Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 по делу N А29-12124/2015 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судьей Митиной О.П.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
третьи лица: Воркутинская общественная организация "Городской союз фотохудожников", (ИНН: 1103043255, ОГРН: 1081100000464),
муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр развития туризма" г. Воркуты (ИНН: 1103003622, ОГРН: 1111103002240)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - Истец, ООО УО "Центральное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Администрация), муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Управление) о взыскании задолженности в сумме 105 771,94 руб. за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 по договору N Центр-2013/17 от 01.07.2013.
Арбитражный суд Республики Коми на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты, о чем вынес определение от 28.12.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 иск удовлетворен: задолженность взыскана с Управления.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация указывает, что спорные помещения переданы по договорам аренды ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты, по условиям которого арендатор несет расходы по обслуживанию и содержанию общедомового имущества.
По условиям заключенного договора аренды (пункты 2.2.5 и 2.2.6) арендатор спорного помещения обязан заключить договоры возмездного оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с организацией, управляющей домом, в котором расположено спорное помещение.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 616 ГК и статьи 154, 156, 161 ЖК РФ, заявитель жалобы считает, что расходы на содержание и ремонт общего имущества должен нести арендатор указанного имущества.
Истец, Управление, Воркутинская общественная организация "Городской союз фотохудожников", муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр развития туризма" г. Воркуты отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. ул. Шахтерская Набережная, д. 14.
Неисполнение Администрацией, являющейся собственником части помещений спорного дома, обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 36, 37, 39, 154, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1.10 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденным решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90, Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МО ГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МО ГО "Воркута" (пункты 7.1, 7.2 Положения).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, Управление осуществляет функции Администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Таким образом, Управление является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол N 3 от 27.06.2013) управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, осуществляет ООО УО "Центральное".
01.07.2013 между ООО УО "Центральное" (управляющей организацией) и собственниками помещений МКД заключен договор управления многоквартирным домом N Центр-2013/17, по условиям которого (пункт 1.1) управляющая организация по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе по оказанию услуг и выполнению работ по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в разделе 4.1. договора.
Пунктом 4.1.1 договора установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, размер платы за содержание и ремонт жилого и нежилого помещения приведены в Приложениях N N 11, 12 к договору (л.д. 30-33, т 1).
С учетом пункта 4.1.3 договора сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы. Акт составляет управляющая организация. В случае не подписания акта уполномоченным лицом без обоснованных причин в течение 5 рабочих дней со дня его направления уполномоченному лицу, акт выполненных работ, оказанных услуг подписывается управляющей организацией в одностороннем порядке. В этом случае работы, услуги, удостоверенные односторонним актом, считаются принятыми.
Согласно Приложениям N N 11, 12 ежемесячная плата по управлению МКД за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 22,52 руб. (с НДС) за 1 кв. м площади помещений.
Материалами дела подтверждается, что объект недвижимого имущества (нежилое помещение) расположенный по адресу: Республика Коми г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, общей площадью 782,8 кв. м является муниципальной собственностью и входит в состав казны МО ГО "Воркута".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сообщило об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о переходе прав на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, общей площадью 782,8 кв. м.
Письмом N 04.1-27/1256 от 30.11.2015 Воркутинское отделение филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" сообщило об отсутствии сведений о собственнике помещений, расположенных на цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14.
Согласно Приложению N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
Пунктом 2 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Истец в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 осуществлял обслуживание спорного МКД и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества МКД, в том числе нежилого помещения, находящегося в собственности Ответчика, в связи с чем выставил Ответчику к оплате счета-фактуры:
- N 2014/07/0185 от 31.07.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/08/0190 от 31.08.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/09/0192 от 30.09.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/10/0207 от 31.10.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/11/0200 от 28.11.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/12/0199 от 31.12.2014 на сумму 17 628,66 руб.
Счета-фактуры и акты выполненных работ направлены в адрес Ответчика сопроводительными письмами N 1-16/1113 от 11.07.2014, N 1-16/1448 от 14.08.2014, N 1-16/1818 от 23.09.2014, N 1-16/2348 от 23.10.14, N 1-16/2647 от 21.11.2014, N 1-16/2889 от 18.12.2014 и получены Администрацией, что подтверждается штампами входящей корреспонденции.
Кроме того, в адрес Ответчика направлены отчеты об оказанных услугах и выполненных работах, акты о приемке оказанных услуг и выполненных работ, что подтверждается сопроводительными письмами N 1-7/1428 от 18.08.2014, N 1-7/1777 от 18.09.2014, N 1-7/2288 от 21.10.2014, N 1-7/2564 от 14.11.2014, N 1-7 за ноябрь 2014, N 1-7/94 от 20.01.2015. Данные документы получены Управлением, что подтверждается штампами входящей корреспонденции.
