Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Журавлева А.В. и Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 октября 2015 года по делу N А05-9388/2015 (судья Сметанин К.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1092901009068; ИНН 2901196345; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр-кт Обводный Канал, 119/12; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709; ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9; далее - Предприятие) о возложении обязанности на Предприятие установить общедомовые приборы учета на систему водоснабжения в многоквартирных домах N 10, 40/1, 43, 45/1 по ул. Комсомольская, N 25, 31 по ул. Свободы, N 194, 281 по пр. Ломоносова, N 21 по ул. Садовая в г. Архангельске.
Решением суда от 09.10.2015 в удовлетворении иска отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просило его отменить. По мнению апеллянта, суд первой инстанции в нарушение положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) пришел к выводу о необходимости принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома для установки общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемых ресурсов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управлении Общества находятся многоквартирные дома N 10, 40/1, 43, 45/1 по ул. Комсомольская, N 25, 31 по ул. Свободы, N 194, 281 по пр. Ломоносова, N 21 по ул. Садовая в г. Архангельске.
В отношении указанных домов Предприятие предоставляет услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Договорные отношения по водоснабжению и водоотведению сторонами не оформлены.
В письме от 23.06.2015 N 332 Общество просило Предприятие сообщить о сроках установки общедомовых приборов учета потребления холодной воды в перечисленных многоквартирных домах.
Ответчик в письме от 11.09.2015 N 5795 указал истцу на необходимость проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах с целью принятия решений о согласии на установку приборов учета и на оплату расходов. Также ответчик просил сообщить о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета и уточнить места их установки.
Полагая, что ответчик уклоняется от возложенных на него законом обязанностей по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, истец обратился в суд с настоящим иском, оставленным без удовлетворения судом первой инстанции.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с принятым решением.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354), исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Законом N 261-ФЗ предусмотрена обязанность учета приборов учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета (пункт 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 13 указанного Закона обязанность по обеспечению установки коллективных приборов учета используемой воды, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенных к системам централизованного водоснабжения.
Вместе с тем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" отнесена к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещения многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.
В целях исполнения Закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149).
Исходя из приведенных норм права, в целях исполнения Закона N 261-ФЗ Общество должно было провести ряд мероприятий, а именно: установить наличие или отсутствие технической возможности по установке приборов учета, указанные обстоятельства необходимо зафиксировать и акте обследования; инициировать проведение собрания собственников многоквартирного дома с целью решения вопроса о проведении работ по капитальному ремонту общедомовых сетей с установкой приборов учета, о согласии нести расходы по установке, содержанию и техническому обслуживанию приборов учета, о решении принять в состав общего имущества прибор учета.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии проведения Обществом необходимых мероприятий в целях исполнения приведенных выше положений действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении требований о понуждении Предприятия установить общедомовые приборы учета на систему водоснабжения в многоквартирных домах.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и учтены Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем данные аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы до ее рассмотрения по существу, в связи с чем государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 октября 2015 года по делу N А05-9388/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2016 ПО ДЕЛУ N А05-9388/2015
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу N А05-9388/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Журавлева А.В. и Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 октября 2015 года по делу N А05-9388/2015 (судья Сметанин К.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1092901009068; ИНН 2901196345; место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр-кт Обводный Канал, 119/12; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709; ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9; далее - Предприятие) о возложении обязанности на Предприятие установить общедомовые приборы учета на систему водоснабжения в многоквартирных домах N 10, 40/1, 43, 45/1 по ул. Комсомольская, N 25, 31 по ул. Свободы, N 194, 281 по пр. Ломоносова, N 21 по ул. Садовая в г. Архангельске.
Решением суда от 09.10.2015 в удовлетворении иска отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просило его отменить. По мнению апеллянта, суд первой инстанции в нарушение положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) пришел к выводу о необходимости принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома для установки общедомовых (коллективных) приборов учета потребляемых ресурсов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в управлении Общества находятся многоквартирные дома N 10, 40/1, 43, 45/1 по ул. Комсомольская, N 25, 31 по ул. Свободы, N 194, 281 по пр. Ломоносова, N 21 по ул. Садовая в г. Архангельске.
В отношении указанных домов Предприятие предоставляет услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
Договорные отношения по водоснабжению и водоотведению сторонами не оформлены.
В письме от 23.06.2015 N 332 Общество просило Предприятие сообщить о сроках установки общедомовых приборов учета потребления холодной воды в перечисленных многоквартирных домах.
Ответчик в письме от 11.09.2015 N 5795 указал истцу на необходимость проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах с целью принятия решений о согласии на установку приборов учета и на оплату расходов. Также ответчик просил сообщить о наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета и уточнить места их установки.
Полагая, что ответчик уклоняется от возложенных на него законом обязанностей по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, истец обратился в суд с настоящим иском, оставленным без удовлетворения судом первой инстанции.
Оценив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с принятым решением.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Постановление N 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354), исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Законом N 261-ФЗ предусмотрена обязанность учета приборов учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета (пункт 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 13 указанного Закона обязанность по обеспечению установки коллективных приборов учета используемой воды, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенных к системам централизованного водоснабжения.
Вместе с тем, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" отнесена к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещения многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.
В целях исполнения Закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149).
Исходя из приведенных норм права, в целях исполнения Закона N 261-ФЗ Общество должно было провести ряд мероприятий, а именно: установить наличие или отсутствие технической возможности по установке приборов учета, указанные обстоятельства необходимо зафиксировать и акте обследования; инициировать проведение собрания собственников многоквартирного дома с целью решения вопроса о проведении работ по капитальному ремонту общедомовых сетей с установкой приборов учета, о согласии нести расходы по установке, содержанию и техническому обслуживанию приборов учета, о решении принять в состав общего имущества прибор учета.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии проведения Обществом необходимых мероприятий в целях исполнения приведенных выше положений действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении требований о понуждении Предприятия установить общедомовые приборы учета на систему водоснабжения в многоквартирных домах.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и учтены Арбитражным судом Архангельской области при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем данные аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы до ее рассмотрения по существу, в связи с чем государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 9 октября 2015 года по делу N А05-9388/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий
О.Н.ВИНОГРАДОВ
О.Н.ВИНОГРАДОВ
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
С.В.КОЗЛОВА
А.В.ЖУРАВЛЕВ
С.В.КОЗЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)