Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Корякского сельского поселения,
апелляционное производство N 05АП-7184/2017
на решение от 08.09.2017
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3891/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светлячок" (ИНН 4105038739, ОГРН 1104177002710)
к администрации Корякского сельского поселения (ИНН 4105029702, ОГРН 1064141002023)
о признании незаконным отказа в предоставлении выписок из поквартирных карточек, оформленного письмом от 25.04.2017 N 1067,
при участии: стороны не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светлячок" (далее - заявитель, общество, ООО "Светлячок") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа администрации Корякского сельского поселения (далее - администрация) в предоставлении выписок из поквартирных карточек, оформленного письмом от 25.04.2017 N 1067, и об обязании администрацию предоставить сведения из поквартирных карточек по форме N 10 и карточек регистрации граждан по форме N 9 на все квартиры в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2017 заявленные требования удовлетворены и в качестве способа восстановления нарушенного права на администрацию возложена обязанность по предоставлению заявителю информации, запрошенной в письме от 17.04.2017 N 01-3/132.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, управляющая организация для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных. Также отмечает, что отсутствие поквартирных карточек не препятствует управлению многоквартирными домами.
Общество в представленном в материалы дела отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирными домами от 01.03.2017, 01.10.2016 и от 30.10.2016 общество является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами N 18, N 20 по улице Колхозная и домами N 5, N 19 по улице Геологов в с. Коряки Елизовского района Камчатского края.
17.04.2017 в связи с необходимостью проведения претензионной работы по взысканию задолженности по уплате за жилые помещения и коммунальные услуги ООО "Светлячок" обратилось в администрацию с заявлением N 01-3/132 о предоставлении выписок из поквартирных карточек по вышеуказанным многоквартирным жилым домам, в том числе: квартир N 4, 6, 23 в доме N 18 по улице Колхозная, квартир N 4, 10, 14, 15, 25 дома N 20 по ул. Колхозная, квартиры N 8 дома N 19 по улице Геологов и квартир N 7, 11 дома N 5 по ул. Геологов в с. Коряки Елизовского района Камчатского края.
Письмом от 25.04.2017 N 1067 администрация отказала обществу в предоставлении запрошенной информации, указав, что предоставление персональных сведений о лицах, обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о регистрации по месту жительства, по вопросам третьих лиц, в том числе управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, без согласия субъекта персональных данных не будет соответствовать требованиям закона.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворил заявленные требования.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно статье 2 Закона N 152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
При этом данной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Как установлено частями 4, 5 этой же статьи лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов, в которых, среди прочего, подлежат указанию: Ф.И.О. плательщика (собственника, нанимателя), адрес помещения, площадь помещения, количество проживающих в помещении человек, указываются объемы коммунальных услуг, установленные тарифы и начисленные размеры платы за коммунальные услуги (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- - сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам:
- - с. Коряки, ул. Колхозная, д. 18 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2017;
- - с. Коряки, ул. Колхозная, д. 20 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016;
- - с. Коряки, ул. Геологов, д. 19 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016;
- - с. Коряки, ул. Геологов, д. 5 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, общество является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства оно имеет право и обязано осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В этой связи, учитывая, что сбор, хранение и обработка персональных данных в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется обществом, производится в соответствии законом для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации функций управляющей организации, согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ не требуется.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении обществу выписок из спорных поквартирных карточек домов, находящихся в его управлении, выраженный в сообщении от 25.04.2017 N 1067, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя жалобы о том, что управляющая организация для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, не может быть принят коллегией во внимание, как противоречащий указанным выше нормам права.
Ссылки администрации в обоснование данного довода на письма Елизовской городской прокуратуры от 10.04.2017 N 6-139ж-2017 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю от 14.04.2017 N 1372-03/41 судом апелляционной инстанции также не принимаются, поскольку изложенные в них разъяснения в силу норм процессуального права не имеют обязательного характера и не содержат выводов относительно невозможности квалификации общества как оператора персональных данных по смыслу пункта 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ с учетом положений пункта 4 Правил N 416.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инспекции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав данный отказ незаконным, и, обязав администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления исключительно информации, запрошенной в письме от 17.04.2017 N 01-3/132. Данный способ восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств настоящего спора, находит соразмерным и достаточным.
