Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при проведении общего собрания и принятии решения об установлении платы за содержание общего имущества собственниками многоквартирного дома не было учтено предложение управляющей компании о размере тарифа. Полагает, что решение собрания незаконно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Шафоростова Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Астапчук Р.В. и Рассказовой Г.В.
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 июля 2017 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе ООО "Сибирский Коммунальник" на решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым ООО "Сибирский Коммунальник" в удовлетворении исковых требований к Ш. о признании недействительным общего собрания собственников помещений многоквартирного дома отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
установила:
ООО "Сибирский Коммунальник" обратилось с иском к Ш. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от <...>. Указало, что ООО "Сибирский Коммунальник" оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома <...> в г. Омске. Решением собрания собственников на <...> г. установлен тариф на содержание и ремонт общего имущества в размере <...>. с одного кв. м. Согласно п. п. <...> договора управления тарифы должны устанавливаться в размере, обеспечивающем возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ управляющей компанией. Изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания собственников жилых помещений на основании предложений управляющей компании. При проведении общего собрания <...> и принятии решения об установлении платы за содержание общего имущества, собственниками многоквартирного дома не было учтено предложение управляющей компании о размере тарифа <...>. за кв. м. Полагает, что решение собрания незаконно, так как размер платы за содержания жилья экономически не обоснован, не согласован и не покрывает расходов управляющей компании. Указывает на нарушение порядка созыва и проведения общего собрания. Просило решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> в г. Омске признать недействительным.
Ш. иск не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что порядок проведения собрания нарушен не был, кворум имелся. Тарифы, предлагаемые управляющей компанией, считал экономически необоснованными. Указал, что управляющая компания не наделена правом оспаривать решения общего собрания.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Сибирский Коммунальник" просит решение суда отменить. Указывает на то, что в уведомлении о проведении общего собрания не указаны сроки и форма его проведения отсутствует информация об инициативных лицах. Ссылается на отсутствие кворума, нарушение правил составления протокола собрания. Считает размер тарифа, утвержденный общим собранием необоснованным, а несогласование тарифа с управляющей компанией основанием для признания решения собрания недействительным.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав представителей ООО "Сибирский коммунальник", Ш., судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом <...> в г. Омске находится в управлении ООО "Сибирский коммунальник" на основании договора управления многоквартирным домом от <...>.
Согласно п. п. <...> договора оказание услуг и выполнение работ по договору осуществляется по тарифам, установленным на единицу площади жилых помещений, находящихся в собственности заказчика. Тарифы устанавливаются в размере, обеспечивающем возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ по договору. На момент заключения договора управления тариф на содержание и ремонт дома устанавливается равным тарифу, установленному органом местного самоуправления для нанимателей муниципального жилого фонда, если собственники жилых помещений не выбрали на общем собрании для своего дома другой тариф с учетом количества услуг. Данный тариф должен быть одобрен управляющей организацией.
Согласно п. <...> договора изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания собственников жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании.
<...> собственниками помещений многоквартирного жилого дома <...> в г. Омске проведено общее собрание. Повесткой дня собрания явилось обсуждение и утверждение размера платы по перечню работ и услуг по содержанию и текущему ремонту систем дымоудаления и пожаротушения, мусоропроводом и лифтом на <...>. В связи с отсутствием на собрании необходимого кворума принято решение провести заочное голосование.
Согласно протоколу от <...> собственниками помещений многоквартирного дома проведено заочное голосование. Дата начала голосования: <...>, окончание: <...> По итогам заочного голосования принято решение об установлении платы по перечню работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, системам дымоудаления и пожаротушения в размере <...>.
Истец, указывает на то, что размер платы, установленный собственниками помещений многоквартирного дома, является экономически необоснованным, не покрывает расходов управляющей компании на содержание общего имущества.
Отказывая в удовлетворении иска суд указал, что нарушений при проведении собрания не имеется. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих фактический объем финансовых затрат, необходимых на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
С данными выводами согласиться не представляется возможным. В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
При этом, как следует из части 1 указанной статьи плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям об оплате услуг и данным интернет сайта управляющей компании тариф на содержание и ремонт по дому <...> в г. Омске на <...> г. был установлен в размере <...>. за 1 кв. м. На <...> г. управляющая компания предложила тариф в размере <...> м (<...>).
Решением собрания собственников многоквартирного дома установлен иной размер оплаты. В материалы дела представлена структура платы (<...>), в соответствии с которой собственниками определен тариф <...>.
