Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Решением признано доминирующим положение общества на рынке, уклонение от ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета в многоквартирных домах - нарушением части 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Коноваловой Е.М., рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 32/27, путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "ПромЭкоГрупп" (далее - общество "ПромЭкоГрупп") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 по делу N А76-20609/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением систем видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
- общества "ПромЭкоГрупп" - Ананьева О.И. (доверенность от 24.11.2014 N 27);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление) - Потапченко С.С. (доверенность от 29.12.2015 N 63).
Общество "ПромЭкоГрупп" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 30.06.2015 N 41-03/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домоуправление" (далее - компания "Домоуправление"), Шабалин А.Г., Ермина Л.И.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (уточненной в судебном заседании суда кассационной инстанции в просительной части) общество "ПромЭкоГрупп" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части, касающейся выводов о признании его занимающим доминирующее положение на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. и нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело в указанной части направить на новое рассмотрение. При этом общество "ПромЭкоГрупп" ссылается на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество "ПромЭкоГрупп" полагает, что, поскольку исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах является компания "Домоуправление", обязанность ввести в эксплуатацию спорные приборы учета возложена именно на нее. Общество "ПромЭкоГрупп" отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения о признании его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение при оказании услуг, связанных с управлением и эксплуатацией жилого недвижимого имущества.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией Локомотивного городского округа в рамках муниципального контракта от 24.08.2012 N 51/12 произведена по программе местного бюджета установка узлов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в 34-х жилых многоквартирных домах Локомотивного городского округа.
Администрацией Локомотивного городского округа в 2013 г. создана комиссия по допуску в эксплуатацию приборов учета. С 18 по 26 ноября 2013 г. подписаны акты о допуске в эксплуатацию приборов учета в 31-м многоквартирном доме. В отношении трех домов составлены акты о недопуске в эксплуатацию без указания конкретного перечня выявленных недостатков.
Обществом "ПромЭкоГрупп" перед началом отопительного периода 2014 - 2015 гг. совместно с управляющей компанией указанных многоквартирных домов - компанией "Домоуправление", составлены акты недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей в отношении всех многоквартирных домов Локомотивного городского округа, в соответствии с которыми узлы учета тепловой энергии признаны не готовыми к эксплуатации.
В связи со сложившимися обстоятельствами у жителей Локомотивного городского округа отсутствует возможность оплачивать услуги по теплоснабжению МКД по фактическим показаниям. Выставление счетов с ноября 2013 г. по настоящее время осуществляется без учета показаний приборов учета.
Шабалин А.Г. и Ермина Л.И. обратились в управление в интересах жителей Локомотивного городского округа с обращениями на действия общества "ПромЭкоГрупп", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах п. Локомотивный, а также в начислении платы за теплоснабжение указанных многоквартирных домов не в соответствии с показаниями приборов учета.
Управлением вынесен приказ от 29.12.2014 N 401 о возбуждении в отношении общества "ПромЭкоГрупп" и компании "Домоуправление" дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в рамках производства по которому управлением проведен анализ рынка услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг.
По результатам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 30.06.2015 N 41-03/14, которым положение общества "ПромЭкоГрупп" на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. признано доминирующим (п. 1), действия общества "ПромЭкоГрупп", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых узлов (приборов) учета, расположенных в многоквартирных домах по следующим адресам: ул. Мира 1, 2, 18, ул. Ленина 3, 4, 5, 6, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, в отопительный период 2014 - 2015 гг., признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 2), решено не выдавать обществу "ПромЭкоГрупп" предписание в связи с завершением отопительного периода (п. 3), производство по делу в отношении компании "Домоуправление" по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства (п. 4).
Считая решение управления от 30.06.2015 N 41-03/14 недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ПромЭкоГрупп" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого ненормативного правового акта управления требованиям действующего законодательства.
Выводы судов в части, касающейся прекращения производства по антимонопольному делу в отношении компании "Домоуправление" по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, обществом "ПромЭкоГрупп" в порядке кассационного производства не обжалуются и с учетом положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не проверяются.
