БИТП отопление и горячее водоснабжение дома обеспечивалось через централизованную систему теплоснабжения.
Работы по монтажу, пуско-наладке БИТП были произведены ООО "Аква-Сервис" по договору подряда.
По утверждению истца установка БИТП с ним не согласовывалась, в эксплуатацию не принималась. Согласия собственников помещений в данном МКД на изменение централизованной, внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжение не имеется, общее собрание собственников помещений не проводилось по указанному вопросу. В последующем истец обращался к ответчику с требованием устранить недостатки в работе БИТП либо восстановить систему централизованного отопления и горячего водоснабжения.
В связи с неудовлетворительной работой БИТП была проведена внесудебная экспертиза соответствия БИТП по обеспечению нормального режима отопления и горячего водоснабжения данного дома в ООО "Энергосистема-Проект".
Согласно экспертному заключению значения приборного учета потребления тепловой энергии превышают значения расчетного годового потребления, в связи с чем, коммерческий узел учета тепловой энергии на теплоснабжение жилого дома по адресу город Альметьевск, ул. Шевченко, д. 124 тепловычислителем ВКТ-7 не настроен согласно паспортам расходомеров.
По мнению истца, установкой с нарушением закона ответчиком БИТП в подвальном помещении дома N 124 по ул. Шевченко нарушены права и существенные интересы управляющей компании в обеспечении собственников и владельцев помещений данного дома коммунальным ресурсом надлежащего качества и выполнения договорных обязательств по обслуживанию многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1.1. статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, положений части 2 статьи 161 ЖК РФ, судами сделан правильный вывод, что предоставление коммунальных услуг, соответствующих правилам их предоставления, возложено на управляющую компанию.
Истец является управляющей компанией дома по адресу: г. Альметьевск, ул. Шевченко, д. 124, что участниками процесса не оспаривалось.
Как установлено судами, по заказу истца по настоящему делу в 2011 году были установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП).
02 февраля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 102-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" (далее - Целевая программа N 102-р).
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р "Об утверждении концепции Федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" 28.04.2011 Советом Альметьевского муниципального района принято Решение N 70 об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Альметьевского муниципального района на 2011 - 2020 годы.
В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района утверждена схема теплоснабжения города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан 2015 - 2029 годов, предусматривающая закрытие пяти центральных тепловых пунктов от районной котельной N 4 и дооснащения 99 (ИТП).
При этом переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не осуществлялся.
Таким образом, было разработано мероприятие по модернизации системы теплоснабжения районной котельной N 4 в г. Альметьевск, которое в составе инвестиционной программы истца было согласовано Решением Совета Альметьевского муниципального района от 01.04.2013 N 289, получило одобрение Экспертного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан и утверждено Государственным Комитетом Республики Татарстан по тарифам (приказ от 11.06.2013 N 164).
При дооснащении ИТП стороны действовали во исполнение Целевой программы N 102-р.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относится утверждение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 13 августа 2006 года издано постановление N 491, которым утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (пункт 5 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Судами обоснованно отклонен довод истца о том, что БИТП в подвальном помещении многоквартирного жилого дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске устанавливался ОАО "Альметьевские тепловые сети" без согласования с управляющей компанией и собственниками помещений.
Согласно договору от 16.02.2015 N 597, заключенному между ООО "ЖЭУ N 12" (заказчик) и ОАО "Альметьевские тепловые сети" (исполнитель), заказчик предоставляет исполнителю возможность на безвозмездной основе размещать и эксплуатировать в подвальных помещениях заказчика блочные индивидуальные тепловые пункты.
В материалы дела представлены акт приемки законченного строительством объекта тепловых энергоустановок от 30.04.2015.
Кроме того, как правильно отмечено судами, в материалы дела представлено письмо истца от 01.08.2014 N 267, согласно которому им рассмотрен проект на установку ИТП в жилых домах и по данному проекту замечаний нет.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2017 N Ф06-21601/2017 ПО ДЕЛУ N А65-15452/2016
Требование: О понуждении привести систему центрального отопления и горячего водоснабжения дома в первоначальное состояние, существовавшее до установки блочного индивидуального теплового пункта (БИТП).Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагал, что установкой БИТП в подвальном помещении жилого дома, произведенной ответчиком без согласования с истцом и собственниками помещений дома, нарушены его права и интересы как управляющей компании в сфере обеспечения собственников помещений коммунальным ресурсом надлежащего качества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N Ф06-21601/2017
Дело N А65-15452/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Емельянова Н.С. (доверенность от 01.10.2015), Кудряшовой С.Ф. (доверенность от 09.01.2017),
ответчика - Багаутдинова А.Ф. (доверенность от 16.06.2017), Фазлыевой Н.Ш. (доверенность от 13.04.2017), Юрченко Е.А. (доверенность от 14.04.2017),
в отсутствие третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017 (судья Мубаракшина Э.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)
по делу N А65-15452/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12" (ОГРН 1021601626716, ИНН 1644024362) к открытому акционерному обществу "Альметьевские тепловые сети" (ОГРН 1051605063410, ИНН 1644035607) о понуждении привести систему центрального отопления и горячего водоснабжения дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске в первоначальное состояние, существовавшее до установки БИТП, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аква-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр Энерготехаудит",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12" (далее - истец, ООО "ЖЭУ N 12") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу "Альметьевские тепловые сети" (далее - ответчик, ОАО "Альметьевские тепловые сети") о понуждении привести систему центрального отопления и горячего водоснабжения дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске в первоначальное состояние, существовавшее до установки блочного индивидуального теплового пункта.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Аква-Сервис", общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр Энерготехаудит".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой (с учетом письменных уточнений), в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2017 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, либо принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика устранить препятствия для истца в управлении многоквартирным домом, а именно в обеспечении отопления и горячего водоснабжения названного многоквартирного дома установленным параметрам и объемам путем приведения системы отопления в первоначальное состояние.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения от 01.05.2013, согласно которому ответчик обязался подавать истцу через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель в количестве согласно показаниям приборов учета, а в случае отсутствия приборов учета по утвержденным нормативами для оказания услуг по отоплению и централизованному горячему водоснабжению.