При определении тарифа собственниками были исключены: организация работ по предоставлению коммунальных услуг потребителям, обслуживание общедомового учета прибора учета тепловой энергии, очистке кровли от снега и сосулек, организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации. Оплата работ по части иных услуг была существенно уменьшена.
Из пояснений ответчика следует, что уменьшение тарифа связано с ненадлежащим оказанием услуг управляющей компанией: коммунальные услуги представляются несвоевременно, содержание имущества и ремонт производятся некачественно, часть услуг не оказывается, в частности не ремонтируется система пожаротушения и дымоудаления, не организован сбор ртутных ламп, не ведется работа с должниками по оплате услуг, не представляются акты выполненных работ, у компании плохой интернет сайт, информация в электронном виде не предоставляется. Таким образом, уменьшение тарифа в данном случае используется собственниками как штрафная санкция за ненадлежащее исполнение договора управление за прошлое время. Такие действия нельзя признать соответствующими закону. Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, не оказанию услуг, предусмотренных договором управления. Законодательством предусмотрены иные способы воздействия на управляющую компанию, оказывающую услуги ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Данные Правила устанавливают возможность перерасчета на основании составленных актов об оказании услуг ненадлежащего качества. Такое же правило предусмотрено договором управления заключенным с истцом <...>.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, законодательно установлены способы защиты прав собственников помещений в случае нарушения управляющей компании обязанностей предусмотренных договором управления. При этом установление экономически необоснованного тарифа по оплате услуг управляющей компании заведомо приводит к невозможности качественного и своевременного оказания таких услуг. Собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности воспользоваться одним из установленных способов защиты права.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10).
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В указанный перечень, в том числе, входят работы и услуги по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и обеспечению требований пожарной безопасности. Отказ управляющей компании от оказания таких услуг и выполнения работ невозможен. Следовательно, собственники помещений обязаны предусмотреть оплату таких услуг и работ.
Указание ответчика на то, что собственники в оказании настоящих услуг не нуждаются, и ими не пользуются, не могут быть приняты во внимание. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами суда о том, что собственники помещений установили тариф на оплату услуг и ремонт помещений МКД позволяющий надлежащим образом содержать и ремонтировать общее имущество. Кроме того, нельзя согласиться с выводом суда о том, что решение собрания собственников принято с полным соблюдением процедуры принятия решения.
В соответствии со ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В подтверждение факта проведения заочного голосования ответчик представил суду листы голосования, представляющие собой списки жителей дома, в которых проставлены подписи напротив фамилий жильцов (<...>).
Из пояснений ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что решения собственников по вопросам повестки дня в виде отдельных документов, составленных в письменной форме, не оформлялись. Собственники расписывались в указанных списках. При этом в списках не указаны формулировки тех решений, которые были поставлены на голосование. Не избирались председатель собрания, секретарь, и члены счетной комиссии. Подписи участников голосования в этих списках проставлены не под формулировкой поставленного на голосование вопроса, а напротив своей фамилии. При этом в списке не указана повестка дня общего собрания, а поставленные подписи не позволяет определить количество лиц, проголосовавших "против" или "воздержавшихся". Подсчет голосов производился не уполномоченными лицами. При этом текст окончательного решения подписанного председателем, секретарем и счетной комиссией содержит указание не только на общий размер тарифа, на который имеется ссылка на первом листе списков собственников, но и указание на полную структуру платежей с определением цены каждой услуги. Протокол содержит указание на то, что собственники обсудили и приняли решение по вопросу структуры платежей. При этом в списках подтверждающих итоги голосование о структуре платежей не упоминается.
В соответствии с общими правилами, установленными для участия в заочном голосовании, заочное голосование должно проводиться только в строго определенные сроки, а участвующими в заочном голосовании могут быть признаны только те лица, которые проголосовали до даты окончания принятия решений (даты окончания голосования). Подписные листы не содержат сведений о том, когда было осуществлено заочное голосование лицами, подписавшими эти листы (списки).
В соответствии с ч. 1 ст. 181.4 решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
При таких обстоятельствах, заочное голосование по повестке дня общего собрания от <...> не может быть признано состоявшимся. Требования ООО "Сибирский коммунальник" о признании решения общего собрания недействительным подлежат удовлетворению. Решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...> отменить.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> в г. Омске, оформленное протоколом от <...>, признать недействительным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4602/2017
Требование: О признании недействительным общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при проведении общего собрания и принятии решения об установлении платы за содержание общего имущества собственниками многоквартирного дома не было учтено предложение управляющей компании о размере тарифа. Полагает, что решение собрания незаконно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33-4602
Председательствующий: Шафоростова Л.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Астапчук Р.В. и Рассказовой Г.В.