В силу пункта 6.3.3 договора плата по договору вносится плательщиком до 30 числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых представителем управляющей организации по расчетам с потребителями и предъявляемых к оплате плательщика до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик оплату оказанных услуг и выполненных работ не произвел, в результате чего за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 образовалась задолженность в сумме 105 771,94 руб. (22,52 руб. х 782,8 кв. м) х 6 месяцев.
Претензией N 1-16/1896 от 19.08.2015 (получена Администрацией 27.08.2015) Истец предложил произвести оплату имеющейся задолженности, однако требования Истца были оставлены ответчиком без исполнения.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты сообщило, что сторонами договора управления МКД N Центр-2013/7 от 01.07.2013, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, являются ООО УО "Центральное" и собственники помещений; МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты может принимать на себя оплату расходов на содержание и ремонт имущества за счет выделенных бюджетных средств только при наличии заключенного договора, одной стороной из которых он является. Кроме того, МБУ "Городской центр развития туризма" указало, что предложений от ООО УО "Центральное" о подписании договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД в адрес МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты не поступало, договор не заключался.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Истца стоимости услуг в размере 105 771,94 руб.
Довод Ответчика о том, что спорные помещения были переданы по договорам аренды третьим лицам, которые по условиям договоров обязаны заключить договоры по содержанию и ремонту общего имущества с управляющей организацией, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку в силу прямого указания закона (статьи 210, 249 ГК РФ, статья 158 ЖК РФ) собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества в доме, независимо от передачи помещения в аренду.
Собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества в доме.
Несостоятелен также довод Администрации о том, что решение суда вынесено о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (арендаторов), поскольку:
- выводов, возлагающих на указанных лиц каких-либо дополнительных обязанностей, в решении от 25.01.2016 не содержится,
- названные Ответчиком арендаторы были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. В связи с чем иные доводы, заявленные Ответчиком в отношении ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты апелляционный суд отклоняет.
Таким образом, Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 по делу N А29-12124/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2016 N 02АП-1575/2016 ПО ДЕЛУ N А29-12124/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. по делу N А29-12124/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 по делу N А29-12124/2015 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судьей Митиной О.П.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
третьи лица: Воркутинская общественная организация "Городской союз фотохудожников", (ИНН: 1103043255, ОГРН: 1081100000464),
муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр развития туризма" г. Воркуты (ИНН: 1103003622, ОГРН: 1111103002240)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - Истец, ООО УО "Центральное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Администрация), муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - ответчик, Управление) о взыскании задолженности в сумме 105 771,94 руб. за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 по договору N Центр-2013/17 от 01.07.2013.
Арбитражный суд Республики Коми на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты, о чем вынес определение от 28.12.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 иск удовлетворен: задолженность взыскана с Управления.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация указывает, что спорные помещения переданы по договорам аренды ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты, по условиям которого арендатор несет расходы по обслуживанию и содержанию общедомового имущества.
По условиям заключенного договора аренды (пункты 2.2.5 и 2.2.6) арендатор спорного помещения обязан заключить договоры возмездного оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с организацией, управляющей домом, в котором расположено спорное помещение.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 616 ГК и статьи 154, 156, 161 ЖК РФ, заявитель жалобы считает, что расходы на содержание и ремонт общего имущества должен нести арендатор указанного имущества.
Истец, Управление, Воркутинская общественная организация "Городской союз фотохудожников", муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр развития туризма" г. Воркуты отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. ул. Шахтерская Набережная, д. 14.
Неисполнение Администрацией, являющейся собственником части помещений спорного дома, обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 36, 37, 39, 154, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1.10 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденным решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90, Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МО ГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МО ГО "Воркута" (пункты 7.1, 7.2 Положения).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, Управление осуществляет функции Администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Таким образом, Управление является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (протокол N 3 от 27.06.2013) управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, осуществляет ООО УО "Центральное".
01.07.2013 между ООО УО "Центральное" (управляющей организацией) и собственниками помещений МКД заключен договор управления многоквартирным домом N Центр-2013/17, по условиям которого (пункт 1.1) управляющая организация по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе по оказанию услуг и выполнению работ по управлению МКД, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в порядке, установленном в разделе 4.1. договора.
Пунктом 4.1.1 договора установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества, размер платы за содержание и ремонт жилого и нежилого помещения приведены в Приложениях N N 11, 12 к договору (л.д. 30-33, т 1).