Иные выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), в частности доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Судами при рассмотрении спора принят во внимание аналитический отчет управления от 13.05.2015, согласно которому продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах, географическими границами товарного рынка является территория Локомотивного городского округа Челябинской области, временной интервал исследования товарного рынка определен периодом 2013 - 2014 гг.
Данный аналитический отчет содержит анализ, подтверждающий, что общество "ПромЭкоГрупп" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. Конкуренция на данном рынке не развита и доля общества "ПромЭкоГрупп" на нем составляет более 50%.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что, поскольку общество "ПромЭкоГрупп" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг., названные правоотношения подпадают под сферу регулирования антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области в рамках муниципального контракта от 24.08.2012 N 51/12 поручила обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" выполнение работ по установке узлов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах Локомотивного городского округа.
Администрацией Локомотивного городского округа Челябинской области 14.11.2013 утвержден график ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Указанный график направлен в адрес общества "ПромЭкоГрупп".
По результатам работы комиссии, состоящей из представителей общества "ПромЭкоГрупп" и компании "Домоуправление", в период с 18.11.2013 по 26.11.2013 введены в эксплуатацию узлы (приборы) учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области (акты ввода в эксплуатацию узлов учета).
В силу п. 7.1, 7.2 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (действовавших в период возникновения спорных правоотношений, далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией, паспорта на приборы узла учета, документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя, технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления), акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления), смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя. При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах, соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров, качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации, наличие пломб.
Пунктами 7.4, 7.5 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Решение о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией принимает Госэнергонадзор.
На основании п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, далее - Правила предоставления коммунальных услуг), размер платы за оказанные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке, предусмотренном п. 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил предоставления коммунальных услуг, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном п. 19 и 32 названных Правил.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам, для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам.
Из содержания Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 12 ст. 13 названного Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что ресурсоснабжающие организации до 1 июля 2013 г. обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Обществом "ПромЭкоГрупп" доказательств, подтверждающих, что установленные в многоквартирных домах Локомотивного городского округа узлы учета тепловой энергии не соответствуют требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, также не представлено.
Судами с учетом правильного применения указанных выше норм права сделан правомерный вывод о том, что после подписания актов ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, общество "ПромЭкоГрупп" обязано было осуществлять гражданам начисление платы за теплоснабжение согласно показаниям приборов учета путем проведения 1 раз в год корректировки размера платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.
При этом судами отмечено, что перед началом отопительного периода 2014 - 2015 гг. общество "ПромЭкоГрупп" совместно с управляющей компанией указанных многоквартирных домов - компанией "Домоуправление", составлены акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в отношении всех многоквартирных домов Локомотивного городского округа, в соответствии с которыми узлы учета тепловой энергии признаны не готовыми к эксплуатации.
В актах допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в обоснование их недопуска указано на то, что паспорта на манометры и термометры, входящие в состав узла учета тепловой энергии, не представлены, манометры и термометры не прошли обязательную ежегодную поверку, в связи с чем узел учета тепловой энергии является не расчетным.
Пунктом 7.7 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Судами при рассмотрении спора выявлено, что из представленных актов ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, составленных период с 18.11.2013 по 26.11.2013, следует, что комиссией проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что техническая документация в наличии, узлы учета пригодны к эксплуатации, узлы учета опломбированы и допущены в эксплуатацию в составе следующего оборудования - вычислители Эльф.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что при первичном вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии комиссией в составе представителей общества "ПромЭкоГрупп" и компанией "Домоуправление" установлен факт наличия всей необходимой технической документации. При этом в актах отсутствуют указания на наличие (отсутствие) манометров и термометров.
Судами принято во внимание письмо Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области" от 25.03.2015 N 59/01-02-60/900, согласно которому показания манометра и термометра не влияют на расчет потребляемого количества тепла, в связи с чем требование о проведении их поверки является избыточным.
Судами отмечено, что обществом "ПромЭкоГрупп" не представлено доказательств, подтверждающих, что манометры и термометры влияют на расчет потребляемого количества тепла и требование об их ежегодной поверке, указанное в актах допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на отопительный период 2014 - 2015 гг., является обязательным.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды, установив, что общество "ПромЭкоГрупп" занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг., конкуренция на данном рынке не развита, жители названных жилых домов при отсутствии альтернативы, позволяющей ввести в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, вынуждены оплачивать тепловую энергию по нормативам, сделали обоснованный вывод о том, что в действиях общества "ПромЭкоГрупп", выразившихся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых узлов (приборов) учета, расположенных в многоквартирных домах по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 6, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, в отопительный период 2014 - 2015 гг., нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции имеются.