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 июля 2017 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе ООО "Сибирский Коммунальник" на решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...>, которым ООО "Сибирский Коммунальник" в удовлетворении исковых требований к Ш. о признании недействительным общего собрания собственников помещений многоквартирного дома отказано.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
установила:
ООО "Сибирский Коммунальник" обратилось с иском к Ш. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от <...>. Указало, что ООО "Сибирский Коммунальник" оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома <...> в г. Омске. Решением собрания собственников на <...> г. установлен тариф на содержание и ремонт общего имущества в размере <...>. с одного кв. м. Согласно п. п. <...> договора управления тарифы должны устанавливаться в размере, обеспечивающем возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ управляющей компанией. Изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания собственников жилых помещений на основании предложений управляющей компании. При проведении общего собрания <...> и принятии решения об установлении платы за содержание общего имущества, собственниками многоквартирного дома не было учтено предложение управляющей компании о размере тарифа <...>. за кв. м. Полагает, что решение собрания незаконно, так как размер платы за содержания жилья экономически не обоснован, не согласован и не покрывает расходов управляющей компании. Указывает на нарушение порядка созыва и проведения общего собрания. Просило решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> в г. Омске признать недействительным.
Ш. иск не признал, представил письменные возражения, в которых указал, что порядок проведения собрания нарушен не был, кворум имелся. Тарифы, предлагаемые управляющей компанией, считал экономически необоснованными. Указал, что управляющая компания не наделена правом оспаривать решения общего собрания.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Сибирский Коммунальник" просит решение суда отменить. Указывает на то, что в уведомлении о проведении общего собрания не указаны сроки и форма его проведения отсутствует информация об инициативных лицах. Ссылается на отсутствие кворума, нарушение правил составления протокола собрания. Считает размер тарифа, утвержденный общим собранием необоснованным, а несогласование тарифа с управляющей компанией основанием для признания решения собрания недействительным.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав представителей ООО "Сибирский коммунальник", Ш., судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом <...> в г. Омске находится в управлении ООО "Сибирский коммунальник" на основании договора управления многоквартирным домом от <...>.
Согласно п. п. <...> договора оказание услуг и выполнение работ по договору осуществляется по тарифам, установленным на единицу площади жилых помещений, находящихся в собственности заказчика. Тарифы устанавливаются в размере, обеспечивающем возмещение затрат, связанных с оказанием услуг и выполнением работ по договору. На момент заключения договора управления тариф на содержание и ремонт дома устанавливается равным тарифу, установленному органом местного самоуправления для нанимателей муниципального жилого фонда, если собственники жилых помещений не выбрали на общем собрании для своего дома другой тариф с учетом количества услуг. Данный тариф должен быть одобрен управляющей организацией.
Согласно п. <...> договора изменение тарифов на оплату услуг и работ по договору осуществляется на основании решения собрания собственников жилых помещений. Решение об изменении тарифов принимается на основании предложений управляющей компании.
<...> собственниками помещений многоквартирного жилого дома <...> в г. Омске проведено общее собрание. Повесткой дня собрания явилось обсуждение и утверждение размера платы по перечню работ и услуг по содержанию и текущему ремонту систем дымоудаления и пожаротушения, мусоропроводом и лифтом на <...>. В связи с отсутствием на собрании необходимого кворума принято решение провести заочное голосование.
Согласно протоколу от <...> собственниками помещений многоквартирного дома проведено заочное голосование. Дата начала голосования: <...>, окончание: <...> По итогам заочного голосования принято решение об установлении платы по перечню работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, системам дымоудаления и пожаротушения в размере <...>.
Истец, указывает на то, что размер платы, установленный собственниками помещений многоквартирного дома, является экономически необоснованным, не покрывает расходов управляющей компании на содержание общего имущества.
Отказывая в удовлетворении иска суд указал, что нарушений при проведении собрания не имеется. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих фактический объем финансовых затрат, необходимых на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
С данными выводами согласиться не представляется возможным. В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
При этом, как следует из части 1 указанной статьи плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 указанных Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям об оплате услуг и данным интернет сайта управляющей компании тариф на содержание и ремонт по дому <...> в г. Омске на <...> г. был установлен в размере <...>. за 1 кв. м. На <...> г. управляющая компания предложила тариф в размере <...> м (<...>).
Решением собрания собственников многоквартирного дома установлен иной размер оплаты. В материалы дела представлена структура платы (<...>), в соответствии с которой собственниками определен тариф <...>.
