Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является собственником квартиры. В счетах-фактурах за жилищно-коммунальные услуги указаны завышенные суммы по услуге "горячая вода". С расчетом указанной суммы истица не согласна, в связи с чем дважды обращалась к ответчику с досудебной претензией о добровольном устранении нарушения ее прав и перерасчете платы за вышеуказанную услугу. Считает, что ответчик незаконно начисляет сверхнормативные объемы фактически не потребленной ею услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Закирова А.Х.
учет N 115г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Габидуллиной А.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиФахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года, которым постановлено:
Иск У.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" по начислению У.Ю. за период с сентября по октябрь 2016 года платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению по квартире <адрес>.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" произвести перерасчет платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению по квартире <адрес> за период с сентября по октябрь 2016 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" на сумму 3993,67 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" в пользу У.Ю. штраф (неустойку) на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 3000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" государственную пошлину в размере 100 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "Единый расчетный центр" г. Казани - С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,У.Ю., ее представителя - Ф., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
У.Ю. обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" (далее по тексту - ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района") с иском о признании незаконными действий по расчету платы за услугу "ОДН-Горячая вода" за период с сентября по октябрь 2016 года для квартиры; возложении обязанности произвести перерасчет за период с сентября по октябрь 2016 года для квартиры с применением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 16 апреля 2013 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; при перерасчете определить величину объема горячей воды, предоставленной на ОДН в расчетном периоде в размере, не превышающем объема, рассчитанного исходя из норматива потребления горячей воды, предоставленной на ОДН в расчетном периоде установленного приказом Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан N 62/0 от 20 мая 2013 года; возложении обязанности осуществить итоговый перерасчет (уменьшение) за услугу "ОДН-Горячая вода" за период с сентября по октябрь 2016 года на сумму 3946,81 рублей и произвести возврат указанной суммы; взыскании штрафа в размере 17892,21 рублей на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; компенсации морального вред в размере 10000 рублей; взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано, что истица является собственником квартиры <адрес>. В счет-фактурах за жилищно-коммунальные услуги за сентябрь и октябрь 2016 года указаны завышенные суммы по услуге "ОДН-Горячая вода" в размере 1837 рублей и 2155,93 рублей соответственно. С расчетом указанной суммы в общем размере 3993,67 рублей У.Ю. не согласна, в связи с чем дважды обращалась к ответчику с досудебной претензией о добровольном устранении нарушения ее прав и перерасчете платы за вышеуказанную услугу. Считает, что ответчик незаконно начисляет сверхнормативные объемы фактически не потребленной ею услуги, чем нарушает ее жилищные права.
В суде первой инстанции У.Ю., ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - ООО "Единый расчетный центр г. Казани" (далее по тексту - ЕРЦ г. Казани) просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо - У.Н. с иском согласилась.
Судом принято решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" просит отменить решение суда. Указывает, что проверка счетчиков в квартире истицы в установленные сроки не была произведена, данная квартира считается не оборудованной индивидуальными приборами учета по горячей воде, в связи с чем начисления по услуге "ОДН-Горячая вода" за сентябрь и октябрь 2016 года производились по соответствующей методике. Выражает несогласие с расчетом штрафа.
Представитель ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района",У.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения содержат часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 44 указанных Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг как по горячему, так и по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляют:
- - 0,03 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 1-5;
- - 0,02 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 6 и выше.
Размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, определяются в соответствии с приложением N 2 вышеуказанных Правил по формуле включающей в себя в т.ч. показатели норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.).
Из материалов дела следует, что У.Ю. является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру <адрес>.
Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района".
Судом установлено, что истице, как собственнику жилого помещения, начисление коммунальных платежей за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в сентябре и октябре 2016 года производилось сверх установленных нормативов потребления, а именно за сентябрь 2016 года за горячее водоснабжение на общедомовые нужды начислено 1837,28 рублей, за октябрь 2016 года - 2155,93 рублей.
В подтверждение правомерности начислений в указанном размере представитель ответчика ссылается распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 2388-р от 28 ноября 2013 года, указывая, что начисления произведены исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета.
Удовлетворяя требования У.Ю. о признании действий ответчика по начислению платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению за сентябрь и октябрь 2016 года незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет указанных платежей, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что использование в расчетах методики, установленной распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года N 2388-р, не освобождает ответчика от исполнения требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в части ограничения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, объемом соответствующей коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, так как действующее нормативно-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не ставит возможность применение пункта 44 данных Правил в части указанных ограничений в зависимость от того, оборудовано или не оборудовано принадлежащее собственнику (пользователю) помещение индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости взыскании с ответчика в пользу истицы штрафа на основании статьи 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 155.1, 155.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Поскольку законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу У.Ю. указанного штрафа.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части взыскания с ответчика в пользу истицы штрафа на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года по данному делу отменить в части взысканного с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" в пользу У.Ю. штрафа и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 17.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-13355/2017
Требование: О признании незаконными действий по расчету платы за услуги горячего водоснабжения, возложении обязанности произвести перерасчет; 2) О взыскании штрафа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что является собственником квартиры. В счетах-фактурах за жилищно-коммунальные услуги указаны завышенные суммы по услуге "горячая вода". С расчетом указанной суммы истица не согласна, в связи с чем дважды обращалась к ответчику с досудебной претензией о добровольном устранении нарушения ее прав и перерасчете платы за вышеуказанную услугу. Считает, что ответчик незаконно начисляет сверхнормативные объемы фактически не потребленной ею услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. по делу N 33-13355/2017
Судья Закирова А.Х.