С учетом пункта 4.1.3 договора сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг подписанными управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы. Акт составляет управляющая организация. В случае не подписания акта уполномоченным лицом без обоснованных причин в течение 5 рабочих дней со дня его направления уполномоченному лицу, акт выполненных работ, оказанных услуг подписывается управляющей организацией в одностороннем порядке. В этом случае работы, услуги, удостоверенные односторонним актом, считаются принятыми.
Согласно Приложениям N N 11, 12 ежемесячная плата по управлению МКД за содержание и текущий ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 22,52 руб. (с НДС) за 1 кв. м площади помещений.
Материалами дела подтверждается, что объект недвижимого имущества (нежилое помещение) расположенный по адресу: Республика Коми г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, общей площадью 782,8 кв. м является муниципальной собственностью и входит в состав казны МО ГО "Воркута".
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сообщило об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о переходе прав на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, общей площадью 782,8 кв. м.
Письмом N 04.1-27/1256 от 30.11.2015 Воркутинское отделение филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное бюро технической инвентаризации" сообщило об отсутствии сведений о собственнике помещений, расположенных на цокольном этаже многоквартирного дома по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14.
Согласно Приложению N 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета.
Пунктом 2 Постановления N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Истец в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 осуществлял обслуживание спорного МКД и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества МКД, в том числе нежилого помещения, находящегося в собственности Ответчика, в связи с чем выставил Ответчику к оплате счета-фактуры:
- N 2014/07/0185 от 31.07.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/08/0190 от 31.08.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/09/0192 от 30.09.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/10/0207 от 31.10.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/11/0200 от 28.11.2014 на сумму 17 628,66 руб.,
- N 2014/12/0199 от 31.12.2014 на сумму 17 628,66 руб.
Счета-фактуры и акты выполненных работ направлены в адрес Ответчика сопроводительными письмами N 1-16/1113 от 11.07.2014, N 1-16/1448 от 14.08.2014, N 1-16/1818 от 23.09.2014, N 1-16/2348 от 23.10.14, N 1-16/2647 от 21.11.2014, N 1-16/2889 от 18.12.2014 и получены Администрацией, что подтверждается штампами входящей корреспонденции.
Кроме того, в адрес Ответчика направлены отчеты об оказанных услугах и выполненных работах, акты о приемке оказанных услуг и выполненных работ, что подтверждается сопроводительными письмами N 1-7/1428 от 18.08.2014, N 1-7/1777 от 18.09.2014, N 1-7/2288 от 21.10.2014, N 1-7/2564 от 14.11.2014, N 1-7 за ноябрь 2014, N 1-7/94 от 20.01.2015. Данные документы получены Управлением, что подтверждается штампами входящей корреспонденции.
В силу пункта 6.3.3 договора плата по договору вносится плательщиком до 30 числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых представителем управляющей организации по расчетам с потребителями и предъявляемых к оплате плательщика до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик оплату оказанных услуг и выполненных работ не произвел, в результате чего за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 образовалась задолженность в сумме 105 771,94 руб. (22,52 руб. х 782,8 кв. м) х 6 месяцев.
Претензией N 1-16/1896 от 19.08.2015 (получена Администрацией 27.08.2015) Истец предложил произвести оплату имеющейся задолженности, однако требования Истца были оставлены ответчиком без исполнения.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты сообщило, что сторонами договора управления МКД N Центр-2013/7 от 01.07.2013, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Шахтерская Набережная, д. 14, являются ООО УО "Центральное" и собственники помещений; МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты может принимать на себя оплату расходов на содержание и ремонт имущества за счет выделенных бюджетных средств только при наличии заключенного договора, одной стороной из которых он является. Кроме того, МБУ "Городской центр развития туризма" указало, что предложений от ООО УО "Центральное" о подписании договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД в адрес МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты не поступало, договор не заключался.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Истца стоимости услуг в размере 105 771,94 руб.
Довод Ответчика о том, что спорные помещения были переданы по договорам аренды третьим лицам, которые по условиям договоров обязаны заключить договоры по содержанию и ремонту общего имущества с управляющей организацией, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку в силу прямого указания закона (статьи 210, 249 ГК РФ, статья 158 ЖК РФ) собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества в доме, независимо от передачи помещения в аренду.
Собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества в доме.
Несостоятелен также довод Администрации о том, что решение суда вынесено о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (арендаторов), поскольку:
- выводов, возлагающих на указанных лиц каких-либо дополнительных обязанностей, в решении от 25.01.2016 не содержится,
- названные Ответчиком арендаторы были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. В связи с чем иные доводы, заявленные Ответчиком в отношении ВОО "Городской союз фотохудожников" и МБУ "Городской центр развития туризма" г. Воркуты апелляционный суд отклоняет.
Таким образом, Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2016 по делу N А29-12124/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)