Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2017 N Ф03-1854/2017 ПО ДЕЛУ N А73-11722/2016

Требование: О взыскании долга по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома пропорционально доли в праве общей собственности.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник помещений не уплатил взносы за капитальный ремонт на специальный счет, открытый ТСЖ в кредитной организации для формирования фонда капитального ремонта жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N Ф03-1854/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего Захаренко Е.Н.
судей Барбатова А.Н., Камалиевой Г.А.
при участии:
от истца: Булгакова Д.М. по доверенности от 31.05.2017 б/н,
- от ответчика: Ким Г.Е. по доверенности от 12.05.2017 N 1.1.29-228;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 22.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017
по делу N А73-11722/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Дацук С.Ю.; в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Пескова Т.Д., Швец Е.А.
по иску товарищества собственников жилья "Виктория"
к городскому округу "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска
третье лицо: финансовый департамент администрации города Хабаровска
о взыскании 40 611 руб. 36 коп.
Товарищество собственников жилья "Виктория" (ОГРН - 1072700000273; далее - ТСЖ "Виктория", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к городскому округу "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска (ОГРН - 1032700305978; далее - Администрация, ответчик) о взыскании 40 611 руб. 36 коп. задолженности, возникшей в результате неисполнения обязательств по внесению взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 201Б по улице Тихоокеанской в городе Хабаровске за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Иск обоснован ссылками на положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением суда от 22.12.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, судами ошибочно не учтено, что жилой дом по ул. Тихоокеанской, 201 Б включен в региональную программу капитального ремонта, а взыскание взносов на капитальный ремонт в пользу истца может повлечь двойное взыскание (повторно на счет регионального оператора). Считает неправомерным вывод судов о том, что в отношении спорного дома собственниками помещений соблюдена процедура формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что протокол общего собрания собственников помещений МКД ТСЖ "Виктория" от 22.12.2013 сам по себе таким доказательством не является, поскольку не содержит сведений о владельце специального счета и кредитной организации, в которой он должен быть открыт, период оплаты взносов за капитальный ремонт. Кроме того, Администрация ссылается на ненаправление истцом платежных документов на оплату вышеуказанных взносов.
ТСЖ "Виктория" в отзыве на кассационную жалобу доводы ответчика отклонило, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебное разбирательство откладывалось с 06.06.2017 до 16 час. 20 мин. 19.06.2017.
19.06.2017 в судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТСЖ "Виктория" возражал относительно доводов жалобы, приобщил дополнительные письменные пояснения от 19.06.2017, представил на обозрение суда: договор, заключенный с ПАО "Сбербанк России" на открытие счета на формирование фонда капитального ремонта от 06.02.2014; квитанции жильцов на оплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет N 40705810770000003828, открытый в ПАО "Сбербанк России".
Предоставленные на обозрение суда документы возвращены представителю ТСЖ "Виктория" в зале судебного заседания.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в доме N 201Б по улице Тихоокеанской в городе Хабаровске, оформленным протоколом от 10.09.2006, управление указанным многоквартирным домом передано созданному товариществу собственников жилья "Виктория", утвержден устав ТСЖ, определен размер платы за содержание и ремонт помещений.
22.12.2013 решением общего собрания собственников помещений дома утвержден тариф на капитальный ремонт в 2014 году (6,10 руб.), а также определен способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете (после принятия региональной программы капитального ремонта).
Решением очередного собрания собственников помещений в доме N 201Б по улице Тихоокеанской в городе Хабаровске от 12.01.2015 подтвержден размер взноса на капитальный ремонт общего имущества (6,10 руб. на 1 кв. м).
28.01.2016 между ТСЖ и администрацией заключен договор N 20, определяющий порядок формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого собственник обязуется вносить на специальный счет товарищества (приложение N 3) взносы, а товарищество - обеспечить проведение ремонта общего имущества.
Согласно выписке из реестра жилых помещений муниципального жилищного фонда города Хабаровска от 03.11.2016 муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" является собственником квартир NN 5, 56, 104, 148, 149, 160, 163 в доме 201Б по улице Тихоокеанской в городе Хабаровске.
12.05.2016 в администрацию направлен счет N 71 на сумму 40 611 руб. 36 коп. для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД за период с 01.09.2014 по 31.12.2015, с учетом принадлежащей муниципалитету доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Претензией от 27.07.2016 ТСЖ "Виктория" известило Администрацию о наличии задолженности по указанным взносам, предложено в течение семи дней исполнить обязательства по их покрытию, разъяснив правовые последствия несовершения указанных действий в виде обращения ТСЖ за судебной защитой.
