Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чепик О.Б.,
судей Гармаева Б.П., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудко Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ", ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2016 г. по делу N А40-133431/15, принятое судьей
по иску ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" (ОГРН 1067746468360, 119019, Москва, Пречистенская наб., д. 45/1, стр. 1)
к ДГИ г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо - Правительство города Москвы (125032, Москва, Тверская, д. 13)
о взыскании 978.514 руб. 90 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Рыбкин А.А. по доверенности от 16.05.2016 г.,
от ответчика: Кашина Л.А. по доверенности от 30.12.2015 г.,
от третьего лица: Кашина Л.А. 19.10.2015 г.,
установил:
ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании 978.514 руб. 90 коп., составляющих задолженность по оплате стоимости услуг ЖКХ по жилым и нежилым помещениям и содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Новоостанкинская, 6 за период с 01.06.2012 г. по 31.06.2015 г., а также пени за просрочку оплаты оказанных услуг за период с 11.08.2012 г. по 21.12.2015 г.
Решением суда от 22.04.2016 г. с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" взыскана задолженность в сумме 403.768 рублей за период с 01.06.2012 г. По 01.02.2014 г. включительно, неустойка в размере 33.480 рублей 69 коп. за период с 01.06.2012 г. по 01.02.2014 г., а также расходы по уплате госпошлины в сумме 11.744 рубля 97 коп., в остальной части иска - отказано.
Стороны, не согласившись с доводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика и третьего лица сослался на то, что не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что суд неправомерно взыскал с ответчика денежные средства за период с 01.06.2012 г. по 24.07.2012 г., в связи с пропуском срока исковой давности.
Представитель истца считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют фактическим обстоястельствам дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика и истца доводы своих апелляционных жалоб поддержали, возражали против доводов жалоб своих оппонентов.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда от 22.04.2016 г. отсутствуют исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.12.2002 г. между Правительством Москвы и ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" был заключен инвестиционный контракт N ДЖП.02.СВАО.00387 по строительству жилого дома с нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, ул. - 2-я Новоостанкинская, д. 6.
Согласно Акту о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 29.08.2008 г., указанный дом принят в эксплуатацию; часть квартир распределена в собственность Правительства Москвы.
ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" с 2007 г. является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 2-я Новоостанкинская, дом 6
В целях исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом в качестве управляющей компании Истец заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями и осуществляет обеспечение многоквартирного дома коммунальными ресурсами по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, отводу хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод, обслуживанию лифтов, по обеспечению услугами телефонной связи на основании заключенных с поставщиками коммунальных услуг и услуг связи соответствующих договоров.
Также Истец как управляющая компания осуществляет функции по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В связи с осуществлением комплекса работ и услуг по управлению многоквартирного дома управляющая компания заключила с собственниками помещений договоры управления многоквартирным домом.
По условиям вышеназванных договоров собственник поручает, а управляющая компания обязуется осуществить комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий в себя оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, состав и состояние которого указаны в приложении N 1 к настоящему договору, предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме и иным лицам, на законных основаниях пользующимся помещением собственника, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, указанной в настоящем договоре (пункт 3.1 договора).
В соответствии с п. 3.2 договора, собственник обязуется оплачивать услуги управляющей компании в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с требованиями ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и п. п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Квартиры N 34, 61, а также нежилые помещения N VI, VII в указанном доме принадлежат на праве собственности городу Москве.
Ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии ч. ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ, также предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 года N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
Согласно п. 9 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц N 6157746705209 от 17.03.2015 г. Департамент Жилищной политики и жилищного фонда города Москвы прекратило свою деятельность при реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственников жилых помещений, а также лиц, использующих жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях.
Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 (десятого) числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Требования п. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривают, что не использование собственниками, нанимателями или иными лицами помещений, принадлежащих им на законном основании, не освобождает их от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение включает в себя для собственника данного помещения: плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги в г. Москве определяется в соответствии с тарифами, установленными органами государственной власти г. Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. ст. 154, 157 ЖК РФ).
Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ и письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 04.03.2008 г. N 05-04-711/8 в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не определен способ управления таким домом, в качестве фактического размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме применяется ставка планово-нормативного расхода на 1 кв. м общей площади жилых Помещений, установленная Правительством Москвы на соответствующий год.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
На 2012 г. ставка планово-нормативного расхода установлена согласно постановлению Правительства Москвы от 29.11.2011 г. N 571-ПП в размере 24,53 руб. за 1 кв. м площади помещения в месяц.
В связи с тем, что Ответчик не оплатил услуги за содержание общедомового имущества и услуги отопления помещений, принадлежащих городу Москва на праве собственности, за ним, по мнению истца, образовалась задолженность в размере 865.784,40 руб., также истцом за период с 11.08.2012 г. по 21.12.2015 г. начислены пени в сумме 142.291,49 руб.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица.