При таких обстоятельствах суды, сделав правомерный вывод о соответствии оспариваемого решения управления от 30.06.2015 N 41-03/14 в части названных выводов требованиям действующего законодательства, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "ПромЭкоГрупп" требований.
Ссылка общества "ПромЭкоГрупп", изложенная в кассационной жалобе, на то, что, поскольку исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах является компания "Домоуправление", обязанность ввести в эксплуатацию спорные приборы учета возложена именно на нее, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного спора.
Судами при рассмотрении спора с учетом положений п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, отмечено, что именно общество "ПромЭкоГрупп" непосредственно оказывает услуги по теплоснабжению и производит начисление платы за потребленную тепловую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах Локомотивного городского округа Челябинской области.
Ссылка общества "ПромЭкоГрупп", изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие в материалах дела сведений о признании его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение при оказании услуг, связанных с управлением и эксплуатацией жилого недвижимого имущества, подлежит отклонению как неосновательная и не имеющая правового значения для данного конкретного спора.
Как уже было указано выше, нарушение, вмененное обществу "ПромЭкоГрупп" оспариваемым решением управления, было совершено на ином рынке, а именно - на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг.
Иные доводы общества "ПромЭкоГрупп", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 по делу N А76-20609/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "ПромЭкоГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2016 N Ф09-7803/16 ПО ДЕЛУ N А76-20609/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Решением признано доминирующим положение общества на рынке, уклонение от ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета в многоквартирных домах - нарушением части 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. N Ф09-7803/16
Дело N А76-20609/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Коноваловой Е.М., рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 32/27, путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "ПромЭкоГрупп" (далее - общество "ПромЭкоГрупп") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 по делу N А76-20609/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением систем видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
- общества "ПромЭкоГрупп" - Ананьева О.И. (доверенность от 24.11.2014 N 27);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление) - Потапченко С.С. (доверенность от 29.12.2015 N 63).
Общество "ПромЭкоГрупп" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения управления от 30.06.2015 N 41-03/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домоуправление" (далее - компания "Домоуправление"), Шабалин А.Г., Ермина Л.И.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (уточненной в судебном заседании суда кассационной инстанции в просительной части) общество "ПромЭкоГрупп" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части, касающейся выводов о признании его занимающим доминирующее положение на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. и нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), дело в указанной части направить на новое рассмотрение. При этом общество "ПромЭкоГрупп" ссылается на неправильное применение судами положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество "ПромЭкоГрупп" полагает, что, поскольку исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах является компания "Домоуправление", обязанность ввести в эксплуатацию спорные приборы учета возложена именно на нее. Общество "ПромЭкоГрупп" отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения о признании его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение при оказании услуг, связанных с управлением и эксплуатацией жилого недвижимого имущества.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией Локомотивного городского округа в рамках муниципального контракта от 24.08.2012 N 51/12 произведена по программе местного бюджета установка узлов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в 34-х жилых многоквартирных домах Локомотивного городского округа.
Администрацией Локомотивного городского округа в 2013 г. создана комиссия по допуску в эксплуатацию приборов учета. С 18 по 26 ноября 2013 г. подписаны акты о допуске в эксплуатацию приборов учета в 31-м многоквартирном доме. В отношении трех домов составлены акты о недопуске в эксплуатацию без указания конкретного перечня выявленных недостатков.
Обществом "ПромЭкоГрупп" перед началом отопительного периода 2014 - 2015 гг. совместно с управляющей компанией указанных многоквартирных домов - компанией "Домоуправление", составлены акты недопуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей в отношении всех многоквартирных домов Локомотивного городского округа, в соответствии с которыми узлы учета тепловой энергии признаны не готовыми к эксплуатации.
