Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 20АП-4498/2017 ПО ДЕЛУ N А68-3728/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А68-3728/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Суркова Д.Л., судей Грошева И.П. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капленко А.Ю., в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищного Хозяйства" на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2017 по делу N А68-3728/2017 (судья Глазкова Е.Н.), принятое по иску акционерного общества "Тульское предприятие тепловых сетей" (г. Тула, ОГРН 1027100684632, ИНН 7102005547) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление Жилищного Хозяйства" (г. Тула, ОГРН 1127154011082, ИНН 7107535604) о взыскании задолженности в сумме 3 381 657 руб. 48 коп.,
установил:

следующее.
Акционерное общество "Тульское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "Тулатеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление Жилищного Хозяйства" (далее - ООО "УЖХ") о взыскании долга за февраль 2017 года в сумме 3 381 657 руб. 48 коп.
Решением суда от 16.06.2017 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован доказанностью факта неисполнения ответчиком обязательства по оплате.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УЖХ" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что истцом не доказан размер долга ответчика и неправильно произведен его расчет, а судом области расчет истца не проверен на соответствие законодательству и сделан неправомерный вывод о том, что у сторон отсутствует спор по количеству потребленной тепловой энергии.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили. Судебное заседание проведено в отсутствие сторон на основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 31.08.2015 между закрытым акционерным обществом "Тулатеплосеть" (теплоснабжающей организацией) и обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (абонентом) был заключен договор на поставку тепловой энергии на отопление N 1699/ОТ, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту по централизованным сетям теплоснабжения до границы раздела эксплуатационной ответственности сторон тепловую энергию, качеством и параметрами соответствующую требованиям действующего законодательства, в количестве, необходимом для бесперебойного, круглосуточного отопления, в течение отопительного периода жилых помещений многоквартирных домов, согласно приложению N 1 к договору, управление которыми осуществляет абонент, а последний, в свою очередь, обязуется принимать и оплачивать все количество приобретенной тепловой энергии, включая сверхнормативные потери в сетях абонента, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдать режим потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, наличие и исправность приборов учета, а также исправность теплопотребляющих энергоустановок.
По договору абонент выступает от имени, в интересах и за счет собственников (нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах, на основании договоров управления с ними.
Тариф на отопление устанавливается уполномоченным органом в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 4.2 договора).
Стоимость тепловой энергии на отопление определяется исходя из утвержденного тарифа и объема согласно акту фактического потребления тепловой энергии на отопление (пункт 4.3 договора).
Абонент обязан обеспечить поступление денежных средств за тепловую энергию на отопление на расчетный счет теплоснабжающей организации путем заключения агентского договора с открытыми акционерным обществом "ОЕИРЦ" с условием расщепления платежей и прямого перечисления их от агента на расчетный счет теплоснабжающей организации до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.4 договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств истец произвел фактический отпуск тепловой энергии с целью обеспечения многоквартирных домов тепловой энергией в отопительный период в феврале 2017 года общей стоимостью 3 381 657 руб. 48 коп. (с учетом корректировки за январь 2017 года), что подтверждается представленным в материалы дела актом фактического потребления тепловой энергии от 28.02.2017 N 5016.
Предъявленные в актах фактического потребления объемы потребления согласованы сторонами в приложении N 2 к договору.
Факт поставки истцом тепловой энергии ответчиком не отрицается.
Вместе с тем, ответчик не произвел оплату потребленной тепловой энергии, в результате чего за ним образовалась задолженность за поставленную в феврале 2017 года энергию в сумме 3 381 657 руб. 48 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлены претензия от 16.03.2017 N 16.03-1310, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Отсутствие со стороны ООО "УЖХ" надлежащего исполнения обязательства по оплате поставленной в феврале 2017 года энергии послужило АО "Тулатеплосеть" основанием для обращения в суд исковым заявлением о взыскании задолженности.
Удовлетворение исковых требований судом первой инстанции суд апелляционной инстанции признает правомерным исходя из следующего.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Из статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Статьей 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
К договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 Закона о теплоснабжении с учетом особенностей, установленных данной статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (пункт 5 статьи 15 названного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") (далее - постановление N 857) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом следующей особенности.
В целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением N 857.
В соответствии с утвержденными постановлением N 857 Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
На основании постановления N 857 приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее - министерство) от 23.10.2013 N 86 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области" установлено, что оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленную потребителям в необорудованных индивидуальными либо общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии жилых помещениях (квартирах) или нежилых помещениях в многоквартирных домах, которые не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и потребителям в необорудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии жилых домах, необходимо осуществлять равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению при этом осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением N 857.
Применение коэффициента периодичности платежа установлено действующим региональным нормативным правовым актом. Предназначение указанного коэффициента - равномерная в течение года оплата собственниками и пользователями помещений коммунальной услуги по отоплению. Для оказания этой коммунальной услуги управляющая организация использует тепловую энергию, приобретенную у ресурсоснабжающей организации и оплачивает ей этот коммунальный ресурс за счет платы, поступившей от собственников и пользователей помещений.
Поскольку ответчик, как управляющая организация, действует в интересах собственников помещений, его обязательства перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и нанимателей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс.
Подпунктом "б" пункта 3.1 договора предусмотрено, что объем тепловой энергии на отопление для жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах и жилых домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, а также при выходе их из строя или отключении по любым причинам, определяется расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При изменении законодательства, введении дополнительных мер ответственности, в том числе повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию, нормативам потребления, они подлежат применению с дат вступления их в силу без подписания сторонами дополнительных соглашений к договору. Акты фактического потребления, счета, счета-фактуры за отопление жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, оформляются в соответствии с объемами, определяемыми расчетным путем согласно приказу министерства от 23.10.2013 N 86 равномерно за все расчетные месяцы в течение года.
Согласно расчету АО "Тулатеплосеть" задолженность ООО "УЖХ" по оплате коммунального ресурса за февраль 2017 года составляет 3 381 657 руб. 48 коп.
Ответчиком ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций обоснованный и документально подтвержденный контррасчет представлен не был.
Доводы заявителя жалобы о том, что истцом не доказана задолженность ответчика и произведен неправильный ее расчет, а судом области расчет истца не проверен на соответствие законодательству, отклоняется судебной коллегией ввиду несостоятельности.
Как усматривается из приложения N 1 к договору согласованный сторонами годовой объем потребления теплоэнергии домами, находящимися в управлении ответчика, распределен равномерно на 12 месяцев.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца долга в сумме 3 381 657 руб. 48 коп. является обоснованным.
Ссылка апеллянта на приведенную им судебную практику не может быть принята судебной коллегией, поскольку указанные судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах и преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как противоречащие материалам дела, не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина в размере 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя и подлежит с него взысканию в доход федерального бюджета на основании статьи 110 Кодекса и с учетом требований статей 333.18 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду не предоставления подтверждения ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2017 по делу N А68-3728/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление Жилищного Хозяйства" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Д.Л.СУРКОВ
Судьи
И.П.ГРОШЕВ
А.Г.СЕЛИВОНЧИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)