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения от имени субъекта Российской Федерации казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п. п. 1, 7.34, 7.36 Положения о Департаменте, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20.02.013 г. N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно ст. 6 БК РФ, главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является также орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу п. 3 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
С учетом положений ст. ст. 125, 126 ГК РФ, ст. 158 БК РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 10.02.2014 г. N 1636 и п. п. 13, 14 Приложения к нему, спорные помещения, расположенные по адресу: г. Москва, 2-я Новоостанкинская ул. д. 6, общей площадью 80,2 и 142,1 кв. м переданы на праве оперативного управления ГБУ "Жилищник Останкинского района".
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с момента передачи спорных помещений расположенных по адресу: Москва, 2-я Новоостанкинская ул. д. 6, ГБУ "Жилищник Останкинского района" на Департамент не может быть возложена обязанность по оплате расходов за содержание спорных помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению частично в сумме 403.768 руб. за период с 01.06.2012 г. по 01.02.2014 г включительно.
Поскольку ответчиком на день рассмотрения спора, не представлены доказательства оплаты задолженности, истцом начислены пени в размере 142.291,49 руб. с 11.08.2012 года по 21.12.2015 г.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Рассмотрев заявленное требование о взыскании неустойки, суд находит его подлежащим удовлетворению в сумме 33.480,69 руб. за период с 01.06.2012 года по 01.02.2014 г., то есть до момента передачи спорного имущества, на праве оперативного управления ГБУ "Жилищник Останкинского района".
Ссылка ответчика на пропуск срока исковой давности взыскания денежных средств за период с 01.06.2012 г. по 24.07.2012 г., судебной коллегией отклоняется, поскольку данный период подтвержден ГКУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" в письме к генеральному директору ООО Главстрой-Эксплуатация" от 07.08.2015 г. N 01-01.02835/5 (т. 1, л.д. 130).
Иные доводы апелляционных жалоб по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Таким образом, решение по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2016 г. по делу N А40-133431/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Б.ЧЕПИК
Судьи
Б.П.ГАРМАЕВ
А.Л.ФРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2016 N 09АП-29629/2016, 09АП-29632/2016 ПО ДЕЛУ N А40-133431/15
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. N 09АП-29629/2016, 09АП-29632/2016
Дело N А40-133431/15
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чепик О.Б.,
судей Гармаева Б.П., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудко Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ", ДГИ г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2016 г. по делу N А40-133431/15, принятое судьей
по иску ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" (ОГРН 1067746468360, 119019, Москва, Пречистенская наб., д. 45/1, стр. 1)
к ДГИ г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо - Правительство города Москвы (125032, Москва, Тверская, д. 13)
о взыскании 978.514 руб. 90 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Рыбкин А.А. по доверенности от 16.05.2016 г.,
от ответчика: Кашина Л.А. по доверенности от 30.12.2015 г.,
от третьего лица: Кашина Л.А. 19.10.2015 г.,
установил:
ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о взыскании 978.514 руб. 90 коп., составляющих задолженность по оплате стоимости услуг ЖКХ по жилым и нежилым помещениям и содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 2-я Новоостанкинская, 6 за период с 01.06.2012 г. по 31.06.2015 г., а также пени за просрочку оплаты оказанных услуг за период с 11.08.2012 г. по 21.12.2015 г.
Решением суда от 22.04.2016 г. с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" взыскана задолженность в сумме 403.768 рублей за период с 01.06.2012 г. По 01.02.2014 г. включительно, неустойка в размере 33.480 рублей 69 коп. за период с 01.06.2012 г. по 01.02.2014 г., а также расходы по уплате госпошлины в сумме 11.744 рубля 97 коп., в остальной части иска - отказано.
Стороны, не согласившись с доводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика и третьего лица сослался на то, что не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что суд неправомерно взыскал с ответчика денежные средства за период с 01.06.2012 г. по 24.07.2012 г., в связи с пропуском срока исковой давности.
Представитель истца считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют фактическим обстоястельствам дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика и истца доводы своих апелляционных жалоб поддержали, возражали против доводов жалоб своих оппонентов.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда от 22.04.2016 г. отсутствуют исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.12.2002 г. между Правительством Москвы и ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" был заключен инвестиционный контракт N ДЖП.02.СВАО.00387 по строительству жилого дома с нежилыми помещениями по адресу: г. Москва, ул. - 2-я Новоостанкинская, д. 6.
Согласно Акту о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 29.08.2008 г., указанный дом принят в эксплуатацию; часть квартир распределена в собственность Правительства Москвы.