При подготовке к отопительному периоду 2015 года ответчиком был осуществлен заказ у ООО "Инженерный центр Энерготехаудита" проекта по изготовлению блочных индивидуальных тепловых пунктов (БИТП) для последующей установки их в многоквартирных жилых домах города Альметьевска. Для каждого многоквартирного дома проект изготавливался в индивидуальном порядке.
Согласно проекту с помощью БИТП должно было обеспечиваться отопление и горячее водоснабжение дома N 124 по ул. Шевченко города Альметьевска в соответствии с установленными нормами.
До установки БИТП отопление и горячее водоснабжение дома обеспечивалось через централизованную систему теплоснабжения.
Работы по монтажу, пуско-наладке БИТП были произведены ООО "Аква-Сервис" по договору подряда.
По утверждению истца установка БИТП с ним не согласовывалась, в эксплуатацию не принималась. Согласия собственников помещений в данном МКД на изменение централизованной, внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжение не имеется, общее собрание собственников помещений не проводилось по указанному вопросу. В последующем истец обращался к ответчику с требованием устранить недостатки в работе БИТП либо восстановить систему централизованного отопления и горячего водоснабжения.
В связи с неудовлетворительной работой БИТП была проведена внесудебная экспертиза соответствия БИТП по обеспечению нормального режима отопления и горячего водоснабжения данного дома в ООО "Энергосистема-Проект".
Согласно экспертному заключению значения приборного учета потребления тепловой энергии превышают значения расчетного годового потребления, в связи с чем, коммерческий узел учета тепловой энергии на теплоснабжение жилого дома по адресу город Альметьевск, ул. Шевченко, д. 124 тепловычислителем ВКТ-7 не настроен согласно паспортам расходомеров.
По мнению истца, установкой с нарушением закона ответчиком БИТП в подвальном помещении дома N 124 по ул. Шевченко нарушены права и существенные интересы управляющей компании в обеспечении собственников и владельцев помещений данного дома коммунальным ресурсом надлежащего качества и выполнения договорных обязательств по обслуживанию многоквартирного дома.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1.1. статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из вышеприведенных норм жилищного законодательства, положений части 2 статьи 161 ЖК РФ, судами сделан правильный вывод, что предоставление коммунальных услуг, соответствующих правилам их предоставления, возложено на управляющую компанию.
Истец является управляющей компанией дома по адресу: г. Альметьевск, ул. Шевченко, д. 124, что участниками процесса не оспаривалось.
Как установлено судами, по заказу истца по настоящему делу в 2011 году были установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП).
02 февраля 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 102-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" (далее - Целевая программа N 102-р).
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р "Об утверждении концепции Федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы" 28.04.2011 Советом Альметьевского муниципального района принято Решение N 70 об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Альметьевского муниципального района на 2011 - 2020 годы.
В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района утверждена схема теплоснабжения города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан 2015 - 2029 годов, предусматривающая закрытие пяти центральных тепловых пунктов от районной котельной N 4 и дооснащения 99 (ИТП).
При этом переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не осуществлялся.
Таким образом, было разработано мероприятие по модернизации системы теплоснабжения районной котельной N 4 в г. Альметьевск, которое в составе инвестиционной программы истца было согласовано Решением Совета Альметьевского муниципального района от 01.04.2013 N 289, получило одобрение Экспертного совета при Кабинете Министров Республики Татарстан и утверждено Государственным Комитетом Республики Татарстан по тарифам (приказ от 11.06.2013 N 164).
При дооснащении ИТП стороны действовали во исполнение Целевой программы N 102-р.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относится утверждение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правительством Российской Федерации 13 августа 2006 года издано постановление N 491, которым утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (пункт 5 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Судами обоснованно отклонен довод истца о том, что БИТП в подвальном помещении многоквартирного жилого дома N 124 по ул. Шевченко в г. Альметьевске устанавливался ОАО "Альметьевские тепловые сети" без согласования с управляющей компанией и собственниками помещений.
Согласно договору от 16.02.2015 N 597, заключенному между ООО "ЖЭУ N 12" (заказчик) и ОАО "Альметьевские тепловые сети" (исполнитель), заказчик предоставляет исполнителю возможность на безвозмездной основе размещать и эксплуатировать в подвальных помещениях заказчика блочные индивидуальные тепловые пункты.
В материалы дела представлены акт приемки законченного строительством объекта тепловых энергоустановок от 30.04.2015.
Кроме того, как правильно отмечено судами, в материалы дела представлено письмо истца от 01.08.2014 N 267, согласно которому им рассмотрен проект на установку ИТП в жилых домах и по данному проекту замечаний нет.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)