Суд первой инстанции обоснованно дал оценку всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, и применил соответствующие нормы права, подлежащие применению в данном спорном правоотношении. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на администрацию судебные расходы по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2017 по делу N А24-3891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 05АП-7184/2017 ПО ДЕЛУ N А24-3891/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. по делу N А24-3891/2017
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Корякского сельского поселения,
апелляционное производство N 05АП-7184/2017
на решение от 08.09.2017
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-3891/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Светлячок" (ИНН 4105038739, ОГРН 1104177002710)
к администрации Корякского сельского поселения (ИНН 4105029702, ОГРН 1064141002023)
о признании незаконным отказа в предоставлении выписок из поквартирных карточек, оформленного письмом от 25.04.2017 N 1067,
при участии: стороны не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Светлячок" (далее - заявитель, общество, ООО "Светлячок") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа администрации Корякского сельского поселения (далее - администрация) в предоставлении выписок из поквартирных карточек, оформленного письмом от 25.04.2017 N 1067, и об обязании администрацию предоставить сведения из поквартирных карточек по форме N 10 и карточек регистрации граждан по форме N 9 на все квартиры в многоквартирных домах, находящихся под его управлением.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2017 заявленные требования удовлетворены и в качестве способа восстановления нарушенного права на администрацию возложена обязанность по предоставлению заявителю информации, запрошенной в письме от 17.04.2017 N 01-3/132.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, управляющая организация для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных. Также отмечает, что отсутствие поквартирных карточек не препятствует управлению многоквартирными домами.
Общество в представленном в материалы дела отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу по делу без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании заключенных с собственниками помещений договоров управления многоквартирными домами от 01.03.2017, 01.10.2016 и от 30.10.2016 общество является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами N 18, N 20 по улице Колхозная и домами N 5, N 19 по улице Геологов в с. Коряки Елизовского района Камчатского края.
17.04.2017 в связи с необходимостью проведения претензионной работы по взысканию задолженности по уплате за жилые помещения и коммунальные услуги ООО "Светлячок" обратилось в администрацию с заявлением N 01-3/132 о предоставлении выписок из поквартирных карточек по вышеуказанным многоквартирным жилым домам, в том числе: квартир N 4, 6, 23 в доме N 18 по улице Колхозная, квартир N 4, 10, 14, 15, 25 дома N 20 по ул. Колхозная, квартиры N 8 дома N 19 по улице Геологов и квартир N 7, 11 дома N 5 по ул. Геологов в с. Коряки Елизовского района Камчатского края.
Письмом от 25.04.2017 N 1067 администрация отказала обществу в предоставлении запрошенной информации, указав, что предоставление персональных сведений о лицах, обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о регистрации по месту жительства, по вопросам третьих лиц, в том числе управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, без согласия субъекта персональных данных не будет соответствовать требованиям закона.
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворил заявленные требования.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно статье 2 Закона N 152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом.
При этом данной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Как установлено частями 4, 5 этой же статьи лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
По смыслу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится, в том числе, на основании платежных документов, в которых, среди прочего, подлежат указанию: Ф.И.О. плательщика (собственника, нанимателя), адрес помещения, площадь помещения, количество проживающих в помещении человек, указываются объемы коммунальных услуг, установленные тарифы и начисленные размеры платы за коммунальные услуги (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- - сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам:
- - с. Коряки, ул. Колхозная, д. 18 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2017;
- - с. Коряки, ул. Колхозная, д. 20 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016;
- - с. Коряки, ул. Геологов, д. 19 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016;
- - с. Коряки, ул. Геологов, д. 5 на основании договора управления многоквартирным домом от 30.10.2016.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, общество является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства оно имеет право и обязано осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В этой связи, учитывая, что сбор, хранение и обработка персональных данных в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется обществом, производится в соответствии законом для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации функций управляющей организации, согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ не требуется.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении обществу выписок из спорных поквартирных карточек домов, находящихся в его управлении, выраженный в сообщении от 25.04.2017 N 1067, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя жалобы о том, что управляющая организация для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, не может быть принят коллегией во внимание, как противоречащий указанным выше нормам права.
Ссылки администрации в обоснование данного довода на письма Елизовской городской прокуратуры от 10.04.2017 N 6-139ж-2017 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю от 14.04.2017 N 1372-03/41 судом апелляционной инстанции также не принимаются, поскольку изложенные в них разъяснения в силу норм процессуального права не имеют обязательного характера и не содержат выводов относительно невозможности квалификации общества как оператора персональных данных по смыслу пункта 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ с учетом положений пункта 4 Правил N 416.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инспекции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав данный отказ незаконным, и, обязав администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем предоставления исключительно информации, запрошенной в письме от 17.04.2017 N 01-3/132. Данный способ восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции, исходя из обстоятельств настоящего спора, находит соразмерным и достаточным.
Суд первой инстанции обоснованно дал оценку всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, и применил соответствующие нормы права, подлежащие применению в данном спорном правоотношении. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на администрацию судебные расходы по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2017 по делу N А24-3891/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)