учет N 115г
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Габидуллиной А.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиФахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" на решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года, которым постановлено:
Иск У.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" по начислению У.Ю. за период с сентября по октябрь 2016 года платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению по квартире <адрес>.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" произвести перерасчет платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению по квартире <адрес> за период с сентября по октябрь 2016 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" на сумму 3993,67 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" в пользу У.Ю. штраф (неустойку) на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 3000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" государственную пошлину в размере 100 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ООО "Единый расчетный центр" г. Казани - С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,У.Ю., ее представителя - Ф., возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
У.Ю. обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" (далее по тексту - ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района") с иском о признании незаконными действий по расчету платы за услугу "ОДН-Горячая вода" за период с сентября по октябрь 2016 года для квартиры; возложении обязанности произвести перерасчет за период с сентября по октябрь 2016 года для квартиры с применением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 16 апреля 2013 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; при перерасчете определить величину объема горячей воды, предоставленной на ОДН в расчетном периоде в размере, не превышающем объема, рассчитанного исходя из норматива потребления горячей воды, предоставленной на ОДН в расчетном периоде установленного приказом Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан N 62/0 от 20 мая 2013 года; возложении обязанности осуществить итоговый перерасчет (уменьшение) за услугу "ОДН-Горячая вода" за период с сентября по октябрь 2016 года на сумму 3946,81 рублей и произвести возврат указанной суммы; взыскании штрафа в размере 17892,21 рублей на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; компенсации морального вред в размере 10000 рублей; взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано, что истица является собственником квартиры <адрес>. В счет-фактурах за жилищно-коммунальные услуги за сентябрь и октябрь 2016 года указаны завышенные суммы по услуге "ОДН-Горячая вода" в размере 1837 рублей и 2155,93 рублей соответственно. С расчетом указанной суммы в общем размере 3993,67 рублей У.Ю. не согласна, в связи с чем дважды обращалась к ответчику с досудебной претензией о добровольном устранении нарушения ее прав и перерасчете платы за вышеуказанную услугу. Считает, что ответчик незаконно начисляет сверхнормативные объемы фактически не потребленной ею услуги, чем нарушает ее жилищные права.
В суде первой инстанции У.Ю., ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - ООО "Единый расчетный центр г. Казани" (далее по тексту - ЕРЦ г. Казани) просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо - У.Н. с иском согласилась.
Судом принято решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" просит отменить решение суда. Указывает, что проверка счетчиков в квартире истицы в установленные сроки не была произведена, данная квартира считается не оборудованной индивидуальными приборами учета по горячей воде, в связи с чем начисления по услуге "ОДН-Горячая вода" за сентябрь и октябрь 2016 года производились по соответствующей методике. Выражает несогласие с расчетом штрафа.
Представитель ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района",У.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения содержат часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 44 указанных Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг как по горячему, так и по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляют:
- - 0,03 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 1-5;
- - 0,02 куб. м/кв. м общего имущества в месяц - для домов с количеством этажей 6 и выше.
Размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, определяются в соответствии с приложением N 2 вышеуказанных Правил по формуле включающей в себя в т.ч. показатели норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.).
Из материалов дела следует, что У.Ю. является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру <адрес>.
Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района".
Судом установлено, что истице, как собственнику жилого помещения, начисление коммунальных платежей за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в сентябре и октябре 2016 года производилось сверх установленных нормативов потребления, а именно за сентябрь 2016 года за горячее водоснабжение на общедомовые нужды начислено 1837,28 рублей, за октябрь 2016 года - 2155,93 рублей.
В подтверждение правомерности начислений в указанном размере представитель ответчика ссылается распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 2388-р от 28 ноября 2013 года, указывая, что начисления произведены исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета.
Удовлетворяя требования У.Ю. о признании действий ответчика по начислению платежей на общедомовые нужды по горячему водоснабжению за сентябрь и октябрь 2016 года незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет указанных платежей, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что использование в расчетах методики, установленной распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 ноября 2013 года N 2388-р, не освобождает ответчика от исполнения требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в части ограничения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, объемом соответствующей коммунальной услуги, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, так как действующее нормативно-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений не ставит возможность применение пункта 44 данных Правил в части указанных ограничений в зависимость от того, оборудовано или не оборудовано принадлежащее собственнику (пользователю) помещение индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости взыскании с ответчика в пользу истицы штрафа на основании статьи 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 155.1, 155.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Поскольку законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу У.Ю. указанного штрафа.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части взыскания с ответчика в пользу истицы штрафа на основании части 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Авиастроительного районного суда г. Казани от 01 июня 2017 года по данному делу отменить в части взысканного с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" в пользу У.Ю. штрафа и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)