В письме от 08.08.2016 N П-1536 Администрация уведомила истца об оставлении претензии без удовлетворения, что явилось основанием обращения товарищества в арбитражный суд с исковым заявлением.
При рассмотрении возникшего спора суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статей 210, 249 ГК РФ, 158, 169, 170 ЖК РФ, пришли к выводу о наличии у ответчика - как собственника помещений в спорном МКД обязанности уплатить взносы на капитальный ремонт ТСЖ "Виктория" на специальный счет, открытый истцом.
Кассационная инстанция, поддерживая данные выводы, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в раздел IX ЖК РФ, в части возникновения обязанности и порядка платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
До введения в действие указанного закона жилищное законодательство не регулировало порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который включал бы, в том числе порядок внесения единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, предоставляя собственникам самостоятельно устанавливать данные отношения посредством принятия соответствующих решений на своих общих собраниях.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта в Хабаровском крае на 2014-2043 годы принята постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр, в программу включен жилой дом N 201Б по ул. Тихоокеанской в городе Хабаровске.
Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в отношении спорного дома по волеизъявлению собственников помещений, принятому на общем собрании и зафиксированному протоколом от 22.12.2013 (до введения региональной программы), суды обеих инстанций признали подтвержденным.
Требование истца о взыскании платы за капитальный ремонт предъявлены ответчику за период с 01.09.2014 по 31.12.2015, то есть после вступления в силу региональной программы капитального ремонта (01.09.2014).
Судами установлено, что собственники помещений МКД осуществляли уплату взносов на специальный счет за весь период, предусмотренный законом, и пополняют его путем внесения обязательных взносов в целях проведения в будущем капитального ремонта дома за счет собранных денежных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 12.04.2016 N 10-П "О проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление КС РФ N 10-П) указал, что предоставляя собственникам помещений в многоквартирном доме право выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, федеральный законодатель исходил из того, что такой выбор является результатом свободного волеизъявления указанных лиц, которые в силу презумпции знания закона, будучи надлежащим образом информированными о правовых и экономических последствиях своих действий, самостоятельно принимают соответствующее решение на основе оценки известных им фактических обстоятельств (состояния общего имущества в многоквартирном доме, платежеспособности собственников помещений в этом доме, типа многоквартирного дома и года его постройки, информации о ранее проведенных ремонтных работах и т.п.).
Собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски (абзац 1 пункта 7.1 Постановления КС РФ N 10-П).
Проверяя конституционность положений частей 6 и 7 статьи 170 ЖК РФ Конституционный Суд РФ отметил, что соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Таким образом, положение части 7 статьи 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации (абзацы 6 и 7 пункта 7.4. Постановления КС РФ N 10-П).
При сложившихся обстоятельствах, учитывая принятие собственниками помещений в МКД соответствующего решения (протокол от 22.12.2013), совершение реальных действий по его исполнению (открытие в кредитной организации счета для формирования фонда капитального ремонта жилого дома) и дальнейшую оплату взносов на специальный счет в банке, выводы судов о необходимости оплаты ответчиком взносов именно на специальный счет, открытый ТСЖ "Виктория" в ПАО "Сбербанк России", являются обоснованными.
Приоритетным в данном случае является волеизъявление самих собственником многоквартирного жилого дома о выбор способа формирования фонда капитального ремонта, поэтому включение жилого дома в региональную программу, а также наличие при принятии решения формальных недочетов, не исключает обязанность ответчика исполнять решения общего собрания собственников МКД. Доводы заявителя жалобы об обратном, отклонены судом округа.
Поскольку взносы на специальный счет за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 ответчик не внес, 40 611 руб. 36 коп. правомерно взысканы с Администрации в пользу ТСЖ "Виктории" исходя из вышеуказанных норм закона.
Ссылки заявителя жалобы о несвоевременном направлении платежных документов, аналогичные заявленным доводам в суде первой инстанции, обоснованно отклонены. Как верно отмечено судом, непредставление платежных документов не освобождает от исполнения обязанности и не является основанием для отказа в удовлетворении иска в части требования образовавшейся задолженности по оплате взносов.
Все доводы кассационной жалобы не опровергают правильность применения судами норм материального права относительно спорных правоотношений сторон, основаны на неверном их толковании и понимании, а в остальном направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами обеих инстанций на основе полного исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Администрация освобождена от уплаты обязательного платежа.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 22.12.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 по делу N А73-11722/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Н.ЗАХАРЕНКО

Судьи
А.Н.БАРБАТОВ
Г.А.КАМАЛИЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)