В связи со сложившимися обстоятельствами у жителей Локомотивного городского округа отсутствует возможность оплачивать услуги по теплоснабжению МКД по фактическим показаниям. Выставление счетов с ноября 2013 г. по настоящее время осуществляется без учета показаний приборов учета.
Шабалин А.Г. и Ермина Л.И. обратились в управление в интересах жителей Локомотивного городского округа с обращениями на действия общества "ПромЭкоГрупп", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах п. Локомотивный, а также в начислении платы за теплоснабжение указанных многоквартирных домов не в соответствии с показаниями приборов учета.
Управлением вынесен приказ от 29.12.2014 N 401 о возбуждении в отношении общества "ПромЭкоГрупп" и компании "Домоуправление" дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в рамках производства по которому управлением проведен анализ рынка услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг.
По результатам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 30.06.2015 N 41-03/14, которым положение общества "ПромЭкоГрупп" на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. признано доминирующим (п. 1), действия общества "ПромЭкоГрупп", выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых узлов (приборов) учета, расположенных в многоквартирных домах по следующим адресам: ул. Мира 1, 2, 18, ул. Ленина 3, 4, 5, 6, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, в отопительный период 2014 - 2015 гг., признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (п. 2), решено не выдавать обществу "ПромЭкоГрупп" предписание в связи с завершением отопительного периода (п. 3), производство по делу в отношении компании "Домоуправление" по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства (п. 4).
Считая решение управления от 30.06.2015 N 41-03/14 недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ПромЭкоГрупп" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого ненормативного правового акта управления требованиям действующего законодательства.
Выводы судов в части, касающейся прекращения производства по антимонопольному делу в отношении компании "Домоуправление" по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, обществом "ПромЭкоГрупп" в порядке кассационного производства не обжалуются и с учетом положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не проверяются.
Иные выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), в частности доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Судами при рассмотрении спора принят во внимание аналитический отчет управления от 13.05.2015, согласно которому продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах, географическими границами товарного рынка является территория Локомотивного городского округа Челябинской области, временной интервал исследования товарного рынка определен периодом 2013 - 2014 гг.
Данный аналитический отчет содержит анализ, подтверждающий, что общество "ПромЭкоГрупп" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг. Конкуренция на данном рынке не развита и доля общества "ПромЭкоГрупп" на нем составляет более 50%.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод, что, поскольку общество "ПромЭкоГрупп" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг., названные правоотношения подпадают под сферу регулирования антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области в рамках муниципального контракта от 24.08.2012 N 51/12 поручила обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" выполнение работ по установке узлов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в жилых домах Локомотивного городского округа.
Администрацией Локомотивного городского округа Челябинской области 14.11.2013 утвержден график ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Указанный график направлен в адрес общества "ПромЭкоГрупп".
По результатам работы комиссии, состоящей из представителей общества "ПромЭкоГрупп" и компании "Домоуправление", в период с 18.11.2013 по 26.11.2013 введены в эксплуатацию узлы (приборы) учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области (акты ввода в эксплуатацию узлов учета).
В силу п. 7.1, 7.2 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (действовавших в период возникновения спорных правоотношений, далее - Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией, паспорта на приборы узла учета, документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя, технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления), акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления), смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя. При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах, соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров, качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации, наличие пломб.
Пунктами 7.4, 7.5 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта, представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Решение о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией принимает Госэнергонадзор.
На основании п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, далее - Правила предоставления коммунальных услуг), размер платы за оказанные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета в порядке, предусмотренном п. 16, 21, 22, 23, 24, 28, 31 Правил предоставления коммунальных услуг, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном п. 19 и 32 названных Правил.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам, для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к названным Правилам.
Из содержания Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, следует, что коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 12 ст. 13 названного Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что ресурсоснабжающие организации до 1 июля 2013 г. обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Обществом "ПромЭкоГрупп" доказательств, подтверждающих, что установленные в многоквартирных домах Локомотивного городского округа узлы учета тепловой энергии не соответствуют требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, также не представлено.
Судами с учетом правильного применения указанных выше норм права сделан правомерный вывод о том, что после подписания актов ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, общество "ПромЭкоГрупп" обязано было осуществлять гражданам начисление платы за теплоснабжение согласно показаниям приборов учета путем проведения 1 раз в год корректировки размера платы за отопление в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.