ООО "ГЛАВСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ" с 2007 г. является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 2-я Новоостанкинская, дом 6
В целях исполнения обязанностей по управлению многоквартирным домом в качестве управляющей компании Истец заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями и осуществляет обеспечение многоквартирного дома коммунальными ресурсами по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, отводу хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод, обслуживанию лифтов, по обеспечению услугами телефонной связи на основании заключенных с поставщиками коммунальных услуг и услуг связи соответствующих договоров.
Также Истец как управляющая компания осуществляет функции по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В связи с осуществлением комплекса работ и услуг по управлению многоквартирного дома управляющая компания заключила с собственниками помещений договоры управления многоквартирным домом.
По условиям вышеназванных договоров собственник поручает, а управляющая компания обязуется осуществить комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий в себя оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, состав и состояние которого указаны в приложении N 1 к настоящему договору, предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме и иным лицам, на законных основаниях пользующимся помещением собственника, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, указанной в настоящем договоре (пункт 3.1 договора).
В соответствии с п. 3.2 договора, собственник обязуется оплачивать услуги управляющей компании в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с требованиями ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и п. п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Квартиры N 34, 61, а также нежилые помещения N VI, VII в указанном доме принадлежат на праве собственности городу Москве.
Ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии ч. ч. 1, 2 ст. 39 ЖК РФ, также предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 года N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы", Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы.
Согласно п. 9 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
Согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц N 6157746705209 от 17.03.2015 г. Департамент Жилищной политики и жилищного фонда города Москвы прекратило свою деятельность при реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственников жилых помещений, а также лиц, использующих жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях.
Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 (десятого) числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Требования п. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривают, что не использование собственниками, нанимателями или иными лицами помещений, принадлежащих им на законном основании, не освобождает их от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение включает в себя для собственника данного помещения: плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги в г. Москве определяется в соответствии с тарифами, установленными органами государственной власти г. Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. ст. 154, 157 ЖК РФ).
Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ и письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 04.03.2008 г. N 05-04-711/8 в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не определен способ управления таким домом, в качестве фактического размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме применяется ставка планово-нормативного расхода на 1 кв. м общей площади жилых Помещений, установленная Правительством Москвы на соответствующий год.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
На 2012 г. ставка планово-нормативного расхода установлена согласно постановлению Правительства Москвы от 29.11.2011 г. N 571-ПП в размере 24,53 руб. за 1 кв. м площади помещения в месяц.
В связи с тем, что Ответчик не оплатил услуги за содержание общедомового имущества и услуги отопления помещений, принадлежащих городу Москва на праве собственности, за ним, по мнению истца, образовалась задолженность в размере 865.784,40 руб., также истцом за период с 11.08.2012 г. по 21.12.2015 г. начислены пени в сумме 142.291,49 руб.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ч. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица.
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения от имени субъекта Российской Федерации казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы в силу п. п. 1, 7.34, 7.36 Положения о Департаменте, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 20.02.013 г. N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно ст. 6 БК РФ, главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является также орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу п. 3 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
С учетом положений ст. ст. 125, 126 ГК РФ, ст. 158 БК РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 10.02.2014 г. N 1636 и п. п. 13, 14 Приложения к нему, спорные помещения, расположенные по адресу: г. Москва, 2-я Новоостанкинская ул. д. 6, общей площадью 80,2 и 142,1 кв. м переданы на праве оперативного управления ГБУ "Жилищник Останкинского района".
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с момента передачи спорных помещений расположенных по адресу: Москва, 2-я Новоостанкинская ул. д. 6, ГБУ "Жилищник Останкинского района" на Департамент не может быть возложена обязанность по оплате расходов за содержание спорных помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению частично в сумме 403.768 руб. за период с 01.06.2012 г. по 01.02.2014 г включительно.
Поскольку ответчиком на день рассмотрения спора, не представлены доказательства оплаты задолженности, истцом начислены пени в размере 142.291,49 руб. с 11.08.2012 года по 21.12.2015 г.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Рассмотрев заявленное требование о взыскании неустойки, суд находит его подлежащим удовлетворению в сумме 33.480,69 руб. за период с 01.06.2012 года по 01.02.2014 г., то есть до момента передачи спорного имущества, на праве оперативного управления ГБУ "Жилищник Останкинского района".
Ссылка ответчика на пропуск срока исковой давности взыскания денежных средств за период с 01.06.2012 г. по 24.07.2012 г., судебной коллегией отклоняется, поскольку данный период подтвержден ГКУ г. Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" в письме к генеральному директору ООО Главстрой-Эксплуатация" от 07.08.2015 г. N 01-01.02835/5 (т. 1, л.д. 130).
Иные доводы апелляционных жалоб по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Таким образом, решение по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2016 г. по делу N А40-133431/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
О.Б.ЧЕПИК
Судьи
Б.П.ГАРМАЕВ
А.Л.ФРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)