При определении тарифа собственниками были исключены: организация работ по предоставлению коммунальных услуг потребителям, обслуживание общедомового учета прибора учета тепловой энергии, очистке кровли от снега и сосулек, организация мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передача в специализированные организации. Оплата работ по части иных услуг была существенно уменьшена.
Из пояснений ответчика следует, что уменьшение тарифа связано с ненадлежащим оказанием услуг управляющей компанией: коммунальные услуги представляются несвоевременно, содержание имущества и ремонт производятся некачественно, часть услуг не оказывается, в частности не ремонтируется система пожаротушения и дымоудаления, не организован сбор ртутных ламп, не ведется работа с должниками по оплате услуг, не представляются акты выполненных работ, у компании плохой интернет сайт, информация в электронном виде не предоставляется. Таким образом, уменьшение тарифа в данном случае используется собственниками как штрафная санкция за ненадлежащее исполнение договора управление за прошлое время. Такие действия нельзя признать соответствующими закону. Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, приведению его в непригодное состояние, не оказанию услуг, предусмотренных договором управления. Законодательством предусмотрены иные способы воздействия на управляющую компанию, оказывающую услуги ненадлежащего качества.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Данные Правила устанавливают возможность перерасчета на основании составленных актов об оказании услуг ненадлежащего качества. Такое же правило предусмотрено договором управления заключенным с истцом <...>.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, законодательно установлены способы защиты прав собственников помещений в случае нарушения управляющей компании обязанностей предусмотренных договором управления. При этом установление экономически необоснованного тарифа по оплате услуг управляющей компании заведомо приводит к невозможности качественного и своевременного оказания таких услуг. Собственники помещений многоквартирного дома не лишены возможности воспользоваться одним из установленных способов защиты права.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) (п. 10).
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В указанный перечень, в том числе, входят работы и услуги по организации сбора и вывоза ртутьсодержащих ламп и обеспечению требований пожарной безопасности. Отказ управляющей компании от оказания таких услуг и выполнения работ невозможен. Следовательно, собственники помещений обязаны предусмотреть оплату таких услуг и работ.
Указание ответчика на то, что собственники в оказании настоящих услуг не нуждаются, и ими не пользуются, не могут быть приняты во внимание. При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводами суда о том, что собственники помещений установили тариф на оплату услуг и ремонт помещений МКД позволяющий надлежащим образом содержать и ремонтировать общее имущество. Кроме того, нельзя согласиться с выводом суда о том, что решение собрания собственников принято с полным соблюдением процедуры принятия решения.
В соответствии со ст. 47 ЖК РФ в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
В подтверждение факта проведения заочного голосования ответчик представил суду листы голосования, представляющие собой списки жителей дома, в которых проставлены подписи напротив фамилий жильцов (<...>).
Из пояснений ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что решения собственников по вопросам повестки дня в виде отдельных документов, составленных в письменной форме, не оформлялись. Собственники расписывались в указанных списках. При этом в списках не указаны формулировки тех решений, которые были поставлены на голосование. Не избирались председатель собрания, секретарь, и члены счетной комиссии. Подписи участников голосования в этих списках проставлены не под формулировкой поставленного на голосование вопроса, а напротив своей фамилии. При этом в списке не указана повестка дня общего собрания, а поставленные подписи не позволяет определить количество лиц, проголосовавших "против" или "воздержавшихся". Подсчет голосов производился не уполномоченными лицами. При этом текст окончательного решения подписанного председателем, секретарем и счетной комиссией содержит указание не только на общий размер тарифа, на который имеется ссылка на первом листе списков собственников, но и указание на полную структуру платежей с определением цены каждой услуги. Протокол содержит указание на то, что собственники обсудили и приняли решение по вопросу структуры платежей. При этом в списках подтверждающих итоги голосование о структуре платежей не упоминается.
В соответствии с общими правилами, установленными для участия в заочном голосовании, заочное голосование должно проводиться только в строго определенные сроки, а участвующими в заочном голосовании могут быть признаны только те лица, которые проголосовали до даты окончания принятия решений (даты окончания голосования). Подписные листы не содержат сведений о том, когда было осуществлено заочное голосование лицами, подписавшими эти листы (списки).
В соответствии с ч. 1 ст. 181.4 решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
При таких обстоятельствах, заочное голосование по повестке дня общего собрания от <...> не может быть признано состоявшимся. Требования ООО "Сибирский коммунальник" о признании решения общего собрания недействительным подлежат удовлетворению. Решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Омска от <...> отменить.
Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> в г. Омске, оформленное протоколом от <...>, признать недействительным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)