При этом судами отмечено, что перед началом отопительного периода 2014 - 2015 гг. общество "ПромЭкоГрупп" совместно с управляющей компанией указанных многоквартирных домов - компанией "Домоуправление", составлены акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в отношении всех многоквартирных домов Локомотивного городского округа, в соответствии с которыми узлы учета тепловой энергии признаны не готовыми к эксплуатации.
В актах допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя в обоснование их недопуска указано на то, что паспорта на манометры и термометры, входящие в состав узла учета тепловой энергии, не представлены, манометры и термометры не прошли обязательную ежегодную поверку, в связи с чем узел учета тепловой энергии является не расчетным.
Пунктом 7.7 разд. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Судами при рассмотрении спора выявлено, что из представленных актов ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, составленных период с 18.11.2013 по 26.11.2013, следует, что комиссией проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что техническая документация в наличии, узлы учета пригодны к эксплуатации, узлы учета опломбированы и допущены в эксплуатацию в составе следующего оборудования - вычислители Эльф.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что при первичном вводе в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии комиссией в составе представителей общества "ПромЭкоГрупп" и компанией "Домоуправление" установлен факт наличия всей необходимой технической документации. При этом в актах отсутствуют указания на наличие (отсутствие) манометров и термометров.
Судами принято во внимание письмо Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Челябинской области" от 25.03.2015 N 59/01-02-60/900, согласно которому показания манометра и термометра не влияют на расчет потребляемого количества тепла, в связи с чем требование о проведении их поверки является избыточным.
Судами отмечено, что обществом "ПромЭкоГрупп" не представлено доказательств, подтверждающих, что манометры и термометры влияют на расчет потребляемого количества тепла и требование об их ежегодной поверке, указанное в актах допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на отопительный период 2014 - 2015 гг., является обязательным.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды, установив, что общество "ПромЭкоГрупп" занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета тепловой энергии в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг., конкуренция на данном рынке не развита, жители названных жилых домов при отсутствии альтернативы, позволяющей ввести в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, вынуждены оплачивать тепловую энергию по нормативам, сделали обоснованный вывод о том, что в действиях общества "ПромЭкоГрупп", выразившихся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомовых узлов (приборов) учета, расположенных в многоквартирных домах по адресам: ул. Мира, 1, 2, 18, ул. Ленина, 3, 4, 5, 6, 8, 19, 20, ул. Советская, 10, 11, 45, ул. Школьная, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 41, 43, 44, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 87 Локомотивного городского округа Челябинской области, в отопительный период 2014 - 2015 гг., нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции имеются.
При таких обстоятельствах суды, сделав правомерный вывод о соответствии оспариваемого решения управления от 30.06.2015 N 41-03/14 в части названных выводов требованиям действующего законодательства, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "ПромЭкоГрупп" требований.
Ссылка общества "ПромЭкоГрупп", изложенная в кассационной жалобе, на то, что, поскольку исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах является компания "Домоуправление", обязанность ввести в эксплуатацию спорные приборы учета возложена именно на нее, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного спора.
Судами при рассмотрении спора с учетом положений п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, отмечено, что именно общество "ПромЭкоГрупп" непосредственно оказывает услуги по теплоснабжению и производит начисление платы за потребленную тепловую энергию собственникам помещений в многоквартирных домах Локомотивного городского округа Челябинской области.
Ссылка общества "ПромЭкоГрупп", изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие в материалах дела сведений о признании его хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение при оказании услуг, связанных с управлением и эксплуатацией жилого недвижимого имущества, подлежит отклонению как неосновательная и не имеющая правового значения для данного конкретного спора.
Как уже было указано выше, нарушение, вмененное обществу "ПромЭкоГрупп" оспариваемым решением управления, было совершено на ином рынке, а именно - на рынке услуг по вводу в эксплуатацию (опломбировке) общедомовых узлов (приборов) учета в многоквартирных домах на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 - 2014 гг.
Иные доводы общества "ПромЭкоГрупп", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2016 по делу N А76-20609/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "ПромЭкоГрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)